Билет 20. Вопрос 1. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как цикл. «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Каменный гость».
Произведения болдинского периода (1830). Замыслены еще во время михайловской ссылки. 1) «Скупой рыцарь» (законч. 23 окт. 1830, первонач. замысел – в 1826 г.) 2) «Моцарт и Сальери» (26 окт.) 3) «Каменный гость» (4 нояб.) 4) «Пир во время чумы» (6 нояб.) Ряд драматич. произведений, заимствующих содержание из самых разных историч. эпох и жизни разных народов. Синтез противоположных драматич. систем: шекспировской (П. раскрывает характеры с исключит. широтой, разнообразием и углубленностью) и классицистич. («узкая форма» - неск. сцен, минимум персонажей). В «Борисе Годунове» П. преимущ. интересовали большие историч. события, «судьба народная», а в «МТ» поэт сосредоточивается на «судьбе человеческой» - глубочайшем психологическом анализе человеческой души, охваченной эгоистической => разрушительной страстью – скупостью, завистью, чувственностью. Носители страстей в «МТ» - натуры незаурядные, люди большого ума и огромной силы воли. Но индивидуалистический и эгоистичный характер страстей неизбежно влечет их на путь преступлений. «Скупой рыцарь». Исторически верное изображение эпохи позднего средневековья. П. рисует, как проникает в феодально-рыцарское общество новая сила – власть золота. П. раскрывает психологию скупости. Скупой рыцарь (барон Филипп) спокойно обрекает на гибель вдову с детьми, отвергает сына, отдавая его во власть ростовщиков, и все свое счастье, честь и славу видит в деньгах. Эгоисту-барону противопоставлен его сын – прямой, великодушный, отзывчивый Альбер. П. дал более выразительный образ скупого, чем Шекспир и Мольер. Тип скупого рыцаря как порождение определенной историч. эпохи. Вместе с тем поэт поднимается до широкого обобщения бесчеловечности власти золота. Золото заставляет сына желать смерти отца, оно – источник слез и страданий. Его жаждут и проклинают, оно рождает преступление, коварство и хитрость. П. не прибегает к нравоучительным рассуждениям, но всем содержанием трагедии освещает безнравственность и преступность отношений между людьми, в которых все определяет власть золота. «Каменный гость». В основе трагедии - принцип углубленнейшей психологической разработки человеч. характера во всей его сложности и противоречиях. Дон Гуан – легендарный испанский соблазнитель – 1 из «вечных» лит. образов, получил нарицательное значение. Оригинальность пушкинской трактовки характера. Мольер, «Каменный гость»: образ Дон Жуана в сатирическом освещении (безбожный развратник-аристократ). Гофман: романтич. облик мечтателя, в тщетных поисках идеала истинной любви растрачивающего себя в чувственных наслаждениях и возрождаемого любовью к Донне Анне. У П.: проблема психологич. анализа человека этого психич. склада. Герой дан в отталкивании от однолинейной (классицистич.) трактовки характера Мольером. В противоположность Гофману: Дон Гуан не перестает быть самим собой. Бесконечные любовные похождения – главное содержание его жизни. Но он отнюдь не вульгарный развратник-повеса. Дон Гуан – человек эпохи Возрождения, кипящий полнотой жизни, безбожник, бросающий вызов предрассудкам средневековья. Он дерзок и горд, страстен и бесстрашен, он – поэт в любви, человек «высшей природы». Парадоксальное сочетание непосредственности и расчета, огня и холода, ветреной беспечности и искреннего чувства. Любовь для героя – игра, полная риска и опасности. П. следует традиционно-легендарной разработке сюжета, в конце – трагическая гибель героя. П. чужд традиционного морализирования: Дон Гуан его вызывает невольную симпатию своей пленительной детскостью. Но в кощунственном приглашении статуи убитого им командора прийти к дому своей вдовы и «стать у двери на часах», пока ДГ будет наслаждаться ее ласками, художественно вскрывается П-м глубочайшая аморальность эгоистического донгуанизма. +Гуманистическая идея П.: любовь должна быть возвышенной. «Пир во время чумы». Почти подстрочный перевод фрагмента из драматич. поэмы англ. поэта-романтика Джона Вильсона «Город чумы» (1816). Выбор не явл. случайным: в 1830 г. в России свирепствовала эпидемия холеры. П. сократил и отретушировал текст, на основе имевшихся у В. песен создал оригинальные песни Мери и Вальсингама => самост. произведение. Пафос «ПВЧ» - торжество чел. духа над смертью. Песня Мери: чистота и самоотверженность большого женского чувства. Гимн председателя пира Вальсингама: упоение борьбы, мужество, бросающее вызов всему, что грозит гибелью человеку. Но в поисках решения перед лицом смерт. угрозы Вал. становится на ложный путь эгоистич. чувственных услад. Нет морализования. Вал. отклоняет традиц. (религиозную) стезю – не идет за священником. «Пир» завершается «глубокой задумчивостью» председателя. П.: подлинное мужество и героизм – в стремлении ободрить, поднять дух умирающим (стих. того же времени «Герой» - о Наполеоне, навещающем солдат, пораженных чумой).
|