ГЛАВА I. ИСТОРИЯ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ
Развитие методов преподавания изобразительного искусства в дореволюционный период Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник уже в 11 веке. В это время высокой степени развития достигает книжная миниатюра в рукописных книгах, написание икон, фресок. Именно тогда появляется острая необходимость в обучении техники и способов рисования. Поэтому, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов в Морской академии. К педагогу Гиппиус предъявляет высокие требования. Педагог должен не только многое знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. Работа каждого ученика должна быть в поле зрения преподавателя. Большое внимание Гиппиус обращает на материалы и оборудование. В 1864 году уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа обязательных предметов. Но в 1872 году вновь включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ. Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков. Отечественная художественная педагогика высоко оценила заслуги Чистякова и использует основные положения его методики. Особый интерес для нас представляют мысли П. П. Чистякова о методике преподавания рисования в общеобразовательной школе. По мнению П.П. Чистякова, в круг рисования в общеобразовательной школе должно входить не только рисование с натуры всеми способами, как основной отдел программы, но и лепка, и черчение, и иллюстрирование, и некоторые сведения по искусству. Специалистов школьного воспитания все больше начинают интересовать вопросы детского творчества, детской психологии, экспериментальной педагогики. Изучение и исследование детских рисунков увлекает не только учителей рисования, но и художников, искусствоведов, психологов, социологов, историков. Такое широкое и повсеместное увлечение детским творчеством имело свои положительные стороны. Прежде всего, методика преподавания рисования стала получать научно-теоретическое обоснование, на изобразительную деятельность детей стали смотреть более серьезно, а на рисование в школе — как на важный учебно-воспитательный предмет.
|