Студопедия — Изучение, анализ и описание опыта учителей гимназии № 23 города Владимира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изучение, анализ и описание опыта учителей гимназии № 23 города Владимира






Изучая опыт учителей по индивидуальной и коллективной формам работы мы рассмотрели интересные на наш взгляд статьи. Статьи из журнала Начальная школа и Искусство в школе, а также из электронных ресурсов.

Автор статьи «Цветы нашей Родины. Рисование с натуры или по памяти» учитель начальных классов Ж.В. Тимофеева [21], предлагает конспект урока для учеников второго класса по индивидуальной форме работы.

Фрагмент урока. Сообщение темы урока.

Сегодня мы поговорим о красивом сказочном творении природы — цветах. Вспомните сказки, где цветы сыграли важную роль в судьбе героев. («Аленький цветочек», «Каменный цветок», «Ромашка», «Дюймовочка», «Цветик семицветик».) Послушайте сказку «Чьи цветы лучше?» (Из книги Б. Вовка «Цветы»). (Беседа)

Тренировочное упражнение «Веселые краски». Учащиеся на палитре делают пробу красок разных оттенков (всех красных, желтых, синих красок, имеющихся в наборе). Проба краски производится разными приемами: отдельными мазками, прижиманием кисти к бумаге, примакиванием, прямыми и изогнутыми линиями. Эти приемы используются при рисовании цветов для передачи

характерной формы и поверхности лепестков и листьев. Пробу красок на палитре учащиеся сравнивают с цветом стоящих перед ними цветов.

Объяснение и показ последовательности рисования цветов.

Учитель, набрав на кисть нужную для данного цветка краску, сразу, без наметки карандашом, концом кисти проводит изогнутую линию, а затем, набрав дополнительную краску, изображает форму цветка.

Самостоятельная работа. Учащиеся под музыку работают самостоятельно, учитель по ходу указывает на типичные ошибки.

Выставка работ.

Приведем пример, еще одного урока по индивидуальной работе. Представим вам, фрагмент урока на тему «Объемный рисунок «Сказочный терем»».

Перед детьми ставится задача: придумать сказочный терем или дворец для любого сказочного персонажа — Огненного царя, Морского царя, Василисы Прекрасной и т.д. Сначала нужно выполнить заготовки из бумаги с помощью сгибов и прорезов, потом украсить их и в последнюю очередь соединить при помощи клея.

Практическая работа. Дети переходят к выполнению практической работы. Учитель постоянно контролирует работу каждого, при необходимости оказывает помощь. Таким образом, в ходе практической работы осуществляется индивидуальная работа.

Итог урока. Когда все работы выполнены, у классной доски организуется выставка. Дети имеют возможность посмотреть поделки одноклассников и полюбоваться своим изделием.[1]

Автор статьи «Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства» Е.Г. Кривоносова предлагает следующие коллективные работы.

Тема «Город моей мечты»

Класс делится на группы, и каждая группа выполняет свой вариант задания – коллективное панно. Перед началом работы важно поработать в группе по согласованию своих действий, оформлению своей идеи в виде эскиза. Выполнить данную работу можно в технике аппликации, коллажа, пластилиновой картины и просто рисунка. Лучше, если в группе будет не больше 4 человек. Все обязанности в группе распределяет руководитель, он же определяет задание для каждого ребенка на урок. После завершения своей работы каждая группа представляет проект, защищая свою идею. Можно предложить учащимся темы городов (“Город будущего”, “Город игрушек”, “Сказочный город”, “Сладкий город” и т.п.)

Тема «Художник и город»

Дети выполняют стилизованные архитектурные постройки в технике объемной аппликации из цветного пластилина. Основой зданий могут служить пластиковые или стеклянные емкости различных форм. Каждый ребенок выполняет свое сооружение, украшая цветным пластилином и используя для этого разные приемы. В конце работы изделия собираются в макет города на горизонтальном планшете, который готовиться заранее отдельной группой ребят. [10]

Проходя, педагогическую практику в 23 гимназии города Владимира мы, наблюдали за экспериментальной работой учителей апробации программы внеурочной деятельности «Ключ от заветной двери». В связи с нашей темой работы, мы посетили несколько занятий представляющих индивидуальную и коллективную форму деятельности.

Рассмотрим коллективные работы:

Фрагмент урока изобразительного искусства. Тема «Книжка гармошка с пословицами и поговорками»

На предыдущем уроке вы получили домашнее задание – найти пословицу или поговорку. Сегодня мы все с вами будем работать в издательстве, изготавливать книжку пословиц и поговорок. Каждый из вас будет печатать – рисовать одну страницу. Но наша книга будет необычная. Давайте отгадаем загадку.

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Ответ: Гармошка

Мы будем выполнять такую книжку- гармошку. (Показывает заготовку книжки-гармошки)

(Затем раздает ранее приготовленные страница книги- листы бумаги)

На этом листе - странице вы расположите свою пословицу или поговорку и проиллюстрируете ее.

(дети иллюстрируют и записывают свои пословицы и поговорки)

Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось? Давайте закончим нашу книжку- гармошку. Приклеим получившиеся странички в нашу заготовку.

(учитель помогает детям приклеить странички книжки)

Фрагмент урока изобразительного искусства. Тема «Иллюстрирование сказки Ефима Честнякова «Чудесное яблоко»»

В деревне Шаблово Кологривского района жил великий художник и сказочник Ефим Честняков.

Сам глинянки лепил, декорации писал, сказки сочинял и возил по деревням в двухколесной тележке «ондреце» на радость детям и взрослым.

(Знакомство сo сказкoй Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко»)

Ребята, а вы любите сказки? Cегодня, мы познакомимся со сказкой, да не простой, а интересной, да познавательной. Внимание на экран (Просмотр мультипликационного фильма «чудесное яблоко»)

- О чем сказка? Почему именно так автор назвал свою сказку?

-Почему яблоко чудесное? Какое чудо случилось?

(при необходимости можно перечитать некоторые строки из сказки)

А кому, какой момент понравился? Какой фрагмент больше всех запомнился? Сейчас я раздам вам листочки, на которых вы изобразите любимый фрагмент сказки. (Работа выполняется на листах, вырезанных в форме яблока)

А давайте, теперь из ваших яблочек сделаем книжечку. Для этого все ваши яблочки скрепим скотчем.

Фрагмент урока изобразительного искусства. Тема «Азбука Буратино» составление книжки азбуки.

(Песенка-азбука. Борис Заходер)

Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы.

Очень просим всех ребят

С ними подружиться! (У доски стоят разные книги азбуки)

Ребята, кто к нам пришел в гости? Сегодня, мы попробуем создать свою азбуку, но не простую, а азбуку Буратино. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Приключение Буратино» по сказке А.Н. Толстова «Золотой ключик».

Давайте, назовем героев этой сказки. (Буратино, папа Карло, Джузеппе, Карабас-Барабас, Дуремар, Мальвина, Артемон, Пьеро, Арлекин, Лиса Алиса, кот Базилио, говорящий Сверчок)

Разделим этих героев. И каждый нарисует их. (Учитель раздает ранее заготовленные листы – страницы азбуки). Давайте, посмотрим ваших сказочных героев. (Затем коллективно составляют азбуку, приклеивая в алфавитном порядке рисунке)

 

Фрагмент урока на тему «Коллекция бабочек». Изготовление бабочек в технике монотипия.

Ребята давайте представим, что мы отдыхаем на природе около ручья, (что мы можем там увидеть) (солнышко греет, птички поют, цветочки растут, а вокруг летают прекрасные красивые бабочки)

И сегодня мы научимся, изображать бабочек очень редким способом, называется он монотипия.

Он появился в XVII веке. Монотипия – это вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесение краски на одну сторону и отпечаток её на противоположной стороне листа (получение копии). Он всегда будет одинаковый.

Сегодня с помощью этой технологии мы буде рисовать с вами не обычную бабочку. (Лист согнуть пополам на одной части листа обвести шаблон одного крыла бабочки; раскрасить шаблон красками; сложить лист по линии сгиба; развернуть лист и дать рисунку высохнуть; можно подрисовать четкость линий бабочки, усики, глазки)

Работа детей.

Молодцы, ребята, каждый из вас нарисовал необыкновенную бабочку

А сейчас создадим коллекцию бабочек. На большем листе расположим их.

 

Фрагмент урока «Праздничный салют»

День Победы - особенный день для многих россиян. В этот день наши бабушки и дедушки ценой миллионов жизней одержали Великую Победу над фашистской армией.

На протяжении десятилетий День Победы 9 Мая оставался самым трогательным, самым душевным праздником страны. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним. Ветеран в орденах, ведущий за руку внука, — символ силы Отечества, прочной связи поколений. Именно 9 Мая мы как-то особенно сильно чувствуем гордость за свою историю и хотим верить, что преодолеем все беды. Ведь у нашей страны великая история и великие победы.

Скорей, скорей одеться!

Скорей позвать ребят!

В честь праздника

Победы Орудия палят.

Вокруг все было тихо,

И вдруг - салют! Салют!

Ракеты в небе вспыхнули

И там, и тут!

Над площадью,

Над крышами,

Над праздничной Москвой

Взвиваются все выше

Огней фонтан живой!

На улицу, на улицу

Все радостно бегут,

Кричат "Ура"!

Любуются

На праздничный Салют!

Давайте и мы с вами в честь праздника День Победы сделаем праздничный салют. Перед вами лежат фотографии достопримечательностей Владимира. На ночном небе с помощью цветной бумаги изобразим салют. Сделать это очень легко. Вам нужно мелко нарвать кусочки бумаги и наклеить их на фон. Вот такая красота должна у вас получиться. (Образец). Выставка.

Рассмотрим организацию индивидуальной формы работы.

Фрагмент урока по изобразительному искусству. Тема «Открытка для мамы»

День цветочный, добрый, нежный - это мамин день!

-Вы уже догадались в преддверии, какого праздника проводим урок? (в преддверии 8 марта)

- Кого мы поздравляем в этот день? (мам, сестёр, бабушек, подруг.)

- Правильно ребята в этот день люди и, кажется, сама природа славит золотые руки и нежные сердца женщин- тружениц, матерей, сестер, подруг.

Сегодня мы выполним для мам открытки. Посмотрите на доску. (образцы открыток)

Необычным способом. Этот способ называется рисование по мокрому.

Прежде чем смять лист бумаги, его необходимо вымочить, поместив в воду на несколько минут. Затем дать воде стечь.

Бумага слегка сминается до маленького шарика.

Смятый ком аккуратно разверните. Порванная бумага не годится для живописи.

Лист нужно расправить, но не выглаживать складки.

На чуть влажный лист наносим три цветка подснежника, путём примакивания кисти. Затем рисуем зелень мимозы тонкой кисточкой, мазками, как иголки у ели. Между зеленью рисуем цветы мимозы, с помощью тычков. Первый этап работы завершён. Нужно дать работе высохнуть. Затем, у подснежников рисуем тычинки даём немного просохнуть.

В самом конце, клеем рамку на готовую картину, клеем картину с рамкой на основу и подписываем открытку.

Фрагмент урока. Тема «Работа у доски»

Ребята на доске изображены силуэты игрушек, посуды, одежды. Ваша задача расписать эти силуэты. (Дети выполняют работу)

Фрагмент урока «Волшебные ниточки»

Сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой, а перед тем как начать рисовать, посмотрим, что у вас лежит на столе. (Нитки разной толщины, краски, листы, кисти). Как вы думаете, чем мы сегодня будем пользоваться на уроке?

Сегодня мы будем пользоваться нитками. Мы их будем красить, а затем рисовать ими на листах. У каждого получится своя индивидуальная, интересная работа. У каждого получится что-то свое. Кладем лист бумаге перед собой, кто как хочет. И сейчас я покажу, вам, как мы будем рисовать.

Я беру ниточки разной толщины, от этого будет зависеть, какие у нас будут линии и кладу перед собой. Затем беру кисть и крашу нить любым цветом. Но необходимо оставить один конец нити чистым, чтобы мы могли за него держать. Излишки краски я отожму с помощью кисти.

Теперь я беру ниточку и аккуратно выкладываю ее посередине чистого листка бумаги. Я могу выложить все что угодно.

(выкладывает узор на листке бумаги)

Вот я выложила, пока ничего не получилось, но смотрите внимательно. После этого я беру нарезанный листок бумаги на квадраты, у каждого они есть на столе, с помощью них я закрываю нашу нить, и оставляю открытым, лишь чистый конец.

Беру левую руку, кладу ее на эти листки и не сильно придерживаю, а правой рукой, держа чистый конец, быстро и на себя вытягиваю нить. Во так.

(Каждое слово сопровождается действием)

Я тяну точно прямо, чтобы узор получился аккуратным.

Теперь убираю листочки и смотрите, у меня получился какой-то узор, но я включаю свою фантазию и уже вижу, что у меня тут нарисован цветок. А чтобы его стало лучше видно, я дорисую стебель и лепесток, это можно сделать с помощью кисти. Но надо быть аккуратными, чтобы линия, которую мы рисуем кистью не была толще (учитель дорисовывает рисунок).

А теперь я предлагаю, вам, начать работу.

 

 

Выводы по третьей главе.

В зависимости от структуры учебного общения выделяют индивидуальные, парные, групповые, коллективные формы работы на уроках.

Индивидуальная форма организации работы предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Так же мы выяснили, что из индивидуальных форм организации выполнения заданий выделяют индивидуальную и индивидуализированную.

Коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.

Существует классификация видов коллективной изобразительной деятельности классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

Описывая опыт, можно сделать вывод, что учителя серьезно подходят к организации уроков и к выбору формы деятельности на уроках изобразительного искусства.

Организация индивидуальной формы работы чаще используется учителями, но они используют различные необычные техники рисования: монотипия, рисование нитью, рисование по мокрому. Благодаря этому уроки проходят интересно. Каждый ребенок вовлечен в учебный процесс. Также при индивидуальной работе раскрывается личностные особенности художника.

При организации коллективной формы работы у детей формируются положительные взаимоотношения с одноклассниками, умения сотрудничать. Дети учатся понимать и ценить творчество себя и других. Учителя предлагают различные темы коллективных работ. Коллективные работы также выполняются в разных техниках. Дети создают книжки-гармошки, книжки-малышки, азбуки, различные коллекции и коллективные панно.

 

 

Заключение

В настоящее время учителями при планировании занятий отбираются современные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу школьного обучения. Мы рассмотрели индивидуальную и коллективную формы работы на уроках изобразительного искусства. Индивидуальная форма организации работы предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Так же мы выяснили, что из индивидуальных форм организации выполнения заданий выделяют индивидуальную и индивидуализированную.

Коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности. Индивидуальная форма преобладает над коллективной. Она является традиционной формой, практически на каждом уроке используют именно эту форму.

Создание коллективных работ приносит детям огромное удовольствие. Повышается эмоциональная отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Они подолгу рассматривают получившуюся картину, вспоминая, кто что делал. Дети учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу. Происходит преображение робких и застенчивых детей в раскрепощенных и инициативных.

Мы рассмотрели историю методов преподавания изобразительного искусства, и можно сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование.

Проанализировав программы В.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой, Б.М.Неменского, мы пришли к выводу, что В.С. Кузина уделяет большое внимание индивидуальной форме работы, но также дети коллективно оформляют выставки, украшают кабинет к Новому году, участвуют в различных викторинах. Материал в программе Т.Я. Шпикаловой представлен блоками. В каждом блоке предусмотрено использование индивидуальных и коллективных форм работы. Оно строится, таким образом, дети занимаются индивидуальной формой работы на каждом уроке, коллективная деятельность организуется только в конце блока при изучении темы «Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект».

Программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Чаще всего коллективная работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Изучая и описывая опыт учителей, мы представили фрагменты уроков по индивидуальной и коллективной работе. Темы уроков по организации индивидуальной формы работы: «Открытка для мамы», «Работа у доски», «Волшебные ниточки». Темы коллективных работ: «Книжка гармошка с пословицами и поговорками», «Иллюстрирование сказки Ефима Честнякова «Чудесное яблоко»», «Азбука Буратино», «Коллекция бабочек», «Праздничный салют». Собранные материалы могут быть использованы в практике студентов, учителей начальных классов и изобразительного искусства.

Цель нашего исследования была достигнута, мы обосновали использование индивидуальных и коллективных форм работы на уроках изобразительного искусства. Так же наше гипотеза подтвердилась: грамотное использование индивидуальной и коллективной форм работы с учетом темы урока и учебной программы будет способствовать художественному, эстетическому и нравственному воспитанию.

 

Cписок литературы

1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Ю. К. Бабанский. - Москва: Просвещение.-1985. – 207 с.

2. Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание. / А.В. Бакушинский. – Москва, 1925. 30 с.

3. Буланова, И. Коллективная изобразительная деятельность / И. Буланова // Искусство в школе. 2007.- №4.- С. 17

4. Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество [Текст] / А.А. Грибовская. - М.: Просвещение.- 2004.

5. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого.- Москва, 1984.

6. Изобразительное искусство в школе./ Под ред. В.В. Колокольникова. -М.: Педагогика, 1975.- 96 с.

7. Илиев Балкански, Д. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности / Д. Илиев Балкански // Начальная школа. 2012. - №4.- С.63

8. Кардовский, Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию.- Пособие по рисованию / Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.Н. Корнилова.- М.: Госстройиздата, 1938.- 208 с.

9. Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. Колякина –М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

10. Кривоносова, Е.Г. Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс] / Е.Г. Кривоносова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/619092/, свободный. (Дата обращения: 19.02.2015)

11. Кузин, В.С. Изобразительное искусство / В.С. Кузин - М.: Дрофа, 1995.-110с.

12. Кузин, В. С. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы/ В.С. Кузин - М.: Дрофа, 2011.- 119с.

13. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2011.- 129с.

14. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б.М. Неменский - М.: Просвещение, 1981.-253с.

15. Островская, О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе / О.В. Островская.- М.: ВЛАДОС.- 2003.

16. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. / Под ред. B.C. Кузина. - М.: Просвещение, 1975. – 151 с.

17. Рожкова, Е.Е. Изобразительное искусство в школе: Из опыта работы учителя / Е. Рожкова - М.: Просвещение 1980.- 118 с.

18. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советские школы рисунка / Н.Н. Ростовцев – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.

19. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев - М.: Агар, 2000. — 251 с.

20. Сапожников, А.П. Полный курс рисования / Под ред. Ларионова. - 4-е изд.- М.: Алев-В, 2003.-160 с.

 

21. Тимофеева, Ж.В. Цветы нашей Родины. Рисование с натуры или по памяти / Ж.В. Тимофеева // Начальная школа. 2012.- № 5.- С.66

22. Тимченко, Э.А. Объемный рисунок «Сказочный терем» / Э.А. Тимченко // Начальная школа. 2010. - №7.- С.59

23. Туро, И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников / И.Н. Туро. - Москва, 1980.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации [Текст] – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. (Стандарты второго поколения)

25. Фомина Т. Н. Нетрадиционные формы работы на уроках ИЗО в начальных классах / Т. Н.Фомина // Вестник ПАУ.- 2004.-№4

26. Цирулик, Н.А. Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров.-1999.-112с.

27. Цымбулов, В. Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства в школе / В.Цымбулов // Искусство в школе. 2011.- №2.- С. 13-15

28. Шпикалова, Т.Я., Ершова, Л.В., Поровская, Г.А. Изобразительное искусство 1-4 классы: рабочие программы / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская- М.: Просвещение, 2013.- 193с.

29. Юон, К. Ф. Об искусстве / К. Ф. Юон. — М.: Советский художник, 1959.- 235с.

30. Юсов, Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б.П. Юсов, Н.Д. Минц – Мн.: Народная асвета, 1986.- 167 с.

31. Ячменева, В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству / В.В. Ячменева - М.: ВЛАДОС, 2004.- 184 с.


[1] Подробно опыт работы описан в работе Э.А. Тимченко «Объемный рисунок «Сказочный терем»» [22].







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 787. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.035 сек.) русская версия | украинская версия