Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПИСЬМО Н. В. ГОГОЛЮ





3 июля 1847 г.

Вы только отчасти правы, увидев в моей статье рас­серженного человека: этот эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в которое привело меня


чтение вашей книги. Но вы вовсе неправы, приписавши это вашим, действительно, не совсем лестным отзывам о почитателях вашего таланта. Нет, тут была причина бо­лее важная. Оскорбленное чувство самолюбия еще мо­жно перенести, и у меня достало бы.ума промолчать об этом предмете, если бы все дело заключалось в нем, но нельзя перенести оскорбленного чувства истины, челове­ческого достоинства; (нельзя молчать, когда под покро­вом религии и защитою кнута проповедуют ложь и без­нравственность как истину и добродетель?)

Да, я любил вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный с своей страною, может любить ее на­дежду, честь, славу, одного из великих вождей ее на пути сознания, развития, прогресса. И вы имели осно­вательную причину хоть на минуту выйти из спокойного состояния духа, потерявши право на такую любовь. Го­ворю это не потому, что я считал любовь свою наградою великого таланта, а потому, что в этом отношении я представляю не одно, а множество лиц, из которых ни вы, ни я не видали самого большого числа и которые, в свою очередь, тоже никогда не видали вас. Я не в со­стоянии дать вам ни малейшего понятия о том негодо­вании, которое возбудила ваша книга во всех благород­ных сердцах. [...] Я думаю, это оттого, что вы глубоко знаете Россию только как художник, а, не как мыля-щий человек, poль которого вы так неудачно приняли на себя в вашей фантастической книге. И это не потому, чтобы вы не были мыслящим человеком, а потому, что столько уже лет привыкли смотреть на Россию из ва­шего прекрасного далека, а ведь известно, что нет ни­чего легче, как издалека видеть предметы такими, ка­кими нам хочется их видеть; потому что в этом прекрас­ном далеке вы живете совершенно чуждым ему, в самом себе, внутри себя или в однообразии кружка, одинаково с вами настроенного и бессильного противиться вашему на него влиянию. Поэтому вы не заметили, что Россия

видит свое спсение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гу­манности. Ей нужны не проповеди (довольно она слы­шала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоин­ства, столько веков потерянного в грязи и соре, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым


смыслом и справедливостью, и строгое по возможности их исполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр не чело­век: страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стешками, Палаш­ками; страны, где, наконец, нет не только никаких га­рантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпо­рации разных служебных воров и грабителей! Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение те­лесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть. Это чувствует даже само правительство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами и сколько последние ежегодно режут первых), что дока­зывается его робкими и бесплодными полумерами в поль­зу белых негров и комическим заменением однохвостного кнута трехвостною плетью.

Вот вопросы, которыми тревожно занята Россия в ее апатическом сне! И в это-то время великий писатель, который своими дивно художественными, глубоко истин­ными творениями так могущественно содействовал са­мосознанию России, давши ей возможность взглянуть на самое себя, как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-поме­щика наживать от крестьян больше денег, учит ругать их побольше... И это не должно было привести меня в него­дование?.. Да если бы вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел вас, как за эти позорные строки... И после этого вы хотите, что­бы верили искренности направления вашей книги! Нет! если вы действительно преисполнились истиною Христо­вою, а не дьяволова учения — совсем не то написали бы в вашей новой книге. Вы сказали бы помещику, что, так как его крестьяне — братья его во Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хотя по крайней мере пользоваться их трудами как можно выгоднее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном положении в отноше­нии к ним.


А выражение: «Ах, ты, неумытое рыло!» Да у какого Ноздрева, у какого Собакевича подслушали вы его, что- ' бы передать миру, как великое открытие в пользу и на­зидание мужиков, которые и без того потому не умы­ваются, что, поверив своим барам, сами себя не считают за людей? А ваше понятие о национальном русском суде и расправе, идеал которого нашли вы в глупой поговорке, что должно пороть и правого и виноватого? Да это и так у нас делается вчастую, хотя чаще всего порют только правого, если ему нечем откупиться от пре­ступления, и другая поговорка говорит тогда: без вины виноват! И такая-то книга могла быть результатом труд­ного внутреннего процесса, высокого духовного про­светления! Не может быть! Или вы больны — и вам надо спешить лечиться, или... не смею досказать моей

мысли!..

Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нра­вов — что вы делаете! Взгляните себе под ноги, — ведь вы стоите над бездною!.. Что вы подобное учение опи­раете на православную церковь, это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма, но Христа-то зачем вы примешали тут? [...] А потому не­ужели вы, автор «Ревизора» и «Мертвых душ», неужели вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, вы не знаете, что второе ко­гда-то было чем-то, между тем как первое никогда ни­чем не было, кроме как слугою и рабом светской власти; но неужели же в самом деле вы не знаете, что наше ду­ховенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, по­пову дочку и попова работника. Не есть ли поп на Руси для всех русских представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого вы не знаете? Странно! По-вашему, русский народ са­мый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский че­ловек произносит имя божие, почесывая себя кое-где. Он говорит об образе: годится — молиться, а не годитсягоршки покрывать.


Приглядитесь попристальнее, и вы увидите, что это По натуре глубоко атеистический народ. В нем еще мно­го суеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но религиозность ча­сто уживается и с ними: живой пример Франция, где и теперь много искренних католиков между людьми просве-щенными и образованными и где многие, отложившись от христианства, все еще упорно стоят за какого-то бога. Русский народ не таков; мистическая экзальтация не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме, и вот в этом-то, может быть, огромность исторических судеб его в бу­дущем. Религиозность не прививалась в нем даже к ду­ховенству, ибо несколько отдельных исключительных личностей, отличавшихся такою холодною аскетическою созерцательностию, ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только тол­стыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпи­мости и фанатизме, его скорее можно похвалить за об­разцовый индиферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противоположных по духу своему массе народа и столь ничтожных перед нею числительно.

Не буду распространяться о вашем дифирамбе лю­бовной связи русского народа с его владыками. Скажу прямо: этот дифирамб ни в ком не встретил себе сочув­ствия и уронил вас в глазах даже людей, в других от­ношениях очень близких вам по их направлению. Что касается до меня лично, предоставляю вашей совести упиваться созерцанием божественной красоты самодер­жавия (оно покойно, да — и выгодно), только продол­жайте благоразумно созерцать его из вашего прекрас­ного далека: вблизи-то оно не так красиво и не так без­опасно... [...]

Вспомнил я еще, что в вашей книге вы утверждаете за великую и неоспоримую истину, будто простому на­роду грамота не только не полезна, но положительно вредна. Что сказать вам на это? Да простит вас ваш ви­зантийский бог за эту византийскую мысль, если только, передавши ее бумаге, вы не знали, что говорили (стр. 467-471).








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 472. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия