Развитие Я
Многие наиболее важные положения теории Фрейда связаны с концепцией Я. В 1936 г. Анна Фрейд указала на тот факт, что хотя Я является слабой инстанцией, именно Я включает наши защитные механизмы, такие как вытеснение или рационализация. Наиболее здоровым защитным механизмом является сублимация, посредством которого Я десексуализирует энергию Оно и направляет ее на социально приемлемые формы проявления (Freud, 1920). Последователей Фрейда также интересовали механизмы развития Я. Сам Фрейд мало касался этой темы; его основное предположение (Freud, 1911) заключается в том, что Я развивается благодаря фрустрации влечений (drives). Пока все потребности ребенка удовлетворяются, у него нет причин контактировать с реальностью, однако фрустрации все же имеют место в жизни каждого ребенка. Поначалу дети пытаются снять возникшее напряжение путем фантазирования, но вскоре это средство перестает помогать, и они оказываются вынуждены искать объекты удовлетворения своих потребностей в реальном мире. Проблема данного Фрейдом объяснения состоит в том, что оно предполагает, будто Я функционирует только тогда, когда Оно приводит его в действие. При таком понимании Я действительно является слабой инстанцией и лишь служит целям Оно. Пересмотр теории Фрейда Гартманом. Один из наиболее влиятельных последователей Фрейда, Гейнц Гартман (Heinz Hartmann) высказал мнение о том, что развитая Фрейдом теория допускает и другое истолкование сущности Я, при котором ему отводится более самостоятельная роль. Гартман (1939, 1950) отмечал тот факт, что Фрейд сомневался, имеет ли Я собственные генетические корни. А если Я действительно не имеет их, то такие функции, как двигательная активность (motility), восприятие, речь и мышление (cognition), возможно, развиваются в соответствии с собственным графиком созревания (maturational timetable). В этом случае дети, возможно, начинают ходить, говорить, схватывать предметы и обучаются другим действиям благодаря внутренним биологически обусловленным механизмам, которые при этом также независимы от влечений. В таком случае у детей имеется связанная с процессом созревания потребность в развитии собственного Я (эго) и в те моменты, когда жизнь «свободна от конфликтов» (conflict-free) и Оно находится в состоянии покоя. Таким образом, Я развивается независимо от Оно. Гипотеза Гартмана получила широкое признание как важнейший вклад в теорию развития Я. Развитие Я и объектные отношения (object relations). Последователи Фрейда также пытались определить, какие внешние условия (environment) являются наиболее благоприятными для развития Я. Под термином «внешние условия» представители психоаналитического направления обычно имеют в виду не физическое окружение, а мир других людей. Они называют сферу взаимодействия индивида с окружающими людьми объектными отношениями. Согласно точке зрения Гартмана и ряда других исследователей (Hartmann, Kris, & Lowenstein, 1946; Benedeck, 1938), оптимальная межличностная среда на ранних этапах развития должна обеспечивать постоянное удовлетворение потребностей ребенка. Когда лица, заботящиеся о ребенке, постоянно проявляют свою любовь к нему, он, в свою очередь, также отвечает им взаимностью, и благодаря им узнает о мире людей. Постоянное проявление заботы, по-видимому, является особенно важным для развития одной из основных функций Я — способности откладывать удовлетворение потребностей (postpone gratification).Нословам Бенедек (Benedeck, 1938), если мать дарит своему ребенку постоянную заботу и любовь, то у ребенка развивается уверенность в ней (confidence). В этом случае ребенок не проявляет все возрастающего нетерпения в те моменты, когда его потребности не удовлетворены; вместо этого у него вырабатывается умение ждать, так как он знает, что о нем позаботятся. В ходе развития психоанализа отдельные представители этого направления выдвинули проблематику объектных отношений на первый план психоаналитической теории. Некоторые психоаналитики даже считают, что объектные отношения играют в развитии индивида более важную роль, чем инстинктивные влечения, либидинальные зоны (libidinal zones)и функции Я. По их мнению, в действительности люди хотят не столько самого по себе снятия порождаемого инстинктами напряжения или реализии функций своего Я, сколько развития зрелых межличностных отношений (см. Greenberg & Mitchell, 1983, в особенности, ch. 6).
|