Всемирно-исторические перспективы.
«Покорных рок ведет, строптивых гонит» — этим афоризмом римского философа Сенеки заканчивает Шпенглер том II «Заката Европы»1. Ученым еще предстоит высказать свои мнения относительно культурно-исторического смысла этого выражения. Во всяком случае, оно отнюдь не случайно, ибо этот труд посвящен всемирно-историческим перспективам культуры. До последних лет в русском переводе были лишь фрагменты тома II, а полностью он опубликован в 1998 г., и изучение богатого теоретического и исторического наследия только начинается, хотя первое издание на немецком языке было в 1922 г., а на английском — в 1928 г. Как и том I, это произведение поражает оригинальностью культурологической концепции, обилием теоретических проблем, колоссальной исторической эрудицией. В нем также представлены новые сюжеты: возникновение и ландшафт, города и народы, проблемы арабской культуры, государство, проблема сословий, философия политики, мир форм экономической жизни, деньги, машина. Таково краткое перечисление названий глав и некоторых разделов, каждый из них заслуживает особого изучения. Следует отметить, что в этом труде Шпенглер уделяет особое внимание проблемам человека и культуры, и это можно назвать антропологической ориентацией. Кроме того, он исследует многие сложности и противоречия культуры XX столетия. Важно также подчеркнуть, что оба тома связаны между собой общей логикой изложения морфологии мировой истории. Остановимся на тех позициях, которые дают возможность более полно представить культурологические идеи Шпенглера. Предлагаю выделить проблемы, особенно тесно связанные с культурой: 1. Взаимодействие города и культуры; понятие духа и души города; образ города и дух мировой столицы; рождение и угасание города. 2. Морфология народов и культур; душа, облик и язык народов; язык выражения и язык сообщения, имена народов, миграции. 3. Проблема культурного облика мужчины и женщины; социальные и культурные особенности сословий: крестьянства, знати, духовенства, ученых. 4. Философия политики; политический дар государственного деятеля и его дипломатический такт. 5. Культурное значение денег как формы экономической жизни; фаустовское денежное мышление и двойная бухгалтерия; финальная схватка денег и политики.
Таков круг проблем, которыми мы вынуждены ограничиться, хотя и их изложение будет достаточно кратким, и я отсылаю заинтересованного читателя к тексту книги. Самое древнее значение понятия «культура» всегда связывают с земледелием, или «агрикультурой». Шпенглер также считает, что глубокие изменения в человеческом обществе начинаются именно с возделывания почвы, ибо это предполагает изменение природного состояния и возникновение новой способности человека: «порождать» то, чего не было без его труда. Но возделывание приводит к существенным переменам в самом человеке: он становится оседлым, зависимым от того места, которое обрабатывает, ожидая всходов, ухаживая за ними, собирая урожай. Его душа оказывается привязанной к земле, возникают новые чувства и отношения. Человек «срастается» с ней, возникает новая глубоко прочувственная связь между севом и зачатием, жатвой и смертью, ребенком и зерном. Это находит свое отражение в фольклоре, обрядах и ритуалах, обычаях и традициях. Новое жизнеощущение воплощается в символическом образе крестьянского Дома, который прочно стоит на земле, а добрые духи Веста, Янус, Лары, Пенаты оберегают его. В плане Дома и основных его помещений отражаются все особенности семейной, производственной жизни. Они характеризуют не столько индивидуальный вкус, сколько образ жизни и образ труда. Однако по отношению к темпу всей истории сельский Дом так же вечен, как и сам крестьянин. Поэтому крестьянин «внеисторичен», иными словами, мало подвержен изменениям. Заложив основы культуры, он остается тем же, что и в отдаленные времена. Тип жилища, расположение хозяйственных построек, даже способы обработки земли традиционны.
|