Студопедия — Пестель павел иванович
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пестель павел иванович






(1793 — 1826) — виднейший декабрист, полковник, командир Вятского пехотного полка, один из идеологов движения декабристов. Родился в Москве. Первоначальное образование получил в Германии (1805—1809). В 1811 г. окончил Пажеский корпус. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах русской армии 1813—.1814 гг. В 1816г. вступил в «Союз спасения», написал для этой организации сначала устав, а затем проект конституции, где провозглашались отмена крепостного права и ограничение самодержавия. В 1820 г. Пестель на собрании членов «Союза благоденствия», созданного в 1818 г. на смену «Союза спасения», в своем докладе доказывал уже преимущества республиканской формы правления по сравнению с конституционно-монархической. В 1821 г. после роспуска «Союза благоденствия» создал Южное общество, написал проект Конституции под названием «Русская Правда». В самый канун восстания, 13 декабря 1825 г., Пестель был арестован по доносу предателя и 13 июля 1826 г. вместе с другими руководителями движения декабристов казнен в Петербурге.

По свидетельству современников, Пестель был одним из образованнейших людей своего времени, обладавшим редкими организаторскими способностями и даром убеждения. О его общественно-политических взглядах можно судить лишь по «Русской Правде» и показаниями во время следствия. В «Русской Правде» Пестель подверг критике самодержавно-крепостнический порядок, доказывал необходимость его уничтожения революционным путем. В политическом отношении Конституция Пестеля отличалась радикальным демократизмом, который выражался в провозглашении республики и в отстаиваний всеобщего, равного для всех (за исключением женщин) избирательного права. Пестель полагал, что лишение народа прав и произвольное расширение круга его обязанностей закономерно ведут к расторжению им договора с государством и к ниспровержению существующего строя.

К оглавлению

==660


ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

«РУССКАЯ ПРАВДА» [...] (1821)

ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

§ 1. ВСЯКОЕ ОБЩЕСТВО ИМЕЕТ СВОЮ ЦЕЛЬ И ИЗБИРАЕТ СРЕДСТВА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОНОЙ

Всякое соединение нескольких человек для достижения какой-либо цели называется обществом. Побуждением к сему соединению или целью оного бывает удовлетворение общим нуждам, которые, происходя от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех людей одинаковы. Из сего следует, что члены всякого общества могут единодушно согласиться в цели. Но когда они обратятся к действию или средствам, коими цель должна быть достигнута, тогда должны возродиться между ими сильные споры и бесконечные несогласия, потому что избрание средств не столько зависит от общих свойств природы человеческой, сколько от особенного нрава и личных качеств каждого человека в особенности. Нрав и личные качества людей бывают столь различны, что ежели каждый пребудет непреклонен в своем мнении, не внимая мнения других, то никакой не будет возможности избрать средства для достижения предназначенной цели, а тем еще менее устроить оные и к действию приступить. В таком случае ничего не останется делать, как разрушить общество прежде всякого действия. А ежели члены не хотят общества уничтожить, то каждый из них должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей, дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего действия быть избраны.

§ 2. РАЗДЕЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА НА ПОВЕЛЕВАЮЩИХ И ПОВИНУЮЩИХСЯ

Но кто представит такое окончательное мнение, кто изберет средства, кто определит способы, кто расположит действие? Все сии затруднения разрешаются двояким образом. В первом случае нравственное превосходство одного или нескольких членов соглашает все сии различные затруднения и увлекает за собою прочих силою сего превосходства, коему содействуют иногда и другие посторонние обстоятельства. Во втором случае возлагают члены общества на одного или на нескольких из них обязанность избирать средства, 66Î

==661


ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

предоставляя им право распоряжаться общим действием. В том и другом случае разделяются члены общества на повелевающих и повинующихся. Сие разделение неизбежно потому, что происходит от природы человеческой, а следовательно, везде существует и существовать должно. На естественном сем разделении основано различие в обязанностях и правах тех и других.

§ 3. РАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВИТЕЛЬСТВО И НАРОД

Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до гражданских обществ, которые, будучи устроены и в порядок приведены, получают название государства. Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим действием называется то, которое касается всего общества, а следовательно, и производится от лица всего общества. Частным — то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в особенности. Избрание средств для достижения сказанной цели и действие, сообразное с сим избранием, ведет к разделению членов гражданского общества на повелевающих и повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда гражданское общество получает название государства, тогда повелевающие получают название правительства, а повинующиеся — название народа. Из сего явствует, что главные или первоначальные составные части каждого государства суть: правительство и народ.

§ 4. ВЗАИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И НАРОДА

Правительство имеет обязанность распоряжать общим действием и избирать лучшие средства для доставления в государстве благоденствия всем и каждому. А посему имеет оно право требовать от народа, чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность правительству повиноваться; но зато имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось к общественному и частному благоденствию и только бы то повелевало, что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаим-

==662


ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

ных прав может существование какого бы то ни было государства быть основано, а посему и переходит государство, при потере сего равновесия, из природного и здорового своего положения в состояние насильственное и болезненное. Установление сего равновесия на твердых основах есть главная цель сея «Русской Правды» и коренная обязанность каждого законодателя.

§ 5. КАЖДОЕ ПРАВО ОСНОВАНО БЫТЬ ДОЛЖНО НА ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ОБЯЗАННОСТИ

Об обязанностях было упомянуто здесь прежде, нежели о правах, потому, что право есть одно только последствие обязанности и существовать иначе не может, как основываясь на обязанности, ему предшествовавшей. Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума сие доказывается и словами евангельскими, заключающими весь закон христианский: люби бога и люби ближнего, как самого себя,— словами, вмещающими и любовь к самому себе как необходимое условие природы человеческой, закон естественный, следственно, обязанность нашу. От сей обязанности происходит право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы. Человек имеет сие последнее право только потому, что он обязан сохранять свое бытие. Точно так и во всяком случае может право, какое бы оно ни было, только тогда существовать и призн.аваемо быть действительным, когда оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву предшествует и на которой оно опирается или основывается. Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значит ничего и признаваемо должно быть одним только насилием или зловластием.

§ 6. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЛАГОДЕНСТВИИ И СОПРЯЖЕННЫХ С НИМ ОБЯЗАННОСТЯХ

Главное дело в государстве есть посему понятие об обязанностях, из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в государстве истекают из цели государства. Цель же государственного устройства должна быть — возможное благоденствие всех и каждого. А посему все, ведущее к благоденствию, есть обязанность. Но поелику понятия о благоденствии бывают весьма различны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторые основные или коренные правила. Обязанности, на человека от бога

==663


ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

посредством веры наложенные, суть первейшие и непременнейшие. Они связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнию вечною, и потому все постановления государственные должны быть в связи и согласии с обязанностями человека в отношении к вере и всевышнему создателю миров. Сей первый род обязанностей касается мира духовного. Они нам известны из священного писания. Второй род обязанностей касается мира естественного. Они нам известны из законов природы и нужд естественных. Бог, творец вселенныя, есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, никто ни в силах их низвергнуть, и потому постановления государственные должны быть в таком же согласии с неизменными законами природы, как и со святыми законами веры. Наконец, третий род обязанностей порождается составлением гражданских обществ или государств. Первое правило в сем деле состоит в том, что всякое стремление в государстве к доставлению оному благоденствия должно быть согласно с законами духовными и законами естественными. Второе правило: что все государственные постановления должны стремиться единственно к благоденствию гражданского общества, причем всякое действие, сему благоденствию противное или ему вредящее, признаваемо быть должно преступлением. Третье правило, что благоденствие общественное должно считаться важнее благоденствия частного, и ежели оные находятся в противуборстве, то первое должно получать перевес. Четвертое правило, что благоденствием общественным признаваемо быть должно благоденствие совокупности народа, из чего следует, что истинная цель государственного устройства должна непременно быть — возможно большее благоденствие многочисленнейшего числа людей в государстве, почему и должны всегда выгоды части или одного нераздельного уступать выгодам целого, признавая целым совокупность или массу народа. Пятое, наконец, правило состоит в том. что частный человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия, не должен выступать из круга своего действия и входить в круг действия другого, т. е. что благоденствие одного человека не должно наносить вреда, а тем еще менее гибели другому. Коль скоро все деяния как правительства, так и частных людей на сих правилах основаны будут, то государство, несомненно, пользоваться будет возможным благоденствием. Все же законы и постановления государственные должны непременно с сими правилами в полной мере совершенно согласоваться.

ЕГб4

==664


ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

§ 7 ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ О НАРОДЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИИ

Выше пояснено, что государство состоит из правительства и народа. Народ есть совокупность всех тех людей, которые, принадлежа к одному и тому же государству, составляют гражданское общество, имеющее целью своего существования возможное благоденствие всех и каждого. Непреложный закон гражданских обществ заключается в том, что каждое государство состоит из народа и правительства, следовательно, народ не есть правительство, и каждое из оных имеет свои особенные обязанности и права; однако же правительство существует для блага народа и не имеет другого основания своему бытию и образованию, как только благо народное, между тем как народ существует для собственного своего блага и для выполнения воли всевышнего, призвавшего людей на сей земле прославлять его имя, быть добродетельными и счастливыми. Сей закон божий поставлен для всех людей в ровной мере, и, следовательно, все имеют право на его исполнение. А посему народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства.

§ 8 ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ОНОГО НА ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Правительство есть совокупность всех лиц, занимающихся отправлением дел общественных. Оно поставлено в обязанность доставлять народу благоденствие и потому имеет право государством управлять для достижения сей предназначенной цели. Обладая сим правом, оно должно иметь и соразмерную власть, дабы обязанность могла быть выполнена и право было бы действительным. Сия власть, посредством которой правительство исполняет свою обязанность, употребляет свое право и достигает предназначенной цели, есть Верховная власть. Из общего предмета или состава благоденствия государства истекают особенные предметы сей общей цели и, как общей цели благоденствия соответствует Верховная власть, так должны соответствовать каждому особенному предмету: особенная обязанность, особенное право и особенная власть. Сии особенные власти истекают из верховной, которая объемлет всю цель учреждения правительства; почему и должны особенные власти совершенно зависеть от верховной и действовать по направлению, бб1

==665


ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

от нее исходящему. Совокупность всех сих особенных или частных властей составляет государственное правление, которое также названо быть может чиноначальством. Из сего явствует, что правительство не может выполнить своей обязанности и государству доставить благоденствие, если не будет иметь власти, соразмерной важности и обширности цели гражданского общества, и что сия власть распространяет свое действие по всем предметам на целое государство, имея притом много подчиненных властей, кои уже действуют на отдельные только предметы или на отдельные только части оного. Общая власть именуется Верховной властью, а совокупность частных — государственное правление или чиноначальство. [...]

§ 12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ДЕЙСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВДЫ

Русская Правда есть посему верховная Всероссийская грамота, определяющая все перемены, в государстве последовать имеющие, все предметы и статьи, уничтожению и ниспровержению подлежащие, и, наконец, коренные правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным руководством при сооружении нового государственного порядка и составлении нового государственного уложения. Она содержит определение некоторых важнейших положительных законов и постановлений будущего порядка вещей, исчисление главных предполагаемых переводных мероприятий и вместе с тем пояснение коренных соображений, начальных причин и основных доводов, утверждающих предполагаемое для России государственное устройство. Итак, Русская Правда есть наказ или наставление временному Верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может. Она содержит обязанности, на временное Верховное правление возлагаемые, и служит для России ручательством, что временное Верховное правление единственно ко благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства, и, волнуемый разными страхами, а потом и разными страстями, часто предпринимал беспокойные дей-

о-

==666


ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

ствия и, наконец, междоусобия производил. Русская Правда отвращает своим существованием все сие зло и приводит государственное преобразование в положительные ход и действие тем, что все определяет и на все предметы коренные правила издает. Посему обязаны с нею в полной мере сообразоваться как временное Верховное правление со всеми частями, отраслями и степенями правительства, так равно и весь народ со всеми оного членами или гражданами. Временное Верховное правление обязано новый государственный порядок, Русской Правдою определенный, постепенными мероприятиями ввести и устроить, а народ обязан сему введению не только не противиться, но, напротив того, временному Верховному правлению усердно всеми силами содействовать и неуместным нетерпением не вредить преуспеванию народного возрождения и государственного переобразования. [...]

Печатается по: Избранные социально-политические и философские произведения декабристов.—Т. 2.— M.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1951.—С. 73—85.

==667


муравьев никита михайлович

(1796—1843) — видный деятель и идеолог движения декабристов, капитан гвардии. Учился в Московском университете, но не окончил. С 1812 г.—на службе в министерстве юстиции. Участник Заграничных походов русских войск 1813—1814 гг. Один из основателей «Союза спасения» (1816) и «Союза благоденствия» (1818). Член Верховной Думы и глава «Северного общества» (1821). Был приговорен к смертной казни, замененной впоследствии 20 годами каторжных работ. В 1827 г. сослан в Нерчинские рудники. С 1835 г. находился на поселении в Иркутской губернии. Основное произведение Муравьева — Конституция (было три проекта, последний написан им после ареста, в 1826 г.). Разделял теорию естественного права и договорного происхождения государства, был сторонником конституционной монархии, при которой император наделялся статусом «верховного чиновника правительства» и должен был отчитываться перед двумя палатами высшего представительного органа страны — Народного веча. Придерживался идей разделения власти и федеративного устройства государства. Стоял за немедленное упразднение крепостного права и сословий, предпочитал военное восстание революционному выступлению народа. С наибольшей тщательностью Муравьев расписывал права и свободы граждан при новом государственном устройстве России. Конституция Муравьева имела более умеренный характер, нежели «Русская Правда» Пестеля. Она пользовалась большой популярностью среди декабристов.

==668


МУРАВЬЕВ НИКИТА МИХАЙЛОВИЧ

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ ВТОРОЙ ВАРИАНТ

(1824)

Глава О НАРОДЕ РУССКОМ И ПРАВЛЕНИИ

1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.

Глава II О ГРАЖДАНАХ

3. Гражданство есть право определенным в сем Уставе порядком участвовать в общественном управлении: посредственно, т. е. выбором чиновников или избирателей; непосредственно, т. е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти.

4. Граждане суть те жители Российской империи, которые пользуются правами, выше определенными.

5. Чтоб быть Гражданином, необходимы следующие условия: 1) Не менее 21 года возраста.

2) Известное и постоянное жительство.

3) Здравие ума.

4) Личная независимость.

5) Исправность платежа общественных повинностей.

6) Непорочность пред лицом закона.

6. Иностранец, не родившийся в России, но жительствующий 7 лет сряду в оной, имеет право просить себе Гражданства Российского у судебной власти, отказавшись наперед клятвенно от правительства, под властью которого прежде находился.

7. Иностранец, не получивший Гражданства, не может исполнять никакой общественной, ни военной должности в России — не имеет права служить рядовым в войске Российском и не может приобрести земель.

669 "

==669


МУРАВЬЕВ НИКИТА МИХАЙЛОВИЧ

8. Чрез 20 лет по приведении в исполнение сего Устава Российской империи никто, не обучившийся Русской грамоте, не может быть признан Гражданином.

9. Права Гражданства теряются на время: 1) Судебным объявлением о расслаблении ума.

2) Нахождением под судом.

3) Судебным определением о временном лишении прав.

4) Объявленным банкротством.

5) Общественною недоимкою.

6) Нахождением в услужении при ком-либо.

7) Неизвестностью местопребывания, занятий и средств к пропитанию. Навсегда: 1) Вступлением в подданство иностранного государства.

2) Принятием службы или должности в чужой земле без согласия своего правительства.

3) Приговором суда к бесчестному наказанию, влекущему за собою лишение Гражданских прав.

4) Если Гражданин без согласия Веча примет подарок, пенсию, знак отличия, титло или звание почетное или приносящее прибыль от иностранного правления, государя или народа.

Глава III

О СОСТОЯНИИ, ЛИЧНЫХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РУССКИХ

10. Все Русские равны пред Законом.

11. Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившиеся в России, достигшие совершеннолетия, доколе они не объявят, что не хотят пользоваться сим преимуществом.

12. Каждый обязан носить общественные повинности, повиноваться законам и властям Отечества и явиться на защиту Родины, когда востребует того Закон.

13. Крепостное состояние и рабство отменяются; раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле божией, все рождены для блага и все просто люди', ибо все слабы и несовершенны.

14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим

?

К оглавлению

==670


МУРАВЬЕВ НИКИТА МИХАЙЛОВИЧ

соотечественникам. Книги, подобно всем прочим действиям, подвержены обвинению Граждан пред судом и подлежат присяжным.

15. Существующие ныне гильдии и цехи в купечестве, ремеслах уничтожаются.

16. Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим: земледелием, скотоводством, охотою, рыбною ловлею, рукоделиями, заводами, торговлею и так далее.

17. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистого серебра (25 рублей серебр[ом]), поступает на суд присяжных.

18. Всякое уголовное дело производится с присяжными.

19. Подозреваемый в злоумышлении может быть взят под стражу постановленными Уставом властями и учрежденным порядком, но в 24 часа (под ответственностью тех, которые его задержали) должно ему объявить письменно о причине его задержания, в противном случае он немедленно освобождается.

20. Заключенный, если он не обвинен по уголовному делу, немедленно освобождается, если найдется за него порука.

21. Никто не может быть наказан, как в силу закона, обнародованного до преступления и правильно и законным образом приведенного в исполнение.

22. Устав сей определит, каким чиновникам и в каких обстоятельствах представляется право давать письменные приказания задержать кого-либо из Граждан, сделать домовой обыск, забрать его бумаги и распечатать письма его. Равным образом определит оный ответственность за таковые поступки.

23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно.

24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим.

25. Крестьяне экономические и удельные будут называться общими владельцами, равно как и ныне называются вольными хлебопашцами, поелику земля, на которой они живут, предоставляется им в общественное владение и признается их собственностью. Удельное правление уничтожается.

26. Последующие законы определят, каким образом сии земли поступят из общественного в частное владение каждого из поселян и на каких правилах будет основан сей раздел общественной земли между ими.

вТ\

==671


МУРАВЬЕВ НИКИТА МИХАЙЛОВИЧ

27. Поселяне, живущие в арендных имениях, равно делаются вольными, но земли остаются за теми, кому они были даны, и по то время, по которое были даны.

28. Военные поселения немедленно уничтожаются. Поселенные батальоны и эскадроны с родственниками рядовых вступают в звание общих владельцев.

29. Разделение людей на 14 классов отменяется. Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, уничтожаются сходственно с древними постановлениями народа Русского. Названия и сословия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием Гражданина или Русского.

30. Жалованье священнослужителям будет производиться и впредь. Равным образом они освобождаются от постоя и подвод.

31. Кочующие племена не- имеют прав Гражданских. Право участвовать в выборе волостного старшины предоставляется однакож и оным.

32. Граждане имеют право составить всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого позволения, ни утверждения, лишь только б действия оных не были противузаконными.

33. Каждое таковое общество имеет право делать себе постановления, лишь бы оные не были противны сему Уставу и законам общественным.

34. Никакое иностранное общество не может иметь в России подведомственных себе обществ или сотовариществ.

35. Никакое нарушение Закона не может быть оправдано повелением начальства. Сперва наказывается нарушитель Закона, потом подписавшие противузаконное повеление.

40. Нынешние полицейские чиновники отрешаются и заменяются по выборам жителей.

41. Всякий Гражданин, который бы насилием или подкупом нарушил свободный выбор народных представителей, предается суду.

42. Никто не может быть беспокоиваем в отправлении своего богослужения по совести и чувствам своим, лишь бы только не нарушал законов природы и нравственности. [...]

Печатается по: Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. — Т. 1. — M., 1951.—С. 229—304.

==672


Лодий петр дмитриевич

(1764—1829) — русский философ и правовед, по национальности карпатский славянин (карпаторос). В 1787г.—профессор Львовского университета, а затем в 1796 г. — декан и директор философского факультета. С 1803 г. работает в Санкт-Петербурге профессором пединститута, с 1819 г.— профессором университета. В 1820 г. в условиях наступившей реакции был переведен с кафедры логики и метафизики на кафедру естественного права вместо ставшего опальным профессора А. П. Куницына. В 1826 г. П. Лодий приступил к печати «Естественного всеобщего государственного права», книга вышла в свет в конце 1828 г., незадолго до смерти ученого. П. Лодий — убежденный сторонник просветительского мировоззрения, стремился к философскому осмыслению всей сферы социально-политической жизни общества с широким привлечением правовых категорий, полемизировал с ретроградом Магницким, требовавшим запрета преподавания естественного права. В политическом плане придерживался либерально-консервативных взглядов, близких к взглядам Сперанского. Пытался соединить самодержавный абсолютизм с некоторыми западными демократическими институтами.

ТЕОРИЯ ОБЩИХ ПРАВ, СОДЕРЖАЩАЯ В СЕБЕ ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЕСТЕСТВЕННОМ ВСЕОБЩЕМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ

Любезнейшие слушатели!

Многократные желания ваши иметь напечатанным слушанное вами на изустных преподаваниях моих ныне исполнились; Теория Общих Прав, содержащая в себе философское учение о Естественном Всеобщем Государственном Праве, в сем сочинении вам представляется.

Предмет сей Теории состоит в объяснении прав и соответствующих оным обязанностей человека, которыя

22 Заказ № 3622

==673


ЛОДИЙ ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ

исследывают Правоучители Философы, представляя человека сперва в частном, а потом в государственном виде. Права и обязанности человека, представляемого в первом виде, были вам объясняемы в первой части сей Теории, называемой Естественным Частным Правом; причем мы руководствовались, с дозволения Высшего Начальства, сочинением бывшаго Венского Профессора Карла Антония де Мартини и сокращением достойнаго преемника его Франца фон Цейлера, а потом Члена Верховного Суда, известнаго сочинением Новаго Австрийского Уложения. Сие сокращение переведено мною с Немецкаго языка на Российский в 1809 году для руководства чиновников. [...]

Права и обязанности человека, представляемаго в государственном виде, составляют вторую часть Теории Общих Прав, т. е. Естественное Всеобщее Государственное Право, коего предметы показаны в оглавлении. Часть сию Теории проходил я с вами по моим многотрудным запискам, в составлении коих, хотя следовал я Положениям Государственнаго Права [Positiones de Jure Civitatis] Карла Антония де Мартини, но не придерживался строго его порядка. [...]

Сии записки, для сбережения вашего времени, нужнаго к упражнению в сей науке, приведенныя в порядок и напечатанныя, примите, читайте, повторяйте и, поступая по указанному вам пути, познания ваши обогащайте и распространяйте, а поступки ваши в гражданской жизни соображайте с представленными в сей науке истинами.

Если умы и сердца ваши будут напитаны истинами сей науки, тогда вы будете блюстителями прав и законов, честными гражданами, преданными Отечеству сынами и навсегда верными законному Царю своему подданными.

Сочинитель

[...] Часть I

ЕСТЕСТВЕННАГО ВСЕОБЩАГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Глава I. О цели и II. о происхождении государств

§8

I. При разсуждении о первоначальном произхождении Государств нужно наперед исследовать и узнать цели Государства; ибо права и правомерные обязанности членов ка-

==674


ЛОДИЙ ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ

кого бы ни было общества, следственно и Государства, как большого общества, должны быть выводимы из цели оного, которая полагается основанием прав и правомерных обязанностей всех граждан.

§9

До познания цели Государств двояким образом достигнуть можно: 1) по опытности, 2) философским исследованиям. Первым способом доходим до цели Государств только исторической и частной, которая служит основанием только для частных законов и прав одного какого-нибудь Государства; но в Публичном Государственном праве должно выводить все общие права и обязанности, приличные каждому Государству вообще, следственно и цель должна быть всеобщая и каждому Государству приличная, но цель сия может быть одна только философская.

§10

Цель философская может быть или собственная Государству, или общая, которой или в одном только Государстве, или даже вне оного искать и достигнуть можно и позволено. Цель собственная есть или ближайшая, или отдаленная, поколику непосредственно или посредственно достигается. Собственная и ближайшая цель Государства может быть еще или первоначальная, или второначальная: первая, для которой Государство единственно могло и долженствовало произойти, а вторая, которой Государство может и должно искать. Если мы обеспечение прав всех и каждого, т. е. безопасность, положим целью Государств, то цель сия не будет историческая, но философская; не общая или отдаленная, но собственная и ближайшая; следственно главная цель Государства. Поелику одна только безопасность производит совершенную, разумную и с природою сходственную решительность людей ко вступлению в Государство; ибо она есть то добро, которого люди могут и должны искать, но без соединения в Государство отыскать оного невозможно по причине недостаточного соединения волей и сил к достижению той же цели.

§11

Другие цели, назначаемые разными сочинителями, суть только второначальные и частные, основывающиеся на первоначальной, как на своем корне. Народ, когда уже Государство утверждено, может так же иметь и частные цели: как, 22*


==675



ЛОДИЙ ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ

напр.: Римляне имели в виду распространение своих пределов и владычества посредством завоеваний. Карфагеняне в древних, а Голландцы в новейших временах, посредством торговли; но сии цели не составляют предмета Всеобщего Государственного Права; ибо они несут основанием прав и обязанностей всеобщих, которые могли бы относиться ко всякому Государству вообще. [...]

§20

II. При исследовании происхождения Государств должно прежде показать, каким образом происходили общества. Аристотель полагает три рода обществ: первое, самое простое, которое состоит из мужа и жены, законным браком между собою соединенных, и называется супружеством (conjugium). Сие общество между всеми прочими есть простейшее; посему сей Философ браки называет стихиями Государств, ибо как атомы, говорит он, физических, так браки политических тел суть первоначальными стихиями. Второе, средние общества, или семейства, кои состоят из хозяина и хозяйки, детей и слуг. Сии общества, если находятся вне больших гражданских обществ, или Государств, живут под властью Монархическою, ибо отец семейства как домоначальник есть Царь, а семейство его составляет малое Царство. Сие известно было первым обитателям мира, о чем правление Патриаршеское нас научает, и Гомер, древнейший языческий писатель, на многих местах показывает (описывая нравы Циклопов в Одиссее, кн. IX, ст. 114), что они, т. е. Циклопы, живут в пещерах на вершине высоких гор, и каждый из них управляет детьми и женами, не заботясь друг о друге взаимными сношениями. Третье, и самое большое общество есть Государство, или Царства и Империи, кои составляются из обществ первого и второго рода. [...]

