Роман в стихах «Евгений Онегин»( 1823—1831). Образ Татьяны Лариной в свете интертекстуального диалога с поэмой Е.А. Боратынского «Бал» (1828).
Бал Содержание: начинается с того, что на Тверской в старинном доме бал. Описана светская банальная беседа и поведение: гусары крутят усы, писатель говорит дамам то, что положено. С бала уезжает княгиня Нина. Все судачат. Певец Пиров и грусти томной... так называет Пушкин в «Евгении Онегине», 3 главе— Баратынского (Евгений Абрамович (1800—1844), один из наиболее выдающихся поэтов пушкинской эпохи. В период создания третьей главы поэтическая карьера Баратынского еще только начиналась и он воспринимался как поэт-элегик, а также как автор двух поэм: шутливой «Пиры» и романтико-психологической «Эда», в которой он показал себя тонким мастером психологического анализа. У Пушкина светское общество неестественно. И ему противостоит естественность и живость Татьяны. У Баратынского уже мертвенность светского общества созвучна мертвенности Нины. Причем присутствует сочетание мотива роскоши с темой смерти: «В роскошных перьях и цветах,/ С улыбкой мертвой на устах,/Обыкновенной рамой бала,/Старушки светские сидят».Как и в «Онегине», общество суетно: «В движеньи всё.» Татьяна добродетельна, ее все уважают в обществе. При ней разговор меняет русло и перестает быть банальным. У нее заботливый муж, который любит ее. Она достойно себя ведет. Верна мужу.Татьяна принимает у себя только достойных людей. Нина надсмехается над добродетелью, изменяет мужу, который, кстати, не провожает ее с бала домой, когда ей стало дурно и не печалится потом на ее похоронах. Нина «в свой дом …манит:… волокит,…новичков …миловидных» Татьяна плачет, читая письмо Онегина (8 глава) и понимая невозможность счастья. Нина плачет от злости и ревности, она «зла в словах». Про Нину: «нет сердца в ней!», ее сравнивает с Медеей Баратынский. А Татьяна-милый идеал Пушкина. Татьяна любит, не шутя (В ее образе вообще подчеркивается естественность). У Нины «Горячки жар — не жар любви»(то есть что-то нездоровое). Нину Баратынский сравнивает с чародейкой. У Нины кольцо с ядом. В жизни Нины появляется «посланник рока» Арсений (ср. письмо Татьяны: рок, воля неба, я твоя!) Арсений, как и Онегин угрюм и не находит нигде покоя. Татьяна и Нина сравниваются через отношения с возлюбленными. Нина соблазняет Арсения, который к ней так же холоден, как и Онегин к Татьяне. Но Татьяна-чиста, а Нина «опытная жрица любви». Однако с Ниной происходит то же, что Онегин предсказывал Татьяне: Арсений угрюм, не открывает своего сердца Нине. Но Нину можно сопоставить и с Онегиным: раньше она искала постоянных любовных приключений, постигла «науку» страсти. А теперь предлагает Арсению бежать с ней. Потом она видит, что он рисует портрет девушки и узнает, что он когда-то любил Олиньку-но ее обворожил его друг(параллель с Онегиным, который танцевал с Ольгой, а потом улан-муж Ольги). Меж ними дуэль, Арсений был ранен но выжил. Но он встречает Ольгу и уходит от Нины. Опять параллель Нины с Онегиным: она никого не принимает, заперлась, может думать только об одном. Еще одно сопоставление через отношения с мужьями: у Нины муж появляется в минуту» злую для нее» как написал бы Пушкин «Муж не весьма сантиментальный,/Сморкаясь громко, входит князь.». Сравнение страдающих Татьяны(теплое описание «неубрана, бледна….слезы льет рекой») и Нины (бледна, «страшное виденье»). Мертвенность и Инне изначально, мотивом мертвенности пронизано все. Сцена с мамушкой Нины, которая ее укоряет за то, как Нина проводит жизнь. (Параллель к сцене Татьяны с Няней в 3 главе). Заканчивается поэма смертью Нины. Для нее другого пути и нет. Тема мертвенности изначально связана с Ниной. Википедия: Татьяна Ларина — одним из прототипов можно считать Авдотью (Дуня) Норову, подругу Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. В этом образе также можно найти черты Марии Волконской, дочери героя войны 1812 года Н. Н. Раевского (у которого Пушкин гостил в Крыму во время южной ссылки) и жены декабриста С. Г. Волконского, друга Пушкина, а также Анны Керн, возлюбленной Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Карениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, в романе Толстого «Анна Каренина» можно найти связь с романом «Евгений Онегин».
|