Вариативность авторских программ на современном этапе.
Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается интенсивно. В последние годы в развитие преподавания изобразительного искусства большой вклад внесли известные ученые, авторы учебников по изобразительному искусству: Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и другие. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы. Во многих школах большое внимание уделено художественно-эстетическому воспитанию и образованию и в частности преподаванию изобразительного искусства и музыки. Обратим внимание на тех ученых, которые создали свои программы, учебники, системы художественно-эстетического обучения. Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор педагогических наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т.е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют. Он является руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству. Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент многие школы занимаются по его программе «Изобразительное искусство и художественный труд». Татьяна Яковлевна Шпикалова в своих трудах основное внимание заостряет на изучении народного декоративно-прикладного искусства. Современная педагогика требует таких методов обучения, которые объективно знакомят учащихся с природой, с реальной действительностью.
Выводы по первой главе. Со второй половины 19 века вопросам методики начинают основательно заниматься художники-педагоги и рядовые учителя школ. Так, Русская Академия художеств становится центром методической работы в России. Появляется первый учебник «Курс рисования» А.П. Сапожникова для общеобразовательных учреждений. Художник предлагает метод рисования с натуры. Позже создается специальная комиссия в Академии художеств, с целью выработки методов преподавания рисования членами комиссии были: Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, П.П. Чистяков. Большую роль в развитие методики преподавания рисования сыграл П.П. Чистяков. Он считал, что в круг рисования в общеобразовательной школе должно входить не только рисование с натуры, но и лепка, черчение, иллюстрирование, некоторые сведения по искусству. В советский период большое влияние на методику преподавания рисования оказали известные художники-педагоги: Д. Н. Кардовский и К. Ф. Юон. В 20-е годы разработка методики преподавания шла по самым различным направлением, но из них широкое распространение получили: методика «свободного творчества» и «комплексный» метод обучения. В 30-е годы выпущена программа, в основу которой положено рисование с натуры, а так же рисование на темы, по представлению, декоративному рисованию. В 1957 году выходят в свет первые пробные учебники для первого и второго классов. Затем еще два учебника для третьего четвертого класса (автор Н.Н. Ростовцев). В 1970 году переработаны и утверждены новые программы. Вместо предмета «рисования» возникает новый предмет «изобразительное искусство». В настоящие время методика преподавания развивается интенсивно, благодаря известным ученым, авторам учебников: Э.И. Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я. Шпикалова и другие. Изучив различные источники, которые касаются истории возникновения и дальнейшего развитие методов обучения рисованию, можно сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование.
|