Язык, его знаковая природа. Слово как символ. Язык и мышление.
Язык – это система знаков, с помощью которых люди общаются (коммуникативная функция языка), осуществляют познание мира и самопознание (номинативная и познавательная функция), хранят и передают информацию (информативная функция), управляют поведением друг друга (прагматическая функция). Язык – наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления духовности. Он возник в процессе общения людей, когда общения знаками стало недостаточно. Обращаясь к другим людям, говорящий не просто сообщает свои мысли и чувства, он побуждает их к тем или иным поступкам, убеждает их в чем либо, приказывает, советует, отговаривает от каких-либо действий. Слово – великая сила. Слово находится между сознанием и мыслимым предметом, участвует в бытие обоих. Оно отделяет их друг от друга, давая возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета. Без него представление не могло бы возникнуть. Но слово также связывает предмет и сознание: без него представление не могло бы стать знаком того, что мыслится. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. Благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования. Но так как наше мышление может быть познано только в языковой форме, то мир постигается согласно способу бытия языка. Каждый предмет становиться носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. В этом смысле язык в равной мере делает дух телесным и одухотворяет действительность. Язык влияет на мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, направляет ее движение по каналам языковых форм. История языка отражает социальную историю его народа.
Сознание и идеальное.
Идеальное – характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Со времен античной философии известна традиция, согласно которой идеальное трактуется как деятельно-смысловая, логическая сторона, мир значений, область духовного, завершающаяся той или иной формой высшего духа. Идеальное – это образцы, подлежащие опредмечиванию. Идеальная форма – это форма вещи, но существующая вне этой вещи, в сознании человека. Идеальное – это то, чего в самой природе нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями и интересами (Платон). Категория идеального имеет непосредственное отношение к идеалу и входит в сферу конечных целей и ценностей человеческого существования. Идеал (греч. идея) - представление людей о должном, желанном, совершенном, наилучшем в человеке, обществе, а также в различных сферах жизни – экономической, политической, социальной, научной, нравственной, эстетической. Идеалы выражают неудовлетворенность людей условиями своей жизни, стремление привести в соответствие то, что существует, и то, что, по мнению людей должно быть. По мере развития знания истолкование идеального концентрировалось в основном на познавательных возможностях человеческого разума. В классической немецкой философии идеальное трактовалось как духовно-творческая сила сущего, это позволило впоследствии отнести идеальное к человеку и его предметно-практической деятельности по преобразованию себя и окружающего мира. К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни. Идеальность предстает как форма сознания и воли, как закон (Ильенков). Проблемы в определении идеального: бывает индивидуализированное идеальное и общественное. Еще один аспект проблемы идеального – его соотношение с материальным. Идеальное – это образы будущих предметов или ситуаций, явлений и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота), которые подлежат реализации в деятельности человека.
|