§28

Государство бывает или Монархическое, или Аристократическое, или Демократическое, смотря по числу лиц, кои имеют власть определять нужные средства к достижению цели Государства. Если власть сия находится в руках одного лица, то Государство будет Монархическое; если в руках нескольких лиц, напр. Вельмож, то Государство будет Аристократическое; если же весь народ участвует в Правлении таким образом, чтобы решение дел происходило по большинству голосов, то Государство будет Демократическое.

(Г-

==676


ЛОДИЙ ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ

§29

Сколько потребно людей для составления Государства, в отвлеченности определить не можно; поелику сие зависит от местного положения Государства и соседственных Держав; можно однакож сказать, что столько людей потребно, сколько достаточно к достижению Государственной цели; в противном случае они обязали бы себя к невозможному. — Но ни одни мужчины, ни одни женщины не могут составить продолжительного Государства.

§30 Люди при вступлении своем в Государство для составления оного должны быть свободны, т. е. никому неподвластны и от никого не зависимы. Поелику люди, вступающие в связь Государства, должны покориться Верховной власти, а сим покорением нарушили бы права тех, коим уже прежде были подвластны. — Поелику непосредственными гражданами те только называются, которые сами вступили в гражданское общество или в гражданское соединение для достижения общей безопасности, то посему дети и невольники не могут называться непосредственными, но только посредственными гражданами, и сами даже Верховные Правители, по силе гражданского соединения с прочими для достижения общей цели, суть граждане, хотя по превосходству называются Государями. На сем основании утверждается различие между гражданами повелевающими и повинующимися (cives Imperantes et parentes). [...]

§32

Люди обязаны были естественным законом собираться и составлять Государства, потому что обязаны были предпринимать необходимые средства к достижению своей безопасности, а средством к тому были Государства; ибо вне Государства люди не имели ни внешней, ни внутренней безопасности. [...]

§33

Из сего следует, что люди обязаны были естественным законом обещать себе взаимную помощь и покориться Верховной власти для достижения общей безопасности. Первое, потому что одна надежда на помощь других людей не доставляла совершенного права одному семейству требовать помощи от других... Второе, потому что в естественном состоянии два закона были в сопротивлении; один, не отказываться от свободы, а другой, рачительно стараться о достижении безопас-

^

==677


ЛОДИЙ ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ

ности; сих обоих законов не можно соблюсти в том предположении, что находятся люди, причиняющие обиды; закон, предписывающий рачительно стараться о достижении безопасности, сильнее закона, повелевающего не отказываться от свободы или независимости, ибо первый есть общий, а второй, частный; при потере безопасности свобода человеку неполезна; ибо человек, потеряв безопасность, не может умножать и защищать внешних своих благ, ни приводить в совершенство душевных сил своих.

§ 34

Так как Бог снабдил человека разумом и предписал ему естественный закон, повелевающий при сражении должностей вступать в гражданское общество; то посему Бог есть первоначальным, а люди, как орудия воли Божеской, второначальным виновником учрежденных Государств; посему, смотря на второначальную причину Государства, суть учреждением человеческим. Согласно сему говорит С. Апост. Петр в поел. 1, гл. 2, ст. 13 и 14. Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым, и проч.

§ 35

Государство, подобно всякому другому обществу, должно иметь некоторую цель (§ 8); ибо ничто не может быть без причины довольной; цель сия должна быть честна и тем самым позволена; иначе же соединение людей к нечестной цели, как к предмету нравственно невозможному, будет ничтожным и непозволенным; следственно не будет обществом, но разбойническою шайкою. Если же цель общества позволена и сообразна с законами, но средства будут употребляемы непозволенные, то таковые общества, хотя в рассуждении самих себя суть Государствами, потому что они стараются о внутренней безопасности, имея присутственные места и Управу Благочиния, но относительно к другим Государствам не могут назваться Государствами, поелику пользуются непозволенными средствами, каковы три города в Африке: Алжир, Тунис и Триполь. [...]

Печатается по: Лодий П. Д. Теория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве. — СПб. 1828.—С. 9—27.

==678


00.htm - glava44







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия