Студопедия — МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 16 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 16 страница






 

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – индивидуальный (или коллективный), обладает определенными целями, предвосхищающими результат, притязаниями, предвосхищающими субъективную или (и) объективную успешность деятельности, готовностью инициативой, включающей не только мотивацию, но представление о способе ее реализации в организуемом им контуре (пространстве) деятельности, ответственностью за организацию этого контура в соответствии со своими возможностями, способностями, объективными условиями и требованиями деятельности, ответственностью за последствия деятельности. Субъект структурирует деятельность, согласно своему профессионализму и компетентности на совокупность задач, соединяющих условия, требования деятельности и ресурсы их решения, выстраивает их последовательность по времени и иерархию по значимости и одновременно путем саморегуляции обеспечивает оптимальное и целостное функционирование всех своих психических и личностных ресурсов, осуществляет психологические обеспечение деятельности субъективно и объективно оптимальным образом, строит варианты ее моделей, добывает необходимую информацию.

Субъект деятельности характеризуется активностью, имеющей две формы – вышеописанную инициативу и ответственность, которая заключается в гарантировании достижения результата своими (или коллективно) организованными усилиями при непредвиденных трудностях и препятствиях, сохраняя заданный качественный уровень деятельности и обеспечивая заданный срок ее завершения.

В целом субъекту деятельности присущи две основные функции – организация деятельности и самоорганизация, минимизация их рассогласований и способность разрешения противоречий, возникающих в результате несовпадения условий, требований деятельности и субъективных возможностей.

Для акмеологического понимания субъекта деятельности существенны характеристики субъекта как профессионала – профессионализм, мастерство, компетентность, способность использования знаний, умений, навыков, опыта и психологического обеспечения деятельности (наличия адекватных притязаний, мотивации достижения, способностей готовности и т.д.), а также характеристики самой деятельности как профессиональной – ее алгоритм, профессиограмма, акмеограмма, включающие типы задач, способы их решения, типы противоречий, конфликтов и способы принятия решений, временные режимы деятельности (дефицит, лимит, нормативно заданное, избыточное и неопределенное по сроку завершения время деятельности).

Важнейшим в акмеологическом определении субъекта деятельности является практическое обеспечение его развития в деятельности, осуществление деятельности оптимальным и эффективным путем, подразумевая под эффективностью и объективный результат и его субъективную. приемлемость, т.е. удовлетворенность.

Развитие личности и совершенствование субъекта деятельности взаимосвязаны и осуществляются как на этапе профессиональной подготовки (в широком смысле слова), так и на этапе осуществления профессиональной деятельности. В последнем случае существенны по крайней мере три условия – наличие и конструктивное использование опыта, развитие социального и профессионального мышления, рефлексия своего способа деятельности, и акмеологическая поддержка (в ее самых различных формах и степенях).

 

СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ – философская – этико-антропологическая концепция, разработанная С.Л.Рубинштейном в книге “Человек и мир”, которая опиралась на психологические концепции жизненного пути Ш.Бюлер и раннего Рубинштейна. Первоначально понятие жизненного пути позволяло изменить масштаб рассмотрения самой личности, не ограничиваясь ее структурой, ее “здесь и теперь” существующими качествами, взглянуть на нее исторически, т.е. в изменении и развитии. Но хотя Ш.Бюлер (См. Ш.Бюлер) наделяла личность изначальной способностью и потребностью самореализации, ей не удалось раскрыть механизм и этапы самореализации личности, поскольку жизненный путь она рассмотрела в “квантах” событий, между которыми устанавливается связь помимо самой личности. Рубинштейн в ранних работах выявил в личности способность изменять и направлять события, подчеркнув радиуальный для всего жизненного пути характер этих изменений. Но уже только в последнем труде он выявил не только двоякую зависимость – личности от ж.п., но и жизненного пути от личности, но возвел ее в “ранг” субъекта. При этом подразумевалось прежде всего способность совершенствования жизни и совершенствования субъекта, т.е. прогрессивный характер и развития личности и способа ее жизни.

Школой Рубинштейна было продолжено это направление исследований и теоретически и эмпирически (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, С.В.Григорьев, В.Ф.Серенкова и др.). Субъект жизни был определен как способный разрешать противоречия, возникающие в процессе объективации, воплощения личности в формах жизни и деятельности, как организатор, координатор и регулятор жизненных этапов, решаемых на каждом из них задач и проблем, как обладающий способностью планирования не только деятельности, не только будущего, но времени жизни для выявления своевременности (своеобразной “сенситивности”), оптимальности своей активности тому или иному этапу, моменту жизни. Субъект “размещает” и смысловым образом связывает в ходе жизни деятельность, познание, общения, которые представлялись самостоятельными сферами жизни или раз и навсегда определенными последовательностями (например, игра, учение, труд), по поводу чего справедливо критически высказался Б.Г.Ананьев.

Такое понимание субъекта жизни непосредственно отвечает предмету и подходу акмеологии, поскольку в нем заложена идея восходящего развития личности как субъекта и ее потребности в самосовершенствовании и оптимизации своей жизни. Проблема оптимальности, подлинности жизни, предполагающая полноту самореализации личности в жизни воплощена в категории “стратегии жизни”, которая позволила понять развитие и совершенствование не абстрактно, а как соответствие данного типа личности способу жизни и самореализацию на основе возможностей этого типа (К.А.Абульханова-Славская).

Типологический подход, реализованный в исследованиях жизненного пути, позволил определить понятие жизненной позиции как осуществленного субъектом интеграла своего опыта, своих жизненных достижений (в том числе профессиональных, карьеры, статуса), гармонически соответствующих его притязаниям и реальным личностным (профессиональным) возможностям, способностям, индивидуальности. Жизненная позиция является воплощением того, чего сумел добиться данный человек в жизни и в объективном и в субъективном смысле, того, как он этого добился – в смысле моральной цены и личностных усилий, и будучи в этом смысле финишной, одновременно является стартовой, поскольку, если интеграл этот гармоничен, она открывает человеку определенные приоритеты в дальнейшем жизненном движении, его социальных темпах и личностной наполненности.

В структуре жизненного пути, кроме жизненной позиции выделяются понятия жизненной линии, и перспективы смысла жизни. Жизненная линия имеет непрерывную или прерывистую траекторию (представляет единую “логику” жизни данного человека или радикальные смены его жизненного “курса”), она имеет веерообразный (многогранность жизни) или однолинейный характер, поступительный или регрессивный, линейный или восходящий. Обобщая, можно ска зать, что жизненная линия, подобно когнитивному стилю, имеет сложный (в смысле богатства сфер жизни) или простой характер. Понятие жизненной перспективы – в отличие от существующих критериев степени дифференцированности и отдаленности жизненных перспектив, дифференцируется на когнитивизме, личностные и собственно жизненные перспективы. Первые означают четкую представленность в сознании будущего и планов на будущее, без гарантии их реализации, вторые – при отсутствии когнитивных проектов обеспечиваются мотивацией достижения личности, ее реальным потенциалом, который служит гарантом его реализации, третьи представляют собой приоритетные социальные, жизненные позиции, объективно дающие личности большие шансы оптимальной самореализации в будущем (достигнутый социальный статус, образование, материальная обеспеченность и т.д.).

Наконец, понятием смысла жизни (см. “Смысл жизни”) представляет собой ценностно-смысловое обобщение личностью субъективных и объективных составляющих ее жизни (и позиции, и линии и перспективы жизни) на основе соотношения притязаний самореализации, оценки своей возможности самореализации, ее уровню способу и реально достигнутого в жизни. Чем более глубок и масштабен жизненный проект личности, тем более в одних случаях она может быть не удовлетворена и побуждается этой неудовлетворенностью, а в других – удовлетворена, но эта удовлетворенность – через самооценку, повышая ее, повышает побудительную силу стремление достичь еще большего. Эмпиричность жизни (по С.Л.Рубинштейну) не дает личности возможность осуществить такое обобщение, выделить главное в жизни и в себе, что ведет к господству и смене частных смыслов. Наконец, неуспешность самореализации, превышение трудности жизни личностных ресурсов, социальных умений, зрелости, разрушает смысл жизни механизмами защиты или проекции, что приводит к пессимизму, пассивности размыванию. чувства субъектности по отношению к собственной жизни. (см. “Смысл жизни”).

 

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ – понятие, которое благодаря ломовскому принципу субъект-субъектных отношений преодолело представление о личности как единственном инициаторе общения, лишь обладающем необходимым для общения набором коммуникативных качеств разного уровня, оно раскрыло взаимность, встречный характер отношений общения, показало необходимость исследования закономерностей его структуры, включающей разных субъектов с их разными намерениями, притязаниями, целями и разных типов отношений, которые они способны установить.

С.Л.Рубинштейн ввел ряд этико-психологических характеристик субъекта общения; недопустимость использования другого человека в качестве функции, средства достижения своих целей, поставил проблему сохранения позитивного отношения к другому человеку при встречном негативном отношении, раскрыл ряд возможностей (влияния) не воздействия и формирования, а именно влияния на другого человека человечным, любовным отношением, которое укрепляет другого, усиливает его сущность.

Понятие субъекта общения позволило выйти за пределы сведения общения к диалогу, преодолеть некоторую безличность понимания диалога и его сущности, якобы осуществляемой знаковыми, т.е. абстрактно-безличными средствами (критика которого была дана А.В.Брушлинским), а также дополнить понятие диалога целым рядом других типов ситуаций и способов общения – такими как кооперация, консенсус, конфликт, конфронтация, оппозиция и т.д., которые, в свою очередь, позволяют конкретно раскрыть совпадение – различие позиций и характеристик субъектов общения, их способов и средств.

Понятие субъекта общения двузначно: в вышеизложенном случае оно предполагает субъект-субъективные отношения, тогда как возможен вариант субъекта, который представляет собой “общность”, т.е. коллективного субъекта. В таком случае возникает ряд проблем места данного субъекта в общности, его развития в ней, его с ней идентификации и т.д.

Наконец, и Г.Мид, и З.Фрейд, и К.Юнг, и С.Л.Рубинштейн предполагали наличие в самой личности не просто того, что сегодня называется коммуникативными качествами, общительностью и т.д., а некоторую глубинную структуру Я-концепции, гармонично или противоречиво включающую “мы” (“Республика Мы”, республика субъектов, по Рубинштейну, по Г.Миду, способность к кооперации по Ж.Пиаже и т.д.).

 

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – философское понятие, в раскрытии существа которого В.А.Лекторским, С.Л.Рубинштейном и др. были введены методологически существенные для психологии характеристики субъекта, которые затем позволили перенести понятие субъекта мышления в область психологии мышления. Главными были представления о способах, механизмах познавательной деятельности, о ее активном творческом характере. Это понятие представило альтернативу трактовке познания как простого отражения действительности и его безсубъектного безличного характера, альтернативу принципиальной необходимости абстрагироваться от субъективности познания как противоречащей его истинности. Это направление критики догматизма официальной марксистской гносеологии совпадало с развитием Фейерабендом понятия “мнение”, точка зрения ученого, работам Полани о личностном знании. Так были преодолены трактовка познания как элиминирующего субъекта и как достигающего истины лишь логическими средствами. Развитие наук, революции идей обнаружили отсутствие непрерывности в развитии человеческого познания, а в радикальной смене теорий – роль авторских концепций и способов мышления ученых.

В отечественной психологии – особенно в теории обучения как теории объясняющей и практически регулирующей процесс индивидуального познания – до определенного момента существовала точка зрения, согласно которой учащемуся должна быть преподнесена логика человеческого знания. Позднее, она уступила место субъектному подходу, уделявшему внимание познавательным интересам, способностям, мотивации и самому механизму мышления познающего. Однако и до сих пор как в трактовке индивидуального познания, так и общения, отсутствовала ориентация на раскрытие специфики познания социального мира, мира человеческих отношений. В школьных программах не существовало задач, имеющих своим содержанием человеческие отношения, не раскрывались возможности познания и понимания другого человека, а лишь предметного мира.

В последний период появились исследования в области социальной психологии (Куницыной, Г.М.Андреевой, К.А.Абульхановой и др.), раскрывающие специфику социального интеллекта, социального познания, социального мышления. Однако, за некоторыми исключениями, в них еще незначительна роль субъектного подхода, необходимого для раскрытия специфики социального познания (в частности, дающего возможность выявить потребности такого рода познания).

Для акмеологического подхода к субъекту познания особенно существенна проблема социального познания и мышления. Все профессии типа “человек-человек” (по Е.А.Климову), вся область социальной работы, государственной службы, вся деятельность управления предполагают работу с людьми, с кадрами, с взаимоотношениями людей (служебными и личными), а также познание современной социальной действительности во всей конкретности ее изменений, противоречий, институций, структур. Для профессионала как субъекта познания не только необходимо знание всей социальной реальности, но владение этически, профессионально и личностно адекватными способами руководства, управления людьми, влияния на них, их развития, способностями устанавливать взаимопонимание, разрешать конфликты и недоразумения. Профессионал такого профиля должны достигать искусства работы с людьми на основе познания социальной реальности, межличностных отношений, правовых и организационных норм и, главное, знания людей и ценностного отношения к ним.

 

“СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТ” – понятие, подразумевающее определенные специфические отношения, было введено Б.Ф.Ломовым и обосновано им в дискуссии с А.Н.Леонтьевым по поводу соотношения деятельности и общения. Последний, следуя моноцентристской методологии, которая в отличие от системного (полицентристского) подхода выдвигала для всей психологии одну ведущую объяснительную категорию деятельности, максимально сближал понятия деятельности и общения (в некоторых изданиях встречается даже словосочетание деятельность общения). Б.Ф.Ломов доказал, что если деятельность имеет предметный характер и направленность, то общение направлено не на объект (предмет), а на другого субъекта. Соответственно, он показал, что структура субъект-субъектных отношений и взаимоотношений совершенно отлична от структуры деятельности. Одновременно тем самым был фактически введен критерий различия межличностных отношений как социально-психологической реальности и психологии общения, в котором участвуют личности субъектов общения.

 

СУГГЕСТИЯ - внушение, использование неосознаваемых компонентов психической деятельности. Основатель использования суггестии в учебном процессе д. м. н Г.К.Лозанов называет несколько основополагающих принципов использования суггестивных приемов в учебном процессе: создание авторитета источника информации, использование «второго плана» информационных сигналов, использование специального фазового окружения и неспецифической психической активности, преодоление антисуггестивных барьеров. Все это осуществляется в игровой ситуации, организация которой требует высокого профессионализма от преподавателя, и является предметом исследования в педагогической акмеологии.

 

СУГГЕСТОПЕДИЯ - педагогическая система Г.К Лозанова, обосновывающая возможность интенсификации учебного процесса за счет использования в нем элементов суггестивного воздействия. Основу педагогической системы Лозанова составляют приемы активизации неосознаваемой психической активности человека, создания авторитета источника информации, специального фазового окружения, неспецифической психической активности и эмоциональных компонентов в учебном процессе, преодоления антисуггестивных барьеров. Эти приемы реализуются в форме различных игр, проводить которые могут только специально обученные преподаватели, достигшие высокого профессионализма в области методики обучении. Изучение этих приемов является предметом акмеологии.

 

СУИЦИД (от англ. самоубийство) — следствие болезненного и мучительного духовного и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла всей жизни. Особенно тяжелыми и опасными, по своим последствиям, бывают кризисы у эмоциональных, легкоранимых личностей. Возникающий под влиянием значимого события (сообщение о неизлечимой болезни, измене любимого человека, потере состояния и т. п.) сильный аффект ослабляет самоконтроль, нарушает психическое равновесие, приковывает внимание к испытанию, навязывает «аварийный» способ выхода из крайне узкого осознания происшедшего.

У стрессоустойчивых личностей духовный кризис, как правило, не наступает внезапно. Негативные эмоции, порождаемые неудачами, тяжелыми событиями в личной и общественной жизни, постепенно суммируются, накладываются одна на другую. Возникает безнадежность, отчаяние, психическое состояние безысходности, бессмысленности последующей жизни, что и толкает к самоубийству как разрешению всех мучений и противоречий. Какие бы ни были причины и мотивы самоубийства, его психологические предпосылки вызревают заранее даже у подростков. К таким предпосылкам следует отнести проблемы в миропонимании; ограниченность в общечеловеческом отношении внутреннего мира; малодушие, индивидуализм; слабость готовности к преодолению неизбежных трудностей жизни, к самоуправлению в экстремальных ситуациях.

Для предотвращения попытки к самоубийству кому-то из окружающих важно заметить состояние духовного и психологического кризиса у человека, попавшего в беду, установить

с ним контакт, вступить в доброжелательное общение, изменить отношение к психотравмирующему фактору. Среди мужчин самоубийство встречается чаще, чем среди женщин.

Т

ТАКТ — чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. В деятельности педагога важную роль играет Т. вообще и психологический Т. в особенности. Психологический Т., с одной стороны, характеризуется как профессиональное качество, а с другой — как целесообразное общение. Условием тактичного поведения является умение уважительно строить взаимоотношения. Наиболее существенными признаками психологического такта являются: человечность, учет субъективных состояний, требовательность без грубости и мелочной придирчивости; умение слушать, не выражая безразличия или своего превосходства; общение без раздражительности, сухости; простота обращения, не допускающая панибратства; объективный подход к оценке ответов учащихся; юмор без насмешливости и др.

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - cущественную роль в акмеологическом изучении творчества играет психологическое исследование проблемы развития и реализации творческого потенциала человека. Актуальное проявление творчества является моментом реализации уже накопленного потенциала наличных творческих способностей, который в свою очередь служит предпосылкой их дальнейшего развития. Тем самым в общем виде творческий потенциал трактуется как творческие возможности человека, становление которых представляет собой их существенное развитие, а раскрытие - симультанную реакцию. Акмеологический анализ специфики творческого потенциала предполагает использование категориальной оппозиции “естественное - искусственное”. Причем оба процесса - сукцессизное развитие творческого потенциала и его симультанная реализация могут рассматриваться как в естественной модальности “стихийного”, так и в искусственной модальности “управляемого, организуемого”.

В первом случае оба процесса осуществляются естественным, спонтанным образом, как бы сами по себе: развитие творческого потенциала носит стихийный характер, а его реализация осуществляется спонтанно. Во втором - напротив, велика роль специальных внутренних усилий субъекта и целенаправленных внешних организующих и управляющих воздействий. В силу этого искусственного вмешательства в естественное осуществление творческого потенциала обеспечивается управлением обоими процессами, т.е. стихийное развитие творческого потенциала приобретает более оптимальные формы и виды, а его спонтанная реализация осуществляется более эффективными путями и способами, определяемыми состоянием как психологических знаний о творческом потенциале, так и базирующимися на них педагогическими технологиями и рекомендациями, которые направлены на креативизацию развития человека и на оптимизацию реализации его творческого потенциала посредством активизации и развития рефлексивной культуры профессионала.

В онтологическом плане анализ проблемы творческого потенциала человека предполагает выделение ее собственно психологической специфики на фоне рассмотрения его биологических и социальных предпосылок. Если в социальном аспекте внешние предпосылки творческого потенциала связаны с социально-экономическими условиями жизни и труда человека, а внутренние - с характером его профессии и особенностями работоспособности, то в биологическом аспекте внешние предпосылки определяются здоровьем человека, а внутренние - психофизиологическими резервами его организма. Хотя эти биосоциальные предпосылки служат важными детерминантами естественного, стихийного развития творческого потенциала, однако они оказывают все же меньшее влияние на процесс его спонтанной реализации по сравнению с факторами, определяемыми собственными усилиями субъекта творчества или производными от психолого-педагогических воздействий на него как на объект стимуляции и управления.

Биосоциальная детерминация творческого потенциала должна быть рассмотрена не только в исходном плане его предпосылок, но и в результирующем плане - в связи с обратным влиянием успешного или безуспешного характера реализации творческого потенциала человека на биологические по своей природе параметры его жизни и на параметры его социального статуса. Если социально адекватная реализация творческого потенциала ведет к профессиональному признанию и продвижению (принося соответствующее духовное и материальное удовлетворение творческих ожиданий субъекта), то внешняя их социально-негативная оценка (независимо от позитивного или негативного характера внутренней самооценки индивидом результатов своих творческих усилий) чревата снижением профессионального статуса и продвижения.

Итоговая же валентность реализации творческого потенциала человека - в виде положительной или отрицательной социальной оценки его творческих усилий и достижений (как раз и определяемых именно психологическими механизмами при наличии нормальных биосоциальных предпосылок их функционирования) - оказывает соответствующее влияние на биологические параметры жизнедеятельности человека. Творчество мобилизует его жизненные силы, гармонизируя функционирование психических процессов в уникальный ансамбль и раскрывая психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные, личностные резервы. Отсюда присущий творцам особый рефлексивно-интенсивный, интуитивно-обостренный стиль мышления, деятельности, характеризующийся углубленными, “мировозренческими чувствами” (С.Л. Рубинштейн), т.е. рефлексии.

Собственно психологический аспект проблемы развития и реализации творческого потенциала человека заключается в расскрытии природы этого креативногостиля бытия человека-творца, изучение интуитивно-рефлексивных механизмов функционирования его психических процессов и определении условий, путей и способов управления ими в целях обеспечения социально-значимых достижений и культурно-прогрессивных инноваций.

 

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА — проявляется при решении задач, требующих интеллектуальной инициативы, поиска новых способов действий, видоизменения ранее усвоенных приемов, учета при принятии решения конкретной трудовой ситуации. Высокий уровень развития Т. м. с.— важная психологическая предпосылка наиболее рационального и эффективного выполнения им профессиональных обязанностей.

Все это возможно, если специалист стремится к оптимальным результатам, устойчив к отрицательным впечатлениям и эмоциям, сохраняет самоконтроль. Нравственные и физические нагрузки, нередко критичность ситуаций современного труда усиливают зависимость результатов умственной работы специалиста, его творческого мышления от чувств ответственности, долга, установок на самостоятельность, полноты знаний, навыков, умений. Именно благодаря устойчивым мотивам и личностным установкам, всесторонней профессиональной подготовке и готовности к труду специалист может наиболее творчески принимать решения и осуществлять практические действия.

Продуктивность Т. м. с. повышается, если он, уяснив задачу и оценив обстановку, создает умственную модель, своего рода внутренний план своих практических действий. Для этого специалист направляет внимание на свою умственную работу, несколько отвлекается от внешних условий труда, второстепенных сведений, регулирует интеллектуальные процессы.

Важным условием Т. м. с. является быстрота, гибкость, мобильность познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения и др.), умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и др.), форм мышления (понятий, суждений, умозаключений и др.). Это позволяет специалисту избежать при достижении цели шаблона, механического перенесения прежнего опыта в новые ситуации, эффективнее использовать имеющиеся знания, переработать большой объем информации и выработать новый способ действий или прийти к выводу, что видоизмененным старым способом можно решить новую задачу.

 

ТВОРЧЕСТВО — продуктивная форма интеллектуальной активности, высший уровень ее активности. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т. д.

Т. как процесс складывается из осознанных и неосознанных компонентов: постановка вопроса, мобилизация необходимых знаний, личного опыта, выдвижение гипотезы, определение путей и способов решения задачи, специальные наблюдения, эксперименты, обобщение получаемых фактов, оформление в виде логических образных, математических, графических, предметных структур (художественное произведение, конструирование прибора и т. п.).

Т. предполагает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное напряжение, эмоциональный подъем, яркое воображение. Имеют место догадки, предположения, логический анализ и синтез. Прорыв в неизвестное, подготовленный предшествующей умственной работой, может возникнуть «вдруг», например, при взгляде на что-то, являющееся аналогом искомого.

В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества. Л. С. Выготский рассматривал Т. как создание нового. С. Л. Рубинштейн определял Т. как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т. д. А. М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Брушлинский А. В., Тихомиров О. К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О. К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Т. личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я. А. Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б. Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог 77. Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 735. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия