Индивидуальная и коллективная формы работы на уроках изобразительного искусства
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения - это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса. В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Ю. Б. Зотов пишет, что применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Индивидуальная форма организации работы предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям. Индивидуальная форма организации работы содержит серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы работы с коллективной формой работы. Коллективная форма работы на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в школьной практике. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности. При выборе формы и методики организации совместной работы обучающихся не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем приобретенного опыта общения учеников, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению. Перечислим основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности: — высокая эмоциональность; — целостность восприятия; — развитое воображение; — конкретно-образное мышление; — высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе; — увлеченность процессом деятельности; — низкая направленность интереса на качество результата; — легкое переключение с одного вида деятельности на другой; — быстрая утомляемость от однообразной работы. Так же нужно учесть, что ведущий вид деятельности в этом возрасте — учебная (школьник стремится получить персональную оценку ее результата, и единственным авторитетом для него является учитель), то коллективная изобразительная деятельность может выйти за круг интересов младшего школьника. Чтобы этого не произошло необходимо создать условия, которые бы способствовали заинтересованности младших школьников в совместной деятельности на уроках изобразительного искусства. Поэтому, коллективная деятельность на первом этапе должна быть высоко эмоциональной, способствовать проявлению творческого воображения, легко осуществимой, что обеспечивает положительное отношение к ней индивида. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной изобразительной деятельности также способствует интересу к коллективному творчеству. Организация занимательных игровых ситуаций и использование приемов художественно-педагогической драматизации (урок-сказка) в ходе работы над совместным результатом сближает изобразительное творчество с игрой, вызывая живой интерес к коллективной деятельности. Высокое качество результата совместного труда в сравнении с уровнем индивидуальной работы постепенно меняет отношение к сотрудничеству в изобразительной деятельности и все больше заинтересовывает младшего школьника в совместной деятельности. В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности (М.Н.Турро; коллектив учителей-экспериментаторов по программе Б.М.Неменского; Т.С.Комарова и А.И.Савенков). Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая. Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Например, изготовление коллективной композиции «Цветочная поляна», коллективного панно «Наш аквариум», «Зимняя ярмарка». Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа: Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия; Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия. Например, выполнение сувенирных кукол, эскиза лоскутного ситцевого одеяла, декора сарафанов и платков кукол для композиции «Веселый хоровод. Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции. Например, коллективная деятельность детей организуется по группам с разнотематическими заданиями. В работе над коллективным панно «Масленица» принимают участие несколько групп: 1-я группа учащихся выполняет фон коллективной композиции — городскую среду: архитектуру и небо; 2-я группа — торговые ряды ярмарки: палатки, лотки; 3-я группа — ярмарочные балаганы, цирковые и театральные; 4-я группа — увеселительные сооружения и аттракционы: качели, карусели, горки и т.п.; 5-я группа — фигуры людей: торговый люд и покупатели, артисты и зрители, гуляющие, развлекающиеся и др. Так же можно организовать работу над коллективными композициями следующей тематики: «Весна идет», «Средневековый европейский город», «Град на острове стоит», «В русской избе», «Русский стол». Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребности в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.
|