ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 53 страница
Особое место в зап. Л. заняли поиски, осн. на философии экзистенциализма. В противовес историзму в понимании лит. развития было выдвинуто понятие экзистенциального времени, к-рому соответствуют великие произв. иск-ва (М. Хайдеггер, Происхождение художественного произведения, 1935; Э. Штайгер, Время как воображение поэта, 1939). Истолковывая поэтич. произв. как самодовлеющую, замкнутую в себе истину и “пророчество”, экзистенциалист. “интерпретация” избегает традиц. генетич. подхода. Интерпретация определяется языковым и историч. горизонтом самого интерпретатора.
В отталкивании от интуитивизма и биографич. импрессионизма, с одной стороны, и от методов, игнорировавших специфику иск-ва (культурно-историч. школа),— с другой, в 10-х гг. 20 в. возникла “формальная школа” в рус. Л. (см. ОПОЯЗ). Дуализм формы и содержания она стремилась преодолеть, выдвинув новое соотношение: материал (нечто предлежащее художнику) и форма (организация материала в произв.). Этим достигалось расширение сферы формы (прежде сводимой к стилю или нек-рым случайно выбранным моментам), но вместе с тем в сфере анализа (и понимания иск-ва) благодаря этому не оставалось места для социально-филос. истолкования худож. явлений. Через посредство Пражского лингвистического кружка “формальная школа” оказала значит. влияние на мировое Л., в частности на “новую критику”· и структурализм (наследоЕавших также идеи Т. С. Элиота). При этом наряду с дальнейшей формализацией и вытеснением эстетич. моментов наметилась и тенденция преодоления отмеченной антиномии, неразрешимой в рамках “формального метода”. Худож. произв. стало рассматриваться как сложная система уровней, включающая и содержат. и формальные моменты (Р. Ингарден). В качестве реакции на “формальные методы” и субъективист. тенденции в 60-х гг. развивается социология, подход
к лит-ре, однако у мн. зап. исследователей — с прямолинейным возведением лит. явлений к социально-экономич. факторам. Происходит и сближение и противоборство разл. методов; так, социологизм тяготеет к структурализму, а с др. стороны — к экзистенциализму.
Для марксистско-ленинского Л., составившего принципиально новый этап в науке о лит-ре, определяющим является положение историч. материализма о том, что “способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще” (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).
Эволюцию иск-ва и эстетич. идеалов нельзя рассматривать в виде некой самостоят, и независимой автономной сферы, подчиняющейся только своим внутр. законам; оно определяется в конечном счете, как и развитие всех др. сторон жизни общества, развитием материального производства и обусловленных им производств, отношений. Вместе с тем Маркс отмечал, что расцвет иск-ва и прогресс в “материальной основе” общества “...отнюдь не находятся в соответствии” между собой (см. там же, т. 12, с. 736). Благоприятна или неблагоприятна социальная система для развития иск-ва — это определяется в первую очередь характером свойственных ей обществ. отношений, классовых или бесклассовых, дружественных или враждебных человеческой индивидуальности. Маркс и Энгельс пришли к выводу, что капиталистич. строй с его духом торгашества и тотальным отчуждением враждебен иск-ву и поэзии (см. Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе), что не исключает возможности создания талантливых произв. и в капиталистич. обществе.
Под влиянием их идей были созданы историко-лит. работы Ф. Меринга (“Легенда о Лессинге”, 1893), П. Лафарга (“Происхождение романтизма”, 1885—96) и др.; особенно интенсивно стало развиваться марксист. Л. в России: “Искусство и общественная жизнь” (1912—13) и др. работы Г. В. Плеханова, “Марксизм и эстетика” (1905) А. В. Луначарского, статьи В. В. Воровского о М. Горьком, о декадентах, многочисл. теоретико-лит. и историко-лит. выступления самого Горького и др. Марксист. Л. уже в начальный период своего формирования подвергло критике как позитивистские и субъективно-идеалистич. тенденции в Л., так и формалистич. и антиреалистич. концепции декаданса (см. Декадентство). Вместе с тем, выступая прежде всего как “историки культуры” и “социологи искусства”, Плеханов, Меринг, Лафарг широко использовали опыт культурно-историч. школы. В
частности, они принимали установленную ею связь лит-ры с “общественной психологией”, но интерпретировали последнюю “...с точки зрения взаимных
отношений и взаимного влияния о б щ ественных классо в” (Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 4, 1958, с. 608). В связи с социологич. истолкованием лит-ры в 1910-х гг. складывается течение вульгарного социологизма, выросшее (из однобокого и неполного понимания существа марксист, социологии и ставшее весьма влиятельным в сов. Л. 20 — нач. 30-х Гг. Борясь с ним, марксист. Л. развернуто обосновало как специфику иск-ва и законов его развития, так и диалектич. понимание социально-историч. обусловленности иск-ва.
Методологически ключевыми для диалектико-материалистич. понимания иск-ва и для борьбы с вульгарным социологизмом стали статьи В. И. Ленина <Памяти Герцена” (1912) и о Л. И. Толстом (1908— 1911). В них было подчеркнуто объективное значение творчества писателя, дан образец критич. исследований лит-ры в ее связях с эпохой и классовой борьбой. Ленинская “теория отражения” учитывает “...не столько субъективную прикрепленность писателя и связанность его с определенной социальной средой, сколько объективную характерность его для тех или иных исторических ситуаций” (Луначарский A.B., Статьи о литературе, 1957, с. 41).
В решении проблемы культурного наследия, одной из сложных и драматич. проблем 20 в., марксист. Л. опирается как на ленинское учение о двух культурах в каждой нац. культуре: культуре господствующих классов и культуре “демократической и социалистической”, так и на высказывания Ленина в защиту культурного наследия прошлого (особенно в борьбе с Пролеткультом). Исключит, значение для Л. имеет сформулированный Лениным принцип партийности литературы (см. также Ленин В. И. о литературе). Ленинская “теория отражения”·”, принцип партийности лит-ры и учение о культурном наследии стали основе полагающими в создании теории социалистического реализма.
Совр. сов. Л. (как и марксист. Л. в др. странах) — это наука, всесторонне изучающая худож. лит-ру, ее происхождение и социальные связи, специфику словесно-образного мышления, природу и функции худож. творчества, общие и локальные закономерности лит. процесса. В последние десятилетия оживились исследования в области поэтики, для к-рых характерна установка на познание формообразующих содержат, принципов лит-ры; это выдвинуло на первый план проблему произведения как сложной системы, способной включаться в изменяющийся историч. и социальный контекст. На основе такого подхода, противостоящего атомарно-метафизич. тенденциям позитивист.,Л., устанавливается иерархичность внутр. организации произв., компоненты к-рого рассматриваются функционально, в меняющемся отношении друг к другу. Возросло внимание к математич. аспектам Л., развиваются структурно-семиотич. способы исследования (см. Семиотика). Включая худож. явления в социально-духовный процесс, сов. Л. изучает место и функции лит-ры в др. системах — экономич., обществ, и идеологической, что противостоит односторонности нек-рых заруб, школ Л. В 60— 70-х гг. исследование историч. судеб худож. произв., истории их восприятия все настойчивее выдвигается как специфич. науч. задача. Обострилось внимание к точкам соприкосновения и моментам смены худож. эпох, периодов, стилей (таковы проблемы: антич. и визант. лит-ры, ср.-век. латинская и новоепроп. лит-ры, Просвещение и романтизм, древняя и новая рус', лит-ра, рус. романтизм и реализм и др.). Для сравнит, изучения лит-ры характерно стремление выйти за пределы внешних и частных совпадений к исторически обусловленным худож. и — шире — к общекультурным контактам и. аналогиям. Исследование лит. связей в совр. Л. выливается в типологич. изучение единства литературного процесса, проходящего в разл. странах и регионах через относительно сходные стадии (см. также Всемирная литература). Большой размах приобрели текстология и многообразные, в т. ч. академич., издания рус. классиков; закладываются основы комплексного исследования лит-ры в связи с др. видами иск-ва, идеологии, науки (см. Комплексное изучение художественного творчества).
Активно ставятся вопросы партийности и народности лит-ры, теоретич. проблемы социалистич. реализма. Выходят многочисл. монографии и сб-ки статей, поев. критике совр. бурж. методологии, а также ревизионист. и вульгаризаторских тенденций в марксист. Л. Сов. Л. имеет разветвленную сеть науч.-исследоват. учреждений, в т. ч. Институт мировой литературы имени М. Горького, Институт русской литературы (Пушкинский дом), ин-ты лит-ры и языка в союзных и автономных республиках. Выходит большое число периодич. и непериодич. литературоведч. изданий (•“Вопросы литературы*, ^Русская литература”; ^Литературное наследство* и мн. др.; см. ст. Литературные журналы и газеты)
ЛИГЕ
==201
• Маркс К. и Энгельс Ф„ Об иск-ве. [Сб. ст.], т. 1—2, 3 изд., M., 1976; Ленин В. И., О лит-ре н иск-ве. [Сб. ст.], 6 изд., М., 1979; Архангельский A.C., Введение в историю рус лит-ры, т. 1, П., 1916; Веселовский?.Η., Θсторич. поэтика, Л., 1940; Верли М., Общее лит-ведение, пер. с нем., М,, 1957; Теория лит-ры. Осн. проблемы в историч. освещении, [т. 1—3], М., 1962—65; Николаев?.Α., Βозникновение марксист, лит-ведения в России, М., 1970; Возникновение рус. науки о лит-ре, М., 1975; Академич. школы в рус. лит-ведении, М., 1975; Уэллек Р., Уоррен О., Теория лит-ры, [пер. с англ.], М. 1978; Контекст. Лит.-теоретич. исследования, [в.?—ΙΟ], Μ. 1974—82; ΚуриловА.С., Лит-ведение в России XVIII в. М., 1981. Ю. В. Манн, Т. П. Петров (Л. 20 в.)
“ЛИТЕРАТУРУ ЛИ САКАРТВЕЛО” (“Литературная Грузия”), еженед. газета, орган СП Грузии. Выходит в Тбилиси на груз. яз. Осн. в 1931 (до 1963 меняла названия).
ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СССР, лит-ры народностей Азиат, и отчасти Европ. терр. СССР. К ним относятся след. народности: манси (прежнее назв. вогулы) и ханты (остяки), нанайцы (гольды), ненцы (самоеды, юраки), нивхи (гиляки), удэге, чукчи (луораветланы), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), эскимосы, юкагиры (одулы) и др. Большинство из них живет в тундровой и таежной зоне Сибири и Д. Востока. До Окт. революции эти наиболее отсталые в хозяйственном и культурном отношении группы населения царской России не имели своей письменности и проявляли свои дарования в фольклоре, представляющем исключит, ценность для познания их трудовой деятельности, истории, психологии. Систематич. собирание его, изучение и публикация (начались с кон. 19 в.) связаны прежде всего с именами политич. ссыльных, ставших позднее крупными учеными,— В. Г. Богораза (Тана) и др. Были выпущены сб-ки чукот., юкагир., гиляцкого (нивхского) фольклора.
Мифы народов Крайнего Севера и Д. Востока в фантастич. форме отражают их представления о происхождении Земли, небесных тел, людей, животных. Предания говорят о межплеменных битвах, об охотничьих промыслах. Разнообразны песни (в т. ч. песниимпровизации) — лирич., обрядовые, шаманские и др. В сказке полнее, чем в др. жанрах, отражены труд и быт жителей Севера в условиях суровой природы, их мечты о победе над стихией, борьба с угнетателями, прославляются мужество, находчивость, упорство человека, выражен нар. оптимизм. В сказках фантастика непосредственно соседствует с реалистич., бытовым началом, во многих из них выделяются социальные мотивы.
Вскоре после Окт. революции при ВЦИК СССР был создан Комитет содействия народностям сев. окраин (1924—35). В Ленинграде и нек-рых городах Сибири для северян открылись спец. учебные заведения. Сев. народы получили письменность на родных языках (для большинства из них с 1931— на основе латинского, а с 1937— на основе рус. алфавита). Сов. лингвисты и этнографы составили для них буквари и учебники.
Начали выходить коллективные сб-ки худож. произв., созданных северянами: “О нашей жизни” (в. 1—2, 1929), “Тайга и тундра” (сб. 1—3, 1928—33), “Север поет” (1939), “Солнце над чумом” (1948), “Мы—люди Севера” (1949), “Север поет” (1961), “От Москвы до тайги одна ночевка” (1961) и др. У северных народностей появляются свои профессиональные писатели; возникает спец. отрасль сов. науки — североведение. С 1961 проходят конференции литераторов народов Севера и Д. Востока, рассматривающие насущные проблемы развития сев. лит-р и фольклора.
Мансийская и хантыйская (хантымансийская) литература — лит-ра близкородственных народностей манси и хантов. Наиболее древний пласт фольклора — мифы; в них главенствует Нуми-торум (верхнее небо, верхний бог), младшему сыну к-рого Мир-суснэ-хуму подчинены на земле все лесные духи.
==202 ЛИТЕ — ЛИТО
Зачинатель лит-ры — хант Г. Д. Лазарев. Заметное явление совр. лит-ры — творчество поэта и прозаика манси Ю. Н. Шесталова.
Нанайская литература — лит-ра нанайцев. В устном творчестве преобладали сказки (нингман), гл. обр. героико-эпические (о подвигах защитников интересов рода Мэргэна и Пудин), сказки о животных и песни (дярин), к-рые исполнялись только мужчинами.
Среди зачинателей нац. лит-ры — поэт А. Д. Самар. Пользуется известностью творчество совр. прозаика Г. Г. Ходжера, пишущего на нанайском и рус. яз., поэта и прозаика А. А. Пассара.
Ненецкая литература — лит-ра ненцев. В фольклоре преобладали реалистич. по своему характеру героич. песни (сюдбабац); в нек-рых сказаниях воспет Ваули Пиеттомин — руководитель восстания бедноты на Обском Севере в 1-й пол. 19 в. Среди зачинателей лит-ры — художник и сказитель Тыко Вылка, Н. Вылка; среди совр. писателей — И. Г. Истомин, Л. В. Лапцуй, И. А. Юганпелик, В. Н. Ледков.
Нивхская литература — лит-ра нивхов. Среди писателей-нивхов наибольшей известностью пользуется В. М. Санги — поэт, прозаик, собиратель фольклора.
Удэгейская литература — лит-ра удэгейцев. Зачинатель лит-ры и наиболее известный писатель — Дж. Б. Кимонко.
Чукотская литература — лит-ра чукчей. Первый чукот. писатель — Тынэтэгын (Федор Тинетев). Формирование чукот. писателей происходило под воздействием творчества Богораза (Тана), Т. 3. Семушкина, Н. Е. Шундика. В 50—60-х гг. выступили талантливые чукот. писатели — прозаик Ю. С. Рытхэу, поэты В. Г. Кеулькут, А. А. Кымытваль, М. В. Вальгиргин и др.
Эвенкийская литература — лит-ра эвенков. В фольклоре преобладали сказки, героич. эпос, лирич. песни. Зачинатель лит-ры — А. М. Салаткин (Лонтогир). Среди совр. писателей-эвенков—?.Η. Οлатонов, Г. Я. Чинков, Н. В. Сахаров, А. Немтушкин.
Эвенскаялитература — лит-ра эвенов. Первые авторы-эвены: из Якутии — Н. С. Тарабукин, с Камчатки — А. А. Черканов. На якут. и эвен. языках выходили сб-ки стихов П. Ламутского. Видный эвен. поэт — В. Д. Лебедев.
Эскимосская литература — лит-ра азиат. эскимосов. Первые эскимос, рассказы были опубл. в рус. пер. в 1961 и принадлежали охотнику Айвангу. Среди совр. эскимос, поэтов пользуется известностью Ю. М. Анко.
Юкагирская литература — лит-ра юкагиров. В фольклоре преобладали историч. предания, сказки. Первый юкагир, писатель — Одулок Текки (Н. И. Спиридонов). Совр. юкагир, лит-ра представлена именами бр. Куриловых — прозаика С. Н. Курилова и поэта Улуро Адо (Г. Н. Курилов).
Изд. и лит.: Языки и письменность народов Севера, ч. 1—3, М.—Л., 1934—37; Народы Сибири, М.—Л., 1956; Сказки народов Севера, М.—Л., 1959; Творчество народов Дальнего Севера, Магадан, 1958; Романенко Д., У могучих истоков, М., 1963; Коман о в с к и и Б. Л., Самые молодые литературы, М., 1973; С м о л ь? и ков И.?., Совр. легенды, М., 1975; Пархоменко?.Η., Μногонац. единство сов. лит-ры, М., 1978; его же. Рождение нового эпоса, М., 1979; Николаев К., Голоса новой Чукотки. Лит-ра народностей Крайнего Северо-востока, Магадан, 1980; Санги В., От историч. преданий до историч. романов, <Дружба народов”, 1981, № 4; Л е б е д е в Ж. К., Эпич. памятники народов Крайнего Севера, Новосиб., 1982. Б. Л. Комановский, Ю. М. Шпрыгов, ЛИТОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра литов. народа. Развивается на литов. яз. Первые памятники письменности в Литве относятся к 14—17 вв.: летописи (на рус. яз.), Литов. статуты (на белорус, яз.); публицистич. и худож. произв., предназначавшиеся для привилегиров. классов и недоступные нар. массам, создавались на лат. и польск. языках. Народ выражал свои взгляды и чаяния в богатом устном творчестве, создавая песни-одйны, сказки, предания, пословицы и т. п. Возникновению и развитию литов. письменности
содействовало движение Реформации в 1-й пол. 16 в. •“Катехизис”, составленный М. Мажвидасом, наряду с религ. текстами содержал стихотв. предисловие и первый литов. букварь. В 16—17 вв. создавалась гл. обр. религ. лит-ра (М. Даукша, И. Бреткунас). В 17—18 вв. появились на литов. яз. и худож. произв. светского содержания — эпиграммы, поэмы, письма в стихах. Самое значит, место в лит-ре 18 в. занимает поэма К. Донелайтиса “Времена года”, правдиво рисующая жизнь крепостных крестьян, литов. природу.
В кон. 18— нач. 19 вв. в творчестве популярного поэта А. Страздаса, мн. стихотворения к-рого стали нар. песнями, отразились заветные стремления крестьянства, его антикрепостнич. настроения. В поэме А. Баранаускаса “Аникщяйский бор”, оказавшей воздействие на дальнейшее развитие литов. поэзии, воспета красота природы, в образе гибнущего леса аллегорически показаны страдания угнетенного народа. Вследствие разгула царской реакции в сер. 19 в. Л. л. в целом переживает застой, но и в это время активно работает М. Валанчтос — основоположник литов. худож. прозы (повесть “Юзе из Паланги”, сб-ки дидактич. рассказов). Культурная жизнь оживилась в кон. 19 в., когда возникли бурж. национальное и революц. рабочее движение. Началось массовое нелегальное распространение запрещенной литов. печати, стали подпольно выходить литов. газеты, выдвинулся ряд выдающихся писателей, публицистов. Значит, роль в лит-ре сыграли публицист и писатель В. Кудирка, представитель романтич. направления Майронис, поэзия к-рого способствовала развитию стихосложения и поэтики, формированию лит. языка. В Л. л. этого периода отразились и революц.-освободит, устремления демократич. интеллигенции. Во 2-й пол. 19 в. собираются и записываются произв. литов. фольклора. В кон. 19— нач. 20 вв. более разнообразными стали лит. жанры и формы, начала развиваться детская лит-ра. Утвердился критич. реализм, вершиной к-рого в Л. л. стало творчество Ю. Жемайте. В своих рассказах, написанных красочно, живым нар. языком, Жемайте рисовала тяжелую жизнь литов. крестьян, показывала их вражду к помещикам и церкви. Реалистич. традиции развивали И. Билюнас, Л. Гира, А. Венуолис, Лаздину Пеледа. Романтич. тенденции проявились в творчестве писателей-реалистов В. Креве(Мицкявичтоса), Вайжгантаса. Писатели использовали традиции и поэтич. средства литов. нар. творчества. С деятельностью критика-марксиста и писателя В. Мицкявичтоса-Капсукаса связано зарождение пролет, лит-ры. Стихи пролет, поэта-революционера Ю. Янониса возвещали победу приближающейся социалистич. революции.
Дальнейшее развитие Л. л. тесно связано с Окт. революцией, борьбой литов. народа за Сов. власть в 1918—19. После временного поражения Сов. власти в Литве пролет, писатели (А. Гудайтис-Гузявичтос и др.), находясь в СССР или оставаясь в литов. подполье, продолжали создавать пролет, лит-ру, активно участвовали в революц. борьбе.
В годы бурж. власти (1918—40) в Л. л. заметно усилились модернист, течения. Вместе с тем к 30-м гг. сложилась группа талантливых антифаш. писателей — П. Цвирка, И. Шимкус, А. Венцлова, К. Корсакас, В. Монтвила, С. Нерис, К. Борута и др. Они были тесно связаны с народом, с его революц. борьбой. Большинство из них сплачивалось вокруг антифаш. журналов “Трячас фронтас” (“Третий фронт”), “Литература”, “Культура”. Романы Цвирки “Франк Крук”, “Земля-кормилица” определили лицо прогрес. лит-ры этого периода. Мн. писатели, раньше примыкавшие к футуризму, символизму, неоромантизму и др. лит. течениям, в 30-х гг. постепенно стали переходить к реализму. Среди них были поэты и драматурги К. Бинкис и Б. Сруога, поэт и автор психол. романа “В тени алтарей” В. Миколайтис-Путинас, поэт
Т. Тильвитис. К реалистич. лит-ре принадлежали также романы и рассказы И. Марцинкявичтоса, Е. Симонайтите, Ю. Паукштялиса. Между разл. лит. направлениями и течениями шла острая идеологич. борьба, получившая выражение в лит. критике. Антифаш. и марксист, критику представляли Корсакас, Мицкявичтос-Капсукас, Венцлова, Шимкус.
После восстановления в Литве Сов. власти (1940) начался новый этап развития Л. л. Первыми активными ее деятелями были Цвирка, Нерис, Монтвила, Гира, Шимкус, Тильвитис, Венцлова, Корсакас и др. Во время Великой Отечеств, войны большая группа литов. писателей, находящихся в эвакуации, продолжала творч. деятельность, наиболее плодотворно проявляя себя в поэзии и публицистике. Мн. писатели сражались в рядах Сов. Армии. Героика и драматизм воен. лет звучали в стихах Нерис, Гиры, Венпловы, Корсакаса, молодых поэтов Э. Межелайтиса, В. Мозурюнаса и др. Прогрес. писатели, оставшиеся в оккупир. Литве, подвергались преследованиям; Монтвила был расстрелян гитлеровцами, Сруога заключен в концлагерь.
Первое послевоен. десятилетие в Л. л. было связано с трудностями восстановления экономич. в культурной жизни республики, сплочения писателей разных идейно-эстетич. направлений. Лит. процесс протекал в условиях острой борьбы с бурж. националистами, стремившимися воздействовать на отд. слои интеллигенции. Нек-рые писатели бурж.-националистич. направления в конце войны эмигрировали на Запад. В ряды создателей послевоен. сов. Л. л. встали мн. писатели старшего поколения: Венуолис, МиколайтисПутинас, Сруога, Симонайтите, И. Довидайтис. Их новые произв. включались в общий поток сов. лит-ры. По-боевому звучал голос нового комсомольского поколения писателей — И. Авижюса, М. Слупкиса и др. Принципы социалистич. реализма претворяли в своем творчестве Гудайтис-Гузявичтос, Венуолис, Тильвитис, Ю. Палецкис, Ю. Балтушис.
Для совр. Л. л. характерно использование нац. традиций лит-ры и иск-ва, углубление темы интернационализма, анализ сложного внутр. мира совр. человека, поиск новых средств худож. изображения. Колоритные картины нар. жизни созданы в романах Балтушиса. На новую ступень подняли совр. литов. роман Авижюс, А. Беляускас, В. Бубнис, И. Микелинскас, Слуцкие, В. Сириос-Гира, углубившие в нем социально-психол. анализ. Значит, успехов добилась литов. поэзия. Книги стихов Межелайтиса (“Человек” и др.), Миколайтиса-Путинаса (“Час бытия”), поэмы Ю. Марцинкявичтоса (“Кровь и пепел”, “Стена”) глубоко затронули проблемы совр. мира и человека, открыли новые возможности ассоциативного мышления, лирич. исповеди, драматизма и лиро-эпики. Значит. вклад в литов. поэзию внесли также А. Балтакис, Я. Дегутите, А. Малдонис, Э. Матузявичтос, В. Реймерис и др. Сатирич. рассказы, фельетоны, юморески создает В. Жилинскайте. В драматургии преобладают нравственно-психол. коллизии, к-рые решаются как на совр., так и на историч. материале (Ю. Грушас, К. Сая и др.). Плодотворно используются формы поэтич. драмы, гротеска, трагикомедии и т. д. В области детской лит-ры значит, произв. создали Межелайтис, Слуцкие и др.
Лит. периодика: ^Литература up мянас*, журналы <Пяргдле”, “Литва литературная*, “Немунас” (на литов. яз., с 1967).
Изд.: Сов. литов. драматургия, М., 1954; Литов. рассказы, М., 1961; Литов. поэты XIX в., М. — Л., 1962; Литов. поэты XX в., Л., 1971; Антология литов. сов. поэзии, Вильнюс, 1980; Лагов, повести, М., 1980.
φ Θстория литов. лит-ры, Вильнюс, 1977; К у б и л ю с В., Совр. литов. поэзия, М., 1969; Ланкутис И,, Панорама литов. сов. лит-ры, Вильнюс, 1975; Б у ч и с А., Роман и совреиенвость, М., 1977; Писатели Сов. Литвы. [Биобиблиографич. словарь], Вильнюс, 1978. И. Ланкутис.
ЛИТО
==203
ЛИТОТА (от греч. litotes — простота), 1) троп, близкий к эмфазе и иронии: усиление значения слова путем двойного отрицания (“небезызвестный” вместо “пресловутый”); 2) троп, обратный гиперболе (более правильное назв.— м е и о с и с): преуменьшение признака предмета (“мужичок с ноготок”).
М. Л. Гаспаров.
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА, вид средневекового, преим. зап.-европ., религ. представления (9—13 вв.). Входила в состав пасхальной или рождественской церк. службы (литургии); представляла собой инсценировку отд. эпизодов Евангелия. Постепенно в Л. д. проникали реалистич., бытовые элементы, усиливалась зрелищная сторона представления, расширялся круг сюжетов — включались сцены из Ветхого завета, сказаний о святых и мучениках. С нач. 13 в. Л. д. разыгрывалась на паперти перед храмом; помимо духовенства, в ней участвовали миряне, а также ваганты и жонглеры, к-рым поручались роли торговцев, палачей, чертей и др. Наиболее значит, произв.—“Действо об Адаме” (сер. 12 в.). Л. д. предопределила в известной мере становление мистерии.
• История зап.-европ. театра, т. 1, М., 1956. Б. И. Пуришев.
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ пОаЗИЯ, поэтически ху дож. слово, рассчитанное на ритуальное повторение в обиходе христ. общины; этим Л. п. отличается внутри более широкого круга христ. поэзии вообще. Первоначально Л. п. была неотделима от мелодии. В Библии к Л. п. относятся лирика “песнопевца Давида” (см. Псалмы), “Песнь песней”, песня Моисея (Исх 15. 1—19 и Втор 32. l—43); заповеди блаженств, гимн “В начале было Слово” и др. В более спец. смысле под Л. п. понимают церк. гимнографию.
Л- п. подчинена структуре целого, в к-рое она “встраивается”, и идейному канону (поучительность, <трезвенность>, задушевность); поэтому она оказалась чужда антич. классич. поэзии с ее вольностями. Л. п. была пронизана строем библ. словесности, и в ней царило ближневост. влияние (гностич. гимны Бардссана, 2—3 вв., мадраше и согиаты Ефрема Сирина, 4 в.). Вместе с тем аллинская рнтмич. проза (особенно — ораторская проза) повлияла на гимпич. поэзию Романа Сладкопевца, а с сочинениями Иоанна Дамаскина в Л. п. отчасти вернулась антич. метрика (преим. ямбическая). В грекоязычном мире от 4 — нач. 5 вв. дошло неск. тропарей, стихир и гимнов (ср. Ефес S. 19). К кон. 5 в., в сиро-палестинской области Византии расцветает кондак (известнейший автор — Роман Сладкопевец, ум. 560), В канонах Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского (та же сиро-палестинская школа, 7—8 вв.) метрич. сложность становится тяжеловесной, рифма почти отпадает, поэтич. игра снова тонет в неразличимом единстве вероучения-назидания-пения. Каноны, гимны, тропари создаются затем в константинопольской (Феодор Студит, Иосиф Солунский) и сицилийской (Иосиф Песнопевец) 4школах>, вплоть до <затвердеиия> литургии к 11 в. (метрич. молитвы Симеона Нового Богослова) и позднее. За века вокруг богослужений годового круга накопилось достойное изучения поэтич. наследие. В лат. мире гимнодию по <восточным> моделям ввели еще Гиларий из Пуатье и Амвросий Медиоланский (4 в.). Ок. 9 в. туда, тоже с Востока, приходят те изысканные поэтич. формы Л. п. (ср. Тропы, Секвенции), к-рые при параллельном араб. воздействии проникли в поэзию вагантов, трубадуров и др. Рим. католичество в 16 в. отказалось от большей части этой поэзии, удержав в употреблении ок. 120 гимнов.
Рус. славянские переводы Л. п. воссоздают поэзию греч. оригинала средствами стиля, ритмики, интонации при сознат. отказе от попыток имитировать греч. изосиллабизм, к-рые делались в древнейшей старослав. Л. п. Хотя Л. п. на Руси оказалась менее оригинальной, чем литургич. музыка, она знала свои взлеты в Киеве (“творец канонов” Григорий Печерский, 11—12 вв.), в Новгороде и Москве 15 в. (Пахомий Логофет), в 17 в. (кн. Симеон Шаховской, Симеон Полоцкий). Мотивы и стилистика Л. п. нашли отражение в рус. лирике 19—20 вв. (“Отцы пустынники и жены непорочны...” A.C. Пушкина, “Иоанн Дамаскин” А. К. Толстого, “Ты приходишь на запад солнца...” М. Цветаевой).
• АверинцевС.С., Поэтика раниевизант. лит-ры, М., 1977 (там же—указатель терминов); Прохоров Г. М., К истории литургич. поэзив, “Тр. ОДРЛ”, 1972, B.27;Gardner J. von, System und Wesen des russischen Kirchengesanges, Munch., 1976.
В. В. Бибихин.
==204 ЛИТО — ЛОГА
“ЛИТФРОНТ” (“Литературный фронт”), лит. группа сов. писателей, существовавшая в 1930. В нее входили т. н. левая оппозиция внутри РАПП (см. в ст. Ассоциации пролетарских писателей) и быв. участники группы В. Ф. Переверзева (А. И. Безыменский, И. М. Беспалов, С. А. Родов и др.). “Л.” резко критиковал методы администрирования и теоретич. установки РАПП. Однако зачастую выступал с вульгаризаторских позиций: отстаивал принцип механич. перенесения в лит-ру филос. категорий, пропагандировал ложно понятую “классовую действенность” и пр.
“ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК”, социально-психол. тип, запечатленный в рус. лит-ре 1-й пол. 19 в.; его гл. черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравств. превосходства над ней и в то же время — душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Наименование “Л. ч.” вошло во всеобщее употребление после “Дневника лишнего человека” (1850) И. С. Тургенева, сам же тип сложился раньше: первое яркое воплощение — Онегин (“Евгений Онегин” А. С. Пушкина), затем Печорин (“Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова), Бельтов (“Кто виноват?” А. И. Герцена), тургеневские персонажи — Рудин (“Рудин”), Лаврецкий (“Дворянское гнездо”) и др. Черты духовного облика “Л. ч.” (подчас в усложненном и измененном виде) прослеживаются в лит-ре 2-й пол. 19— нач. 20 вв. В зап.-европ. лит-ре “Л. ч.” в известной мере близок герой, вызванный к жизни “длительным похмельем” (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 122) после бурж. революции 18 в., разочарованием в социальном прогрессе (“Адольф” Б. Констана, “Исповедь сына века” А. де Мюссе; см. “Мировая скорбь”). Однако в России противоречия действительности, контраст “цивилизации и рабства” (см. А. И. Герцен, Собр. соч., т. 7, 1956, с. 205), неразвитость обществ, жизни выдвинули “Л. ч.” на более видное место, обусловили повышенный драматизм и интенсивность его переживаний. На рубеже 50—60-х гг. революц.-демократии, критика (Н. А. Добролюбов), ведя наступление на либеральную интеллигенцию, заостряла слабые стороны “Л. ч.”— половинчатость, неспособность к активному вмешательству в жизнь И т. д., однако при этом тема “Л. ч.” неправомерно сводилась к теме либерализма, а его историч. основа — к барству и “обломовщине”. В общем, более широком контексте лит. движения тип “Л. ч.”, возникнув как переосмысление романтич. героя, развивался под знаком реалистич. характерологии. Существенным в теме “Л. ч.” был и отказ от просветит., морализаторских установок во имя максимально полного и беспристрастного анализа, отражения диалектики жизни. Важно было в теме “Л. ч.” и утверждение ценности отд. человека, личности, интерес к “истории души человеческой” (Лермонтов), что создавало почву для плодотворного психологич. анализа и подготовляло будущие завоевания рус. реализма, ю. в. Манн. ЛОГАЭДЫ (от греч. logaoidikos — прозаически-стихотворный), в метрич. стихосложении — стихи, образованные сочетанием 4-морных стоп (дактиль, анапест) с 3-морными (ямб, хорей); ритм в таком стихе был менее ровен, чем в равнодольном, отсюда название. Употреблялись в лирике и в хоровых частях трагедий. В тоническом стихосложении — стихи, в к-рых ударения располагаются внутри стиха с неравными слоговыми промежутками, и это расположение ударений точно повторяется из стиха в стих. Употребляются преим. в переводах антич. и вост. поэзии, Пример (схема—?υ \ύ ^^ \Li / \^ υ\^\^^/, тонич. имита ция антич. “фалекиева стиха”): “Будем жить и любить, моя подруга, Болтовню стариков ожесточенных Будем в ломаный грош с тобою ставить.. ” (А. Пиотровский, пер. из Катулла). Др. примеры — см. Ллкеева строфа, Сапфическая строфа. М, Л. Гаспаров.
|