Концепция постиндустриального общества.
Постиндустриальный тип общества начинает складываться в последние десятилетия XX в. в США, Японии, ряде стран Западной Европы. Главным звеном в системе общественного производства здесь становится труд, направленный на получение, обработку и хранение информации. Для постиндустриального общества характерно целенаправленное усовершенствование техники на основе развития фундаментальных наук. В рамках постиндустриального типа общественной организации коренным образом меняется основной принцип общественной жизни — впервые взамен отношений человека с природой на первое место выходят отношения между людьми. Это означает, что теперь от характера и качества межчеловеческих отношений зависят отношения с природой, а не наоборот, как это было в доиндустриальную и индустриальную эпохи. Близка теории постиндустриального общества получившая известность концепция мериканского социолога О. Тоффлера. Тоффлер полагает, что в настоящее время человечество, прежде всего в лице развитых стран, вступило в эпоху третьей технологической волны (две предыдущие пришлись на XIX — первую половину XX в.). Третья технологическая волна связана с широким использованием автоматики, электроники и компьютерной техники. Она предоставляет возможность в значительной мере отказаться от конвейерного и вообще массового, стандартизированного производства и перейти к производству современных продуктов в индивидуальном исполнении, учитывающем потребности и заказ конкретного потребителя. В обществе, вступившем в третью волну, резко возрастает значение образования, повышается статус широко образованных, и культурных людей. Будущее человека и общества – это поприще реализации тех возможностей, которые уже существуют в современном мире, а также тех, которые со временем появятся. Высокие технологии конца века (электроника, информатика, космос) выводят производство на новый уровень, принципиально отличный от предшествующей истории. В обществе, контуры которого только-только намечаются, новое и совершенно особое место будут занимать информация и знания. Такое общество в широком смысле чаще всего называют информационным. Еще недавно информацию понимали как передачу сообщения, как некий содержательный сгусток любого знания. В последнее время в связи с «компьютерной» революцией информация стала обозначать отраженное разнообразие, устранение неопределенности, вероятность выбора. Полагая возможность развития общества как «информационного», мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в техносфере и вообще во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с «энергетических» и «вещественных» аспектов на «информационные». Чем выше уровень технологии, информатизации общества, тем выше должна быть и степень развития самого человека. Соответственно развивающаяся новая цивилизация и новая гуманистическая культура, исходящая из того, что человек – «самоцель», высшая цель общественного развития. Будущее человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их духовный и нравственный облик. Отечественные исследователи также отмечают, что общество должно быть не только информационным, но и экологическим. Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем, не решает всех противоречий взаимосвязи «общество-природа». Настоящий глобальный кризис требует поворота общества в сторону решения коэволюционных задач, то есть достижения сбалансированного отношения человечества к природной среде.
36. «Философия жизни» как направление философской мысли конца 19-20 века.
Ф.Ж. – направление, сложившееся в конце 19 века и существующее поныне. Оно начинается с философии Ницше и развивается Г. Зиммель, О. Шпенглер и др. Уже само название указывает на центральное понятие данного направления – «жизнь». Жизнь – первичная реальность, понимаемая как целостный процесс, непрерывное творческое становление живого. Жизнь противоречит нежизни, всему неорганическому, неразвивающемуся, застывшему. Таким образом понятие жизни включается и биологические и культурно-исторические явления. Жизнь находится в постоянном движении и противоречии, поэтому наука не может быть эффективным средством ее познания. Наука и лежащий в ее основе рассудок пользуются аналитическим методом, разлагающим жизнь на отдельные части. Связи между предметами действительности наука может выяснить, может изменить мир в пользу человека, но понять сущность мира наука, как и вообще разум, бессильны. Поэтому на первое место в философии жизни выходят не рациональные, а интуитивные формы познания (интуиция, понимание, миф, формы символического образного познания, например искусство). Эти явления протекают в сознании личности и не доступны каждому человеку (аристократизация познания). Но познание истины доступно в процессе обучения. Человек реализовывает себя как личность в истории и культуре. Его творчество соответствует жизни, он есть процесс и одновременно результат биологической и социальной приспособляемости. Человек живет в истории, но она не имеет объективных законов. История, как человек имеет судьбу. Шпенглер – общая история людей – это фикция. Культура и цивилизация всегда локальны, они не влияют друг на друга. То есть каждая цивилизация и культура имеет свои ценности, которые меняются. Но есть такие ценности, которые безотносительны к специфике культур: стремление к жизни, отсутствие страха смерти, желание быть сильнее других, воля к власти, благородство и аристократизм духа – все это основные, новые установки и ценности философии жизни. Положения философии жизни разрабатывались в экзистенциализме, персонализме, прагматизме.
37. Концепция «человеческой революции» А.Печчеи («Римский клуб»)
Последние годы убедили нас в том, что вторжение человека в природу наносит ей не только непосредственный ущерб, но и вызывает целый ряд новых, порой необратимых процессов, разрушающих окружающую среду. Аурелио Печчеи (1908 – 1984 гг.) – выдающаяся личность XX века, итальянский коммунист, бизнесмен и признанный специалист в области управления промышленностью, занимавший ключевые посты в западноевропейских частнопромышленных компаниях. Римский клуб – общественная международная организация – был создан Аурелио Печчеи в 1968 году со специальной целью осознания мировой проблематики и прогнозирования будущего человеческой цивилизации. По мнению Аурелио Печчеи Римский клуб должен быть транскультурным – обращаться ко всем возможным научным дисциплинам, идеологиям и системам ценностей, не связывая себя ни с одной из них. Он должен быть не политическим, не формальным и способствовать самому свободному обмену мнениями между его членами. Он должен быть готовым к тому, чтобы исчезнуть, как только в нем отпадет необходимость. Клуб был задуман как общество, ориентированное на конкретные действия. В соответствии с намеченной программой действий перед клубом были поставлены две основные цели. Первая цель – способствовать и содействовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали затруднения человечества. Вторая цель – использовать все доступные знания, с тем, чтобы стимулировать установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые способствовали исправлению нынешней ситуации. Революцию нельзя отождествлять только с насильственной сменой власти. Это общенаучный термин, означающий быструю и принципиальную смену представлений, в том числе в науке и в мировоззрении. Революции в науке, в противоположность социальным, почти не встречают в момент их свершения сторонников, а свершивших часто сжигают если не на костре, то в огне критики. Мысль о необходимости “ человеческой революции ” в мировоззрении и образе жизни как условия выживания человечества впервые высказал Аурелио Печчеи в 1977г. Он писал: “Но произойти это может только за счет невиданной цепи событий, которую я называю “ человеческой революцией ”. … Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления и поведения может помочь нам проложить новый курс, разорвав тот порочный круг, в котором мы оказались… Настало время выявить и освободить дремлющие в каждом человеке способности видеть, понимать и созидать ”. Эта человеческая революция может и должна быть только мирной, а целью ее должна стать, по А. Печчеи, социальная справедливость. Идею экологической по содержанию “первой глобальной революции” поддержал Римский клуб в целом. Римский клуб объединяет сегодня видных ученых, представителей политических и деловых кругов, общественных деятелей из многих стран. Его девятнадцатилетняя деятельность сыграла исключительную роль в пробуждении самосознания политической элиты Земли. Римский клуб инициировал и финансировал серию из шестнадцати “Докладов Римскому клубу”, где дан анализ кризиса и прогноз будущего.
|