Студопедия — Собачья радость
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Собачья радость






СТИВЕН Д., двадцати двух лет, студент-медик, наркоман (кокаин, PCP,амфетамины). Однажды ночью - яркий сон: он - собака в бесконечно богатом,'говорящем' мире запахов. ('Счастливый дух воды, отважный запах камня'). Проснувшись, обнаруживает себя именно в этом мире ('Словно все вокруг раньшебыло черно-белым - и вдруг стало цветным'). У него и в самом деле обострилось цветное зрение ('Десятки оттенковкоричневого там, где раньше был один. Мои книги в кожаных переплетах -каждая стала своего особого цвета, не спутаешь, а ведь были всеодинаковые'). Усилилось также образное восприятие и зрительная память('Никогда не умел рисовать, ничего не мог представить в уме. Теперь - словноволшебный фонарь в голове. Воображаемый объект проецирую на бумагу как наэкран и просто обрисовываю контуры. Вдруг научился делать точныеанатомические рисунки'). Но 204 главное - запахи, которые изменили весь мир ('Мне снилось, что ясобака, - обонятельный сон, - и я проснулся в пахучем, душистом мире. Вседругие чувства, пусть обостренные, ничто перед чутьем'). Он дрожал, почтивысунув язык; в нем проснулось странное чувство возвращения в полузабытый,давно оставленный мир*. - Я забежал в парфюмерную лавку, - продолжал он свой рассказ. - Никогдараньше запахов не различал, а тут мгновенно узнавал все. Каждый из нихуникален, в каждом - свой характер, своя история, целая вселенная. Оказалось, что он чуял всех своих знакомых: - В клинике я обнюхивал все по-собачьи, и стоило мне потянуть носомвоздух, как я не глядя узнавал два десятка пациентов, находившихся впомещении. У каждого - своя обонятельная физиономия, свое составленное иззапахов лицо, гораздо более живое, волнующее, дурманящее, чем обычныевидимые лица. Ему удавалось, как собаке, учуять даже эмоции - страх, удовлетворение,сексуальное возбуждение... Всякая улица, всякий магазин обладали своимароматом - по запахам он мог вслепую безошибочно ориентироваться вНью-Йорке. Его постоянно тянуло все трогать и обнюхивать ('Только на ощупь и нанюх вещи по-настоящему реальны'), но на людях приходилось сдерживаться.Эротические запахи кружили ему голову, но не более, чем все * Сходные состояния - странная сентиментальность, ностальгия,реминисценции и déjà vu, связанные с обонятельными галлюцинациями, -характерны для так называемых судорог крючковидного отростка, формыэпилепсии височной доли, впервые описанной Хьюлингсом Джексоном около веканазад. Состояния, возникающие при таких припадках, обычно ни на что непохожи, но иногда наблюдается общее усиление обоняния, гиперосмия.Крючковидный отросток, являющийся частью древнего 'обонятельного мозга',функционально связан со всей лимбической системой - сегодня ученые всебольше склоняются к мнению, что она играет ключевую роль в выработке ирегулировке эмоционального 'тона'. Возбуждение лимбической системы приводитк повышению эмоциональности и обострению чувств. Эта тема исчерпывающеподробно исследована Дэвидом Бэром (1979). (Прим. автора) 205 остальные - например, ароматы еды. Обонятельное наслаждение ощущалосьтак же остро, как и отвращение, однако не в удовольствиях было дело. Оноткрывал новую эстетику, новую систему ценностей, новый смысл. - Это был мир бесконечной конкретности, мир непосредственно данного, -продолжал он. - Я с головой погружался в океан реальности. Он всегда ценил в себе интеллект и был склонен к умозрительнымрассуждениям, - теперь же любая мысль и категория казались ему слишкомвычурными и надуманными по сравнению с неотразимой непосредственностьюощущений. Через три недели все внезапно прошло. Ушли запахи, все чувствавернулись к норме. Со смесью облегчения и горечи Стивен возвратился в старыйневзрачный мир выцветших переживаний, умозрений, абстракций. - Я опять такой, как раньше, - сказал он. - Это хорошо, конечно, ноесть ощущение огромной утраты. Теперь понятно, чем мы жертвуем во имяцивилизации, от чего нужно отказаться, чтобы стать человеком. И все-таки этодревнее, примитивное нам тоже необходимо. С тех пор прошло шестнадцать лет. Студенческие годы, наркотики - вдалеком прошлом. Ничего похожего на этот эпизод не повторилось. Д. сталпроцветающим врачом-терапевтом, живет и работает в Нью-Йорке. Мы друзья иколлеги. Он ни о чем не жалеет, но иногда с тоской вспоминает о случившемся. - Эти запахи, этот благоуханный край! - восклицает он. - Какие ароматы,какая могучая жизнь! Словно путешествие в другой мир, мир чистых восприятий,огромный, одушевленный, самодостаточный. Эх, если б только можно было времяот времени пробираться туда и снова превращаться в собаку! Фрейд неоднократно подчеркивал, что слабое обоняние человека являетсярезультатом роста и воспитания: когда ребенок начинает ходить и минуетпримитивный этап прегенитального сексуального развития, чутье подавляется.Это подтверждается тем, что особое, часто патологическое 206 усиление обоняния наблюдается иногда при парафилии*. фетишизме исходных извращениях и регрессиях**. Однако растормаживание, случившееся соСтивеном, было гораздо более общего типа. Оно, конечно, привело кперевозбуждению (скорее всего из-за вызванного наркотиками избытка дофаминав мозгу), но не имело особого отношения ни к сексуальности, ни к регрессии.Подобное чрезмерное усиление обоняния иногда наступает при других типахсвязанного с дофамином перевозбуждения - например, у некоторыхпостэнцефалитных пациентов на L-дофе и у больных с синдромом Туретта. Случай Стивена указывает, помимо прочего, на всеобщий характерторможения даже на самых элементарных уровнях восприятия. Согласно идеям итерминологии Хеда, для возникновения сложных неэмоциональных и абстрактных'эпикритических' способностей необходимо подавить способности'протопатические' - примитивные и связанные с восприятием эмоций. Необходимость в таком подавлении не следует ни сводить к чистофрейдовскому механизму, ни воспевать, как это делал Блейк. Скорее всего, какпредполагает Хед, нам нужно обуздать обоняние, просто чтобы быть людьми, ане собаками***. С другой стороны, случай Стивена и вместе с нимстихотворение Честертона**** 'Песня Квудля' наводят на мысль, что время отвремени неплохо все же побыть собакой: Греховным детям Евы, Им в жизни не учуять Счастливый дух воды, Отважный запах камня. * Парафилия - искажение направленности полового влечения и форм егореализации. ** Это подробно описано А. Бриллом в 1932 году и противопоставленообщей силе, яркости и глубине мира запахов у макросоматических животных(таких как собаки), 'дикарей' и детей. (Прим. автора) *** В журнале 'Listener' за 1970 год Джонатан Миллер критикует Хеда встатье, озаглавленной 'Собака под кожей' ('The Dog Beneath the Skin').(Прим. автора) *** * Гилберт Кийт Честертон (1874-1936) - английский писатель и поэт. 207







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия