ПРИМЕЧАНИЯ. ' Здесь H. M. Карамзин излагает одно из ключевых положений политической доктрины Макиавелли.
' Здесь H. M. Карамзин излагает одно из ключевых положений политической доктрины Макиавелли. 2 H. M. Карамзин имеет в виду Именной указ от 28 июня 1807г., согласно которому чиновникам комиссариатского и провиантского департаментов военной коллегии за плохое исполнение обязанностей в снабжении и пропитании армии во время франко-русской войны и за воровство запрещалось носить общий армейский мундир. Исключение было сделано для генерал-кригскомиссара Обрезкова и генерал-провиантмейстера князя Шаховского, незадолго до указа назначенных на должности. 3 Палладиум (или Палладий, Палладион) — священное изображение Афины Паллады. Наличие этого изображения греками и римлянами полагалось залогом благополучия и процветания. 4 «Нет монарха, нет и дворянства; нет дворянства, нет и монарха» (Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 176). ==638 Шишков александр семенович (1754—1841) — государственный деятель, филолог, писатель, член Российской академии наук (с 1796 г.). Окончил Морской кадетский корпус. Долгое время служил во флоте, дослужился до чина вице-адмирала. В начале XIX в. проявил себя как идеолог крайне правого дворянского консерватизма, изложил свое политическое кредо в «Рассуждениях о старом и новом слоге российского языка» (1803) и в «Рассуждениях о любви к Отечеству» (1811). В апреле 1812 г. назначен вместо М. М. Сперанского государственным секретарем (до 1814 г.). Во время Отечественной войны 1812г. составлял различные патриотические приказы и обращения к населению. В 1813—1841 гг.—президент Российской академии наук. В 1824—1828гг.—министр народного просвещения, последовательно проводил в жизнь идею сословного образования. Член Верховного суда над декабристами, инициатор издания крайне реакционного цензурного устава 1826 г., названного его современниками «чугунным». Отличительная черта политических взглядов Шишкова — горячий патриотизм, безграничная, всеобъемлющая любовь в Родине, которая требует безусловного признания отечественных порядков совершенными. Видел в православной вере, воспитании, ориентированном на отечественные традиции, и в языке важнейшие средства укрепления любви к России. Любитель всяческой старины и традиций, Шишков организовал настоящий поход против Карамзина, который осуществлял реформу русского языка, устранял из него отжившие нормы. ==639 ШИШКОВ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ РАССУЖДЕНИЕ О ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ [...] Когда Всемогущему Создателю миров угодно было устроить природу нашу таковою, чтоб мы для безопасности и благоденствия своего совокуплялись в разные общества и каждое из них составляло бы едино тело и едину душу, то для лучшего исполнения сей Всевышнего воли не худо рассмотреть обязанности наши к сему сообществу, или великому собственно нашему семейству, называемому Отечеством; небесполезно поговорить о любви к нему, нескучно побеседовать о том священном долге, который всякому благородному сердцу столь сладостен. Что такое Отечество? Страна, где мы родились; колыбель, в которой мы возлелеяны; гнездо, в котором согреты и воспитаны; воздух, которым дышали; земля, где лежат кости отцов наших и куда мы сами ляжем. Какая душа дерзнет расторгнуть сии крепкие узы? Какое сердце может не чувствовать сего священного пламени? Самые звери и птицы любят место рождения своего. Человек ли, одаренный разумною душою, отделит себя от страны своей, от единоземцев своих и уступит в том преимущество пчеле и муравью? Какой изверг не любит матери своей? Но Отечество меньше ли нам, чем мать? Отвращение от сей противоестественной мысли так велико, что какую бы ни положили мы в человеке худую нравственность и бесстыдство, хотя бы и представили себе, что может найтись такой, который в развращенной душе своей действительно питает ненависть к Отечеству своему, однако же и тот постыдился бы всенародно и громогласно в том признаться. Да и как и не постыдиться? Все веки, все народы, земля и небеса возопияли бы против него: один ад стал бы ему рукоплескать. — Отсюда происходит, что при всех пороках и страстях человеческих, при всей примечаемой иногда дерзости развращенных умов и сердец нигде не видим мы вопияния против сроднаго каждому чувствования любви к Отечеству. Напротив того, не только единогласное во всех языках слышим тому проповедание, но и везде, в прошедших и настоящих временах, тьмочисленные находим примеры, что сила любви к Отечеству препобеждает силу любви ко всему, что нам драгоценно и мило, к женам, к детям нашим и к самим себе. [...] Мы все любим его, но сие не мешает нам размышлять о средствах, какими сия священная любовь питается в нас, растет и умножается; ибо она не должна иметь пре- МО К оглавлению ==640 ШИШКОВ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ делов. Чем больше душа всего народа пылает ею, тем тверже слава и благоденствие сего народа. Отечество (сказала мне одна из почтенных наших женщин) требует от нас любви даже пристрастной, такой, какую природа вложила в один пол к другому. Отними у нас слепоту видеть в любимом человеке совершенство, дай нам глаза посреди самого сильнейшего пламени нашего усматривать в нем некоторые недостатки, некоторые пороки; возбуди в нас желание сличать их с преимуществами других людей: ум начнет рассуждать, сердце холодеть, и вскоре человек сей, ни с кем прежде несравненный, сделается для нас не один на свете, но равен со всеми, а потом и хуже других. Так точно Отечество. Когда мы начнем находить в нем многие пред другими землями недостатки, когда станут увеселять нас чужие обычаи, чужие обряды, чужой язык, чужие игры, обворожая и прельщая воображение наше правдивою русскою пословицею: там хорошо, где нас нет, и то хорошо, что не носит на себе отечественного имени, тогда при всех наших правилах, при всех добрых расположениях и намерениях будет в душу и в образ мыслей наших нечувствительно вкрадываться предпочтение к другим и, следовательно, уничижение к самим себе; а с сим вместе неприметным же образом станет уменьшаться первейшее основание любви к Отечеству, дух народной гордости. [...] Сия народная гордость и любовь к Отечеству суть две единокровные, неразлучные подруги, составляющие силу, крепость и благоденствие всякой державы. [...] Что делает любовь к Отечеству? С благостию в очах, с прозорливостию в уме, с истиною и правосудием в сердце печется о благоденствии народном. Она в одной руке держит законы, а в другой меч и говорит народу: сии законы, начертанные мною на основании Божьих заповедей, суть ваша свобода; сей меч, держимый мною на поражение внешних и внутренних врагов, есть ваша безопасность: доколе сии законы свято будут храниться, до тех пор я с вами и вы свободны; доколе меч сей никому кроме нарушителей законов не будет страшен, до тех пор радость и спокойствие обитать будут в сердцах и жилищах ваших. Она говорит каждому сыну Отечества: член великого тела! Не отрывайся от онаго никогда и поставленной от Бога над ним главе служи верою и правдою. Люби Царя и Отечество делами твоими, а не словами. [...]
ШИШКОВ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ иметь мужество, твердость, душу. Она не променяет имени, языка, нравов своих ни на что. Она покорствует единой главе Отечества своего и больше никому. Она простирает руку помощи слабому и смотрит на сильного без зависти и без боязни. Всяк чужеземец ей друг, но, как скоро помыслит он властвовать над нею с оружием в руках или с лукавством в сердце, на силу ли свою надеясь или на прельщение, тотчас увидит ее грозну, как тучу, и страшну, как молнию и гром. Между уничижением и погибелью избирает она погибель; между цепей и смертию кидается она в объятия смерти. И так самое величайшее блаженство, самая сильнейшая ограда всякой державы есть любовь к Отечеству и народная гордость. Посмотрим же, какими средствами сии две добродетели, столь необходимые для общего блага, укрепляются в нас и какими ослабевают. Первейшая покровительница их есть святая православная вера, сей единственный человеческого благополучия источник, из которого народоправитель почерпает мудрость, закон — силу, судия — правду, полководец — мужество, земледелец — трудолюбие, воин — храбрость и бесстрашие. Она устами первосвященника говорит Иоанну: «Не кровию алкать Монарха устремляю, Но церковь защищать тебя благословляю». Таким образом вера, которая во всяком другом случае велит нам и малейшую каплю крови человеческой щадить, которая каждую слезу, каждый вздох, жестокостию нашею исторгнутый, исчисляет и взыскивает от нас; сей агнец смирения, сей Ангел кротости и милосердия ополчает руки наши и повелевает нам проливать свою и чужую кровь, когда дело идет о защищении и спасении Церкви и Отечества. Она, поучающая нас, чтоб мы даже и неприятелей своих любили и за всякое сделанное нам зло платили им добром, в сем едином случае, возводя на небо очи, молит о победе и преодолении врагов. Из сего единого не видим ли мы, какими тесными узами вера сопряжена с любовию к Отечеству и что она не только ведет нас в блаженство будущей и вечной жизни, но и в сем кратком на земли пребывании нашем необходимо нужна для общего всех спокойствия и безопасности. Кто ж приведет нас в сие благополучное состояние? Слово народ представляет нам такое же понятие, как морские волны: буря подъемлет и вержет их; в нас страсти подобное же воздвигают треволнение, не меньше яростное, не меньше лютое. Кто для усмирения сих бунтующих страстей, раздува- ==642 ШИШКОВ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ ющих в сердцах наших огнь вражды, междоусобия, искоренения друг друга; кто посреди сих буйств и ослеплений говорит сильному из нас: наблюдай правду, слабому: терпи, и обоим вместе: вот завтрашнее жилище ваше гроб; за пределом же гроба судия дел ваших. Бог! Сей глас есть веры: глас сильный, праведный, миролюбивый, равно поучительный, равно полезный великому и малому, богатому и нищему. [...] Человек, не рожденный и не воспитанный в вере, может еще быть честолюбив и праводушен, но тот, кто отпадет от нее, истребит ее из души своей, в том не останется ничего, кроме страсти к самому себе. Его могут убить, но сам он ни за кого не умрет. Вера дает нам душевные силы любить и делать добро, маловерие отъемлет их, безверие же погружает нас в бездну буйств и пороков, разрушающих безопасность, тишину и спокойствие народное. И так, когда Государство или народ желает благоденствовать, то первое попечение его долженствует быть о воспитании юных чад своих в страхе Господнем, в напоении сердец их любовию к вере, откуду проистекает любовь к Государю, к сему поставленному от Бога отцу и главе народной; любовь к Отечеству, к сему телу великому, но не крепкому без соединения с главою своею; и наконец, любовь к ближнему, под которою разумеются сперва сограждане, а потом и весь род человеческий. Отсюда явствует, что воспитание должно быть отечественное, а не чужеземное. Ученый чужестранец может преподать нам, когда нужно, некоторые знания свои в науках; но не может вложить в душу нашу огня народной гордости, огня любви к Отечеству, точно так же, как я не могу вложить в него чувствований моих к моей матери. Он научит меня Математике, Механике, Физике, но и самый честный из них и благонамеренный не научит меня знать землю мою и любить народ мой; ибо он сам сего не знает, не имеет нужных для меня чувствований и не может их иметь: у него своя мать, свое гнездо, свое отечество. Любовь к оному почерпается не из хладных рассуждений, не из принужденной благовидности, нет! Она должна пламенною рекою литься из души моего учителя в мою, пылать в его лице, сверкать из его очей. Откуда иностранец возьмет сии чувствования? Он научит меня своему языку, своим нравам, своим обычаям, своим обрядам; воспалит во мне любовь к ним; а мне надобно любить свои. Две любови не бывают совместны между собою. Он покажет мне славу своих единоземцев, а мои погребены будут во мраке забвения. Он возбудит во мне желание читать его
ШИШКОВ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ писателей; пристрастит меня к их слогу, выражениям, словам; а чрез то отвратит меня от чтения собственных моих книг, от познания красот языка моего: каждое слово его будет мне казаться прелестным, каждое слово мое — грубым; ибо кто может устоять против возбужденной с малых лет склонности и привычки? Он поведет меня по своим городам, полям, путям, вертоградам; натвердит мне о своих забавах, играх, зрелищах, нарядах; распишет их в воображении моем своими красками; обольстит, очарует понятие мое; родит во мне благоговение ко всем мелким прелестям и к самым порокам земли своей. Таким образом, даже нехотя, вложит в меня все свое, истребит во мне все мое и, сближа меня с своими обычаями и нравами, удалит от моих. Я пойду за ним шаг за шагом, и тогда когда бы надлежало мне с молоком матери моей сосать любовь к моему Отечеству, приобретать с каждым днем возраста новую к нему привязанность, новую силу любви, новую степень удовольствия принадлежать ему, новый предлог гордиться и восхищаться славою его, новую причину веселиться и радоваться, что я рожден в нем; тогда сделает он, что все сии священные чувствования умрут или охладеют во мне, и я только телом буду жить у себя, в родной стране моей, а сердцем и умом не чувствительно и поневоле переселюся в чужую землю. Таковое превращение, больше или меньше сильное, произведет во мне чужестранное воспитание без всякой вины воспитателя; ибо он не виноват, что любит землю свою больше моей. Что ж естьли положим еще в нем худые нравы, наклонность к безверию, к своевольству, к повсеместному гражданству, к новой и пагубной философии, к сим обманчивым имянам начальствующего безначалия, верной измены, -человеколюбивого терзания людей, скованной свободы? Тогда для образования моей наружности, при малейшем поползновении моем к порокам вложит он в меня такую душу, от которой Бог, вера и добродетель отвращают свое зрение. Народное воспитание есть весьма важное дело, требующее великой прозорливости и преду смотрения. Оно не действует в настоящее время, но приготовляет щастие или нещастие предбудущих времен и призывает на главу нашу или благословение, или клятву потомков. Оно медленно приносит плоды, но, когда уже созреют оные, тогда нет возможности удержать их от размножения: должно будет вкусить сладость их или горькость. Для посеяния чистых семян благонравия надлежит, чтобы сан воспитателя был важен и почтен, не наружными почестями украшен, не телесною ловкостию приятен, но добрым именем и славою долговременно известен. Лучше о- ==644 ШИШКОВ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ простой человек с здравым рассудком и добрыми нравами, нежели ученый с развращенными мыслями и худым сердцем; лучше грубоват и пасмурен лицем, нежели статен телом, блестящ остроумием, но мрачен дущою; ибо гораздо полезнее Отечеству и всему роду человеческому судия сострадательный, воин храбрый, земледелец трудолюбивый, нежели легкомысленный вертопрах или важный метафизик, рассуждающий о монадах и делающий воспитанника своего монадою. Должно мне сказать еще нечто о природном языке всякой державы. Язык есть душа народа, зеркало нравов, верный показатель просвещения, неумолчный проповедник дел. Возвышается народ, возвышается язык; благонравен народ, благонравен язык. Никогда безбожник не может говорить языком Давида: слава небес не открывается ползающему в земле червю. Никогда развратный не может говорить языком Соломона: свет мудрости не озаряет утопающего в страстях и пороках. Писания зловредных умов не проникнут никогда в храм славы: дар красноречия не спасает от презрения глаголы злочестивых. Где нет в сердцах веры, там нет в языке благочестия. Где нет любви к Отечеству, там язык не изъявляет чувств отечественных. Где учение основано на мраке лжеумствований, там в языке не воссияет истина; там в наглых и невежественных писаниях господствует один только разврат и ложь. Одним словом, язык есть мерило ума, души и свойств народных. [...] И так природный язык есть не только достоинство народа, не только основание и причина всех его знаний, не только провозвестник дел его и славы, но купно и некий дар, к которому, хотя бы и не рассуждать о нем, природа вложила в нас тайную любовь; и естьли человек теряет сию любовь, то с ней теряет и привязанность к Отечеству и совершенно противоборствует рассудку и природе. Из всех сих рассуждений явствует, что Вера, воспитание и язык суть самые сильнейшие средства к возбуждению и вкоренению в нас любви к Отечеству, которая ведет к силе, твердости, устройству и благополучию. [...] Печатается по: Шишков А. С. Рассуждение о любви к Отечеству.— СПб., Медиц. типогр., 1812.—С. 5— 9, 20—23, 29—32, 36—39, 43—49, 52. ==645 новосильцев николай николаевич (1761—1836)—граф, государственный деятель. Получил разностороннее домашнее образование. Участвовал в войне со Швецией (1788—1790), в подавлении восстания Костюшко в Польше (1704). При Александре I Новосильцев пользовался особым доверием, являлся одним из ведущих членов «Негласного комитета» (1801 —1803), занимал ряд высших государственных должностей. С 1813 по 1831 г. занимал крупные административные посты в Польше. В последние годы жизни был членом, затем — председателем Государственного совета и комитета министров (с 1832г.). Н. Н. Новосильцев по поручению Александра I разработал проект конституции, получившей название «Государственная уставная грамота Российской империи». В проекте не ставился под сомнение основной закон Российской империи о существе самодержавной власти. Государь по-прежнему считался единственным воплощением всех властей в империи — гражданских, политических, законодательных. Но вместе с тем определялся юридический порядок действий самодержавной власти. Российскому народу предоставлялось право иметь народное