Влияние этнорелигиозного фактора на формирование российской модели управления персоналом
Двойственность, дуалистичность поведения российского работника - следствие взаимодействия (переплетения) в отечественной истории трех традиций: язычества, византийского православия и русского сектантства. В том же хронологическом порядке они и возникали, сформировав три пласта русской национальной ментальности. Каждая из этих традиций занимает специфическое место в формировании духовного склада русского народа. Так, язычество исторически задало некие "начальные условия", на которые легло и с которыми "срослось" византийское православие. Одна из основных черт православной этики состоит в том, что область ее действия не распространяется на бытовые стороны жизни. Поэтому экономическая культура всегда находилась не на самом высоком уровне в православной России. Православие явно или неявно формировало своеобразную гедонистическую мотивацию трудовой деятельности. Труд оказывался ценным только в связи с тем, что сам его процесс доставлял удовольствие мастеру. Другая возможная составляющая трудовой мотивации (труд как источник прибыли) православной этикой была в значительной степени блокирована. Именно православная этика формировала в предпринимательской среде такие качества, как высочайшее доверие к партнеру, верность слову даже в ущерб собственной выгоде, использование беспроцентного кредита, корректное отношение к конкурентам и т.д. Православный ритуал во многом замещал у русского крестьянина экономическую рациональность. Православная христианская культура воспитывала в русском человеке чувство самоконтроля, дисциплинированность, самоограничение, уважение к труду и другие моральные принципы, что и стало почвой для возникновения особой и глубокой духовности. Язык Национальный язык является основой языковой картины мира – совокупности представлений о мире, определенного способа концептуализации действительности. Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители общаются друг с другом. Значение языка в культуре любого народа сводится к следующим оценкам: 1. язык – это зеркало культуры, в котором отражаются не только реальный окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира; 2. все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся в его языковой системе – фольклоре, книгах, в устной и письменной речи; 3. язык – это носитель культуры, так как именно с помощью языка она передается из поколения в поколение; 4. язык способствует идентификации объектов окружающего мира, их классификации и упорядочению сведений о нем; 5. облегчает адаптацию человека в условиях окружающей среды; 6. помогает правильно оценить объекты, явления и их соотношение; 7. язык способствует организации и координации человеческой деятельности; 8. язык – это инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира. Таким образом, язык является специфическим средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.
Уважаемые студенты! Не забывайте ответить на вопросы самоконтроля к 1.2.2. Вопросы для самоконтроля к 1.2.2. 1. Как Вы считаете, какое влияние на формирование российской модели менеджмента оказали особенности географического положения России? 2. Назовите особенности влияния этноэкологического фактора на формирование российской модели менеджмента. 3. В чем сходство и различие влияния различных ветвей христианства на формирование национальной модели менеджмента? 4. Как Вы считаете, почему язык является одним из основных факторов формирования национального менеджмента?
ТЕМА 1.3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА План занятий Исследование культуры в сравнительном менеджменте
|