Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АКЦИДЕНЦИЯ 17





АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, латинизиров. Alanus de Insulis) (?, Лилль,— 1202, Сито, ныне деп. Кот-д'Ор), франц. философ, теолог и поэт. Из филос.-теологич. соч. с именем А. Л. связаны: 134 «правила» («теологич. максимы»), сумма «Различения» (Quot modis) — энциклопедич. словарь с разбором библей­ских понятий по трём уровням смысла; первый на лат. Западе комментарий к псевдоаристотелевой «Книге о причинах»; трактат «Против еретиков» и др. Наиболь­шую известность получили «светские» соч. А. Л.: «Плач природы», филос.-моралистич. видение в художеств, прозе и стихах, аллегорич. эпопея в гекзаметрах «Ан-тиклавдиан» (написана в 1183—84), где создание в не­бесах идеального человека и его бой с пороками позво­ляют автору подробно описать построенную из «сво­бодных наук» и способностей колесницу для небесного путешествия посланца природы, общее мироустройст­во, истечение ума(нуса) и души от бога и т. п.

В целом мысль А. Л. можно представить как развёр­нутый комментарий к Платону, Аристотелю, Боэцию, Псевдо-Дионисию Ареопагиту (через Иоанна Скота Эриугену). С шартрской школой его сближает космизм (теория мировой души, природы как «заместительницы» бога), платонич. пифагорейство, любовь к классич. античности. Природа разума закономерна, мышление подвластно логике, отсюда тезис: «поскольку у авто­ритета нос из воска, т. е. его можно повернуть в разном смысле, он должен подкрепляться разумными основа­ниями» («Против ересей»). Однако «природа не знает природы своего порождения», к-рая в боге, а мысль для познания собств. истоков нуждается в вере и ми-стич. теологии: природное познание «познаёт, чтобы верить», мистич. познание «верит, чтобы познавать». Наибольшую популярность А. Л. имел в 15 в., когда приобрел легендарные черты как всезнающий doctor universalis; моралистич. пафос А. Л. имел продолже­ние в философии Возрождения.

*Migne, PL, t. 210. Г а с n a p о в М. Л., Алан Л., в кн.: Памятники ср.-век. лат. лит-ры 10—12 вв., М., 1972, с. 330—47; H u i z i n g a J., Über die Verknüpfung des Poetischen mit dem Theologischen bei Alanus de Insulis, «Mededeelingen der k. Akad. Afd. Letterkunde Ser. B», 1932, dl 74, № 6; R а у n a u d d e L a g e G., Alain de Lilie. Poete du XII siede, P., 1952.

АЛГЕБРА ЛОГИКИ, система алгебраич. методов ре­шения логич. задач, а также совокупность задач, ре­шаемых такими методами. А. л. в узком смысле слова — алгебраич. (табличное, матричное) построение классич. логики высказываний, в к-ром рассматриваются логиче­ские операции над высказываниями, каждое из к-рых имеет одно из двух значений истинности: «истина» (сокр. «и» или 1) и «ложь» («л» или 0). Элементами А. л. служат переменные, принимающие одно из этих двух значений, а также константы 1 и 0. Предмет А. л. со­ставляет совокупность свойств логич. операций в этой двузначной алгебре, а также вытекающие из этих свойств правила преобразования и упрощения формул А. л. (интерпретируемых как высказывания) и приведе­ния их к нек-рым стандартным формам, пригодным для алгоритмизации (см. Алгоритм) решения логич. задач. А. л. в широком смысле включает распространение ме­тодов А. л. на понятия и задачи многозначной логики: вместо теории двузначных арифметич. функций от двух аргументов в n-значной логике рассматриваются n-значные функции от аргументов О, 1,..., n — 1, причём часть из этих значений, подобно истинному значению 1 в двузначной А. л., считается «выделенны­ми», т. е. соответствующими «истине». Термин «А. л.», идущий от традиций первых работ по математич. ло­гике 19 в. (Дж. Буль, У. С. Джевонс, Э. Шредер, П. С. Порецкий и др.), применяют иногда также в дру­гом, расширит, смысле к алгебраич. задачам и методам логики предикатов, составляющим предмет теории моделей.

АЛАН

• Гильберт Д., Аккерман В., Основы теоретич. логики, пер. с нем., М., 1947; Клини С. К., Математич. ло­гика, пер. с англ., М., 1973.

АЛГОРИТМ [от algorithm!; algorismus, первоначаль­но — лат. транслитерация имени ср.-азиат. учёного 9 в. Хорезми (Мухаммед бен Муса аль-Хорезми)], про­грамма, определяющая способ поведения (вычисле­ния); система правил (предписаний) для эффективного решения задач. При этом подразумевается, что исход­ные данные задач могут изменяться в определ. преде­лах (массовость А.); процесс применения правил к ис­ходным данным (путь решения задачи) определён одно­значно (детерминированность А.); на каждом шаге про­цесса (применения правила) известно, что считать его результатом (результативность А.). Свойство массо­вости А. означает, что А. связан с решением общей проблемы, в условия к-рой входят параметры; ответ «да» или «нет» па эту проблему даётся не прямо, а кос­венно — в зависимости от значений параметров, в об­щем случае допускающих счётно-бесконечное множе­ство значений. Поэтому точное описание А. предпола­гает указание на множество возможных значений пара­метров (т. е. частных вопросов) проблемы. Обычно (без ущерба для общности понятия А.) в качестве воз­можных значений параметров выбирают слова в нек-ром фиксированном алфавите, при этом А. сводится к про­цессу преобразования слов. Результативность процес­са применения А. связывают с его остановкой (обры­вом), что рассматривают как применимость А. к исход­ным данным задачи. Свойство детерминированности А. выражается в том, что когда заданы А. и значения параметров (т. е. выбран частный случай проблемы), процесс решения идёт чисто формально (механически), так что во всех деталях известны последовательность и содержание конкретных (дискретных) шагов работы А. Детерминированность исключает возможность произ­вольных решений, что достигается изоляцией алгорит-мич. процесса от воздействий извне. Именно эта черта А. делает его одновременно и синонимом автоматически работающей машины, и основой автоматизации процес­сов преобразования информации.

Общая проблема совместно с требованием разыскания А. наз. алгоритмической. Если А. предложен, то спра­шивается: всегда ли ответы по предложенному А. будут ответами на частные вопросы данной алгоритмич. проб­лемы? Это выясняют доказательством соответствия А. данной проблеме, после чего алгоритмич. проблему считают разрешимой А. (или алгоритмически разре­шимой). Обычно задачи, решаемые А., сводятся к рас­познаванию свойств конструктивных объектов (см. Конструктивное направление). Напр., А. распознава­ния свойства общезначимости для формул логики вы­сказываний даётся их табличной оценкой. Это же свой­ство характеризует и множество доказуемых формул исчисления высказываний, к-рос, т. о., алгоритмически разрешимо относительно истинности.

Вопрос о проблемах, разрешимых А., связан с воп­росом об использовании машин вместо человека и пре­делах автоматизации процессов мышления. Вера в ал­горитмич. разрешимость всех (по крайней мере, всех математич. и логич.) проблем имела значит, влияние в философии начиная с Декарта и Лейбница. В 1931 К. Гёдель доказал, что в системах аксиом определ. вида есть проблемы, неразрешимые А. этих систем, в связи с чем возник вопрос об описании класса всех возможных типов А. в рамках строгой (формальной) теории А. В 1936 появилось песк. вариантов стандартных систем уточнения понятия А. (формализации функций, вы­числимых по Гёделю, Клини, Тьюрингу, Черчу) и была высказана эмпирически обоснованная гипо­теза, что иных А., удовлетворяющих свойствам со­держат. понятия А., но неэквивалентных стандарт­ным формализациям, не существует. Эта гипотеза означала признание принципиальной завершённости поиска средств, привлекаемых для решения алгорит-мич. проблем, и вместе с тем — признание существова-

ния алгоритмически «абсолютно неразрешимых» проб­лем. Однако подобные выводы отнюдь не ограничивали развитие салон теории А., ставшей с нач. 50-х гг. вну­три логики и математики теоретич. основой конструк­тивизма, а в области вычислит, науки и техники — ос­новой машинного решения математич. задач, модели­рования сложных процессов и автоматизации процес­сов произ-ва. Важный этап этого развития — созданная А. А. Марковым теория нормальных А., уточняющая непосредственно интуитивное понятие А., и предложен­ная им формулировка осн. абстракций теории А.

• Колмогоров А. Н., Успенский В. А., К опреде­лению А., «Успехи математич. наук», 1958, т. 13, в. 4 (82); Трахтенброт Б. А., А. и машинное решение задач, М., 1960"; M а л ь ц е в А. И., А. и рекурсивные функции, М., 1965; Роджерс X., Теория рекурсивных функций и эффективная вычислимость, пер. с англ., М., 1972; Бирюков Б. В., Ал-горитмич. подход к науке и концепция расплывчатых А., в кн.: Кибернетика и совр. науч. познание, M., 197B; Криницкий Н. А., А. вокруг нас, М., 1977; Успенский В. А., Машина Поста, М., 1979. M. M. Новосёлов.

АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Сэмюэл (6.1.1859, Сидней, Австралия,— 13. 9.1938, Манчестер), англ, философ-идеалист, представитель неореализма, один из создате­лей теории эмерджентной эволюции. В филос. взгля­дах отталкивался от нек-рых идеалистически интерпре­тируемых положений теории относительности. Исходной реальностью считал понятие «пространство — время», к-рое отождествлял с энергией и движением. Процесс эволюции, по А., носит «эмерджентпый» — скачкооб­разный, непредсказуемый и научно не объяснимый характер. «Пространство — время» порождает «эмерд-жентные» качества — материальный мир, жизнь, пси­хику, сознание. Учению об объективной причинности в природе А. противопоставил идеалистич. концепцию «низуса» (лат. nisus — порыв, устремление) как духовно­го источника, направляющего эволюцию к своей цели и пределу — божеству. В гносеологии А. придерживал­ся неореалистич. представления о непосредств. характе­ре познават. процесса, развивал учение о категориях как неизменных и постоянных свойствах материи и духа. А. занимался также вопросами этики и эстетики.

• Space, time and deity, v. 1—2, L., 1927; Beauty and other forms of value, L., 1933.

• Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 4, §3; Mc Carthy J. W., The naturalism of S. Alexander, N. Y., 1948.

АЛЕКСАНДР (Alexander) из Гэльса (латинизи-ров. Alexander Halensis) (ок. 1185, Гэльс, Англия,— 21.8.1245, Париж), ср.-век. философ и теолог. С 1236 монах-францисканец, основатель францисканской шко­лы в Парижском ун-те. Обширная «Сумма теологии», приписываемая А., хотя и не принадлежит ему непос­редственно, составлена кем-то из его последователей на основе работ А. и его учеников — Иоанна из Ла-Ро-шели, Бонавентуры и др. Один из первых коммента­торов «Сентенций» Петра Ломбардского. Примыкал к традиции ср.-век. реализма (его гл. авторитеты — Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Боэций). Ви­димо, сформулировал ряд вопросов, получивших раз­вёрнутое обсуждение у Бонавентуры и его учеников и связанных с доказательством бытия бога. В центре их — понимание бога как самодовлеющего бытия. А. опирался прежде всего на Анселъма Кентерберий-ского, но приводил и аргументы, почерпнутые у Арис­тотеля, напр, доказательство из необходимости допу­щения неподвижного двигателя для обоснования дви­жения. В соч. А. впервые задана форма схоластич. из­ложения обсуждаемого вопроса: 1) постановка вопроса; 2) возражения против предполагаемого ответа; 3) ав­торитетные суждения в пользу того утверждения, к-рое является ответом автора на поставленный вопрос, и 4) доказательство этого утверждения; 5) опроверже­ние возражений. Эта форма стала традиционной для разного рода ср.-век. схоластич. соч.: «сумм», коммен­тариев к «сентенциям», «вопросов».

• Summa theologica, v. 1—4, Quaracchi, 1924—48; Glossa in quatuor libros Sententiarum Petri Lombardl, v. 1—2, Quaracchi — Florentlae, 1951—54,

PIcavet P., Abilard et Alexandre de Haies, createurs de (a methode acolastique, P., 189C; B o e h n e r P h., The system of metaphysics of Alexander of Hales, «Franciscan Studies», 1945 V. 5, p. 366—414; G i i s o n E.H., History of Christian philoso­phy In the middle ages, N. Y., 1955.

АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ (Αλέξανδρος 6 Άφροδισιεύς — из г. Афродисия в Карий, М. Азия, 2—3 вв.), др.-греч. философ, глава перипатетической школы в Афинах (между 198—211), влиятельнейший комментатор Аристотеля. Для А. А. характерен эмпи-рич. натурализм (в духе идей Стратона из Лампсака); он отрицал бессмертие души и реальность времени, а в вопросе об универсалиях занимал позицию, близкую к жёсткому номинализму (существование универсалий «после вещей» — «если бы они не мыслились, то их и не было бы»), отойдя, т. о., от Аристотеля. В комментарии к соч. «О душе» развил оригинальную концепцию троичности ума (нуса), повлиявшую на ср.-век. араб, и евр. философию. А. А. различает естественный, или материальный, ум, приобретённый ум и «приходящий извне», или творч. ум, тождественный перводвигателю Аристотеля и богу. Сверхличный третий ум воздейст­вует на потенциальный первый и оформляет его в на­личный второй ум.

Репутация А. А.-комментатора была исключительно высока в древности («второй Аристотель»); коммента­рии его сохраняют науч. значение до сих пор. Взгля­ды Аристотеля А. А. рассматривал как самодовлею­щую непротиворечивую систему, к-рая должна быть объяснена из неё самой. Эта установка на внутр. рекон­струкцию и догматич. чистоту аристотелизма находит своё выражение в резком отмежевании от др. филос. школ (особенно стоицизма) и постоянной полемике с ними. До нас дошли комментарии 1) к «Метафизике» (А. А. принадлежит только кн. 1—5, кн. 6—14 — ви-зант. комментатору Михаилу Эфесскому); 2) к 1-й кн. «Первой аналитики»; 3) к «Топике»; 4) к «Об ощущении»; 5) к «Метеорологии», а также самостоятельные т. н. «малые сочинения»: 6) «О душе»; 7) «О роке» (защита свободы воли — против стоич. фатализма); 8) «Апории и решения» в 3 книгах; 9) «Нравств. проблемы» (под­линность оспаривается); 10) «О слиянии и росте» (про­тив стоич. учения о взаимопроникновении тел).

Издания: М 1—5 изданы в серии CAG I—III; № 6 — 10 в Supplementum Aristotelicum к той же серии: ν. 2, pt. l—2 (В., 1887—92); Т о d d R. В., Alexander of Aphrodisias on stoic phy­sics: a study of the «De mixtione» with preliminary essays, text, transl. and comm., Leiden, 1976; M o r a u χ P., Le commentaire d'Alexandre d'Aphrodise aux «Seconds Analytiques» d'Aristote, B.— N. Y., 1979.

• История философии, т. 1, M., 1940, с. 268; Praechter K. (Hrsg.), Die Philosophie des Altertums, B., 1926 (именной ука­затель); M о га u x P., Alexandre d'Aphrodise..., Liege, 1942; M e r l a n P., Monopsychism, The Hague, 1963.

АЛЕКСАНДРОВ Георгий Фёдорович [22.3(4.4). 190S, Ленинград,— 21.7.1961, Москва], сов. философ, акад. АН СССР (1946). Чл. КПСС с 1928. Окончил Моск. ин-т истории и философии (1932). В 1940—47 возглав­лял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В 1947—54 директор Ин-та философии АН СССР. В 1954—55 министр культуры СССР. В 1955—61 ра­ботал в Ин-те философии АН БССР. Гос. пр. СССР: 1943 (за участие в создании труда «История филосо­фии») и 1946 (за кн. «История зап.-европ. философии», по к-рой в 1947 была проведена филос. дискуссия; см. журн. «Вопросы философии», 1947, № 1).

• Филос. предшественники марксизма, М., 1939; Аристотель, М., 1940; Формирование филос. взглядов Маркса и Энгельса, М., 1940; История социологии как наука, Минск, 195S; История со-циологич. учений. Древний Восток, М., 1959.

АЛКМЕОН (Άλκμαίων) из Кротона (согласно единств, хронологич. свидетельству, «был молод, когда Пифагор был стариком», т. е. ок. 500 до н. э.), др.-греч. врач и натурфилософ. По Диогену Лаэртию, «слушал Пифагора», однако считать его «пифагорейцем» в стро­гом смысле слова неправильно. Книга А. была извест­на в древности под традиц. и, вероятно, неподлинным







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 354. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия