Студопедия — Роль религии в современном обществе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Роль религии в современном обществе






В современной науке существуют различные оценки роли религии. Актуальность обращения к изучению роли религии в современном обществе обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить следующие. Более четырех пятых человечества относит себя к верующим. Религия проникает во многие области культуры. Ее идеи активно действуют не только в культовой, но и светской жизни. Поэтому невозможно составить полную картину современной действительности, не учитывая феномена религии.

Несомненен вклад религии в формирование подходов к решению глобальных проблем современности – сохранению мира на Земле, экологических проблем, проблем здравоохранения, демографии, обеспечения продовольствием, сырьем и энергией.

Религия была и остается активным компонентом международной и внутриполитической жизни.

Бесспорно, религия оказала очень большое влияние на формирование и развитие отечественной культуры. По выражению Н.А. Бердяева, русская душа получила «чисто религиозную формацию» [21, с.38]. Возможно, религиозность является одной из самых типичных черт русской души, что проявилось, в том числе и в атеистический период советской истории. После периода официального вероизгнания и неприятия религии в Советском государстве, с 80-х годов начинается весьма противоречивый и неоднозначный процесс «легализации» и развития религий.

Вопросы культуры и религии напрямую связаны с менталитетом каждого народа. Для России всегда был характерен акцент не на формальной, а внутренней духовной жизни человека и общества. Самосознание человека определяется не только разумом, логикой, образованностью. Здесь затрагивается особый пласт чувств и верований, глубоко укорененных в подсознании, традициях культуры, с которой тот или иной индивид себя идентифицирует. В процессе формирования наций религия стала одним из основных компонентов национального самосознания, являющегося «охранительным» в отношении данной этнической группы. В реальной истории действует «народное», «национальное» сознание, сохраняющие совокупный опыт массового сознания и практической деятельности данного народа, осознания его особой судьбы и права на устойчивое существование как уникального социального субъекта. Поэтому без преемственности, без учета традиционных российских духовных ценностей, в основе которых лежат определенные религиозные представления, в политике, культуре и других сферах общественной жизни трудно рассчитывать на жизнестойкий прогноз дальнейшего развития страны. Трудно переоценить значение публикаций в 90-е годы религиозных текстов, долгое время находившихся под спудом, открывшим глаза миллионам читателей на великие сокровища мировой и российской культуры. Они убедительно показали, что религия – это не просто досадный пережиток, уже исчерпавший себя, а исторически закономерное мироощущение, по-прежнему находящее глубокий и страстный отклик в душах и сердцах наших соотечественников.

Очевидна роль религии как «фундаментального измерения человеческого бытия» (Л. Карсавин), которое придает единство культурному целому и формирующе воздействует на все культурные формы как их базовое, начальное условие, их корень, некий исходный опыт, которые они затем проясняют, прорабатывают. Человек способен на социально-целесообразное (иными словами – моральное) поведение в том случае, если оно исходит из ценностей и ориентиров, выходящих за рамки скоротечной земной жизни, если он ощущает себя необходимым звеном высших надличностных идеалов и целей. В отличие от животного человек должен жить «в духе», в культуре и свободе. Но прийти к этому он может, лишь вписав опыт своей быстротечной жизни в вечность, ощущая прислоненность к неумирающим мирам [5, с. 25 – 36].

Как указывает Л.Н. Митрохин, религия – иной пласт культуры, непосредственно связанный с опытом массового сознания, с многовековым нравственно-психологическим наследием. Без выявления «вертикального» измерения религии что-то понять в ней невозможно. Иными словами, существование Бога нельзя рационально (научно) ни доказать, ни опровергнуть, его можно лишь объяснять, исходя из свидетельств массового сознания [5, с.23].

Все формы культуры, выражающие многообразный опыт человеческого существования: литература, искусство, музыка, живопись – бросают дополнительный свет на тайну религии, помогают отыскать ее особое, по-своему уникальное место в системе культуры.

Изучение религиозных явлений, во все времена связанных поведением людей и историческими судьбами государств, особенно актуально в переходные моменты жизни общества. Осмысление тенденций развития религиозной ситуации в современной России позволяет определить как позитивное то значение, которое может нести религия. Являясь существенным фактором духовного возрождения, она содержит в себе и те опасности, которые исходят из этой сложной и неоднозначной сферы жизни. Сейчас особенно важно разбираться в основах вероучений и неорелигиозных культов, которые распространены в современной России. Знания о религии являются защитой от недобросовестных миссионеров.

Помимо традиционных, длительно существующих на территории России религий – христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других, нельзя забывать о многочисленных и активно развивающихся культах.

Их можно подразделить на культы, складывающиеся на основе восточных, в первую очередь, индийских религий (таких, например, как Международное общество сознания Кришны, культ Ошо, Шри Чинмоя и др.); организации западной ориентации или неохристианские (Церковь Объединения, Церковь Откровения, Церковь Последнего Завета и др.); космические культы; организации сатанинской ориентации; неомистические объединения и другие направления. Такого рода объединения складываются чаще всего в результате миссионерской деятельности со стороны иностранных религиозных организаций. При этом существует значительная финансовая зависимость религиозных объединений новой волны от зарубежных центров. В таких условиях усиливается нетерпимость в отношениях как между организациями традиционных религий, так и между объединениями нетрадиционных культов: идет борьба за сферы влияния в отдельных регионах, перерастающая в серьезные конфликты. Значительные массы людей вовлекаются в противостояние или даже войну на религиозной почве.

В связи с разработкой новых концептуальных основ современного образования требует переосмысления природа морали и моральной мотивации. Развитие системы духовно-нравственного воспитания влечет за собой необходимость дополнения гуманистической морали моралью религиозной. Попытки государственного образования построить нравственное воспитание на основе неких общечеловеческих ценностей оказались малоэффективными. Декларация необходимости духовно-нравственного воспитания остается пустыми словами, а души детей заполняются идеями стяжательства, вседозволенности и т.п. Система духовно-нравственного воспитания должна быть обогащена глубинной религиозной мотивацией, предполагающей абсолютность и незыблемость нравственных норм.

Однако необходимо подчеркнуть, что использование традиционных духовных ценностей в воспитательных целях требует от преподавателя корректного поведения, учитывающего, что вера – это личное дело каждого. Поэтому со стороны педагога не должны допускаться догматичность, навязывание своей точки зрения. Он может только стимулировать самостоятельность поиска, расширять круг знаний о религии, ее месте в культуре, истории развития народа.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы и события в России сыграли решающую роль в осуществлении «религиозного возврата» в России?

2. Как выглядит социологически религиозная ситуация в современной России?

3. Каковы причины возросшего влияния религии в России?

4. Какие мировые религии Вы знаете? Что Вы можете сказать об их специфике?

5. Охарактеризуйте различные подходы к пониманию религии.

6. Представьте концепции генезиса религии.

7. Охарактеризуйте социальные, гносеологические и психологические корни религии.

8. Представьте основные функции религии.

9. Охарактеризуйте основные элементы религии как социального института.

10. Выделите и дайте характеристику основным религиозным организациям.

11. Что такое религиозная вера, в чем ее отличие от философской веры?

12. Что такое религиозный опыт?

13. Каковы характеристики религиозного поведения?

14. Что такое религиозная антропология?

15. Как Вы охарактеризуете религиозную духовность?

16. Сводится ли духовность человека к религиозной?

17. Охарактеризуйте роль религии в современном обществе.

18. В чем заключается религиозная культура?

Дополнительная литература

1. Лопаткин Р.А. Современная религиозная ситуации в России: социологический анализ // Взаимоотношения государства, науки и религии: Межвузовская научно-практическая конференция 8 –10 февраля 2000 г. Владимир, 2000.

2. Аналитический вестник Государственной Думы: Серия «Оборона и безопасность». Вып. 19. М., 2000.

3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1899. Т. ХХУ1-а.С.539.

4. Осипов А.И. Святые как знак исполнения Божия обетования человеку // Русское возрождение. № 62. С. 9-13.

5. Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М., 2000.

6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.,1993.

7. Фейербах Л. Избранные философские сочинения. М., 1955. Т. 2.

8. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.

9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1992.

10. Энгельс Ф. Анти – Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20.

11. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

12. Лукашов В.А., Омурова Т.О., Трофимова З.П. Религиоведение. М., 2000.

13. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7.

14. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1994.

15. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1988.

16. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

17. Петров Ю.В. Антропологический образ философии. Томск, 1997.

18. Шеллер М. Избранные произведения. М., 1994.

19. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.

20. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 1. М., 1993.

21. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 562. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия