Баллады Жуковского
Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии. Он познакомил читателей с самыми выдающимися образцами этого жанра в европ.культуре: «Кассандра» Шиллера, «Лесной царь» Гете и т.д. Одновременно он создал нац.форму баллады (фантастич.событий, драматизир.сюжет, моралистич.итог). В основе эстетики баллады - представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется в образах привидений, мертвецов, кот.оживают в гробах и т.д. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, ночной лес. Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, нарочито запутанные проблемы романтической этики (справедливость, возмездие) – основные слагаемые нового худ.мира, открывшегося рус.читателю в балладах Жуковского. Жизнь как постоянное противостояние судьбе, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной человеку силы рока – этико-философ.проблематика баллад. Основа балладного сюжета – преодоление человеком преграды между посюсторонним и потусторонним миром. Для выражения романтич.переживаний Ж-й искал образы и сюжеты, относящиеся к эпохе средневековья, когда вера в потустороннее и фантастич. еще господствовала в обществ.идеологии. Это были сюжеты народных поверий, в к-рых христианская вера в бога и дьявола соединялась с отголосками языческих представлений («Людмила», «Светлана), церковно-книжные и рыцарские легенды («Эолова арфа»). Подобно лирике, баллады Ж. отличаются художественной оригинальностью и законченностью формы. Для них характерна психологич. утончённость образов, эмоциональная выразительность языка и ритма. «Светлана» (1813г.) явл. попыткой Ж-го создать самостоят.произв-е, опирающееся в сюжете на нац.обычаи народа. Ж-й использовал древ.поверье о гаданиях крестьян.девушек в ночь перед Крещением. Девушки бросают за ворота башмачок, и чей из них будет поднят первым прохожим, та и выйдет первой замуж. Вопрос о суженом был очень важным для девушки в прошлом, т.к. един.путь к перемене жизни – замужество. Светлана грустит из-за длит.разлуки с женихом, в полночь гадает о его судьбе, хочет узнать, когда он к ней вернется. Ей кажется, что приезжает жених и увозит ее с собой. Когда они проезжают мимо церкви, С-а видит, что там – отпевание. Затем жених пропадает, а в отдаленной хижине она видит гроб, из кот.встает возлюбленный-мертвец (хар-й для баллад ход – встреча с миром мертвых). Автор нагнетает атмосферу страха. «Белый голубочек» защищает ее от мертвеца, а потом героиня просыпается. Жених возвращается к ней живым. Концовка идеализирует ситуацию, т.к. получается. Что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья – только во сне. Это подкрепляется итогот («Здесь несчастье – лживый сон: / Счастье – пробужденье»). В отл. от Людмилы, кот. «жизнь кляла», С-а молит ангела-утешителя утолить ее печаль, ее просьбы сразу услышаны. Противоречат баллад.традиции отказ от фантастики (конец), шутливо-счастливая концовка, введение реал.мотивировок. «Людмила» (1808) явл.вольным переводом баллады нем.поэта Бюргера «Ленора». В основе - религиозные представления, вера в чудесное спасение и погибель души. Невеста ждет возвращения с войны жениха, но обнаруж., что его нет среди вернувшихся, и ропщет на судьбу (жизнь ей больше не мила). Тогда в полночь появ.призрак жениха и увозит ее с собой в могилу. Протест Л-ы вызывает усугубление кары, чел-к становится рабом судьбы. К тьме (в Ад) Людмилу ведет непокорность, противопоставление себя Создателю. Людмила сама выбирает себе путь: “Расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить”. Смерть Людмилы - не божественное наказание за ропот, а результат исполнения ее желания (рай – там, где любимый). Глав.составляющие ром.взгяда на мир – расширение границ обыденного, тяга к неизведанному. «Эолова арфа» (напечат.в1815). Томная мечтательность души, улетающей от земных дел в сферу высших томлений — тональность, тема и содержание баллады «Эолова арфа». Минвана(в ней царская кровь) узнала (при помощи волшебного предмета - звуков арфы, которую ее возлюбленный Арминий-певец оставил на дереве) о его смерти. Пейзаж - такой же, как в элегиях, — пейзаж души, а не природы. Бедный певец Арминий, полюбивший царскую дочь Минвану, понимает, что ему доступна только тайная радость, скрытая от взоров людей. Духовная близость торжествует над социальным неравенством. Но это возможно только в мире романтической мечты. Любовь бедного певца к царской дочери перестала быть тайной, и преступник был наказан изгнанием. Колебания струн под действием ветра ассоциируются с движениями человеческой души, внезапное звучание эоловой арфы среди тишины – это послание друга или любимого, которого уже нет, а сама арфа выступает посредником между земным и потусторонним миром. Антастическая обстановка, характерная для баллады: На темные своды Багряным щитом покатилась луна; От замка великаны теней "Легли... по гладким водам." Атмосфера тайны - певец предчувствует расставание. Минвана тревожна тоже. Билет 5 вопрос 2: «Медный всадник» А.С. Пушкина. Образы Петра и Евгения. Мифологический уровень в поэме. «МВ» (1833) – худ.итог его размышлений о личности Петра1. Две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «маленького» человека. Пушкин осмысляет глубинное противоречие между отдельной личностью и самодержавной властью. В контексте данной проблемы Пушкин вскрывает историческую противоречивость деятельности Петра. С одной стороны, эта деятельность возвысила Российское государство. С др.стороны, она привела к страданиям «маленького человека». С одной стороны, Пушкин прославляет деяния Петра, восхищается прекрасным городом на Неве, с др.- глубоко сочувствует «мал.чел-у». Автор не может оправдать те жертвы, которые «мал.чел.» вынужден приносить самодержавной власти. Поэма включает в себя вступление и две части. Написана 4-стопным ямбом. Во вступлении автор осмысляет историческое значение деятельности Петра I для России, оно откр-ся образом Петра. Царь погружен в великие думы. Петр у Пушкина – деятель, кот.угадывает потенциальные силы нации и направляет их на решение грандиозных задач. Евгений происходит из знатного дворянского рода. Но во время, к кот.относ-ся повествование в поэме, об этом уже никто не помнит. Поэт объясняет, почему именно это имя он выбрал для своего героя («…оно / Звучит приятно; с ним давно / Мое перо к тому же дружно). Евг-й – типичный мелкий чиновник, «мал.чел.». Именно к Пушкину восходит галерея «мал.людей» в русской литературе (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»). Позже в рус.лит-ру войдут герои Гоголя (Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели»), писателей «натуральной школы», Достоевского. Герой – бедный чиновник, и это не случайно: Реформы Петра превратили Россию в чиновное гос-во, они породили соц.тип, кот.впоследствии получил назв-е «мал.чел-ка». Возлюбленная Евгения - простая девушка Параша. В стихах поэта выражено сочувствие «мал.чел-ку», искреннее внимание к его участи. При создании образов Петра и Евгения Пушкин прибегает к антитезе. «Мал.чел.» Евг-й противопоставлен в поэме Петру I – великому самодержцу. В хар-ке Евгения, как и в хар-ке Петра, большое место занимают думы героя, но это думы о личном, о насущном. Они совсем не похожи на думы Петра. Петр олицетворяет власть, не считающуюся с интересами и самой жизнью «мал.чел-ка» - это глав.противоречие, лежащее в основе поэмы. В конце первой части поэмы образы Петра I и Евгения вновь соотнесены. Евгений, спасающийся от наводнения, сидя «на звере мраморном верхом», находясь в отчаянии, видит перед собой неподвижную статую Петра. Гибель Параши приобретает в поэме символический смысл - олицетворяет собой нравственный итог того «эксперимента», кот.затеял Петр над природой и над человеком. Сумасшествие героя закономерно, внутр.мир «мал.чел-ка» не выдержал тяжкого испытания. Во второй части поэмы содержится ее кульминация – рассказ о бунте героя против власти, кот-ю олицетворяет статуя Петра. Два противника стилистически «уравниваются» (личность Евгения в момент его бунта против кумира «вырастает»): у «державца полумира» – «лик», у мятежника – «чело». Заканчивается бунт кошмаром Евгения: Медный Всадник преследует свою жертву. В своеобразном эпилоге, не озаглавленном автором, но выделенном текстуально, рассказывается о смерти несчастного Евгения, не выдержавшего схватки с жестокой судьбой. Мифологический смысл.план задан заголовком поэмы – «МВ». Этот смыс.план взаимодействует с историч.во вступлении, оттеняет с.дет.повеств-е о наводнении и судьбе Евг-я (фигура «кумира на бронзовом коне»), доминирует в кульминации (погодня Мед.всадника за Евг-ем). Появ-ся мифологическ.герой, ожившая статуя – Мед.всадник. В этом эпизоде Петербург теряет реал.очертания, превращ.в условное, миф.простр-во. Мед.всадник, разбуженный словами Евг-я, срываясь с пьедестала, перестает быть только кумиром (памятником), становится миф.воплощ-ем «гроз.царя». В 18-19вв 2 группы мифов: 1) Петр – «отец Отечества», мифы о чудес.создании города 2) Петр – порождение сатаны, Петербург – сатанинский хаос, мифы о его разруш-и. Пушкин создал синтетич.образы Петра и Петербурга из двух гр.мифов: вступление – о создании, 1-2 часть – о разруш-и. В миф.плане Петр – не как историч.персонаж, а как безымян.герой легенды, основатель и будущ.строитель города, исполняющий волю природы.
|