Билет 2. Вопрос 1. Романтизм как литературное направление. Исторические и философские основы романа.
Романтизм – течение в европейской и американской литературе и искусстве конца 18 – первой половины 19 века. В Западной Европе появился как результат разочарования в идеях Просвещения. Кризис в Европе, неудовлетворённость результатами Великой французской революции послужили причиной его возникновения. В 18 веке романтическим называли фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в действительности.
Основная идея романтизма – добро не может существовать без зла, так как борьба добра со злом составляет основу всего живого. Романтиков интересуют взаимоотношения между людьми, между человеком и обществом, между человеком и искусством, внутренний мир человека.
Главная задача писателя – раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет человек, показать диалектику его души. Романтический герой несет на себе печать своего времени. Романтический герой может разорвать исторические и социальные связи, противопоставить себя обществу и тем самым оказать решающее влияние на жизнь общества.
Романтический герой показан в развитии (изображение диалектики его души). Он противопоставлен обществу (в этом основа романтического индивидуализма). Романтический герой, как правило, одинок (вспоминаем Лермонтова), часто находится в пути; это сильная личность; человек, одержимый какой-либо страстью. Романтический герой показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях. Может быть и положительным, и отрицательным. Черты романтизма: - идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный мир фантазии героя, его духовный мир - недостижимость идеального мира - идеализация мира природы (романтический пейзаж), искусства - преобразовать мир может искусство - тема борьбы, бунта (часто против законов общества) - отражение действительности в ее типических проявлениях (то есть в единичных фактах отражается общее) - ценность человеческой личности заключается в способности разглядеть душу человека, вещи, понять, что именно душа является главным - частое несоответствие внешней формы внутренней сущности героя - принцип исторического романтизма: обращение к прошлому с целью понять настоящее
Главный враг романтиков – обыватель, считающий материальное благополучие смыслом существования. Основные жанры: роман (эпос), поэма (лиро-эпический жанр), драма (драма) В России появился после Отечественной войны 1812 года. Особенности русского романтизма: - особое внимание к понятию чести - уважение к предкам - ответственность человека перед государством, страной - анализ влияния денег на жизнь человека Представители русского романтизма: Жуковский В.А. (баллады), Лермонтов М.Ю. («Герой нашего времени», «Мцыри», лирика), Пушкин А.С. (на определенном этапе своего творчества), Тютчев. Дельвиг, Баратынский, Одоевский.
2.2. Проза А.С. Пушкина. Повести Белкина. Сюжетные парадоксы. Тема литературы и литературности. Пушкин (1799-1837). С кон.1820-х гг. переходит от лирике к прозе (в т.ч. редактор «Литературной газеты», издавал журн.«Современник»). Проза А.С. вообще: незаконч. роман Арап Петра Великого, Капитанская дочка (1836), Дубровский (1833),Пиковая дама (1834) и др. Болдинской осенью (1830)-1-е законч. прозаич. произвед-е: цикл «Повести Белкина покойного Ивана Петровича Белкина». Тогда же закончен «Евгений Онегин»(+в 1831 г. письмо Онегина дописано). Повести Белкина= предисловие « От издателя»+5 повестей(«Выстрел»,«Метель», «Гробовщик»,«Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). Эпиграф к циклу из «Недоросля» Фонвизина. И.П. Белкин — помещик,выдуман Пушкиным. Его краткая биография в предисловии. Повести слышал от реальн. людей, имена выдумывал.Он и «автор» хроники «История села Горюхина». Текст цикла пронизан темой литературы и литературности: постоянные отсылки к рус. и мировой лит-ре (цитаты, аллюзии, пародирование). «Выстрел»- сюжет прерванной дуэли. Но АС отходит от романтической схемы(Сильвио не беспощаден, он не убивает графа). «Метель»- в основе чувствительный сюжет(трагич.любовь с препятствиями). Эпиграф из «Светланы» Жуковского. «Гробовщик». Эпиграф из стих-я Державина «Водопад». Сюжет: гробовщик Андриян Прохоров переселяется в новый дом. Упоминается Шекспир, который рисовал гробовщиков веселыми. Но тут гробовщик угрюм. Его зовут на праздник, там тост- пьют за здоровье своих клиентов. Он обижается, спьяну «приглашает» мертвецов-клиентов к себе. А они ночью приходят. Потом оказывается, что это сон.По сюжету вспоминается трагедия в стихах Пушкина «Каменный гость»(Дон Гуан приглашает убитого им командора де Сольва. Тот приходит, от рукопожатия Дон-Гуан умирает) и комедия Мольера «Жон-Жуан».«Станционный смотритель».Сюжет: у станц. смотрителя Самсона Вырина увозит гусар (ротмистр Минский) дочку Дуню в С-Пб. Смотритель за ней.Минский дает денег и выгоняет. Сюжет сентиментальной повести об обольщении (ср. Бомарше, Лессинга, Шиллера, «Бедная Лиза») предполагает аристократа-злодея и девушку-жертву. Отец отстаивает семейные ценности. А девушка-право на любовь. АС ломает шаблоны характеров и сюжетных ситуаций, у него-реализм (Вырин колеблется, выбросить деньги Минского или нет. Нет сентиментальной развязки с торжеством семейных устоев. Вырин умирает не от горя, а от пьянства.). Минский — не злодей-соблазнитель, а обыкновенный повеса-гусар. Дуня-не жертва. Не ситуация обольщения, а простое чувство взаимного увлечения и любви. В «Станционном смотрителе» эпиграф «Коллежский регистратор,Почтовой станции диктатор...» из стихотворения Вяземского "Станция". И упоминается баллада Дмитриева (1760-1838) «Отставной вахмистр» (бедный дворянин вернулся в поместое, и узнал от слуги Терентьича, что жена дворянина была арестована и выслана). Сюжет «Барышни-крестьянки» -это пародия на литературн. шаблон повествовательной лит-ры 18-19 вв.(Дворянин влюбляется в крестьянку, хочет жениться, говорит о равенстве, раскрывается тайна рождения-она дворянка, все счастливы). АС переделывает, вместо нравоучений комедия маскарадной интриги:Лизавета Ивановна переодевается крестьянкой, называется Акулиной. В этом образе ее видит и в нее влюбляется дворянин Алексей. Он учит ее читать на примере повести Карамзина «Наталья, боярская дочь». Сюжет близок комедии Мариво «Игра любви и случая»(там героиня переодевается служанкой, чтоб понять, хороший ли у нее жених). Эпиграф из повести в стихах Богдановича «Душенька»: Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.
|