Студопедия — Бытие духовного
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бытие духовного






Бытие духовного подразделяется на индивидуальное духовное (духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов) и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Что такое «дух»? Дух мы можем мыслить как невидимую силу – жизненнодающую сущность, глубоко захватывающую нас, или как источник, который приводит в движение все, действуя из глубин (изнутри). Дух не проявлен, не манифестирован.

Духовность чаще всего и неверно понимается как альтернатива телесности. Вероятно, именно это и стало одной из причин настороженного или даже отрицательного отношения к проблеме духовности. Однако духовность противоположна не телесности, а хаосу возбужденных инстинктов, делающему человека «рабом во тьме стихий» (Гете), чувственности, «мистики тела» (Бердяев). Духовность – это всегда полнота бытия.

Понятие духовности – не синоним понятия души. Душа человека – субъект духовности, а не ее самость. Вот почему духовность не попадает в оппозицию «субъективное-объктивное», а выступает как бытие, «наделенное духом». Духовный потенциал – это способность придавать смысл индивидуальному бытию.

Понятие «дух» принадлежит к числу древнейших философских категорий. Мистическое сознание воспринимало дух как нечто сверхъестественное, в христианстве – это «Дух святой». Духовностью стали измерять степень религиозности, и клан служителей церкви был назван «духовенством».

Естественно, что высвобождение философии Нового времени из теологического плена сопровождалось сменой терминологических одежд: уже Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза предпочитали говорить не о «духе», а о «сознании» или «мышлении», что свидетельствовало о новом, рациональном миропонимании. Вполне закономерным было полное безразличие, если не враждебность к понятиям «дух», «духовность» в позитивизме, и выдвижение их на передний план в неокантианстве, неогегельянстве, в иррационалистических, антропологических, персоналистски ориентированных учениях. В большинстве из них «сущностное» начало человека помещается по ту сторону витально-психического и обозначается словом «дух».

Индивидуализированное бытие духовного включает в себя сознание индивида, подсознательные и бессознательные процессы психики. Сознание существует как невидимый и необратимый поток быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и т.д. Но, несмотря на кажущуюся хаотичность, бытие потока сознания – это определенный порядок, единство, устойчивость, всеобщность структур.

Бытие индивидуализированного духовного обусловленно бытием общества, его историей. Результаты духовной деятельностиi человека могут отделяться от него самого, как бы выходить «вовне». И тогда возникает духовное второго типа (вида) – объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Духовность выступает как часть жизнедеятельности человека, как его способность, сформированная трудом и всеми условиями социальной жизни людей. Истинно духовное – только в сознании, в мышлении человека. Все остальное – результат его деятельности, зафиксированный в продуктах труда, в материальной, вещественной форме.

Книги, картины, скульптуры и т.п. – не просто вещи. В них заключен результат творчества ученого, писателя, художника. Опыт познания их творений для каждого из нас ограничен временем жизни, но приобщение культуре делает этот опыт поистине безграничным. Сохранение и передачу идей, мыслей, чувств и прочих духовных ценностей обеспечивает язык (естественный и искусственный). Неслучайно основными его функциями считаются функции выражения, обозначения, воздействия, а также обобщающая, коммуникативная функции. Определенному уровню познания и практической деятельности человека соответствует определенный уровень развития языка.

Объективированные носители духовного – это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, картины, мрамор, бронза статуй, пленки фильмов, ноты, звучание музыкальных инструментов и т.д.). Сегодня функции хранения и использования социальной памяти все чаще передаются современным компьютерным технологиям, чтo значительно повышает роль сознания и знания, которые сконцентрированы именно вокруг объективированного духовного. Специфика его бытия заключается в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3238. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия