Определите вид связи предложений в тексте.
1) Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если ее нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец. (А.П.Чехов) 2) Над Петроградом светил высоко взобравшийся месяц из январской мглы. Час был слишком поздний, но город, казалось, спал. Кое-где, на перекрестках прямых и широких улиц, белыми клубами дымились костры. У огня неподвижно сидели вооруженные люди. (А.Н.Толстой) 3) Шекспир! Это имя, как пароль, открывающий сердца людей, вот уже четыре столетия произносит человечество. В этом апреле, в день его рождения, люди на всем земном шаре будут с великой благодарностью говорить о четырехсотлетнем царствовании на сценах мира этого доброго, гуманного и справедливого «короля драматических поэтов». 4) Революции прошлого… Они возникали и гибли, их продавали и покупали, они были безнадежными, как путь Спартака по Аппиевой горе, они были трагическими и возвышенными, как французская, они были мрачными, как революция Кромвеля. Они меняли государственные устройства, эстетические идеалы, политиков, песни, гимны, даже моды они меняли, меняли манеру говорить и драматургию.. Их деятели и вожди были бойцами и подвижниками, были великими блистательными ораторами, они вынашивали декларации и говорили речи; верили в то, что говорили, и умирали за это и электризовали своими идеями толпу. Определите виды цепных связей и укажите их стилистические различия в текстах, принадлежащих к разным стилям. 1) Он был добрый, кроткий человек, я любил его, но этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал. Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку. И говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет тяготение к земле и стремится в усадьбы, то это хорошо. Но ведь эти усадьбы те же три аршина земли. (А.П.Чехов. «Крыжовник») 2) Объект стилизации («чужая речь») очень точно и лаконично определил еще М.М.Бахтин, функцию – Л.В.Щерба, отметив, что посредством стилизации художественные тексты «рисуют всё то разнообразие разговорных, социальных и отчасти и географических диалектов, которые объединяет… данный язык. Через язык рисуется та социальная среда, к которой принадлежат действующие лица». Обобщая эти два наблюдения, определим стилизацию [итал. stilisare] как воспроизведение особенностей (или «колорита») чужой речи в изобразительных целях. (В.П.Москвин. «Стилистика русского языка») 3) «Культура пития» - это такая же наша любимая сказка и мечта, как волшебная Емелина печка, скатерть- самобранка, золотая рыбка… Всем известно, как и чем, в очередной раз начав пить «культурно», заканчивают большинство наших соотечественников. Не надо обманывать себя. В отношении алкоголя мы в большей степени чукчи или финны, чем французы. А чукчу и финна убеждать, что они должны выработать в себе «культуру питья», значит цинично толкать их к погибели. Конечно же, люди, которые могут слегка выпить и остановиться, есть. Но давайте смотреть правде в глаза: большинство из нас – в группе риска. И каждый рано или поздно должен принять ответственное решение: либо мы действительно можем контролировать себя, либо необходимо полностью исключить алкоголь из своей жизни. Ответственность перед Богом, ближними и самим собой – вот единственный критерий совести, который поможет сделать правильный выбор. (Архимандрит Тихон. «Комсомольская правда», 2009)
Найдите и выпишите из газеты, учебного пособия или художественного произведения по одному примеру на каждый вид цепной связи. Составьте параллельные строфы с приведенными зачинами. Проанализируйте структуру строф и связи между предложениями. Покажите, как синтаксическая форма зачина влияет на структуру и состав строфы. 1)Почтальоны сбивались с ног. 2) О возможностях Иван Емельянович вправе судить, как, пожалуй, никто другой: он знает производство, так сказать, изнутри, на собственной шкуре, и знает его сверху. 3) Маленький бревенчатый дом на переезде. 4) Для наглядности нарисуем себе примерно такую картину. 7. Выделите в тексте прозаические строфы. Совпадают ли они с абзацами? Определите роль абзаца, функции смыслового членения текста. Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой победе, в каждой удаче сказывается уменье и сила нашей агитации. Официально мы уже за рекламу взялись, редкое учреждение не помещает объявлений, не выпускает листовок и т.д. Но до чего это неумело. Вот передо мной случайный клочок объявлений: "“Коммунальное хозяйство извещает…” “Уполномоченный доводит до сведения…” Какая канцелярщина – извещает, доводит до сведения, объявляет! Кто ж на эти призывы пойдет?! Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать смотреть! Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала "знаменитое" имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи. Конечно, реклама не исчерпывается объявлениями. Объявления – простейший вид. Реклама должна быть разнообразием, выдумкой. Думайте о рекламе! (По В.Маяковскому) 8. Приведите примеры известных вам произведений с разными типами межтекстовых связей (произведения с заданными связями: центоны, цитатные произведения, переложения, парафразы, произведения с параллельной межтекстовой связью, “продолжения”, инсценировки, экранизации; произведения со свободными межтекстовыми связями).
|