Развитие культуры начинается с возникновения городов. «Всемирная история — это история городского человека», — считает Шпенглер
Народы, государства, политика, религия, искусство возникают и развиваются в городе. Однако неверно было бы "считать, что город — просто большое поселение. Его отличительной особенностью является наличие Души, объединяющей всех в одно целое. Ее появление остается тайной, так внезапно она выделяется из общей душевности культуры. Она воплощается в образе города, определяя его облик и стиль, внутреннюю форму и историю. Сельский и городской человек — два разных существа. Но в начальный период они еще незримо связаны между собой, а затем их связи постепенно «иссыхают» в толще городов. Новая душа города говорит на новом языке культуры, который уже мало понятен крестьянину. Вся последующая история разыгрывается в городах. Постепенно город приобретает свое «лицо», со своими неповторимым выражением и мимикой. Имя города имеет значение символа: одни названия «Гранада», «Венеция» сразу вызывают зримый образ. Дух площадей и углов, тупиков и просветов между домами, памятников и храмов, вокзала и базара, ратуши и стадиона — все это характеризует облик городов. Во всякой культуре появляется тип столичного города, имеющего свои особенности. Его политические и экономические методы, цели и решения господствуют над страной. Большой город — это еще и «свободный дух». Он опрокидывает троны, реформирует религию, развивает науку, образование, ремесла и производство, торговлю и зрелища. Появляются различия между большим и малым городом в стиле общения, близости соседских и родственных связей. Наконец, возникают Мировые столицы, которыми можно назвать лишь ограниченное число городов: Вавилон и Фивы — в Древнем мире, Александрия и Рим, Лондон и Париж — величественные образы Мировых столиц. Эти гигантские города обнаруживают склонность к разрастанию до абсурда. Город-гигант буквально «всасывает» в себя провинцию, поглощая новые людские потоки. Человек мирового города не способен жить в иной среде, кроме как искусственной. Он утратил связи с землей, существование лишилось корней, а это приводит к духовному «оцепенению». Так завершается развитие культуры, и, чтобы возродиться вновь, страна должна обрести новый источник духовного развития. Переходя к проблеме морфологии языков и народов, Шпенглер излагает немало интересных идей. Он отмечает, что понятия «народ», «нация» в исторических исследованиях трактуются неоднозначно, являются ли эллины, дорийцы, спартанцы одним народом? Или кельты и галлы? Как соотносятся между собой римляне и латиняне? Кто такие «американец» или «швейцарец»? Что имеет значение для формирования народа: кровное родство или язык и вера, государство или территория? Для ответа на эти вопросы Шпенглер предлагает проследить, как используется слово «народ» в обыденной речи. Всякий человек обозначает как «свой народ» ту общность, которая ему ближе всего по внутреннему чувству, причем наделяет это понятие определенным пафосом. Данная принадлежность основана на личном переживании. Поэтому из двух братьев один может называть себя швейцарцем, а другой с тем же правом — немцем. «Народ — союз людей, ощущающих себя единым целым»1, — считает Шпенглер. Пока есть чувство общности, народ как таковой существует. Если чувство угасает, пусть даже название или единичная семья продолжает существовать, народа больше нет. Народ всеми средствами культуры стремится сохранить свое единство. Этому содействуют мифы, легенды об общем предке, сказания о победах и поражениях, отношения в родственных кланах, совместные действия. Сплочение как жизненная потребность является основой существования народов. Особо следует подчеркнуть значение имени народа. Оно приобретает сакральный смысл. В названии народа могут сочетаться и сосуществовать культовые и воинские имена, обозначения территории проживания или произвольные самоназвания. В этом отразилась история многочисленных переселений народов. Весьма примитивным было бы объяснение миграции мотивом материальной нужды. Шпенглер склонен видеть причину движения народов в стремлении людей к освоению новых мест, в страсти к приключениям, в духе бродяжничества, в слепящем стремлении к власти и добыче. Иногда причиной служили внутренние распри и бегство от родовой мести. События истории сплачивают и порождают народ. Определяющим для этноса является не единство языка или происхождения, а сознаваемое чувство общности — «мы»: «Чем глубже это чувство, тем сильнее жизненная сила союза»1, — заключает Шпенглер. Существуют народы энергичные и вялые, преходящие и несокрушимые. Они могут менять язык, имя, страну, но пока живет их душа, они будут существовать, присоединяя к себе людей какого угодно происхождения и переделывая их. Именно осознание общности судьбы, единой поступи в историческом бытии является основой процветания народа. «Народы — это не языковые, не политические, не зоологические единства, но единства душевные», — отмечает Шпенглер2. Культурные народы представляют собой нечто более определенное, нежели иные. Им предшествуют общности, которые могут быть названы «пранародами. К ним относятся те преходящие и разнохарактерные объединения, которые возникают и распадаются в круговороте жизни. Шпенглер возражает тем историкам, которые считают, что культура является порождением народов, производной от их жизнедеятельности. Свою позицию он называет принципиально иной: «Великие культуры есть нечто всецело изначальное, поднимающееся из глубочайших недр душевности. Напротив, народы, находящиеся под обаянием культуры, оказываются и по своей внутренней форме, и по всему своему явлению не творцами, но произведением этой культуры»3. Это положение Шпенглер рассматривает как фундаментальное открытие. Бывают народы аполлонического, фаустовского, магического стилей. Афинские народы — символ не в меньшей степени, «чем дорический храм». Арабы не создали магической культуры, а, наоборот, магическая культура создала в качестве своего великого последнего творения арабский народ. В X в. внезапно пробуждается фаустовская душа европейской культуры, обнаруживая себя в многочисленных образах. Из многочисленных народов Каролингской империи, из саксов, швабов, франков, вестготов, лангобардов возникают немцы, французы, испанцы, итальянцы. В каждой из культур присутствует группа великих народов одного и того же стиля, которые основывают государства и «несут на себе» историю. Народ по стилю принадлежащий к одной культуре, Шпенглер называет нацией. В основе нации лежит Идея, объединяющая и сплачивающая народы. Лишь исторические народы, существование которых есть всемирная история, являются нациями. Жизнь нации продолжается приблизительно десять поколений. Пробуждение нации, становление ее самосознания всегда поэтапно, оно не охватывает всех сразу, но возникает преимущественно в одном сословии, а значит, в меньшинстве. Именно оно несет ответственность за судьбы нации и ее историю, оно становится носителем национально го самосознания. По мере становления национальная культура приобретает черты непроницаемости для других культур. Взаимопонимание между нациями столь же мало, как и между разными людьми. Культура воспринимает другую культуру лишь в соответствии с тем образом, который она сама создала для последней. Немецкое, французское благочестие, английские и испанские нравы настолько различны, что для большинства остаются извечной тайной и источником заблуждений. Пока существуют нации, такое положение неизбежно. Лишь когда человечество откажется от такой формы общности, как нация, оно достигнет взаимопонимания, но при этом перестанет быть «историческим». Но нация — это осуществленное в живой форме человечество, и ее жизнь бесконечна.
|