представительство в виде Государственного сейма (думы). Однако «либеральный» проект Новосильцева, как и многие другие замыслы Александра I, остался нереализованным. ==646 НОВОСИЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСТАВНАЯ ГРАМОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1818—1819гг....] Глава II О ПРАВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Отделение О ГОСУДАРЕ ИЛИ ДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ Статья 9 Корона российско-императорского престола есть наследственная, она переходит по порядку, установленному в Бозе почивающим родителем нашим императором Павлом. Статья 10 Основания державной власти и образ действия оной определяются сею Государственною уставною грамотою, жалуемою нами любезным нашим верноподданным на вечныя времена. Статья 11 Державная власть неразделима: она сосредоточивается в лице монарха. Статья 12 Государь есть единственный источник всех в империи властей гражданских, политических, законодательных и военных. Он управляет исполнительною частию во всем ея пространстве. Каждое начальство исполнительное, управительное и судебное им одним постановляется. Статья 13 Но законодательной власти государя содействует государственный сейм, о котором ниже упомянуто будет, на основании уставной грамоты и особенных учреждений. Статья 14 Особа государя священна и неприкосновенна. Статья 15 Государь есть верховная глава общаго управления империи, Он печется о внутренней и внешней безопасности государства. Он бдит о своих правах и владениях. [...] 64"? ==647 НОВОСИЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья 20 Как верховная глава православной греко-российской церкви, государь возводит во все достоинства духовной иерархии [...] Статья 26 Для определения законодательных действий государя общия основания права в империи делятся на три разряда: В первом заключаются законы; Во втором уставы и учреждения; В третьем указы, повеления, рескрипты и постановления. Статья 27 Под именем законов разумеются все законодательные распоряжения, кои основаны на началах по существу своему непременных и кои не могут быть иначе ни отменены, ни преобразованы, как с соблюдением ненарушимости оных начал и тогда только, когда впоследствии времени оных покажет необходимость изменений или когда будут вынуждены причинами важными и решительными. Статья 28 Под словом «уставы» и «учреждения» должно разуметь все распоряжения, требуемыя обстоятельствами или для защиты государства и охранения целости его границ, или для устройства разных предметов, по части внутренняго управления, или, наконец, по делам, до порядка службы и до усовершенствования общаго и частнаго благосостояния касаюшимся Статья 29 Наконец, под именем указов, повелений, рескриптов и постановлений должно разуметь все, что предписывается к исполнению по частным и случайным обстоятельствам, в различных отделениях государственного управления встречающимся, или что относится до какого-либо начальства, чиновника военного, гражданского или частного лица и по свойству своему, смотря по надобности, может подвергаться разным изменениям. Статья 30 Законы разделяются на общие государственные законы и на особенные или местные. Общие законы составляют общее право и применяются во всех случаях, в коих местные законы недостаточны. ==648 НОВОСИЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья 31 Общие законы постановляются государем при содействии общаго государственного сейма, о коем ниже будет упомянуто. Статья 32 Право издавать уставы, учреждения, указы, рескрипты и постановления принадлежит исключительно государю. Он может вверить оное в совокупности или в частностях месту или лицу по своему благоусмотрению. Статья 33 Особые или местные законы постановляются государем при содействии сеймов наместнических. Статья 34 Общие и особенные или местные законы скрепляются министром, начальником управления юстиции. Уставы, учреждения, указы, повеления и постановления должны быть за скрепою того из министров, до которого они, по содержанию своему, будут принадлежать. Он отвечает за все, что в сих уставах, учреждениях, указах, повелениях, рескриптах и постановлениях могло бы заключаться противного правилам уставной грамоты и законам. Отделение II О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ Статья 35 Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, членов Государственного Совета, государственных докладчиков или статс-секретарей и из особ, коих угодно будет его императорскому величеству в него призвать. Статья 36 Государственный Совет разделяется на общее собрание Совета и на правительственный совет или комитет министров. [...] Глава III РУЧАТЕЛЬСТВА ДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ Статья 78 Православная греко-российская вера пребудет навсегда господствующею верою империи, императора и всего ==649 НОВОСИЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ имперагорскаго дома. Она непрестанно будет обращать на себя особенную попечительность правительства, без утеснения однакож свободы всех прочих исповеданий. Различие христианских вероисповеданий не производит никаких различий в правах гражданских и политических. Статья 79 Священнослужители всех исповеданий вообще состоят, без исключения, под покровительством и надзором законов и правительства. Статья 80 Закон, без всякаго различия, покровительствует равно всем гражданам. Статья 81 Коренный российский закон: «без суда никто да не накажется», и освященное учреждением о губерниях правило (§ 401): «чтобы никто без объявления ему вины и снятия с него допроса в течение 3 дней по задержании не лишался свободы и не содержался в тюрьме», распространяется на всех жителей вообще в следующей силе. Статья 82 Никто не может быть взят под стражу, обвинен и лишен свободы, как только в случаях, законом определенных, и с соблюдением законом предписанных на сей конец правил. Статья 83 Всякое самопроизвольное задержание вменяется в преступление, подвергающее наказанию, означенному в уголовном праве. Статья 84 Взятому под стражу должно немедленно объявить причину его задержания. Статья 85 Каждый задержанный должен быть представлен в течение 3 (в редких же токмо случаях, в которых разыскание потребовало бы отсрочки, не позднее 6) суток в то присутственное место, до котораго он принадлежит, для снятия с него допроса или суждения узаконенным порядком. Всякое отступление от сего вменяется в злоупотребление власти. Ежели обвиняемый оправдается при первом следствии, то немедленно освобождается. К оглавлению ==650 НОВОСИЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья 86 Во всех случаях, законом не изъятых, обвиняемый отпускается на поруки. Статья 87 Никто не должен быть наказан, как в силу закона, поставленнаго и обнародованнаго до соделаннаго преступления, и по приговору того суда, которому он принадлежит. [...] Статья 90 Каждому российскому подданному вольно переселиться в другое государство и вывезть свое имение, лишь бы соблюл законом предписанныя на таковые случаи правила. Статья 91 Да будет российский народ отныне навсегда иметь народное представительство. Оно должно состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из государя и двух палат. Первую, под именем высшей палаты, образует сенат, а вторую, под именем посольской палаты, земские послы и депутаты окружных городских обществ. Статья 92 Государственныя должности, как гражданския, так и военныя, иначе возлагаемы быть не могут как на российских подданных. Статья 93 Каждый иностранец, предъявивший законные виды, будет пользоваться, наравне с другими жителями государства, покровительством законов и выгодами, законами обеспеченными. Ему вольно будет, на основании учрежденных правил, жить в государстве, выезжать из онаго, возвращаться и приобретать в нем недвижимыя имения. Статья 94 Каждый иностранец, укорененный, при беспорочном поведении и после пятилетняго пребывания, научась российскому языку, может допущен быть к отправлению государственных должностей. Статья 95 Один государь по собственному выбору или по представлению Государственного Совета, может, в отмену сего правила, допустить к отправлению государственных 65Î ==651 НОВОСИЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ должностей иностранцев, превосходными дарованиями отличающихся. [...] Статья 97 Всякая собственность, на поверхности ли земли находящаяся или в недрах оной сокровенная, какого бы рода ни была, в чем бы ни состояла и кому бы ни принадлежала, признается священною и неприкосновенною. Никакая власть и ни под каким предлогом посягнуть на нее не может. Посягающий на чуждую собственность осуждается и наказывается как нарушитель общественнаго спокойствия. Статья 98 Правительство имеет однакоже право, по справедливом и предварительном вознаграждении, требовать от частнаго лица пожертвования его собственностию для употребления оной на пользу общественною. Закон определит особенные случаи употребления сего права и правила, имеющия оным руководствовать. Глава IV О НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ Отделение I О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ИЛИ СЕЙМЕ Статья 99 Представительство народное образуется как выше сказано (ст. 91). Статья 100 Государственный сейм (государственная дума) разделяется на частные сеймы (думы) наместнических областей, созываемые каждые три года, и на общую государственную думу или сейм, созываемый каждыя пять лет. [...] Разряд 2 О ОБЩЕМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕЙМЕ Статья 114 Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую, под именем высшей палаты, образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух ==652 НОВОСИЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ столиц, с присовокуплением к нему, единственно на время сейма и по назначению государя, из других департаментов известнаго числа сенаторов, образовательным учреждением определеннаго. Вторая, под названием палаты земских послов, составляется, по назначению государя, из половиннаго числа послов и депутатов, в каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных. Статья 115 Общий государственный сейм, по сообщении от имени государя чрез Государственный Совет, разсматривает все проекты законов гражданских, уголовных и по части управительной, коих действие распространяется на всю империю. Он разсуждает по предложениям, вносимым по высочайшему же повелению, о прибавлении и уменьшении налогов, податей, сборов и всякаго рода общественных повинностей, о удобнейших и справедливейших раскладках, о уравнении налогов и податей по всему государству по мере силы и возможности каждой наместнической области, о составлении главнаго расписания доходов и расходов (бюджет), на основании представленных ему на разсмотрение частных расписаний доходов и расходов, составленных в каждой области наместничества, равно как и о всех других предметах, на разсуждение по воле государя ему отсылаемых. Статья 116 Общий сейм разсуждает еще по сообщениям, которыя государю благоугодно было бы повелеть сделать по предметам, заключающимся в общем государственном отчете, коего составление возложено на общее собрание Государственного Совета в силу ст. 42. Наконец, общий государственный сейм, изложив свое мнение, по всем сим предметам, приступает к разсмотрению наказов земским послам и депутатам, от их избирателей данных и заключающих в себе их замечания, представления и прошения касательно всего того, что относится до их пользы. Из сих наказов делается самое верное извлечение, которое препровождается в Государственный Совет, а от онаго представляется государю императору, на высочайшее разрешение и принятие тех мер, к коим бы таковыя представления могли подать повод. [...] Статья 128 Никто из членов сеймов, во время продолжения оных, не может быть ни задержан, ни судим уголовным судом без ведома той палаты, которой он принадлежит. 65^ ==653 НОВОСИЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья 129 От воли государя зависит вносить проекты первоначально в сенат или в посольскую палату. Из сего исключаются проекты законов финансовых, которые имеют быть предварительно вносимы в палату земских послов. Статья 130 Проекты, по высочайшей воле взносимые на сейм, не почитаются ни одобренными ею, ни утвержденными, почему и предоставляется сеймам полная свобода насчет оных излагать свое мнение. Статья 131 Обе палаты сеймов разсуждают в заседаниях своих при открытых дверях, т. е. в присутствии посторонних, коим вход не возбраняется. По предложению однакож десятой части наличных членов они могут составить из себя особенный комитет. Статья 132 Проекты во всех сеймах принимаются или отвергаются большинством голосов. Голоса объявляются вслух. Проекты, большинством голосов принятые в одной палате, поступают в другую, которая, последуя тем же правилам, разсуждает и решит. В случае равенства голосов проект почитается принятым. Статья 133 Проект, принятый одною палатою, не может быть преобразован другою. Он должен быть просто принят ею или отвергнут. Статья 134 Проект, принятый обеями палатами, подносится на утверждение государю. Статья 135 Ежели государь утверждает его, то он обращается в закон и обнародывается по учрежденному порядку. Ежели государь не соблаговолит его утвердить, то проект уничтожается. [...] Печатается по: Политическая история России. Хрестоматия.—М.: Аспект Пресс, 1966.— С. 411—445. ==654 00.htm - glava42
|