НА ПРЕДЫДУЩИХ страницах мы подвергли серьезной критике понятиеневрологической функции и даже предприняли попытку радикально егопереопределить. В контексте противопоставления 'дефицитов' и 'избытков' нам,конечно, пришлось им воспользоваться, но ясно, что для адекватного пониманиявнутреннего опыта одного этого понятия недостаточно. В дополнение к немутребуются концепции совсем другого рода, связанные скорее с искусством, споэзией и живописью. Как, к примеру, передать сущность сна в терминологиифункций? Человек существует одновременно в двух смысловых вселенных. Однуможно назвать физической, другую - феноменальной. Первая несет в себеаспекты количества и формальной структуры, вторая - качества и целостностимира. У каждого из нас есть свой особый мир, свои внутренние ландшафты имаршруты, и для большинства они не требуют никаких точных неврологическихкоррелятов. 171 Обычно о жизни человека можно рассказать без всяких медицинскихподробностей (в лучшем случае они покажутся излишними, в худшем - нелепыми иоскорбительными). Мы считаем себя свободными личностями, и даже когда речьзаходит о том, что сдерживает нашу свободу, мы ссылаемся скорее на сложнуюсистему культурных и нравственных устоев, нежели на превратности нейронныхфункций и нервной системы. Так происходит в нормальных жизненныхобстоятельствах, однако время от времени человеческая жизнь оказываетсяглубоко затронута и преображена действием органического расстройства. В этомслучае рассказать историю человека, не упоминая о физиологии и неврологии,невозможно. Это справедливо в отношении всех описанных ниже пациентов. В первых двух частях книги мы столкнулись с явными патологиями -отчетливыми неврологическими избытками и дефицитами. В подобных случаях исами пациенты, и их родственники, и лечащие врачи рано или поздно понимают,что имеет место болезнь и что трансформация внутреннего мира больногосвязана с тяжелым и зачастую необратимым нарушением какой-либо нервнойфункции. В третьей части речь пойдет о другом - о воспоминаниях и измененияхвосприятия, о воображении и снах. Эти явления редко оказываются в полезрения неврологии, да и медицины вообще. Подобные 'наития', частопронзительно-яркие и проникнутые личностным содержанием, вместе со снамиобычно относят к области психического. Психологи считают их плодомбессознательной или пред-сознательной активности, мистически настроенные умывидят в них проявления духовного начала, медицинский же и неврологический ихаспект почти никогда не выходит на первый план. Эти явления труднорассматривать в качестве объективных 'симптомов', поскольку они наполненыдраматическим, повествовательным и личностным смыслом. В силу самой своейприроды наития чаще всего оказываются в ведении психоаналитиков иисповедников, принимаются за психотические состояния или объявляютсярелигиозными откровениями; к врачам 172 с ними приходят очень редко. Нам трудно допустить, что откровение можетотноситься к области медицины, - считается, что наличие органическойподоплеки его 'обесценивает' (это, разумеется, неверно, ибо оценки иценности не имеют ничего общего с этиологией). Все наития, описанные в этом разделе, имеют более или менее четкиефизиологические детерминанты*, что ни в коей мере не должно умалять ихпсихологического и духовного значения. Бог и вечная гармония открылисьДостоевскому в серии эпилептических припадков - отчего же вратами взапредельное не могут послужить другие органические расстройства? Эта частькниги в некотором смысле и есть исследование таких врат. Когда в 1880 году Хьюлингс Джексон работал с эпилептиками и описывал их'наития' и 'сновидные состояния', он использовал общий термин'реминисценции'. Вот что он писал: Я никогда не диагностирую эпилепсию исключительно на основаниипароксизмальной реминисценции без сопроводительных симптомов; подозрение наэпилепсию появляется, если это сверхпозитивное психическое состояниевозникает слишком часто... Ко мне ни разу не обращались за консультацией поповоду одних только реминисценций. В моей практике такие случаи встречались. Ко мне обращались люди снепроизвольными, 'пароксизмальными' реминисценциями в виде мелодий, видений,сцен и ощущения постороннего присутствия - причем не только при эпилепсии,но и при других, самых разнообразных органических расстройствах. Такиенаития или реминисценции нередки при мигренях (см. главу 20 - 'ВидениеХильдегарды'); описанное в 'Путешествии в Индию' (глава 17) ощущениевозвращения в прошлое связано с эпилепсией или токсикозом; симптомы изистории 'Наплыв ностальгии' (глава 16) - отчетливо токсической и хими- * Этот далеко не очевидный факт в каждом случае требовал тщательногоподтверждения. (Прим. автора) 173 ческой природы, так же как и необычный случай гиперосмии*, описанный ввосемнадцатой главе под названием 'Собачья радость'; ужасающую реминисценциюиз истории 'Убийство' (глава 19) вызвали либо эпилептическая активность вмозгу, либо растормаживание лобной доли. Темой настоящего раздела являетсяспособность образного мышления и памяти в условиях анормальной стимуляциивисочных долей и лимбической системы мозга приводить к разного рода'наитиям'. Изучая эти состояния, мы, возможно, узнаем нечто новое оцеребральном механизме видений и снов - о том, как мозг, который Шеррингтонназывал 'волшебным ткачом', сплетает для нас свои ковры-самолеты. * Гиперосмия - болезненное обострение обоняния при некоторыхзаболеваниях центральной нервной системы. 174