Философия экзистенциализма.
Экзистенциализм (экзистенция позднелат. — существую) представляет собой современную разновидность иррационализма (лат. — неразумный, бессознательный). Само название направления содержит программу: заменить классическую философию философией человека. В соответствии с данной установкой главными темами являются: человеческое существование, судьба личности в современном мире, проблема веры и неверия, утраты и поиска смысла жизни. Эти вопросы всегда привлекали писателей, поэтов, художников, поэтому экзистенциализм приобрел популярность в среде творческой интеллигенции. Экзистенциалисты — часто литераторы, драматурги, например, французы Жан-Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю (1913—1960), представители немецкого экзистенциализма — М. Хайдеггер (1889—1976), К. Ясперс (1883— 1969). Среди писателей XX в. близкие данному направлению умонастроения выражали Э. Хемингуэй, А. Сент-Экзюпери, Ф. Саган. Перечисленные выше мыслители стремились «вглядеться» в человеческую жизнь, дать предельно искренний «самоотчет» мыслящего индивида, оказавшегося в эпицентре кризисных процессов. Экзистенциализм породили ужасы двух мировых войн, питательной почвой его возникновения в 20-е гг. был социальный кризис в странах Запада, затронувший все основы человеческого бытия. Центральная проблема экзистенциализма — отчуждение индивида от общества. Отчуждение признается общей характеристикой жизни человека в обществе, особенно на нынешнем этапе истории, когда чувство страха усиливается опасностью уничтожения человечества. Отсюда пессимистические мотивы в учении: тревога и неуверенность, ожидание близкого конца света, настроения крайнего отчаяния, чувства покинутости и т. п. Предметом философствования экзистенциалисты избирают переживания субъекта на грани жизни и смерти перед лицом «ничто». В экзистенциализме рассматриваются: 1. Основной вопрос философии (отношение мышления к бытию), который приобретает форму взаимоотношения между «переживаемым» и «переживающим»; основой нерасторжимого единства выступает махистская идея «принципиальной координации», приобретая эмоциональную окраску. 2. Бытие человека, в центре которого находится его индивидуальная сущность, уникальная и неповторимая, — есть исходный момент экзистенциалистского философствования. В этом плане анализируется весь внешний мир, общественные институты и действия отдельных личностей, т. е. воспроизводится субъективно-идеалистическая концепция. 3. Иррационалистическое понимание свободы. Она предстает как нечто необъяснимое, как «факт сознания», переносится в мир духовной жизни, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ, а как экзистенции. В такой интерпретации свобода, противостоящая необходимости, превращается в фикцию. Человек «свободен» только в одном: выбрать себе несвободу, т. е. подчинение обстоятельствам, авторитету, насилию. Движение к свободе, по их мнению, неизбежно ведет личность к признанию необходимости несвободы. Из всего этого делается вывод о кризисном и конфликтном характере человеческого существования в наше время. Жизнь определяется как «бытие к смерти». Вместе с тем условия жизни требуют от личности, общества предельного использования «высших возможностей человеческого бытия», мобилизации сил каждого в борьбе с охватившим мир отчаянием. Оно в теоретической форме (иногда в виде мифа) исследует умонастроение человека XX в., утратившего веру в разум исторический и научный. Экзистенциализм с его трагической интонацией передал духовный трагизм современной эпохи, ее противоречия, усилившиеся в нынешней глобальной исторической ситуации, которая может быть оценена и как пограничная. Применимость же экзистенциальных понятий ко всему человечеству еще раз демонстрирует неразделимость судеб индивида и общества. Условно подразделялся на религиозный (Н. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель) и на атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю). Первый, исходя из признания реальности трансцендентного, оперирует символическими и даже мифопоэтическими образами. Второй напротив ставит цель раскрыть иллюзорность трансценденции и поэтому ему свойственна аналитическая и критическая направленность.
|