Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика русского романтизма. Стих-е Васил. Андреев. Жуковского (1783-1852) «Невыразимое» как манифест рус. ром-ма.




Романтизм-европ. и рус. лит-ра кон18в. - перв четр19 в.Тенденция к самосознанию и самопознанию, рефлексии. Мотив бегства от общества и цивилизации и единения с природой. Интерес к фольклору. Возрастает роль философии и лит-ры в культуре. Жанр романтической («байронической») поэмы.По Гуковскому:Рус. романтизм отличался от западного тем, что он не был реакцией на крушение надежд после революции. Но у рус. интеллигенции тоже политич. и соц. идеи=>тоже послереволюционные настроения. Однако Россия еще и идет к революционному подъему (восстание декабристов), в умах надежда на освобождение и проч. Поэтому русс.романтизм, более оптимистичен, активен, чем западный, в 1800—1820-е нет безнадежного трагизма; решительно реакционных, до конца упадочнических реставрационных тенденций, той политической программной идеализации средневековья, которые определяют некоторые из проявлений западного романтизма — и немецкого, и даже английского, и французского. А вот после крушения 14 декабря в рус. ром-ме и новый байронизм, и «мировая скорбь». Но этот вторичный романтизм в России был явлением исторически эфемерным, переходным. Уже романтизм тридцатых годов в творчестве Лермонтова и Гоголя, распадаясь, породил реализм, как это еще раньше произошло в творчестве Пушкина. Жуковский убирает границу между автором и читателем в лирике, вносит личные переживания и жизненные впечатления. Иллюстрация принципа-строчка из стихотворения 1824г. «…Жизнь и поэзия – одно…».(Воплощение принципа: не смог жениться на любимой =>его любовная лирика трагична, мысль о невозможности земного счастья). А до него в поэзии – только то, что традиционно признавалось общезначимым, потому что «частное» считалось неинтересным для всех. Его элегия «Сельское кладбище» (перевод с англ. Грея)-для рус.лит-ры начало личностной лирики. «Невыразимое»-яркий пример романтического произведения, манифест рус. романтизма: 1)Это законченное стихотворение(«четко построенное, имеющее явное начало и эффектную концовку»), но названо отрывком, потому что «поток душевной жизни не имеет начал и концов…и попытка уловить мгновение этого единства-лишь отрывок того, что нельзя разорвать» (Г.А.Гуковский). («Хотим прекрасное в полете удержать»). Романтизму присуща фрагментарность, которая позволяет сосредоточиться на отдельных моментах, на событиях внутренней жизни.2) Воспевание природы и невозможность внешними средствами, словами, выразить внутреннее. Природа «рассыпала повсюду красоту/ И разновидное с единством согласила!». Но ее красоту передать нельзя: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..» «Ненареченному хотим названье дать -/И обессиленно безмолвствует искусство?». Поэт передает не внешнюю красоту природы, а внутреннюю. Картина мира превращается в «пейзаж души»(слова Жуковского). 3)Эмоциональность романтиков,в которой «тонет» объективное: Вечер-это не просто время суток, а «величественный час/вечернего земли преображенья». Величественно и переживание вечера. То есть «вечер» звучит в почти религиозном контексте. 4) Мотив обращения к прошлому: «О милом радостном и скорбном старины…»Жуковский-незаконорожденный сын помещика Бунина. Усыновлен бедным помещиком Жуковским. =>двойственность положения в обществе. Учился в Московском Университетском пансионе. Был знаком с Карамзиным, Дмитриевым

 

3.2Идейное своеобразие повести А.С. Пушкина(1799-1837) «Капитанская дочка». Тема народного бунта. Тема власти. Тема «милости». Система образов. «Борис Годунов» как историко-политическая трагедия. Темы власти и самозванства в «Борисе Годунове». Образ народа в трагедии.

«Капит. дочка»(1836)-продолжение жанра историч. романа Вальтера Скотта(1771-1831англ.поэт). У В.Скотта и АС: история-неминуемый фон жизни людей.Историческая катастрофа формирует личность героя. Герой становится учатсником военных событий. И человеч. отношения становятся для него не менее важны, чем сословные. Идеология=ценна каждая человеческая жизнь. Важна возможность понимания между людьми, которых история и общество делает врагами (Гринев и Пугачев). Но повесть вышла за рамки жанра историч. романа: это и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман-притча(развернувшийся из эпиграфа «Береги честь смолоду» смысл).Капит дочка=события Крестьянской войны 1773—1775 годов (предводитель Емельян Пугачёв). Тема бунта-для АС была актуальна(1830 г-страшные бунты в России из-за эпидемии холеры: народ считал, что врачи виноваты). АС работал в архивах. Параллельно написал и «Историю Пугачевского бунта». Описывая враждующих, Пушкин уравнивает их, показывает, что все одинаково виноваты. Жестокость восставших объясняется жестокостью государства. (Добродушный капитан Миронов собирается пытать пленного старика-башкирца, но у того уже вырван язык по приговору суда). Военному совету Пугачева соответствует военный совет в Оренбурге.Пугачев хочет незаконно захватить власть, представляясь покойным мужем Екатерины, которая сама незаконно захватила власть, свергнув мужа-Петра 3-го в 1762г. Тема милости-Екатерина прощает Гринева и Пугачев его милует. Это царское право миловать-вопреки предосторожностям воен.времени и законам. Тема властипредставлена и бесчеловечной природой крепостничества (=социальным конфликтом).Однако глава о крестьянском бунте в имении Гриневых все же не вошла в окончательный текст романа. Соц. мир возможен (отношения Гринева и Савельича, который обращается с Петрушей как с ребенком, а Петруша просит прощения за то, что назвал его слугой). В романе бунтуют казаки и беглые солдаты. Хотя в «Истории…»АС не умалчивает о присоединившихся к ним крестьянах.Незаконная власть боится быть свергнутой: Пугачев не уверен в своей шайке, а Екатерину подстерегают бунты.Система образов:центральный=Пугачев( с ним связаны размышления об истории, соотношении жизни человека и народной). С ним сопоставлена Екатерина.Он сравнивается с отцом Гринева(Андреем Петровичем), и становится «вожатым» Петра.Гринев сопоставляется с ним (казнь Пугачева и несостоявшаяся казнь Гринева). Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов тоже противопоставляется ему. Женские образы: Маша, ее мать Василиса Егоровна. «Борис Годунов»-(1825)-первое обращение АС к проблеме судьбы человека в истории. Он ориентировался при написании на исторические хроники Шекспира. В «Б.Г.» основной конфликт характеров и группировок, борющихся за власть(БГ и Гришка Отрепьев). Еще конфликт власти и народа: власть хочет управлять народным мнением. Поведение народа неоднозначно: легковерен(доверяет самозванцу, идет за ним) и неблагодарен(Борис:«Они любить умеют только мертвых»), но у него есть устойчивые представления о добре и зле. В конце (после убийства детей Годунова) народ «безмолвствует»-это роковое молчание предвещает новые смуты. Тема власти и самозванствасопряжена с внутренним конфликтом (он вообще-обязательная черта трагедии).Трагич. герой совершает преступление и расплачивается за него, но на это тпреступление его толкнули непреодолимые обстоятельства (БГ заботился о государственной пользе). => понятие трагической вины: можно ли пойти на преступление ради общественного блага.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 410. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия