Любовная лирика А.С. Пушкина.
Любовная лирика А.С. Пушкина многогранна. Она посвящена не только женщинам, но и друзьям, Родине, близким поэту людям. Но если в дружбе он ценил постоянство, верность, то любовь он рассматривал как чувство преходящее. Оно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, но, как всякая буря, угасало. Пушк.не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Из любовной лирики А.С.Пушкина, посвященной женщинам, особенно примечательными являются стихотворения «К ***»/ «Я помню чудное мгновенье…», «Зимнее утро», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Признание», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Элегия», «Осень». В этих стихотворениях лирический герой является человеком, наполненным любовью, желающем лучшего любимому человеку, грустящим об ушедшей любви, признающимся в своих чувствах. Там говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не надо, читая эти стих-я, искать ответ на?, кого имел в виду поэт, признаваясь в любви. Любовь для Пушк-лирика — предмет высокой поэзии. В стихотворениях показана не только психологич.правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, наслаждений. В стих-ях Пушк.стремится выразить в слове психологич.уникальность и сходство своих любовн.переживаний. В стих-и «Я вас любил...» много психологич.деталей. Пик чувства пройден. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. Прощаясь с возлюбленной, в последний раз думая о своих чувствах, поэт подчеркивает силу прошедшей любви. В этом стих-ии нет портрета возлюбленной (как и большинстве стих-й 1820-х гг.). Черты любимых женщин Пушк.видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. В стих-ии «Я помню чудное мгновенье...» он сравнивает возлюбленную с «мимолетним видением», с «гением чистой красоты». Ее «голос нежный» не сливался с житейским шумом, а «милые черты» являлись ему в снах. На 1ом плане — субъективное впечатление о женщине. Подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются «и божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь», кот-е уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта. Любовь заставляет душу поэта пробудиться, как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Любовь — символ духовного возрождения. Надежда на то, что новая любовь впереди, - самая высокая и светлая надежда Пушк. («Элегия»). Стих-е «На холмах Грузии...» показ.психолоич.состояние поэта, передающеесмену его чувств и настроений. Грусть и легкость, печаль сменяются пробуждением чувства любви. Серце поэта вновь во власти любви-воспоминания о далекой возлюбленной, от которой его отделяет не только пространство, но, возможно, и время. «И сердце вновь горит и любит — оттого, / Что не любить оно не может». Вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии. Даже чужая, неведомая любовь способна наполнить душу поэта «мечтою странной», воскресив воспоминания о своей и «чужой» молодости, о красоте и счастье («Цветок», 1828г.) Жанровое своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Нравственно-психологическая и философская проблематика романа. Психологизм Лермонтова. “Герой нашего времени” — роман, состоящий из пяти повестей, объединенных главным действующим лицом — Печориным (при этом автора интересуют его духовные искания, его размышленияо себе, своем времени, основных философских вопросах бытия). Жанр “Героя нашего времени” — роман в виде “цепи повестей”. Лермонтов обновил этот жанр, перейдя к описанию внутренней жизни человека и объединив все повести личностью героя. Цикл повестей превратился в социально-психологический роман. Лермонтов соединил такие характерные для 30-х годов жанры, как путевой очерк («Максим Максимыч»), светская повесть («Княжна Мери»), новелла («Тамань»). “Герой нашего времени” был выходом за пределы этих небольших форм путем объединения их в жанре романа. Т.о., при отсутствии непрерывного и последовательного событийного развития сюжета в произведении есть единство личности героя и философской проблематики. Это роман об одном герое, он стоит в центре всей проблематики произведения, все др.лица рассмотрены лишь по отношению к нему. + сквозные мотивы, имеющие символич.характер. Показывают связь с лермонтовской лирикой. Повторение и варьирование мотивов — моря, гор, звезд и звездного неба. Мир природы в романе раздвигает рамки повествования, включая мысли героя в более широкий контекст, чем соц.среда, с которой он связан. В романе Лермонтова композиция и сюжет подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя, проследить историю его внутренней жизни. Одной из важнейших особенностей романа является нарушение хроникальной последовательности событий, в чем заключается своя художественная логика и закономерность (расположение глав в романе: 1. авторск.предисловие к роману 2. «Бэла» 3. Максим Максимыч 4. прдислов.к журналу Печорина 5.Тамань 6. Княжна Мери 7.Фаталист. Хронологич. порядок событий: 1.Тамань 2.Княжна Мери 3.Бэла 4.Фаталист 5.