Древнеиндийская философия и ее особенности.
В истории древнеиндийской философской мысли можно выделить три основные периода: ведический, эпический и классический. Зачатки философского мышления мы находим в древней ведической мифологии. Веды — сборники хвалебных песен и гимнов в честь множества богов, которые воплощали различные силы природы и свойства самого человека. В ведических текстах (особенно — в упанишадах) берут свое начало все так называемые классические философские школы (учения) Индии Упанишады — практически неисчерпаемый источник естественнонаучных и гуманитарных идей — по вопросам космизма и астрологии, субстанции всего сущего, сущности материального и духовного бытия, бытия человека и человечества, религии и религиозных взглядов. Школа веданта (веда + анта, букв. «конец вед») позаимствовала из упанишад идею о том, что первоосновой и творцом всего сущего является Брахман-Атман — божественный дух. Санкхья приняла за исходное внебожественную первопричину бытия. Чарваки-локаятики первоосновой всего сущего считают четыре элемента (бхуты) — землю, воздух, воду, огонь. Согласно джайнизму, первоосновой всего сущего является субстанция, которая делится на протяженную и непротяженную. Ньяя (санскр. — метод, правило, логика) занималась но преимуществу разработкой вопросов теории познания или «наукой о мышлении»; создала индийскую формальную логику Вайшешика — школа индийской атомистики; все сущее состоит из четырех элементов: земли, воды, света (тедж) и воздуха. В соответствии с этим, атомы, из которых состоят элементы, делятся на четыре рода: атомы земли, атомы воды, атомы света и атомы воздуха. В ведическом периоде берут свое начало три основных религии: брахманизм, джайнизм и буддизм. Брахманизм — идеология варны (сословия) брахманов — был самой ранней религиозной идеологией Древней Индии. В середине 1 тыс. до н. э. появляются секты, в которых обряды и жертвоприношения брахманизма не признаются. Среди антибрахманских учений выделяются джайнизм и буддизм. Со временем буддизм начал господствовать в идеологической жизни страны и был объявлен государственной религией (III в. до н. э.) и пользовался признанием до VIII в. В эпический период религиозно-философские и этические идеи упанишад получили наиболее яркое и общественно значимое развитие в учении «Бхагавадгиты» («Песнь Бога Кришны»), в котором обосновывается теология индуизма, развивается учение о йоге, о перевоплощении душ (самсара), при этом делается попытка опереться на некоторые философские принципы учения санкхьи. Среди материалистических учений широкое распространение получила концепция свабхава-вада (букв. — «свое бытием, «своя природа»), согласно которой у всех явлений природы, в том числе у человека, существует возможность развиваться без внешних причин («саморазвиваться» без вмешательства религии). В период, который в Индии принято называть классическим (начало — середина I тыс. до н. э.) шел процесс становления, оформления и функционирования девяти философских даршан (школ), философских учений: чарвака-локаята, джайнизм, буддизм, веданта, миманса, санкхья, ньяя, вайшешика, йога. Буддизм известен как одна из трех наиболее распространенных религий, в основе содержания которой лежат «четыре благородных истины»: страдание, причина страдания, освобождение от страданий и путь, ведущий к освобождению от страданий. Однако мало кому известно или, точнее сказать, редко кто понимает (даже те, кто исповедует буддизм) философскую основу этой религии. Весь окружающий человека мир вещей и явлений и сам человек со своим телом, сознанием и психикой мыслится как вечный поток (вихрь) атомов. Атомы не субстанциальны, не являются неизменными. Каждое отдельное качество (вещь, предмет, явление) рассматривается как момент («вспышка») в вихревом потоке атомов. Атом имеет своего персонального носителя (дхарму). Всего насчитывается 75 разновидностей дхарм, которые и являются неизменным фундаментом всего сущего. Буддизм делится на школы. Наибольший вклад в философию буддизма сделан школой шунья-вада («учение о пустоте»), мадхьямиков, основоположником которой был Нагарджуна (I—II вв.). Школа йоги ставила своей задачей на практике доказать истинность учения санкхьи о человеке.
|