Историческое и логическое, их единство и принцип теории познания.
Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытия неизвестного ранее. Познание – отражение действительности в сознании человека (Маркс). Познание – исследование взаимосвязи ощущений и представлений. (С.И.) Познание – саморазвитие идеи (О.И.) Процессу познания присуща неустранимая противоречивость, важным моментом в котором выступает единство логического и исторического (впервые Гегель). Этот принцип единства органически связан с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Взаимосвязь Л. и И. зависит от конкретного содержания исследуемого объекта. Исторический метод познания вначале появляется в форме, не обособившей себя от истории исследуемого объекта и как бы воспроизводящей ее в мышлении. Затем, по мере развития науки, он заявляет о себе как об истории развивающихся научных теорий, идей и представлений об изучаемом объекте. На каждом этапе развития науки исторические методы претерпевают качественные изменения в соответствии с совершенствованием логических методов. Объективная история исследуемых явлений периодически переосмысливается в соответствии с конкретным уровнем научного знания. Постепенно исторические методы становятся неотъемлемой принадлежностью логических методов. Они неизбежно формируются в любой науке по мере достижения ею определенной теоретической зрелости. В свою очередь, происходит качественная перестройка структуры теории науки, призванной учитывать и свою собственную историю. Т. о. невозможно рассчитывать на успех, получить положительный эффект лишь механически, хотя и в определенной логической последовательности, соединив ступеньки процесса познания. Логическое воспроизводит историческое в освобожденном от случайностей виде. Если история идет скачками и зигзагами, то логическое не должно воспроизводить эти скачки, оно имеет своей задачей отразить лишь необходимые изменения, необходимую тенденцию перехода от одних качественных состояний к другим.
73. Практика и её роль в процессе познания.
Практика (греч. - деятельный, активный) - материальная, предметно-чувственная, целенаправленная деятельность человека. Практика — основной способ общественного бытия людей, форма их самоутверждения в мире. Она выступает как целостная система действий. Структура человеческой практики: потребности; цели; мотивы; целесообразная деятельность; предметы, на которые направлена эта деятельность; средства, с помощью которых достигаются поставленные цели; результаты деятельности. Практика находится в неразрывной связи с познавательной деятельностью, с теорией. Она является источником и движущей силой познания, представляет познанию необходимый фактический материал. Практика служит критерием, материалом проверки истинности результатов познания. И только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное, истинное значение. Практика выступает в качестве критерия истины и в силу этого она — как материальная деятельность людей — имеет достоинство непосредственной действительности. Однако нельзя абсолютизировать практику как критерий истины, ибо по самой своей сути она не может полностью подтвердить те или иные человеческие представления, идеи и теории. Можно сказать: практика как критерий истины и абсолютна, и относительна. Абсолютность практики как критерия истины дает возможность отличать объективно истинные знания от вымысла, заблуждения. Но: непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют. Необходимо подчеркнуть и такой момент: наряду с другими факторами практика активнейшим образом влияет на формирование человека как субъекта познавательной деятельности, на строй, содержание и направленность его мышления. Назовем основные виды практики: 1.материально-производственная; 2.социальная, в том числе политическая; 3.экспериментальная, в том числе космическая;4.врачебная; 5.военная. Важнейшие формы практики: 1. материальное производство (труд, преобразование природы и т.п.); 2. социальное действие (преобразования общественного бытия, изменение существующих социальных отношений); 3. Научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира). Основные функции практики в процессе познания: 1. практика – источник познания (все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями). 2. практика – основа познания, его движущая сила. 3. практика – цель познания (оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить деятельность людей). 4. Практика – критерий истины.
|