Максим Максимыч 6. предисловие к журналу Печ.). В начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина: в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” его поведение кажется загадочным и непонятным. Но вот автор открывает страницу дневника “того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки, и читатель начинает понимать тайные и явные мотивы поступков героя. От поступков, которые совершает вначале сам Печорин, Лермонтов незаметно ведет читателя к их причинам. Первая часть произведения знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой, мы знакомимся с “Журналом Печорина”, в котором герой рассказывает о себе в предельно искренней исповеди. Психологизм. Лермонтов — автор 1го русского психологич.романа. В романе особенно проявился в повести «Княжна Мери», где герой представлен не со стороны, а погружен в самоанализ. Предметом размышлений Печорина оказываются его собственные чувства, поступки, др.люди + общие вопросы бытия.Желание до конца понять себя приводит к тому, что герой разлагает свое переживание на элементы, выясняя причины, движущие силы своего жизненного поведения. Дневник героя превращается в запись внутр.монолога. Пример самоанализа — размышление Печорина о причинах своего поведения по отношению к княжне Мери. Сначала думает, зачем он добивается ее любви, перебирает все возможные причины: жажда любви, зависть к Грушницкому, желание победить непобедимую красавицу. Но истина: «1ое мое удовольствие — подчинить моей воле все, что меня окружает..». Потом Печорин формулирует свое понимание счастья, гордости, страсти... Т.е. В этом эпизоде оч.связаны в сознании героя личные и общефилософские проблемы. Печорин — наблюдатель не только собств.внутр.жизни, но он испытывает интерес к др.людям, кот-е в романе являются объектом изучения для героя. Фаталист» - философская новелла, не случайно замыкает роман: очевидна ключевая философская проблема всего произведения, кот-я в др.повестях скрыта напряженной интригой и существует в подстексте. Это вопрос о свободе воли человека. Таинственная история, кот.случилась с Вуличем, не позволяет ответить на вопрос: есть ли предопределение? Но на «?» как должен вести себя чел-к в мире, не зная, зависит ли его судьба от того или иного принятого им решения, Печ.дает прямой ответ: «После всего это как бы, кажется, не сделаться фаталистом?...Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Вед хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».
12.1 - в тридцатые годы появляется массовый читатель - это уездные помещики, городское мещанство, чиновники и пр. -в тридцатые годы также появляется множество подражателей Пушкина - обвинения этих подражателей в безыдейности удивительным образом перемещаются и на самого поэта (в частности, в этом его обвиняли издания Булгарина «Северная пчела» и «Сын отечества») - между Пушкиным и людьми 30-х годов легла тень отчуждения и непонимания - поздняя поэтическая продукция Пушкина современникам была почти неизвестна - начиная с 1833 почти все лирические произведения оставались ненапечатанными («Памятник», «Из Пиндемонти») - самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого "каменноостровского цикла": "Отцы пустынники и жены непорочны", "Подражание итальянскому", "Мирская власть", "Из Пиндемонти". Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах - летом 1836 года Пушкин создаёт свой последний поэтический цикл, названный по месту написания (дача на Каменном острове) «каменноостровским» - точный состав цикла стихотворений неизвестен, возможно, они предназначались для публикации в «Современнике», но Пушкин отказался от неё, предвидя проблемы с цензурой - три произведения, несомненно принадлежащие циклу, связаны евангельской темой: сквозной сюжет стихотворений «Отцы пустынники и жены непорочны», «Как с древа сорвался…» и «Мирской власти» — Страстная неделя великого поста (в день Пасхи умерла его мать, переживания отразились в произведениях) - ещё одно стихотворение цикла — «Из Пиндемонти» лишено христианской символики, однако продолжает размышления поэта об обязанностях живущего в мире с собой и окружающими человека, о предательстве, о праве на физическую и духовную свободу По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. - Вот счастье! вот права... - в цикл, вероятно, входили также «Когда за городом задумчив я брожу», четверостишие «Напрасно я бегу к Сионским воротам» и, наконец, (некоторыми исследователями оспаривается это предположение) «Памятник» («Я памятник воздвиг себе нерукотворный…») — в качестве зачина или, по другим версиям, финала - «Полководец» - стихотворение посвящено памяти Барклая де Толли, который командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён Кутузовым - заслуги Барклая перед Россией и по сей день являются объектом жарких споров среди специалистов. Современники относились к нему с недоверием. Западная фамилия заставляла их сомневаться во всём, к чему имела отношение его "тёмная" личность. Это отразил в стихотворении Пушкин: Народ, таинственно спасаемый тобою, // Ругался над твоей священной сединою. - портрет полководца: Он писан во весь рост. Чело, как череп голый, // Высоко лоснится, и, мнится, залегла // Там грусть великая; Но чей высокий лик в грядущем поколенье // Поэта приведет в восторг и в умиленье! - стихотворение "Полководец" на самом деле можно считать одой, песнью за доблесть и самоотверженность человека, не оценённого современниками
Билет 12 вопрос 2: Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин как первый «своевольный» герой русской литературы. Архетип «лишнего человека».
Полностью опубликовано в 1840 году. Главная проблема романа – проблема героя времени. Печорин – единств.глав.герой. Он «выдохся и умер молодым». Создавая образ Печорина, Лермонтов стремился запечатлеть основные черты характера и мировоззрения своего современника – молодого образованного дворянина, утратившего смысл жизни. По своей натуре Печорин – герой-бунтарь, напоминающий нам романтических героев поэзии Лермонтова, например Демона. Эпоха, в кот.живет Печорин, не создавала почвы для какой-либо радикальной деятельности. Всякие оппозиционные устремления подавлялись властями. Печорин – молодой образованный дворянин, офицер (прапорщик), человек светский. Это человек, обладающий тонким, аналитическим умом. У Печорина сильный характер. Но найти достойное применение своим силам Печорин не может. Он растрачивает их в бесплодной борьбе с жизнью. Герой бросает вызов самому Богу, постоянно вступая в смертельно опасные поединки с судьбой: он рискует жизнью в схватке с честными контрабандистами в «Тамани», на дуэли с Грушницким в «Княжне Мери», в момент захвата убийцы в «Фаталисте». Почти все поступки Печорина приносят страдания и несчастья окружающим его людям. Единств.поступок Печорина, направленный на благо, – захват преступника в «Фаталисте». Поступки Печорина вызваны, как правило, не объективными причинами, а прихотью самого героя. Лермонтовский герой относится негативно не к науке как таковой, а именно к «науке бесплодной», к знаниям, которые не находят практического применения. Но, отрицая «науку бесплодную», Печорин не может уйти от напряженной работы мысли. Ум героя разъедает «рефлексия»: он мучительно переживает свои поступки. Герой замечает о себе: «Во мне два человека. Один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». В этом Печорин также герой своего времени. Он несет на себе бремя познания своего поколения. Проблема познания – важнейшая философская проблема романа, особенно актуальная в контексте напряженных философских исканий в среде образованного дворянства в 1830-е годы. Нельзя сказать, что Печорин полностью отрицает существование судьбы. Скорее он не хочет признавать ее власти над собой. Он постоянно бросает вызов судьбе (в «Фаталисте» врывается в избу, где спрятался убийца и остается жив). Героя отличает крайний индивидуализм. Собственную свободу он ценит превыше всего. Свою волю он противопоставляет воле других людей. Мировоззрение Печорина характеризует глубочайший пессимизм. Печорин полностью разуверился в жизни. Он не видит в ней добра и справедливости, истинной любви и дружбы. Герой не может понять смысл своего существования, не может обрести счастье. Центральное место в романе занимает психол.портрет Печорина, кот.дается в очерке «Максим Максимыч». Повествователь, характеризуя внешность Печорина, заостряет внимание на деталях: крепкое сложение свидетельствует о выносливости героя; «ослепительно чистое белье» – примета человека светского; маленькая рука – признак аристократического происхождения. Особое внимание повествователь уделяет глазам Печорина: «Они не смеялись, когда он смеялся». Печорин – натура деятельная, поэтому характер героя раскрывается в романе преимущественно через его поступки. В каждой из повестей, входящих в роман, острый сюжет (исключение составляет очерк «Максим Максимыч»). Герой действует в критических ситуациях, которые наиболее полно раскрывают такие черты его личности, как несокрушимая воля, смелость, решительность и одновременно полное презрение к интересам и самой жизни людей, которые встречаются ему на пути. Утрата веры – тягчайший душевный недуг, которым страдало лермонтовское поколение. Этот недуг в значительной степени поразил и Печорина. Бросая вызов Богу, герой неизбежно подвергает сомнению и те нравственные принципы, кот.диктуются религией. Утрата веры неразрывно связана с оскудением любви. Теряя способность любить, лермонтовский герой неизбежно отдает себя служению злу. 2 очевидные причины душевного очерствения Печорина: 1) в недостатке душевного тепла со стороны близких ему людей в детские годы, 2) в изначальной предрасположенности героя ко злу, в некоем демоническом начале, таящемся в глубине его сердца. Печорин пытается сохранить остатки любви в собственном сердце. Он готов простить подлость Грушницкому, если тот откажется от своего замысла и принесет извинения. Утратив веру и любовь в собственном сердце, Печорин теряет и надежду на благой промысл о собственной душе. Пессимизм героя приобретает абсолютные очертания. Печорин прекрасно понимает, что у него, как и у всякого человека, должен быть истинный смысл жизни. Беда героя в том, что он не смог его найти. Не найдя в окружающей действительности опоры для добрых деяний и приняв зло, Печорин тем самым подписывает приговор собственной душе. Крайний индивидуализм Печорина становится причиной его внутренней опустошенности, утраты им смысла жизни. Печорин не может найти душевного успокоения и в единении с природой. Итог: Печорин - человек незаурядных способностей, обладающий могучей волей, неукротимой энергией и одновременно утративший смысл жизни, веру в добро, не способный направить свои силы на благие дела и поэтому обреченный на духовную смерть Тип «лишнего» был запечатлен в ХIХ веке в классической русской литературе, в комедии «Горе от ума» Грибоедова, затем в романах «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Отцы и дети» Тургенева. Способностью к познанию обладает тип философа (личности). Контакт с социумом наглядно убеждает философа в том, что он «лишний». Само его существование конфликтно, потому что воспринимается обывателями как укор в духов.неполноценности. Однако они не склонны видеть в этом укоре стимул к самосовершенствованию, т.к. воспринимают идеи через форму их подачи, а философа – со стороны его психического и телесного облика. Поэтому стараются вытолкать своего антагониста, насколько возможно, за пределы социума, в бездну одиночества. Обыватели – индивиды, философ – личность.
Билет №13 1. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина «Поэт» 1827 г, «Пророк» 1826г, «Я памятник…» А.С. П. в своём твор-ве осмысляет поэта как избранника Божия, через кот. Высший дух пытается направить человека на истинный путь, указать ему на его пороки. Поэт-это тот, кто явл. посредником между миром и Богом. Кажется, что стих. «Пророк» и «Поэт» явл. единым произведением, разделённом на части. Первая ч.- это «Пророк», где мы видим превращение чел. в вестника Бога, а 2 ч. – «Поэт», где перед нами предстаёт картина того, как этот же человек живёт после событий, связанных с превращением. Сам «Пророк» композиционно делится на 3 части: 1ч-явление шестикрылого серафима; 2 ч-превращение, кот. в свою очередь подразделяется на 4стадии:1)глаза2)уши3)уста4)сердце. (Это всё касается тех инстинктов, кот. чел. использует в своей повседневной жизни, от кот. необх. отказаться, чтобы вознестись над обычными людьми и приблизиться к Богу. И 3ч-возвание гласа божия. Чем больше знания получает пророк, тем менее от становится похожим на человека. В конце он предстаёт перед нами как тот, кто полностью наделён знанием и теперь должен «глаголом жечь сердца людей». В «Поэте» звучит продолжение этой истории. Поэт живет самой обыкн. жизнью и ничем не отлич. от своих собратьев. Но как только он вновь слышит божеств. глас, он преображается и уходит туда, где может остаться один. Максим. изолированность от мира способствует тому, чтобы возвыситься над всем земным и устремиться к Богу. И в первом, и во 2 стих-нии это подчёркнуто словами «пустыня» и «пустынный». 3-ье стих. почти полностью лишено мистицизма, кот мы улавливаем в предыдущих произв. Пушкин, как и его предшественники(Гораций и Державин) подводит итоги своей работе, предчувствуя скорое прощание с миром. Но поэт осознаёт, что то, что он завещал своим правнукам не даст забыть его. Поэзия даёт своему поэту бессмертие, как поэт наделяет её жизнью. Главный долг поэта – это долг перед народом, и А.С. исполнил его, восславя Свободу и позаботясь о падших.
|