Вопрос II.23. Философские проблемы социаkьных наук
Научное познание как форма духовного освоения действительности едино в отношении как природных, так и социальных явлений. Однако гносеологическая общность типов научного знания не устраняет факта полиморфности науки, определенной автономности ее направлений, среди которых социально-гуманитарное знание занимает особенную, специфическую нишу. В структуре социально-философских проблем важное место занимает вычленение их гуманитарной специфики. Прежде всего, это относится к проблеме человека и его духовности в различных аспектах сознания, знания, психологии, мировоззрения, культуры, морали, искусства, веры и других элементов духовной деятельности. Главная специфическая особенность социально-гуманитарного знания связана с качественным отличием его объекта от объектов естественных и технических наук. Целью обществознания является познание общества как целого и его частей, человека в структуре его деятельности и личностных оснований. Отсюда возникает дуализм: познание затрагивает не только объект, но и субъект социально-гуманитарного познания. Субъект познания - человек, группа, общество, человечество и т.п. - познает самого себя, свою природу, свою деятельность. Социальное знание всегда содержит в себе спекулятивно-личностный момент понимания, объяснения, интерпретации как необходимого условия творческого осмысления реальности. В гуманитарном же познании предметная область вообще замкнута на человеке, дана не в форме объекта, а субъективно, как "мир человека". Социальные науки нацелены на овладение сущностными параметрами общественной системы и ее структур. Сфера их познавательной деятельности сориентирована на объективные начала знания - факты, законы, детерминации зависимостей, поиск истины. По своим гносеологическим и методологическим основаниям эти науки наиболее близки естественно-научному познанию. В них достаточно рельефно выражено отношение субъекта исследования к объекту. Соответственно, и предметная область социальных наук замкнута преимущественно на устойчивые, необходимые, воспроизводимые общественные структуры и отношения - экономические, политические, правовые, этнографические, социологические и другие. Гуманитарные науки, в отличие от социальных, объектом исследования имеют "мир человека". Они нацелены на познание и решение специфически человеческих проблем. Это исследование субъективности человека, его сознания, духовной культуры. Гуманитарная мысль это всегда диалог. Здесь сам объект познания имеет субъективное измерение - субъект познает субъект. Гуманистическое содержание обществознания наиболее ярко выражено в таких направлениях науки, как философия, этика, эстетика, культурология, лингвистика и других, которые призваны формировать богатство мировоззренческого, духовного и эмоционального мира человека. Границы между социальными и гуманитарными науками столь же относительны, как относительны оценки общества в качестве материальной системы или человеческого образования. Обществознание гуманитарно в той мере, в какой предусматривает учет субъективного фактора - исследование человека как личности, носителя индивидуального. Там, где историк, философ, юрист, политолог и т.п. аппелирует к объективным, исторически-закономерным основаниям общественного развития, он выступает как представитель социального познания. Там, где он обращается к персонифицированным событиям, фактам, реконструирует их личностное измерение, он превращается в исследователя-гуманитария. Общая характеристика и специфика социально-гуманитарного познания указывают на его сложность, неодномерность, внутреннюю противоречивость, что порождало и порождает множество глубоких онтологических, гносеологических, методологических и аксиологических проблем. Вопрос II.24. Методологические проблемы определения понятия "информация" Проблема определения понятия «информация» до сих пор четко не решена. В разнообразии методологических подходов к исследованию информации обычно выделяют: количественные ("теоретико-информационные") и качественные подходы. Во-первых информация непосредственно определяется как специфическая ("информационная") мера определенности. Такая специфика непосредственно зависит от выбранного базового модельного представления. Это и является "гносеологическим корнем" методологизма в интерпретации информации. Опосредованно же информационная мера определяется и характером измеряемого, т.е. соответствующими сторонами, характеристиками строения объективной реальности (статика) и процессов, происходящих в ней (динамика). Это не только является основанием для перехода от чисто методологических интерпретаций информации к онтологическим и гносеологическим, но и требует дополняющего развития понимания информации. В реальном историческом развитии информатики всегда не только предлагались некоторые базовые модели определения информации как специфической меры, но и давались их предметные интерпретации - как меры снятой неопределенности, разнообразия, отраженного разнообразия, организации. Исторически первыми были гносеологические интерпретации информации как меры знания, точнее, меры его изменения при получении некоторого сообщения, которое в этом измерении и оказывалось информацией. Данное понимание информации соответствовало этимологии этого термина ("информация", т.е. оформление, внесение новой формы и изменение исходной) и любым толкованиям знания как формы. Исходной и стержневой во всей этой проблематике опять же выступает проблема определения понятия "информация" и его общего статуса (онтологического, гносеологического, методологического). Более конкретно эту проблему можно выразить в следующих вопросах. Во-первых, это вопрос о том, есть ли информация лишь мера, т.е количественное выражение определенного рода процессов, определенной их стороны, системной функции и т.д., т.е. некоторый существенный количественный параметр материи и движения, либо понятие "информация" должно учитывать и качественную, содержательную сторону соответствующих явлений. К первому решению тяготеют статистические, структурно-синтаксические и другие "количественные" подходы в информатике. Ко второму - прежде всего семиотические и прагматические, появившиеся в попытке учесть, предметное смысловое содержание информации и ее ценность, как меру полезности для реализации определенных целей. Во-вторых, остается проблема учета качественного аспекта информации в ее определении, поскольку мера уже не есть чистое количество или даже определенное количество, но есть "непосредственное единство количественного и качественного". Применительно к определению информации как меры это означает, что должно быть указано то, мерой чего она является. Это и означает требование предметной интерпретации любого количественного подхода в теории информации, которая в том или ином смысле в них осуществляется в соответствии с используемой базовой моделью (информация как мера организованности, сложности, организованного разнообразия, определенности, снятой неопределенности, коммуникативной связи, отражения и т.д.). Поэтому, в-третьих, определение информации предполагает решение гносеологического и онтологического вопросов: отражает ли понятие "информация" нечто существующее в объективной реальности и если да, то что именно и для каких систем, на каких уровнях организации материи информационные процессы считаются существующими и значимыми.
|