Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет 22





1. Образ Евгения Онегина. «Евгений Онегин» как архетип «лишнего человека» в русской литературе.

 

Лишний человек - литературный тип, это образ человека мыслящего, болезненно переживающего свою социальную невостребованность из-за того, что огромные душевные силы так и не смогли найти себе полного применения. Черты лишнего человека: душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.

Считается, что в русской литературе образ лишнего человека впервые появляется в романе Пушкина «Евгений Онегин».

Источник: статья Гуревича о «ЕО».

 

О незаурядности Онегина, значительности и сложности его внутреннего мира свидетельствует в особенности пережитый им нравственно-психологический перелом, душевный кризис, кото­рый может быть назван центральным событием первой главы (недаром в рукописном авторском плане-оглавлении романа пер­вая глава получила название "Хандра") и первотолчком сюжетного развития в целом: ведь именно стремление избавиться от хандры побудило Онегина не только отправиться в деревню, но и остаться там.

Как видим, рассказ об Онегине в первой главе строится на резком внутреннем противоречии: за обликом беспечного повесы и модного щеголя угадываются совсем иные черты — вырисовы­вается образ человека мыслящего, глубоко страдающего и разоча­рованного.

Итак, Онегин переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообраз­ны. Это, конечно, и пресыщенность "блистательными победа­ми", "вседневными наслаждениями", но это и внешне беспри­чинное разочарование в жизни вообще — охлаждение души, мыслей и чувств. "Рано чувства в нем остыли", "резкий, охлаж­денный ум", "к жизни вовсе охладел" — такими словами харак­теризует автор новое состояние своего героя, едва ли не стоящего теперь на грани самоубийства.

Все это сближает Онегина с героями романтических произве­дений, холодными, разочарованными, живущими в разладе с обществом, страдающими от тоски и отвращения к жизни. И прежде всего — с байроновским Чайльд-Гарольдом, который проводил свои дни "в безумной жажде радостей и нег", а затем совершенно неожиданно и необъяснимо резко переменился.

Не случайно Пушкин прямо сравнивает Онегина с байронов­ским персонажем ("Как Child-Harold, угрюмый, томный, в гос­тиных появлялся он") и затем на протяжении романа не раз возвращается к этому сопоставлению.

Именно в эту кризисную пору Онегин сближается с автором, также узнавшим горький вкус разочарования, автором, которого так поразили оригинальность его нового друга, сходство их взгля­дов и настроений.

Очевидно, неудовлетворенность Онегина вызвана ощущени­ем, что жизнь, которую он ведет, не приносит и не может принести ему счастья ("Но был ли счастлив мой Евгений, сво­бодный, в цвете лучших лет...?" — задает вопрос автор и тут же отвечает на него отрицательно), ибо не соответствует его челове­ческой сути, его глубинным внутренним потребностям и стремле­ниям. Недаром же в "кризисных" строфах первой главы говорит­ся о душе героя, "полной сожаленья", о его мучительных воспо­минаниях, раскаянье, угрызениях совести.

Безусловно, разочарование Онегина связано с нарастанием его политической оппозиционности, усилением критического отно­шения к высшему свету, придворному кругу, верховной власти. Резкость и беспощадность его суждений шокировали поначалу даже героя-автора.

Мрачность и озлобленность Онегина, его неизбыв­ная хандра, его "безочарование", холодность и равнодушие к жизни, его гордость, особо подчеркнутая эпиграфом к роману, его презрение к людям ("Кто жил и мыслил, тот не может / В душе не презирать людей"), отнюдь не чуждый ему байроновско-наполеоновский комплекс ("Мы почитаем всех нулями, / А единицами — себя. / Мы все глядим в Наполеоны...") ясно указывают, что душа героя во власти демонизма — беспощадно-трезвого, критического отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов.

Следует заметить, что тоска, скука, разочарование, хандра могут быть названы "веянием времени". Они были свойственны многим выдающимся людям той поры: одному из лидеров Север­ного общества декабристов Николаю Тургеневу и крупнейшему мыслителю П.Я. Чаадаеву, близким друзьям Пушкина А.Н. Ра­евскому и П.А. Вяземскому, замечательному поэту и критику, А.С. Грибоедову (в "Путешествии в Арзрум" Пушкин писал о его меланхолическом характере и озлобленном уме) и самому Пуш­кину. Так, Н. Тургенев вел дневник с характерным названием "Моя скука", где скука названа "болезнью, только гораздо опас­нейшею телесной", а ссыльный Пушкин в дружеском письме К.Ф. Рылееву утверждал даже: "Скука есть одна из принадлеж­ностей мыслящего существа" (X, 113).

Конечно же, в основе подобных умонастроений лежало отме­ченное нами (во введении) противоречие — между богатством души, многообразными талантами лучших людей эпохи, проник­нутых чувством собственной избранности и исторической предна­значенности, и невозможностью найти достойное применение своим силам и способностям. Однако в определенные историчес­кие моменты эти настроения особенно обострялись.

 

2. Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1) лирическое отступление о «метком русском слове» (конец 5 главы)

2) лирическое отступление о юности Автора: «Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на её пошлую наружность…» (самое начало 6 главы)

3) лирическое отступление о путнике и писателе, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи»(начало седьмой главы)

4) лирическое отступление об истинном и ложном патриотизме: «Виноват! Кажется, из уст нашего героя излетело словцо, подмеченное на улице. Что ж делать? Таково на Руси положение писателя!» (середина 8 главы)

5) лирическое отступление «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека вижу тебя…»(середина 11 главы)

6) лирическое отступление «И какой же русский не любит быстрой езды?...Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал?» (конец 11 главы)

 

3 функции лирических отступлений:

· формируют лирический уровень поэмы и вводят образ Автора

· расширение проблематики поэмы

 

«Мертвые души» по жанру – поэма. В этом произведении есть как черты эпоса, так и черты, характерные для лирики. С эпосом «Мертвые души» связывает наличие сюжета, развитой системы персонажей, подробные описания помещичьей жизни. Лирическое начало поэмы обусловлено присутствием образа Автора. Именно с помощью этого особого образа формируется лирический уровень поэмы, который, по сути, не очень-то и связан с главным сюжетом «Мертвых душ» и историей Чичикова. Лирическое начало словно бы проступает через эпическое начало произведения через обширные авторские сравнения и суждения, через авторские алогизмы. Однако всего этого Гоголю было бы недостаточно для того, чтобы полностью раскрыть образ Автора. Для этого писателю потребовалось ввести в текст поэмы ряд обширных авторских рассуждений, которые если как-то и связаны с основным текстом поэмы, то только по принципу ассоциации (как например, лирическое отступление в конце пятой главы о метком русском слове, которое следует после того, как мужик называет Плюшкина «заплатанной»).

Гоголь композиционно подчеркивает разницу между пронзительным тоном лирических отступлений и во многом приземленным повествованием о путешествии Чичикова.

Во многом мир, который предстает перед читателями в лирических отступлениях, противопоставлен миру Чичикова и помещиков. Лирические отступления отражают мечту Гоголя о положительной действительности и положительном герое. Автор- это живая чувствующая душа.

В лирических отступлениях мысль писателя уходит далеко от событий из жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, «всю Русь», и даже выходит на общечеловеческий уровень. В лирических отступлениях главным образом затрагивается философская проблема жизненного пути (что во многом соотносится с сюжетом путешествия и мотивом дороги «эпической части поэмы»): это и жизненный путь каждого человека (лирическое отступление 6 главы), это и путь писателя (сравнение путника и писателя в 7 главе) и, как итог, судьба России, её исторический путь.

В лирических отступлениях Автор провозглашает новую этическую систему: любовь к Родине как нечто непреложное, к национальной жизни России, и ненависть к её отрицательным сторонам. При этом Автор не боится выводить на свет все самые темные стороны своей родины.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 825. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия