Понятие философской картины мира
Под философской картиной мира принято понимать «процесс словесно-речевого постижения бытия в вербализации мыслительного процесса» [20, с.10]. Это значит: смысл понятия философской картины мира связан с определённым отношением языка, мышления и бытия. Бытие постигается мышлением; результаты такого осмысления выражаются в языке. Бытие осмысляется различными способами. Художник или писатель переносят на холст (выражают в литературной форме) сугубо личное восприятие окружающего мира. Используются различного рода образные выражения. Такие выражения, богатые многозначной метафорикой, позволяют приблизить восприятие мира, свойственное художнику (писателю), к мировоззрению других людей. Учёный отвлекается от личных пристрастий и старается в своих трудах выявить наиболее общие стороны действительности. В этом ему помогает использование понятий, строго определённых по содержанию и лишённых метафорической многозначности. В чём же заключается общий смысл философской картины мира? Немецкий философ Генрих Риккерт замечает следующее: «В философии видят науку, делающую своим предметом мир в целом. Какая-нибудь дисциплина должна себе поставить эту задачу, и только философия может это сделать. То, что в настоящее время мировое целое представляется поделённым между отдельными науками, ничего в этом не изменяет. Каждая из них трактует, согласно своему понятию, только одну часть мира, целое же есть нечто иное, нежели простой агрегат частей. Философия, таким образом, во всяком случае, сохраняет самостоятельную задачу: она должна развить понятия мирового целого, чтобы оно представлялось в них как единство» [12, с.20]. Таким образом, в отличие от конкретных научных дисциплин (физики, химии, биологии и др.), философия старается постичь не какую-то одну сторону мира, но охватить собственной мыслью мир в целом. Отличительным признаком философии от искусства является стремление осмыслять мир с максимально общей точки зрения, выражающейся в предельно общих понятиях. Такие понятия носят название категорий. Существуют два способа понимания категорий. В рамках первого способа категории понимаются предельными формами мышления (Аристотель, Кант). Категории в этом смысле характеризуют структуру познающего мышления. В границах второго способа подразумевается, что категориальность свойственна не только мышлению, но и бытию как таковому. Это понимание категорий связано с такими представлениями, как представление о том, что формы мышления существуют независимо от человеческого сознания, и категориальная упорядоченность человеческого мышления есть проявления этого высшего Порядка (Платон, Гегель и др.); а так же, – как представление о том, что категориальность мышления есть отражение структуры материальной природы в целом (Маркс, Энгельс и др.). Перечисленные способы понимания отличаются. В то же время это не означает, что невозможно найти некоторую «золотую середину». Философы, постигая мир в предельных понятиях, так или иначе, затрагивают основания мира как такового, пытаются выявить его фундаментальные свойства. В связи с этим мы рассмотрим категории материального и идеального, пространства и времени, движения и развития, детерминизма и индетерминизма, а так же понятия динамической и статистической закономерности. Именно эти категории позволяют прояснить наиболее общие представления философской мысли и максимально целостно раскрыть философскую картину мира. Следует, однако, помнить, что философская картина мира не появилась в один момент. Она претерпевала существенные изменения, связанные с возникновением проблем в толковании перечисленных понятий. А это значит, что невозможно рассматривать философскую картину мира в отрыве от процесса её становления. Проясняя каждую из категорий, мы рассмотрим основные этапы её развития; выделим философов, внёсших важный вклад в осмысление той или иной категории; сделаем общие выводы относительно значения конкретных категорий в отношении философской картины мира в целом.
|