ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) — великий русский философ-материалист, выдающийся представитель революционного демократизма, публицист и литературный критик. Родился в семье священника в г. Саратове. После окончания духовной семинарии поступил в 1846 г. в Петербургский университет, историко-филологическое отделение которого окончил в 1850 г. В университете оформились его материалистические и революционные взгляды. В 1851—1853 гг. Η. Γ. Чернышевский был учителем в саратовской гимназии. Одновременно он работал над магистерской диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности», которую завершил в 1853 г., а в 1855 г. опубликовал и защитил. К 1853 г. относится вступление Чернышевского в число сотрудников «Современника», во главе которого он вскоре становится. Вокруг Чернышевского в 50-х годах собираются лучшие представители демократической мысли и культуры России — Некрасов, Добролюбов, Михайлов, Серно-Соловьёвич, Шелгунов, Антонович. К ним примыкали Шевченко, Вовчок, Налбандян, Нико- ладзе, Чавчавадае, Сераков-ский. «Современник» стал органом революционных и социалистических сил страны. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и после двухлетнего пребывания в крепости приговорен к семи годам каторги с последующим пожизненным поселением в Сибири. В 1883 г. он переехал в Астрахань, а в 1889 г. ему было разрешено вернуться в Саратов. Там он умер и похоронен. Перу Чернышевского принадлежит ряд выдающихся произведений. Назовем лишь некоторые из них: «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855—1856 гг.), «Лессинг» (1856—1857 гг.), «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1859 г.), «Июльская монархия» (1860 г.), «Антропологический принцип в философии» (1860 г.), «Капитал и труд» (1860 г.), «Письма без адреса» (1874 г.) и др. Огромное значение для характеристики воззрений Чернышевского имеет его эпистолярное наследие и его художественное творчество — романы «Что делать?» и «Пролог». Историческая заслуга Чернышевского заключается в том, что, опираясь на высшие достижения отечественной и зарубежной философии, он создал наиболее глубокую систему антропологического материализма — последнюю и высшую ступень развития домарксистского материализма. Он отстаивал принцип партийности философии и социологии, подверг критике различные формы идеализма, в особенности субъективного. Чернышевский был великим диалектиком. В. И. Ленин видел заслугу Чернышевского в том, что он вместе с Плехановым являлся одним из тех, кто олицетворял собой славную материалистическую традицию в отечественной философии. В. И. Ленин отнес Чернышевского к числу цельных и последовательных материалистов. Чернышевский был выдающимся социологом, глубоко и последовательно обосновывающим идею детерминизма в общественном развитии, принципы социализма и революции. В. И. Ленин видел историческую заслугу Чернышевского в том, что он, отстаивая интересы крестьянства, последовательно проводил идею классовой борьбы, разоблачал предательскую роль либерализма, показывал теоретическую несостоятельность идеологов буржуа и крепостников. Заслуги Чернышевского в истории философии и революционного движения в нашей стране столь велики, что, как указывал В. И. Ленин, перед ними меркнут все его ошибки, в которых виноват не столько он, сколько неразвитость общественных отношений его времени. Чернышевскому принадлежит заслуга развития этики и эстетики революционного демократизма. Высокую оценку мировоззрения и революционной деятельности Чернышевского дали Маркс, Энгельс, а также Плеханов и другие деятели международной социал-демократии. Фрагменты из трудов Н. Г. Чернышевского подобраны автором данного вступительного текста В. В. Богатовым по изданию: Н. Г. Чернышевский. Избранные философские сочинения в 3-х томах. М., 1950—1951.
|