Студопедия — Ребекка
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ребекка






КОГДА Ребекку направили в нашу клинику, ей уже исполнилосьдевятнадцать, но в некоторых отношениях она, по словам ее бабушки, быласовсем ребенком. Она не могла отпереть ключом дверь, путала направления итерялась в двух шагах от дома. То и дело она надевала что-нибудьшиворот-навыворот или задом наперед, но, даже заметив ошибку, не моглапереодеться. Неудачные попытки натянуть левую перчатку на правую руку иливтиснуть левую ногу в правую туфлю иногда отнимали у нее по нескольку часов.Бабушка считала, что Ребекка начисто лишена ощущения пространства. Онавыглядела неуклюжей, некоординированной: в истории болезни один из врачейокрестил ее 'косолапицей', другой сделал запись о 'двигательной дебильности'(интересно, что, когда она танцевала, вся ее неуклюжесть пропадала безследа). Внешность Ребекки носила характерные отпечатки того же врожденногорасстройства, которое было причи- 229 ной дефектов ее умственного развития: 'волчья пасть' добавляла к ееречи уродливый присвист; короткие толстые пальцы оканчивались плоскими,деформированными ногтями; прогрессирующая близорукость с дегенеративнымиизменениями сетчатки требовала очень сильных очков. Чувствуя себя всеобщимпосмешищем, Ребекка выросла болезненно робкой и замкнутой. И в то же время эта девушка была способна на сильные, даже страстныепривязанности. Она души не чаяла в бабушке, у которой росла с трех лет послесмерти родителей; ее тянуло к природе, и она проводила много счастливыхчасов в городском парке или ботаническом саду. Еще Ребекка очень любилакниги, хотя, несмотря на упорные попытки, так и не овладела грамотой ивынуждена была просить окружающих почитать ей вслух. Ее бабушка, сама любительница литературы и обладательница прекрасного, завораживающего внучкуголоса, говаривала: 'Хлебом ее не корми - дай послушать, как читают'. Ребекка чувствовала глубокую тягу не только к прозе, но и к поэзии,находя в ней духовную пищу и доступ к реальности. Природа была прекрасна, нонема, а девушка нуждалась в слове - ей хотелось, чтобы мир говорил.Словесные образы были ее стихией, и она не испытывала ни малейшихзатруднений с символикой и метафорами самых сложных поэтических произведений(это поразительно контрастировало с ее полной неспособностью к логике иусвоению инструкций). Язык чувства, конкретности, образа и символа составлялблизкий и на удивление доступный ей мир. Лишенная абстрактного иотвлеченного мышления, она любила и знала стихи и сама была хоть инеуклюжим, но трогательным и естественным поэтом. Ей легко давались метафорыи каламбуры, она способна была к довольно точным сравнениям, но все этовырывалось у нее непредсказуемо, в виде внезапных и почти невольныхпоэтических вспышек. Бабушка ее была верующей, и вместе они с тихой радостью выполнялииудейские обряды. Ребекка любила смотреть, как зажигают субботние свечи,любила благословения 230 и молитвы и охотно ходила в синагогу, где к ней относились нежно ибережно, как к младенцу Божьему, невинной душе, блаженной. Она целикомпогружалась в пение, молитвы и обряды еврейской службы. Все это было ейвполне доступно, несмотря на серьезные проблемы с внутренней организациейвремени и пространства и выраженные нарушения всех аспектов отвлеченногомышления: она не могла сосчитать сдачу и проделать простейшие вычисления, неумела ни читать, ни писать, и средний коэффициент ее умственного развитиябыл ниже 60 (стоит отметить, что с языковой частью тестов она справляласьгораздо лучше, чем с решением задач). Итак, Ребекка, которую часто с первого взгляда определяли как 'тупицу'и 'юродивую', владела неожиданным, удивительно трогательным поэтическимдаром. Нужно признать, что с виду она и в самом деле казалась редкостнымскопищем увечий и дефектов, и, приглядевшись, в ней можно было различитьобычные для таких больных разочарование и тревогу. Она сама признавала, чтобыла умственно неполноценной, сильно отставая от окружающих с их природныминавыками и способностями. Но стоило познакомиться с ней поближе, как всякоевпечатление ущербности исчезало. В душе у Ребекки царило ощущение глубокогоспокойствия, цельности и полноты бытия, чувство собственного достоинства иравенства со всеми окружающими. Другими словами, если на интеллектуальномуровне она ощущала себя инвалидом, то на духовном - нормальным, полноценнымчеловеком. При первой встрече мне сразу бросились в глаза ее физические недостатки- общая неуклюжесть, мешковатость, топорность. Она показалась мне злойпроделкой природы, жертвой болезни, все формы и симптомы которой я зналнаизусть: множество апраксий и агнозий, набор расстройств чувствительности идвижения, ограниченность абстрактного мышления и понятийного аппарата,сравнимая (по шкале Пиаже) с уровнем восьмилетнего ребенка. 'Вот бедняга, -думал я, - даже дар речи до- 231 стался ей как случайный подарок'. Вне языка - разрозненный набор высшихкорковых функций, схемы Пиаже - в самом плачевном состоянии. Наша следующая встреча - вне тесных стен кабинета, вне ситуации осмотраи обследования - оказалась совсем другой. Стоял замечательный апрельскийдень, и, улучив минуту перед началом работы, я прогуливался по садику рядомс клиникой. Ребекка сидела на скамейке и с явным наслаждением вглядывалась вапрельскую листву. В ее позе не было и следа неуклюжести, так поразившейменя накануне. Ее легкое платье и едва заметная улыбка на спокойном лицевдруг напомнили мне чеховских героинь - Ирину, Аню, Соню, Нину. Простаядевушка на фоне сада искренне радовалась весне. В этот момент я видел ее какчеловек, а не как невролог. Услышав мои шаги, она обернулась, улыбнулась мне и сделала широкий жеструкой, как будто говоря: 'Смотрите, как прекрасен мир!' Затем последоваласерия джексоновских восклицаний, нечто вроде странного поэтическогоизвержения: 'Весна... рождение... расцвет... движение... пробуждение кжизни... времена года... всему свое время...' Мне вспомнились строки изБиблии: 'Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться ивремя умирать; время насаждать и время...' В своей бессвязной поэтическойманере эта девушка, как библейский мудрец, описывала смену времен года,общее движение времени! 'Да это же недоразвитый Экклезиаст!' - мелькнуло уменя в голове, и в этой догадке два образа Ребекки - слабоумной пациентки ипоэта-символиста - слились в один. Она, конечно, провалила все тесты. Цель психологического иневрологического тестирования - не просто обнаружить изъяны, но разложитьчеловека на составляющие функций и дефицитов, и, как и следовало ожидать,такой подход не оставил от Ребекки камня на камне. Но вот сейчас, в этотвесенний день, каким-то чудом из разрозненных частей у меня на глазахсобралось гармоничное и уравновешенное существо. 232 Как могла она так безнадежно распадаться на части в однихобстоятельствах и сохранять цельность в других? Я отчетливо наблюдал двадиаметрально противоположных режима мышления, два способа внутреннейорганизации бытия. Один из них был связан с абстракциями и заключался враспознавании образов и решении задач; именно на него были нацелены всетесты, выявившие столь катастрофическую картину неполноценности. Но дело втом, что в этих тестах и не было места ничему, кроме дефектов Ребекки! Онине предполагали присутствия в ней позитивных сил, способности восприниматьреальность, мир природы и воображения как согласованное, постижимое,поэтическое целое. Тесты не позволяли даже заподозрить наличие у неевнутренней жизни, обладающей осмысленной структурой и чуждой простомурешению задач. В чем же заключалась основа ее цельности и уравновешенности? Ответ наэтот вопрос лежал в стороне от схем и абстракций. Я подумал о ее увлеченииисториями, повествовательными образами и построениями, и у меня возниклопредположение, что Ребекка - одновременно очаровательная девушка и умственнонеполноценная пациентка, недоразумение природы, - не имея доступа к схемам иабстракциям (в ее случае из-за врожденных дефектов этот режим мышленияпросто не работал), пользовалась для создания осмысленного мира неформальным, а художественным (повествовательным или драматическим) методом.Раздумывая над этой возможностью, я вспомнил, как Ребекка танцевала и кактанец упорядочивал ее случайные, неуклюжие движения. Она сидела передо мной на скамейке и созерцала не просто весеннийпейзаж, а священное таинство природы, и я осознал вдруг всю нелепость нашихтестов и методик, всю убогость наших медицинских заключений. Ониобнаруживают только недостатки, а не сильные стороны, и полагаются на задачии схемы там, где нужен язык музыки, беседы, игры - свободной и естественнойжизни. Догадавшись, что Ребекка остается полноценным и гармоничным существом вусловиях, позволяющих ей организовать себя художественно, я смог выйти зарамки 233 формального, механистического подхода и разглядеть скрытый в нейчеловеческий потенциал. Мне довелось узнать эту девушку в двух ипостасях: водной она была неизлечимым инвалидом, в другой - вся светилась надеждой ибудущим. По счастливой случайности, именно она одной из первых встретиласьмне в клинике, и то, что я разглядел в ней, определило мое отношение ко всемостальным подобным пациентам. Наши встречи продолжались, и каждый раз Ребекка казалась мне всеглубже. Это могло быть связано с тем, что она раскрывалась все полнее, но,возможно, я и сам начал относиться к ней по-другому, с большим вниманием иуважением. Душа ее не была безмятежна (глубокие натуры редко пребывают впокое), но почти всю оставшуюся часть года она провела вполне счастливо. Затем, в ноябре, умерла бабушка, и свет и радость апреля сменилисьтьмой и скорбью. Ребекка была потрясена, но держалась с замечательнымдостоинством. Эта стойкость, это новое духовное измерение добавили еще одинплан к светлой, лирической стороне ее души, так поразившей меня прежде. Я зашел к ней сразу же, как услышал печальную новость, и она, застывшаяот горя, приняла меня в своей маленькой комнатке опустевшего теперь дома. Ееречь снова напомнила мне джексоновское 'извержение', но на этот раз оносостояло из коротких, полных горечи и страдания восклицаний: - Зачем она ушла?! - выкрикнула Ребекка и добавила: - Я плачу не о ней,а о себе. - И потом, после паузы: - С бабулей все в порядке. Она в своемДолгом Доме. Долгий Дом! Был ли это ее собственный образ или подсознательный откликна слова Экклезиаста? - Мне так холодно, - продолжила она, вся съежившись, - но это неснаружи. Зима внутри. Холодная, как смерть. - И закончила: - Бабушка былачастью меня. Часть меня умерла вместе с ней. Это было настоящее горе, и Ребекка проявлялась в нем как полноценнаяличность, завершенная и трагичная, без намека на умственную отсталость. 234 Через полчаса к ней начали возвращаться тепло и жизнь, и, слегкаоттаяв, она сказала: - Сейчас зима. Я мертва, но знаю, что снова будет весна. Ребекка была права: целительная работа скорби протекала медленно, норана постепенно затягивалась. Очень помогла старая тетка, сестра умершейбабушки, теперь переехавшая к Ребекке. Помогала и синагога, религиознаяобщина, и прежде всего обряд шива и особое положение 'скорбящей'. Надеюсь,ей приносили какое-то облегчение откровенные беседы со мной. Наконец,помогали сны, которые она с живостью пересказывала. Сны эти в точностиследовали известным стадиям заживления душевной раны*. Так же четко, как апрельский образ чеховской героини, в память мневрезался ноябрьский день на унылом кладбище в Квинсе** и трагическая фигурамолодой женщины, читающей кадиш на могиле бабушки. Молитвы и библейскиеистории всегда привлекали Ребекку, согласуясь с радостной, поэтической,'блаженной' стороной ее жизни. Теперь же в похоронных молитвах, в 103-мпсалме и особенно в кадише, она нашла единственно правильные слова скорби иутешения. Между апрелем и ноябрем Ребекка, как и многие наши 'клиенты'(двусмысленное, но модное тогда наименование, считавшееся якобы менееунизительным, чем 'пациенты'), участвовала в разнообразных групповыхзанятиях и проходила курс трудотерапии. Это составляло часть нового, тожевходившего в моду движения 'за развитие познавательных способностей'. Длябольшинства пациентов, включая Ребекку, все это было совершенно бесполезно идаже вредно, так как мы только лишний раз ставили их лицом к лицу с теми жесамыми ограничениями, на которые они бессмысленно и мучительно наталкивалисьвсю жизнь. Мы обращаем слишком много внимания на дефекты наших пациентов и слишкоммало - на сохранившиеся способности; Ребекка первая указала мне на это. Ещераз * См. Петерс Л. Р. 'Роль снов в жизни умственно отсталых'. Ethos, 1983.С. 49-65. (Прим. автора) ** Район Нью-Йорка. 235 прибегнув к техническому жаргону, можно сказать, что нас слишком сильнозанимает 'дефектология' и слишком слабо - 'нарратология', забытая исовершенно необходимая наука о конкретном. Ребекка стала для меня живым примером существования двух диаметральнопротивоположных типов мышления - 'парадигматического' и'повествовательного'*. Оба они одинаково естественны и присущи сознанию, ноповествовательное мышление развивается раньше и обладает приоритетом вформировании души и личности. Маленькие дети любят истории и способныуловить их сложное содержание, в то время как восприятие формальныхконцепций им еще недоступно. Там, где абстрактная мысль бессильна, именноповествовательность дает ощущение мира - восприятие конкретной реальности вформе символа или рассказа. Ребенок понимает Библию раньше, чем Евклида, ине потому что Библия проще (скорее наоборот), а потому что она представленав образной и сказовой форме. В этом смысле права была бабушка, говоря, что Ребекка в своидевятнадцать была совсем ребенком. И все-таки Ребекка была не толькоребенком, но и взрослой девушкой. (Термин 'умственно отсталый' подразумеваетнедоразвитого ребенка; термин 'умственно неполноценный' - неполноценноговзрослого; в каждом из этих понятий содержится одновременно глубокая истинаи серьезная ошибка). У умственно неполноценных пациентов, имеющих, какРебекка, условия для личностного роста, могут ярко развиться эмоциональные ихудожественные способности. В Ребекке, к примеру, живо проявился поэтическийдар, в Хосе (см. главу 24) - врожденные живописные таланты. Абстрактные жеспособности таких пациентов, с самого детства выраженные очень слабо,развиваются медленно и мучительно и с возрастом могут достичь лишьопределенного, весьма низкого 'потолка'. Сама Ребекка хорошо осознавала этои смогла наглядно продемонстрировать при первой же нашей встрече, рассказаво том, * Терминология Брунера. (Прим. автора) 236 как вся неуклюжесть и стесненность ее движений, стоит зазвучать музыке,тут же сменяется грацией и свободой. Более того, я увидел это воочию,наблюдая, как в естественной обстановке общения с природой, в эстетическом идраматическом единстве весеннего дня она обретала целостность и свободудвижений. После смерти бабушки Ребекка удивила меня, придя с решительнымзаявлением: - Не нужно больше никаких групповых занятий. Они мне ничего не дают.Они не помогают мне быть собой. Высказав все это, она бросила взгляд на ковер в кабинете и сосвойственной ей поразительной способностью к метафоре и ярким образампояснила: - Я как живой ковер. Мне нужен узор, композиция. Без композиции ярассыпаюсь на части. Пока она говорила, я смотрел на ковер и думал о знаменитомшеррингтоновском образе человеческого мозга как 'волшебного ткача',плетущего изменчивые, ускользающие, но всегда осмысленные узоры. Я думал отом, можно ли соткать ковер без композиции и возможна ли композиция безковра (вспомним улыбку чеширского кота). Ребекке, 'живому ковру', необходимобыло и то и другое - потому, в частности, что, не имея внутренней формальнойструктуры (основы, переплетения нитей ~ 'ткани' ковра), она действительнонуждалась в композиции (художественном узоре), чтобы не рассыпаться начасти. - Мне нужен смысл, - продолжала она, - а в группах, в случайныхзанятиях смысла нет... На самом деле, - прибавила она мечтательно, - я люблютеатр. Вскоре нам удалось перевести Ребекку из ненавистной ей группы труда втеатральный кружок. Она была на седьмом небе от счастья, чувствовала себянамного лучше и вскоре достигла замечательных успехов. В каждой роли Ребеккапреображалась в свободную, уверенную в себе, грациозную женщину со своимстилем и характером. Театр стал ее жизнью. Теперь, увидев Ребекку на сцене,невозможно предположить, что имеешь дело с умственно неполноценнымчеловеком. 237







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 473. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия