Сборник повестей Н.В. Гоголя «Миргород». Своеобразие композиции сборника. Повесть «Тарас Бульба».
«Миргород» (февраль, 1835) — сборник повестей Николая Гоголя, который позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине. В этом сборнике, в отличие от «Диканьки», где был Рудый Панько, нет единого "издателя", замыкающего цикл рассказов. Несмотря на то, что истории сгруппированы, их можно читать и по отдельности, не теряя смысла каждой повести. Миргород был опубликован в двух томах, по две повести в каждом.
Первая часть: • «Старосветские помещики» • «Тарас Бульба» Вторая часть: • «Вий» • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Гоголь начинает «Миргород» с повести о жизни захолустных помещиков, своих современников, а затем показывает яркие и неохватные картины исторического прошлого, словно для контраста. Подобный же контраст просматривается и в сюжетах повестей из второй части сборника: история противостояния человека злым духам и рассказ о глупой ссоре двух приятелей. Данная композиция сборника развивает авторскую мысль об измельчании человеческой души: на смену странствиям и сражениям приходит скучное существование на одном месте, лишенное серьезных занятий. События повести «ТБ» происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века. Несмотря на авторское указание, что Тарас Бульба родился в XV веке, в пользу XVII века говорит и известный факт заядлого курения Бульбы: открытие табака европейцами произошло в самом конце XV века (благодаря Колумбу) и только к XVII веку широко распространилось. Еще плюс, что польские захватчики совершали завоевания в России в начале XVII века (Смута). Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. "Тарас Бульба" - произведение историческое и одновременно наполненное истинно народным пафосом, любовью к родине и патриотизмом. Тарас, главный герой повести, - человек сильного характера, несгибаемой воли, посвятивший свою жизнь борьбе за свободу отчизны, своего народа. Он мудр, его опыт позволяет ему стать настоящим вожаком, полководцем. Он храбр и силён физически. Главное качество Тараса Бульбы - обострённое чувство собственного достоинства и гордости, соединённое с ощущением себя частью собственного народа, неразрывной связи с ним. Самое дорогое, что у него есть, своих сыновей, Тарас тоже отдаёт на ратное дело, не мысля жизни иначе, пока отечество в опасности. Сын Тараса, Остап, самолюбив, смел, он больше похож на отца. Остап во всех ситуациях сохранял верность своим товарищам и был стоек, храбр. Остап ещё молод, но чувствуется, что он тоже, как и его отец, наделён изначально житейской мудростью и пониманием своего предназначения в жизни. Сын Андрий - несколько другой человек. Он не боец, а образованный утончённый юноша, естественно стремящийся к красоте, воплощением которой стала для него женщина. Андрий пренебрёг ради любви долгом мужчины, защитника отечества, он пошёл вполне сознательно на предательство, за что и был убит собственным отцом. "Тарас Бульба" - произведение трагическое, но в нём нет безнадёжности, есть вера в воскрешение сильной и свободной страны, в братство козаков. Главные герои погибают, но их гибель лишь доказывает, что народ, любящий по-настоящему свою родину, можно уничтожить, но нельзя покорить.
Билет 16.1
- герой поэмы "КП" отправляется в край сильных и свободолюбивых людей, чтобы обрести желанную и необходимую свободу духа, а попадает в плен. Свобода - иллюзия, к которой стремился герой. Жажда жизни заставляет его приспособиться и к плену. Благодаря любви молодой черкешенки, он получает возможность обрести свободу - около двух столетий назад как одна из важных и волнующих тем возникла в русской литературе тема Кавказа. Встреча с феноменом Кавказа обернулась для русской литературы не просто освоением доселе неведомого внешнего объекта, а диалогом, без которого уже не представимо само ее внутреннее развитие, как не представим и сам ее облик без пушкинского "Кавказского пленника", лермонтовского "Демона"… - Пушкин первый в русской поэзии воплотил в "Кавказском пленнике" (1820—21) тему Кавказа не по чужим рассказам, а опираясь на непосредственные впечатления (жил на Кавказских минеральных водах в 1820) - эффектная тема пленения европейца "диким" ("татарским") племенем, прочно связана в сознании читателей и критиков с жанром романтически поэмы - в пушкинском "КП" мотивировка основной сюжетной ситуации, казалось бы, совершенно очевидна: черкесы захватывают героя в плен. Но почему пушкинский Пленник вообще оказывается на Кавказе? Что его туда влечет? (Ведь, как отмечалось исследователями, он не офицер, а путник,— значит, его пребывание на Кавказе нельзя объяснить долгом службы) - как явствует из текста поэмы, Пленник, разочаровавшись в светской жизни, бежит в далекий край потому, что его влечет туда веселый призрак свободы, и потому, что он надеется успокоить там воспоминание о несчастной любви - обязательным мотивом для романтической поэмы на данный сюжет была любовь красавицы-дикарки к пленнику. У Пушкина этот мотив был наполнен серьёзным смыслом: рисуя отношения Черкешенки и Пленника, поэт размышлял о проблеме "естественного" человека и человека "цивилизованного", о губительном вторжении современной цивилизации и современных страстей в патриархальный мир - в 1829 Пушкин делает важный шаг в преодолении воинственного романтизма и одической патетики: в стихотворении " Кавказ " ("Кавказ подо мною") — "люди" Кавказа представлены "нищим наездником", "пастырем" - следующий шаг Пушкина в осмыслении Кавказа — поэма "Тазит" (1829). Герой поэмы Тазит отказывается от бытовавшего веками кровомщения у горцев, тем самым он выпадает из традиционной горской героики. Не может убивать, грабить, мстить, не может проливать кровь. В то же время сама жизнь народа, быт, воинская обрядность в поэме даны гораздо лаконичней, выразительней, предметней, чем в "КП" - у Лермонтова пушкинский "нищий наездник" обретает имя: Казбич, Азамат... В "Герое нашего времени" они даны крупным планом, с тонким психологическим измерением - Л.Толстой. "Хаджи-Мурат" (можно и опустить, т.к. это позже)— достижение в плане воссоздания образа человека из стана врага, Хаджи-Мурата, воссоздания горской жизни с ее реалиями. Здесь Хаджи-Мурат, в отличие от Белы, Азамата, Казбича, приобретает образ мирового звучания - "Тема Кавказа" в русской литературе это не только отражение кавказской жизни, тех или иных ее сторон, это и сложившееся представление о феномене Кавказа, выступающее в роли многогранной словесной символики, служащей изобразительно-выразительным средством для изображения и выражения не только кавказской действительности В иных своих аспектах литературная "тема Кавказа" оборачивается неотрывной темой самой русской жизни и русской судьбы - сложно сказать, каким образом оценить влияние Кавказа на русскую литературу и русских литераторов, в частности, если Кавказ для них это и место ссылки, изгнания, и часто — отдушина, якорь спасения, где можно найти хоть какой-то приют от гонений на родине ("Быть может, за хребтом Кавказа, укроюсь от твоих пашей" (Лерм) или приезд Пастернака в Тбилиси в разгар травли после издания "Доктора Живаго")
16.2
- в одном из своих писем Н.В. Гоголь, комментируя пьесу "Ревизор", писал: " В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное и одним разом посмеяться над всем". Этот замысел нашел блестящее воплощение в пьесе - писатель практически отказывается от традиций классицизма и создает социально-политическую комедию, которая представляет собой широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России тридцатых годов, где царствует, по словам В.Г.Белинского, “корпорация разных служебных воров и грабителей" - завязкой и сюжетным конфликтом в пьесе являются не семейные и любовные обстоятельства, не частная жизнь людей, а событие общественного значения. - в образе мелкого петербургского чиновника Хлестакова Гоголь воплотил хлестаковщину - особое порождение российского сословно-бюрократического строя. Название этого явления, очевидно, происходит от имени главного героя произведения. Иван Александрович Хлестаков — молодой человек, плут и мот, постоянно нуждающийся в деньгах. Волей случая в уездном городе его приняли за ревизора. Каково же было удивление Хлестакова, когда местные чиновники стали предлагать ему деньги и всячески опекать. Разобравшись в ситуации, Хлестаков решает использовать ее себе во благо. Он вступает в игру, не пытаясь объяснить окружающим ошибочность ситуации. С помощью убедительной лжи он заставляет трепетать местных чиновников перед ним и под занавес удаляется победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных - " Ревизор" отличается не только своеобразием жанра, но и оригинальностью композиции. Например, вопреки всем нормам, действие в комедии начинается с завязки. Гоголь вводит в суть драматического конфликта, который заключается в неудавшейся попытке уездных чиновников скрыть от столичного ревизора свои служебные преступления. В знаменитой первой фразе комедии дана фабула и ее импульс – страх: " Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор " - основа комедийности пьесы - алогизм, излюбленный прием Гоголя-сатирика - суть комедийности конфликта состоит в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, который они создали в своем воображении. - первая реплика, пройдя определенный путь по окружности, замкнула ее в кольцо а заключительной сцене пьесы. Поэтому "Ревизор" имеет " кольцевую композицию", что отнюдь не характерно для произведений сценических - в этой комедии нет ни одного положительного героя — все персонажи подверглись жестокой критике автора - образ мыслей Хлестакова типичен для большинства героев Гоголя: алогичность, бессвязность его речей и безудержная ложь. Возможно, с образом Хлестакова связана некоторая “ чертовщина ”, возможность невозможного - создавая образ Хлестакова, Гоголь несколько отступил от современной ему русской и западно-европейской литературной традиции: обычно двигателем интриги в комедии выступал “плут”, домогающийся какой-либо цели. Хлестаков же не ставил перед собою никаких целей обмана чиновников - исчезает Хлестаков особенным образом — “как лживый олицетворенный обман,...бог весть куда”. Ведь это лишь мираж, призрак, порожденный нечистой совестью и страхом. В гротескной форме “немой сцены”, когда чиновники узнают о прибытии настоящего ревизора, подчеркнуто ее символическое значение: мотив наказания и высшей справедливости - в комедии “Ревизор” выразилась вся боль писателя: Гоголь не мог безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царили в кругу чиновников. В этом обществе правили жадность, трусость, ложь, подражательство и ничтожность интересов, а люди были готовы на любые подлости для достижения своей цели. Все это и породило такое явление, как хлестаковщина. Гоголь в образе Хлестакова и чиновничества отобразил извечные проблемы России. Он понимал, что изменить ничего не может, но хотел хотя бы обратить на них внимание других. - обобщая характеристику хлестаковщины, можно сказать словами самого Гоголя, что это ничтожество, возведенное в энную степень, “возникшая до высшей степени пустота”. Это символическое, обобщенное изображение современного русского человека, “который стал весь ложь, уже даже сам того не замечая”...
Билет №17 1. «Бахчисарайский фонтан» как романтич. поэма. Пушкин работал над поэмой «Б.ф.» в 1821г,1822 и 1823гг. Напечатана поэма была уже в 1824г. Он более всего приближенна к канону романтической поэмы, т.к. у неё отрывочная форма, иногда можно заметить несвязность хода рассказа, к этому также добавляется неясность содержания (судьба Заремы и Марии), лиризм и особое звучание стиха. Без сомнения, на написание этой южной поэмы повлиял Байрон, особенно, на раскрытие женских образов. Так, можно провести параллель между образами женщин в «Б.ф.»(Марии и Заремы) и образами в поэме «Корсар» (Медоры и Гюльнар). Ещё Вяземский заметил, что смысл поэмы не в Гирее(кот. предстаёт перед нами то как тиран, то как поражённый любовью человек. Он схож с Конрадом (гер. «Корсара») любовью к одиночеству и смиренной, кроткой женщине, хотя этот персонаж не так ярок, как байроновский герой). Так вот, смысл поэмы не в Гирее, а в синтезе двух женских образов, между кот. метался сам Пушкин – идеал Мадонны, кот «выше мира и страстей», то ли вакхический идеал, подчинённый языческой страсти. Последний идеал (Зарема) мечется в поисках компромисса, она подвержена страсти, кот. управляет её, под влиянием кот. у героини возникает мысль подтолкнуть Марию к самоубийству. Мария же по-христиански кротка, она готова подчиниться судьбе, отдать себя в руки Высшего духа, этим она проявляет силу своего характера, своё превосходство в моральном плане над Заремою. Возможно, это и привлекает Гирея. Мария воплощает в себе гармонию, и к этой гармонии стремится не только герой, но ей завидует и сама Зарема. Концовка также подчёркивает разницу между героинями. О Марии говорится, что она уже давно в небесном мире, где все её ждали. А участь Заремы печальна – её утопили. Говорить же о продолжении её жизни в загробном мире нельзя, так как она предала свою религию. 2. «Петерб. повести» Гоголя как цикл.(«Невский проспект» (гер. Пирогов и Пискарёв), «Нос» (гер. Ковалёв) «Портрет» (часть 1: гер. Чартков, часть 2: гер худ, нарисовавший портрет, и его сын), «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин), «Записки сумасшедшего» (Аксентий Иванович Поприщин) Писались повести, входящие в петербург. цикл, в разное время, но в собрании своих сочинений Гоголь сам объединил их воедино, опираясь на некоторое внутрен. (а не хронол.) основание. Гуковский пишет, что здесь мы видим не только единство идеи, но и общность, изображаемою, т.е. Петербург, но это не вообще Петербург, а именно П. как центр зла. Существенная черта гогол. описания заключ. в том, что Н.В. не описывает архитектуру: нет ничего о городе, об улицах, о зданиях, - но есть только люди и их соц. взаимоотн-ия. У Г. вперёд выдвинулись именно люди, их массы, группы, сословия и классы. Опять же Гуковский указ., что П. – это реальн. образ «совокупности людских масс», кот. связаны опред. укладом жизни. П.- это сосредоточение 2-х зол: торгашного и чиновничьего обществ. Г. пробуждал мысль о несправедливости данных общ-в, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми. Гуманизм автора выраж. в идее нравств. суда, и, например, в «Шинели» эта идея торжествует. Конфликт «Носа», например, в противоречии между человеком в чине коллежского асессора и носом в чине статского советника. Нос на 3 чина старше чел-ка. Отсюда вопрос: Кто важнее? Чел-к без чина, или чин без чел-ка? Чин. Это следствие нелепого устр-ва мира. В «П.п» фантастическое описано как нечто совершенно невероятное, к тому же злое, недоброе, непредсказуемое. Фантастичны нос майора, кот. гуляет в мундире статского советника, чиновник Башмачкин, сохр. свой облик привидением и после смерти, портрет ростовщика. Фантастика, абсурды не противоречат реальности, но они стали самой реальностью общественного зла. Эта общ. реальность, кот. окруж. писатля, отрицается им. Он обнаруж. её нелепость, абсурдность и фантастичность.
|