Пнин иван петрович
(1773—1805) —русский просветитель, публицист, поэт. Незаконный сын екатерининского вельможи князя Н. В. Репнина (Пнин — усеченная фамилия Ре-Пнин). Закончил Вольный Благородный пансион при Московском университете (1782— 1787), затем Артиллерийско-инженерный кадетский корпус в Петербурге. С 1789 по 1797 г. находился на армейской службе. Оставив ее, поселился в Петербурге. В 1799 г. вместе с другим просветителем-демократом, отцом будущих декабристов А. Ф. Бестужевым основал «Санкт-Петербургский журнал». В 1801—1803 гг. Пнин на государственной службе в должности письмоводителя Государственного совета. С 1802 г. являлся действительным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (незадолго до смерти, в 1805 г., избран его президентом). Расцвет творческой деятельности Пнина приходится на последние годы жизни. На формирование его социально-политических взглядов значительное влияние оказали А. Н. Радищев, Г. С. Сковорода, французские просветители XVIII в. Пнин публиковал в различных изданиях извлечения из работ «Система природы» и «Всеобщая мораль» П. Гольбаха, «Дух законов» Ш. Монтескье, итальянских просветителей-экономистов П. Верри, А. Тома и др. Некоторые из публикаций запрещались цензурой. В труде «Опыт о просвещении относительно России» (1804), который был конфискован правительством, а также в других работах дана резкая критика крепостничества. Однако в отличие от революционных взглядов Радищева Пнин видел будущее России в «просвещении» и «добром законодательстве». Оставался сторонником конституционной монархии, ставящей своей целью просвещение всех сословий, обеспечение свободы человеческого разума и личности. Оказал влияние на формирование взглядов декабристов. ==601 ПНИН ИВАН ПЕТРОВИЧ ГРАЖДАНИН Что есть гражданин? Тот ли, который, достигши места, хитростью и пронырством им занимаемого, дотоле почитает оное, доколе может оно питать его гордость и алчность? Тог ли, который, порабощен будучи постыднейшим страстям, на то только употребляет могущество, ему данное, чтобы не щадить имения и жизни своих сограждан? Тот ли, который, испровергая законы чести и справедливости, на сих плачевных развалинах общественного блага воздвигает бренный памятник своего счастия? Тот ли, который, убежден будучи гласом совести о своих пороках или неспособностях, под видом притворной любови к отечеству похищает звания, долженствующие предоставлены быть просвещенной и скромной добродетели? Не сей ли, наконец, с суровым оком, нечувствительным сердцем самолюбец, для которого благополучие государства есть не иное что, как пустое название, и коего душа, в презрительную беспечность погруженная, не ощущала никогда сего чувствования, соединяющего человека с подобным ему, столько ж неспособный соболезновать о несчастиях, как и радоваться об успехах своего отечества? Нет, конечно, титло гражданина не принадлежит существам, толь преступными злоупотреблениями себя уничтожающим. От общества отверженные, они не оставят по себе ничего более, как бесславие и презрение, в их жизни их преследовавшие. Что ж есть истинный гражданин? О вы, которым хочу я представить образ оного, внемлите! Истинный гражданин есть тот, который, общим избранием возведен будучи на почтительный степень достоинств, свято исполняет все должности, на него возлагаемые. Пользуясь доверенностию своих сограждан, он не щадит ничего, жертвует всем, что ни есть для него драгоценнейшего,, своему отечеству, трудится и живет единственно только для доставления благополучия великому семейству, коего он есть поверенный. Столь же беспристрастный судия, как закон, которого он есть орудие и которого справедливые решения никогда не причиняли слез угнетенной невинности,— он есть тот человек, который, завсегда следуя по стезе добродетели, посвящает себя совершенно всем полезным должностям: то налагая узду закона на беспорядки, общество возмущающие, то возбуждая трудолюбие, поощряя торговлю, одобряя все художества, отдаляя, предупреждая бдительностию своею несчастия, которые непредвидение или заблуждение могли бы ==602 ПНИН ИВАН ПЕТРОВИЧ некогда навлечь на соотечественников его. Он есть хранитель государственного сокровища, который, зная, что залог, попечениям его вверенный, часто бывает плод трудолюбия, предпочитает богатству, на грабительстве и злодействе основанному, славу честного и бескорыстного человека. Он есть тот воин, который подобно Курцию ' ввергается в бездну, у ног его разверстую. Наконец, он есть тот, который, будучи добрым отцом, нежным супругом, почтительным сыном, искренним и верным другом, являет всем почтением своим к законам и нравам живой пример гражданских добродетелей. Вот, вот каких граждан отечество признает за истинных своих детей! Печатается по: Русские просветители. Собр. произведений в 2-х тт.— Т. 1.—М.: Мысль, 1966.—С. 167—
|