Отчуждение как социально-философская проблема.
ОТЧУЖДЕНИЕ—термин, широко и неоднозначно употребляемый в современной философии, социологии, социальной психологии. В юриспруденции означает передачу имущества в собственность другого лица. Теоретики общественного договора (Гоббс, Руссо и др.) рассматривали отчуждение как акт передачи прав личности государству. В немецкой классической философии категория отчуждения разрабатывалась Фихте, Шеллингом и особенно Гегелем. Гегель. Проблема О у него носила двойственный характер. О часто понималось им как опредмечивание. Абсолютная идея отчуждает себя, опредмечиваясь в природе. Др.смысл: врассуждении о хозяине и слуге. Раб отчуждает свою свободу, подчиняясь господину. Затем обнаруживается, что не в меньшей степени отчуждается и господин, т.к. его жизнь зависит полностьюб от трудовой деятельности раба. Фейербах, критикуя религию, видел в Боге отчужденную от человека его собственную сущность, которой приписывается иллюзорное сверхъестественное существование и господство над человеком. Религия – перенос лучших качеств чел-ка на Бога. Преодолеть – узнать в сущном свое. Перенести любовь к Богу на любовь к человеку. Маркс связывал отчуждение с разделением труда, частной собственностью и рассматривал его как специфический феномен буржуазного способа производства (отчужденный труд). В марксистской философской традиции отчуждение понимается как объективное превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную человеку и подчиняющую его. Отчуждение – процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие этого – фетишизация предметного мира. Субъект превращается в объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. Ф ормы отчуждения: 1) опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2) отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства произ, управление, организация) - субъекту труда; 3) отч результатов деятельности от субъекта; 4) отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества; 5) соц структур и институтов от трудящихся-- бюрократическая машина.
Условие отчуждения – наличие в обществе антагонистических отношений. Наличие отчуждения извращает человека. Преодоление отчуждения – преодоление условий, которые его создают. Условия отчуждения (Критика чистого разума): 1) обобществление ч\с 2) превращение труда в свободную деятельность 3) гармонизация челов.отношений я и ты. В современной западной науке понятие отчуждение используется - как в объективном, так и в субъективном аспектах. Это и объективное состояние, находясь в котором человек своей деятельностью противоречит реализации собственной сущности, и чувство отчужденности (субъективное) по отношению к своей деятельности, ее результатам и самому себе, ощущение невыносимой заброшенности в чуждом, враждебном мире, одиночество. Отчуждение понимается как разрыв индивида с социальной жизнью, нарастающий по мере исторического развития человечества. Хайдеггер интерпретирует отчуждение как способ бытия человека в условиях общественности. Фромм — как наиболее общее выражение социальной психопатологии современного мира. В узком смысле отчуждение представляется как явление, порождаемое господством над людьми вещей, товарно-денежных отношений, техники и технологии, в широком — как качественное состояние совокупности социальных связей. Отчуждение описывается как фундаментальная тенденция современной эпохи, как выражение несвободы личности, имеющее разные аспекты: экономический, политический, социальный, экологический, технологический, духовный — т. е. выступает как синтетическая категория, резюмирующая диагноз болезни современной цивилизации. О связано с процессами дегуманнизации общества, обесчеловечиванием чел.личности. Феномен О – феномен осознания человеком своей самости.
|