Своеобразие творчества В.А.Жуковского. Романтическое двоемирие в поэзии Жуковского. Философия поэтического откровения («Лалла Рук»).
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) Ж. писал о своем раннем творчестве: …для меня в то время было: Жизнь и поэзия – одно. Глубоко личный хар-р носит не только его ранняя поэзия, но вообще все его творчество. Род. в Тульск. губернии. Сын богатого помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи. Положение «незаконного» сына болезненно отражалось на душ. состоянии мальчика. До 8 лет воспитывался у отца, потом у его замужней дочери. Образование: благородный пансион (Москва, Тверская улица, там же учился и Лермонтов). Ж. печатается в периодических изданиях, выходивших при пансионе (он пробовал силы в жанрах философ. оды и прозаических рассуждений и морали). Сблизился с Тургеневыми- там читали страдания юного Вертера-увлечение немецкой литературой. Дружба с Андреем Тургеневым, вместе с ним участие в Дружеском литературном обществе =˃ формирование у Ж. его литературных взглядов в новом, романтич. направлении. Сближение с Карамзиным, который становится авторитетом для Ж. и влияет на него. Ж. выступает как поэт-сентименталист, но отдающий дань классицизму. Стихотворение «Майское утро», мысли о том, что жизнь полна страданий, а счастье ждет человека в могиле. В том же духе стих-я «Мысли при гробнице», «Мысли на кладбище», влияние Томаса Грея (представитель англ. сентиментальной и предромантической поэзии). Ж. делает вольный перевод Томаса Грея, «Сельское кладбище». Элегии (о грусти) Вечер (воспоминания в круге друзей, которые теперь идут каждый «своею тропою», меланхолия, в конце элегии – снова мысль о близкой смерти), Море; баллады Людмила, Светлана, Лесной царь. 1808-1812 гг. - Переход от сентиментализма к романтизму. В эти годы у творчестве Ж. вырисовывается субъективный, романтич. мир, возникший в его воображении как противопоставление печальной действительности. Ж. порвал с абстрактно-обобщенным изображением чувств и эмоций человека (что было свойственно классицизму). Ж. не описывает чувство вообще, а раскрывает св. чувство. Научил рус. поэтов выражать душевн. состояние конкретно, рисовать человеч. чувства и желания в их оттенках, сложности и противоречивости. Обостренное художественное внимание к человеч. психологии. Экспрессивность стиля, стремление внушить читателю чувство. Романтич. двоемирие связано с элегией «Море» (1822), считается сентиментальным произведением. Возникает мотив двух миров. 1 из них - земной, греховный, низкий, а второй - возвышенный, небесный. Идеальный мир - небо и стремящийся к нему – море (как и душа поэту, тоже стремящаяся к идеалу). Небо отражается в воде, и мы видим другой, неземной – небесный мир. Море и есть отражение того второго, лучшего мира (неба). Но вот возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу: «Лалла Рук» 1821- написано. Лирическому герою мимолетно снится прекрасная девушка в паранже- а потом исчезает. Поводом для написания этого стихотворения явился праздник в Берлине, устроенный Фридрихом (Прусский король) тк приехала его дочь Александра Федоровна и зять – будущий Николай 1. Она на празднике в сценке исполняла роль индийской принцессы Лаллы Рук (заимствованы из поэмы Томаса Мура «Лалла Рук»). Лалла Рук - символ поэзии, поэтического вдохновения (так же мимолетна и прекрасна). Неопубликованное примечание Жуковского: «Прекрасное существует, но его нет, ибо оно является нам минутами, только для того единственно…чтобы оживить нас, возвысить нашу душу – но его ни удержать, ни постигнуть мы не можем». Это доказательство бессмертия. От того, что наше «вдохновение», Лалла Рук - мимолетно.
2. «Борис Годунов» как историко-политическая трагедия. Тема власти и самозванства в «Борисе Годунове». Образ народа в трагедии. Пушкин Александр Сергеевич В 19 в. повышается интерес к истории, растет популярность худож.-истор. жанров. Пушкин первым ввел «историческое направление» в руслит. Создает драматич. художественно-историческое произведение - «Б.Г.» Писал 7 лет. Принципы: полная творч. свобода, отказ от «закостеневших правил» и форм, правдивое изложение истории. Оч. много действ. лиц (примерно 60), нет гл. героя (хоть и названа трагедия именем царя Бориса, он – лишь в 6 сценах из 23, самозванец тоже не гл. герой). Один из важнейших героев – народ! А вообще гл. действ. лицо – коллективный герой, Русь конца 16-начала 17вв. (представители практически всех слоев общества). В основе сюжета Смутное время. Пушкин освятил трагедию Карамзину – эти события описаны в 10м и 11м томах «Истории государства Российского». Пушкин точно принимает (несмотря на сомнения Карамзина) причастность Бориса Годунова к убийству царевича Дмитрия в Угличе (16 век). ВЛАСТЬ. Основная тема, поднимаемая в трагедии, — власть и человек. Пушкин дает абсолютно четкое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло. Бориса Годунова утвердил народ – но не может насладиться спокойствием: «жалок тот, в ком совесть нечиста». Появляется Лдежмитрий (беглый молодой монах Григорий Отрепьев), кот-й ради захвата власти просит помощи у поляков, между делом влюбляется в Марину Мнишек, дочь польского воеводы, и сам приводит польских панов в Москву. При появлении самозванца Лжедмитрия Борис Годунов потрясен: что же такое власть законная, выбранная народом, одобренная церквью, если мертвые могут из гроба восставать и допрашивать царя? Лжедмитрий внушает народу, что именно он – выживший церевич Дмитрий, ведет за собой людей свергать Бориса. Царство Бориса кровью началось, кровью длилось, кровью закончилось. Б. внезапно умирает, его дети убиты. НАРОД. народ-творец истории, истинная основа государства. Без народа власть бессильна. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Пушкин считает главной причиной свержения Бориса с престола его разногласия с народом,недовольство народных масс его злоупотреблением властью. И тогда народ обеспечил победу Самозванцу.
|