РЕЛИГИОЗНАЯ литература всех времен полна рассказов о 'видениях', вкоторых возвышенные, невыразимые словами переживания сопровождаются сияющимизрительными образами*. В подавляющем большинстве случаев нельзя точносказать, чем вызвано видение - истерическим или психотическим экстазом,действием наркотика или алкоголя, последствиями эпилепсии или мигрени.Уникальное исключение представляет случай Хильдегарды Бингенской(1098-1180), мистического склада монахини, необычайно одаренной литературнои интеллектуально. С раннего детства и вплоть до самой смерти ей непрерывноявлялись видения; она оставила выразительные описания своего мистическогоопыта, а также многочисленные рисунки. До нас дошли * Вильям Джеймс называет это явление псевдофотоэстезией (photism). (Прим. автора) 216 два ее рукописных сборника - 'Scivias' ('Познай пути Господни') и'Liber divinorum operum' ('Книга Господних трудов'). 'Видение Града Господня'. Из рукописи, озаглавленной 'Scivias', написанной в Бингене около 1180года. Изображение представляет собой составную реконструкцию, сделанную наоснове нескольких вызванных мигренью видений. Детальный анализ описаний и рисунков Хильдегарды не оставляет сомненийотносительно природы ее видений: они связаны с мигренью и иллюстрируютразличные типы зрительной ауры, о которых я упоминал вначале. В вышедшем в1958 году подробном исследовании о Хильдегарде Сингер перечисляет ихнаиболее характерные черты: Во всех видениях выделяется светящаяся точка или группа точек. Точкимерцают и движутся, обычно волнообразно, и чаще всего воспринимаются какзвезды или горящие глаза (рис. Б). В достаточно большом числе случаевцентральный источник света, более яркий, нежели все остальные, окруженколеблющимися концентрическими кругами (рис. А); часто появляются отчетливыеобразы крепост- 217 ных стен - иногда они как бы высвечиваются на фоне окрашенных участковзрительного поля, исходя из центральной области (рис. В и Г). Зачастую светсоздает ощущение работы, кипения, брожения - это описывают и многие другиемистики... Разновидности вызываемых мигренью галлюцинаций, возникавших в виденияхХильдегарды. На рис. А фон составляют мерцающие звезды среди волнообразныхконцентрических кругов. На рис. Б дождь из сверкающих звезд (фосфены)гаснет, пройдя через все поле зрения, - положительная и отрицательнаяскотомы следуют одна за другой. На рис. В и Г Хильдегарда изображаеттипичные для мигреней линии крепостных стен, исходящие из центральной точки;в оригинале рукописи точка эта цветная и ярко блестит. 218 Сама Хильдегарда пишет: Видения являлись мне не во сне, не в мечтах, не в безумии, не скрытно итайно; они представлялись не глазам тела, не ушам плоти. Будучи в здравомуме и твердой памяти, я созерцала их духовным взором, слышала внутреннимслухом; они сотворились открыто и явно, по воле Божией. Одно из таких видений - падающие в океан и гаснущие там звезды (рис. Б) - означает для Хильдегарды 'падение Ангелов': Я узрела огромную звезду, сияющую и бесконечно прекрасную, и вокруг неемножество падающих звезд; все вместе они двигались на юг... И вдруг всезвезды исчезли, сгорели дотла, обратились в черные угли... растворились вбездне и стали невидимы. Такова аллегорическая интерпретация Хильдегарды. Наша буквальнаяинтерпретация заключается в том, что через ее зрительное поле прошел дождьфосфенов (световых пятен), закончившийся отрицательной скотомой (слепойзоной). Видения крепостных стен - 'Zelus Dei' (рис. В) и 'Sedens Lucidus' (рис.Г) - несколько иного рода. Фигуры образованы линиями, исходящими из сияющейточки, в оригинале цветной и ярко блестящей. Эти два фрагмента объединяютсяв составную картину (первый рисунок), которую Хильдегарда толкует как одноиз строений Града Господня. Все ауры Хильдегарды сопровождаются душевным восторгом, причемэмоциональный подъем максимален в тех редких случаях, когда на фоне свечениявозникает вторая область света: Зримый мною свет не протяжен в пространстве. Нельзя установить ни егодлины, ни ширины, ни вышины, и все же он сияет ярче солнца. Я называю его'облаком живого света'. И как солнце, луна и звезды отражаются в воде, таквсе писания, слова, добродетели и труды человеческие светятся в нем предомной... 219 Иногда внутри этого света я узреваю еще один и именую его ЖивымСветом... И когда я смотрю на него, все скорби и страдания уходят из памяти,и я уже не старая женщина, а вновь простая девица. Восторг и сияние, наделенные глубоким теологическим и философскимсмыслом, сыграли в жизни Хильдегарды решающую роль, направив ее по путисвятости и мистицизма. Здесь мы встречаемся с ярким примером того, какфизиологический процесс, столь заурядный, бессмысленный или страшный дляподавляющего большинства, в особенном, избранном сознании может статьосновой откровения. Хильдегарду можно сравнить разве что с Достоевским,который также приписывал глубочайшее значение своим эпилептическим аурам: Есть секунды, их всего зараз приходит пять или шесть, и вы вдругчувствуете присутствие вечной гармонии, совершенно достигнутой. <...>Всего страшнее, что так ужасно ясно и такая радость. Если более пяти секунд - то душа не выдержит и должна исчезнуть. В эти пять секунд я проживаю жизньи за них отдам всю мою жизнь, потому что стоит *. * Слова Кириллова из третьей части 'Бесов'. 220 221