Билет 14. Вопрос 1. Идейно-художественное своеобразие поэзии Е.А. Боратынского. «Бал» Боратынского. Образ Нины как архетип страстной женщины в русской литературе XIX века.
Евгений Абрамович Баратынский (1800 – 1844) – крупный и оригинальный поэт пушкинского круга. О написании фамилии «Боратынский»: подписывал так нек. свои документы и письма, но все же он Баратынский (+подпис. так свои произведения). Вступает в литературу в конце 10-х гг., тогда же сближается с передовыми кругами поэтов: Пушкиным и будущими декабристами. В поэзии Б. появляются прогрессивные мотивы: утверждение свободной человеч. личности, чуждой предрассудков и условностей, признание высокой ценности независимой мысли, сильного и свободно развивающегося человеч. чувства, культ возвышенной дружбы, служение высокому, облагораживающему человека искусству. В нек. стих-ях, близких по времени создания к 14 дек., начинают звучать политич. мотивы. в нач. 1825 г. – острая эпиграмма (не напечат. тогда) на Аракчеева, называет его «врагом отчизны» и обличает его «адскую любовь» к «бичу народов, самовластью». Вольнолюбивые настроения, выраженные и в нек. др-х стих-ях Б. Послание «Д. Давыдову» (14 нояб. 1825): «Любовью к чести пламенею» - исп. поэтич. фразеологию декабристов. «Родина» (напеч. как «Стансы» в 1828): Б. тепло откликнулся на горестную судьбу декабристов, разделяя их «ко благу пылкое стремленье». Но поэт выразил и непрочность своих связей с освободит. движением. Принадлежность Б. к лагерю прогрессивных романтиков 1-й пол. 20-х гг. не устраняла его расхождений с ними. Отрицание крепостнической дейстивтельности носило у Б. пассивный характер. Нет настроений политич. протеста, Б. ждет успокоения «в глуши смиренной», в кругу семьи. Пессимисти. мысли о тщетности стремлений к лучшему, настроения полной безнадежности («Дорога жизни», 1825). Общественной позицией Б. объясняется то, что в 1-м сборнике его стих-й (1827) основным жанром оказалась элегия. Оригинальность Б. в традиционном жанре. «Финляндия» (1820): не ограничивается элегическим раздумьем о бренности славы и могущества, о непреложности «закона уничтожения», но утверждает как высшую ценоость чел. личность с ее бесстрашием перед судьбой, любовью к жизни. Идея самоценности человека. Б. 1-м из первых ищет пути к реализму, находя для конкретного идейно-эмоционального содержания своих элегий новые и точные формы словесного выражения. Элегия «Признание» (1824) – образец реалистической конкретности в анализе и описании душевного состояния. «Эда» (1826) – поэма из финской жизни. Отличие от южн. поэм П. с их экзотикой и романтикой: простота сюжета, обилие мелочных подробностей, отсутствие «лирич. тона». Грустная история простой крестьянки и весьма прозаического героя-соблазнителя (отказ от исключительности личности и необыкновенной судьбы романтич. героя). Суровая картина севера, незатейливый быт. Постепенное раскрытие переживаний Эды (а романтич. композиция выделяет «вершинные» моменты сюжета). Но это не подлинно реалистич. стихотв. повесть: черты традиционной сентиментально-романтич. героини в образе Эды. У гусара-соблазнителя – свойства романтич. злодея. Мелодраматизм. «Эда» не имела успеха. Творческий кризис после 1825 г. Сближается с любомудрами (И. Киреевским), испыт. влияние идеалистич. эстетики и философии. Уходит в область философской лирики, осн. тема – судьба поэта-мечтателя в новой общественной обстановке (рост «промышленных» интересов). «Последняя смерть» (опубл. в 1828, «Северные цветы»): «апофеоз сей поэзии Б.» (Бел.). Рисует «ужасную картину» гибели всего живого как неизбежный итог высокого развития техники и культуры. «Сумерки» (1842) – последний прижизненный сборник. «Последний поэт» (1835 напеч. впервые): дар поэта и мечты оказываются «бесполезными» в такую эпоху. Источник оригинальности Б. – в самостоятельности и глубине его мысли (Пушкин). Б. осуждал капиталистич. тенденции развития жизни не с демократических, а с дворянских позиций. Думал, что новый обществ. уклад принесет гибель дух. культуре человечества. Пессимизм Б. был отражением экономич. и дух осудения дворянско-помещичьего класса в условиях кризиса крепостнич. системы. Непонимание того, что человечество в 19 в. вступило в переходный момент развития, было причиной трагедии Б. «Бал» (1828). Поэма начинается описанием роскошного моск. бала: атмосфера бездуховности. Матроны сидят у стен и смотрят на толпу «с тупым вниманием». Вельможи сидят за картами, молодые люди кружатся в танце. Вдруг княгиня Нина уехала с бала. Муж реагирует равнодушно. Ответ на вопрос, почему Нина покинула бал, и составляет поэму. Еще недавно дом Нины был наполнен молодыми любовниками, связи сменяли одна другую, но вот Нина влюбилась по-настоящему. Ещё избранник Арсений, он недавно вернулся из чужих краёв, на его лице следы тяжелого опыта, а в глазах «беспечность мрачная». Он сдержан и внешне холоден, но способен испытывать сильные чувства. В конце концов Арсений поддаётся обаянию Нины. Нина «полна блаженства жизни новой», но Арсений через пару дней опять становится унылым и рассеянным. Нина требует объяснений. Арсений рассказывает, наконец, что у него была невеста Ольга, которую он приревновал к своему другу. На дуэли Арсений был тяжело ранен и после поправки уехал за границу. Впервые утешиться он смог только с Ниной. Ещё несколько недель прошли в размолвках и «несчастливых» примирениях. Однажды Нине принесли письмо, в котором Арсений прощался с ней: он встретил Ольгу и понял, что его ревность была безосновательной. После расставания Нина встречает его на балу (потом уехала). Несчастная Нина увядает на глазах, она убивает себя (принимает яд из кольца). Поэма кончается сатирическим описанием пышных похорон. Важное молчание толпы сменяется шумным говором. Нину хоронят мирно, как христианку. О её самоубийстве свет не узнал. Прототипом гл. героини послужила А.Ф. Закревская (1799 – 1879), жена генерал-губернатора Финляндии. Изображен современный дворянский быт. Нина Воронская и Арсений наделены чертами романтич. исключительности и противопоставлены «толпе». «Сильные страсти» героев лишают их облик реалистич. достоверности. Сохр. мелодраматизм в развитии сюжета. Традиционное романтич. противопоставление истинной, необузданной и испепеляющей страсти косным правилам жизни общества, которые такую страсть осуждают, а носительницу ее обрекают на гибель. Нина – типичный образ страстной женщины: состоя в браке с нелюбимым, она ищет радости в чувственных наслаждениях на стороне и, встретив наконец настоящую (как ей кажется) любовь, отдаётся ей без остатка. Поначалу, добившись ответных чувств, героиня безмерно счастлива, но со свойственной ей чувствительностью вскоре понимает, что не получает необходимой отдачи от Арсения. Она требует той же страсти от избранника и, не наблюдая её, невыносимо страдает. Она жаждет полной взаимности и ссорится с возлюбленным, не соглашаясь на меньшее. Будучи в конце концов отвергнутой, Нина не может пережить предательства и крушения надежд, что толкает ее к самоубийству. Нина – жертва непреодолимой мучительной страсти. Образ страстной женщины можно встретить во многих произведениях русской литературы 19 в. Это Анна Каренина Толстого: непреодолимая и растущая страсть, тягостная и для нее, и для Вронского, заставила героиню прекратить страдания – кинуться под поезд. Вера из «Героя нашего времени» Лермонтова – тоже тип страстной женщины, но это характер несколько другого склада: в ней больше добродетели, жертвенности и благородства (это скорее любовь, нежели страсть). Героиня «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова: Катерина Львовна Измайлова пошла ради любовника на преступленья (убийство свекра и мужа), отправилась на каторгу, а тот предал ее; страсть, ревность и злоба превратили ее в фурию.
|