Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 49 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 49 страница






 

• Гинзбург Л., О лирике, 2 изд.. Л., 1974.

 

И. Б. Роднянская,

 

ЛИРИ — ЛИРИ

 

==185

 

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ, форма авт. речи; слово автора-повествователя, отвлекающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действием произведения. Условность и эмоциональность стихотв. речи делают характерным Л. о. прежде всего для романа и повести в стихах (“Евгений Онегин” А. С. Пушкина), но возможно его наличие и в экспрессивной прозаич. речи (в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя). Л. о. непосредственно вводят в мир авторского идеала и помогают строить образ автора как живого собеседника читателя (напр., в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”).

 

И. Б. Роднянская, ЛЙРО-ЭПЙЧЕСКИЙ ЖАНР (вид), лит.-худож. произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирич. “я”. Связь двух начал может выступать как единство темы (революция — тема интимных излияний и эпич. повествования в “Хорошо!” В. В. Маяковского), как саморефлексия повествователя (поэмы Б. Л. Пастернака), как психол.-бытовая мотивировка рассказа (лирич. комментарий к дорожным впечатлениям — “За далью — даль” А. Т. Твардовского), как прямое участие автора в разворачивающемся сюжете (“Анна Снегина” С. А. Есенина), как обнажение автором собств. приемов, становящееся элементом худож. концепции (лирич. тема в “Евгении Онегине” А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутр. атмосферу романа, где герои — “невольники” чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений.

 

Промежуточные между лирикой и эпосом худож. образования имели место в канонич. формах в антич., ср.-век., классицистич. лит-рах (ода, сатира, баллада). Расцвет Л.-э. ж.— в лит-ре сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика (“Сентиментальное путешествие” Л. Стерна) и ниспровергаются жанрово-родовые каноны (образец — “Люцинда” Ф. Шлегеля). Наиболее характерным для Л.-э. ж. в 19—20 вв. является жанр поэмы, соединяющей эпич. размах и сюжетную разработку темы с лирич. исповедальностью, элегич. интонациями и т.п. (напр., “Возмездие” А. А. Блока). По отношению к прозаич. произведениям Л.-э. ж. чаще употребляется термин лирическая проза.

 

М. Н. Эпштейн.

 

“ΠΙΤΑΡΑΤΫΡΑ Ι ΜАСТАЦТВА” (“Литература и искусство”), лит. и обществ.-политич. газета. Орган Мин-ва культуры и СП БССР. Изд. с 1932 в Минске на белорус, яз. С 1970 выходит раз в неделю.

 

“ЛИТВА ЛИТЕРАТУРНАЯ”, лит.-худож. и обществ.-политич. журнал. Орган СП Литов. ССР. Изд. в Вильнюсе с 1978 на рус. яз., шесть раз в год.

 

ЛИТЕРАТУРА [лат. lit(t)eratura, букв.— написанное, от lit(t)era — буква], один из осн. видов искусства—искусство слова. Термином “Л.” обозначают также любые произв. человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие обществ. значением; различают Л. технич., науч., публицистич., справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле Л. называют произведения художественной письменности.

 

Термин <Л·> (или, как говорили раньше, -“изящная Л.” — В. Г. Белинский) возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 в. (вытеснив термины “поэзия”, “поэтич. иск-во”, к-рые ныне обозначают стихотворные произв.). Он был вызван к жизни книгопечатанием, к-рое, появившись в сер. 15 в., сравнительно скоро сделало “литературную” (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия иск-ва слова основной и безусловно господствующей; раньше иск-во слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление “поэтического” действия средствами особого “поэтического языка” (“Поэтика” Аристотеля, древние и ср.-век. эстетич. трактаты Запада и Востока).

 

==186 ЛИРИ — ЛИТЕ

 

Л. (иск-во слова) возникает на почве устной вар. словесности (см. Народное поэтическое творчество) в глубокой древности — в период формирования гос-ва, к-рое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально Л. не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках, таких, как Библия, “Махабхарата” или “Повесть временных лет”, элементы словесного иск-ва существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естеств. и историч. наук, разл. рода информацией, моральными и практич. указаниями и т. п. Синкретич. характер ранних лит. памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетич. ценности, т. к. отразившаяся в них религ.-мифол. форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Лит. наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. образует своего рода фундамент мировой Л.

 

Хотя история литературы насчитывает, т. о., неск. тысячелетий, Л. в собств. смысле — как письменная форма иск-ва слова — формируется и осознает себя с рождением “гражданского”, бурж. общества. Словесно-худож. творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически лит. бытие, переживая существ, преобразование в новом — не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного “поэтического языка” — Л. вбирает в себя все элементы общенар. речи, ее словесный “материал” становится универсальным. Постепенно в эстетике (в 19 в., начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие Л., и она осознается прежде всего в ряду других (науч., филос., публицистич.) видов письменности, а не других видов иск-ва. К сер. 20 в. утверждается, однако, синтетич. понимание Л. как одной из форм худож. освоения мира, как творч. деятельности, к-рая принадлежит к иск-ву, но вместе с тем является такой разновидностью худож. творчества, к-рая занимает в системе иск-в особое место; это отличит, положение Л. зафиксировано в употребит, формуле “литература и искусство”. В марксистско-ленинском понимании Л., как и все др. виды иск-ва, есть специфич., худож.-образная форма отражения, воспроизведения объективной действительности, род практически-духовного освоения мира.

 

В отличие от остальных видов иск-ва (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), обладающих непосредственно предметно-чувств. формой, творимой из к.-л. материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), Л. создает свою форму -из слов, из языка, к-рый, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувств, восприятии, а в интеллектуальном понимании. Т. о., форма Л. включает в себя предметно-чувств. сторону — определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются в той или иной мере и при чтении “про себя”); но эта непосредственно чувств. сторона лит. формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами худож. речи. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредств. восприятия). Духовность, насквозь проникающая Л-, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами иск-ва, возможности. “Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется... Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств” (Б е л и нс к и и В. Г., Поли. собр. соч., т. 5, 1954, с. 7—8, 9).

 

Предметом иск-ва является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в иск-ве слова (и это составляет его специфич.

 

сферу, в к-рой к Л. примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения в постижения, гл. точкой приложения худож. сил.

 

Качеств, своеобразие предмета Л. было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтич. произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей. Но лишь в 19 в., т. е. в преим. “литературную” эпоху худож. развития, эта специфика предмета Л. была вполне осознана. “Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности,—слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком. С той стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы лособствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, то бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно про:одит перед созерцающим взором,— всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка” (Гегель Г., Эстетика, т. 3, 1971, с. 355).

 

Всякое произв. иск-ва есть акт духовно-эмоц. общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое худож. открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам худож. деятельности, но разным видам иск-ва свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного иск-ва, в выдвижении Л. на особое, а в 19—20 вв. даже на центр, место среди др. иск-в наиболее полно выразилась гл. историч. тенденция развития худож. деятельности — переход от чувственно-практич. созидания к смыслосозиданию. Расцвет Л. находится в определ. связи с подъемом познавательно-критич. духа, характерного для нового времени. Л. стоит как бы на грани иск-ва и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления Л. можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией и т. п.

 

Л. нередко наз. < художественным исследованием” или < человековедением” (М. Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В Л.'более, чем в пластич. иск-вах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому Л. — наиболее идееносное и идеологичное из всех иск-в (см. Идейность). Л., образы к-рой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает др. иск-вам по силе чувств, воздействия, но “выигрывает” с т. з. всеохватывающего проникновения в <суть вещей”. Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, напр., мемуарист и философ; он творит, созидает худож. мир точно так же, как и представитель любого иск-ва. Процесс создания лит. произв., его архитектоники и отд. фраз связан с почти физич. напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме). Эта телесноэмоц. напряженность не исчезает в готовом произв.: она передается читателю. Л. в максимальной степени апеллирует к работе эстетич. воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное лит. произведением худож. бытие может быть “явлено” только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. Образ художественный). Л. Н. Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного иск-ва возникает -“...иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю” (•“0 литературе”, 1955, с. 598). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидат. функции Л.: воспитание художника в самом читателе.

 

Словесная форма Л. (см. Речь художественная) не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не <говорит> (или “пишет”), но “разыгрывает” речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Худож. речь создает последовательность словесных образов-“жестов”; она сама становится действием, “бытием”. Так, чеканный стих “Медного всадника” словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф. М. Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге лит. произв. ставит читателя лицом к лицу с художественной действительностью, к-рую можно не только постигать, но и переживать, “жить” в ней.

 

Классики марксизма-ленинизма в суждениях об идеологич. и эстетич. характере иск-ва и Л. особо подчеркивали их познават. и воспитат. функции. В. И. Ленин видел в творчестве Л. Н. Толстого “гениальное освещение” “великого народного моря, взволновавшегося до самых глубин...” (“О литературе и искусстве”, 1969, с. 219, 227). Вместе с тем идеологи пролетариата ценили в иск-ве “художническое”, созидат. начало, эстетич. наслаждение, формотворч. процесс и акт духовно-эмоц. общения. Ленин настаивал на том, что иск-во “...должно объединять чувство, мысль и волю... масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их” (там же, с. 663). К. Маркс писал о “вечной прелести” и вечном “наслаждении”, к-рое доставляет антич. иск-во (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 737).

 

Совокупность лит. произв., созданных на определ. языке или в определ. гос. границах, составляет ту или иную нац. Л. (см., напр.. Русская литература и статьи о др. нац. лит-рах); общность времени создания и обусловленных этим худож. свойств позволяет говорить о Л. данной эпохи (см., напр., Возрождение)', взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, нац. лит-ры образуют мировую.или всемирную литературу. Худож. Л. любой эпохи обладает огромным многообразием. Прежде всего Л. делится на два осн. типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, осн. особенности каждого рода достаточно определенны (см. Род литературный). В то же время в произв. разл. родов есть общность и единство. В любом произв. Л. так или иначе выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах (см. Характер), хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием. Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств наз. темой, а смысловой итог произв., вырастающий из соположения и взаимодействия образов, — идеей художественной. В отличие от логич. идеи, худож. идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях худож. целого. При анализе худож. идеи нередко вычленяют две стороны:? ον и м а н и е отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или “идейно-эмоциональную направленность”, наз. тенденцией; в Л. социалистического реализма тенденция в широком смысле трактуется как партийность литературы, выступающая в диалектич. соотношении с такими критериями ценности произв. иск-ва, как народность и художественность.

 

Лит. произв. представляет собой сложное сплетение специфич. “образных” высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя то или иное отд. действие, движение, к-рые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении.

 

Динамич. характер словесного иск-ва, в отличие от статич, характера изобразит, иск-в, впервые осветил Г. Э. Лессинг (“Лаокоон, или О границах живописи и поэзии”, 1766). Отд. элементарные действия и движения, из к-рых слагается произв., имеют разл. характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и “речевые движения” — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений

 

ЛИТЕ

 

==187

 

представляет собой сюжет произведения. Воспринимая но мере чте ния сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие? конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) “внутренней формой” произведения. К “внутренней форме” относится и композиция.

 

Наконец, формой произв. в собств. смысле является худож. речь, последовательность фраз, к-рую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что худож. речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т. к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея). Рассматривая строение произв., его разл. “пласты” и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произв. представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произв., опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий разл. аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).

 

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (напр., эпич. жанры: эпос, повесть, роман, рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени. Наконец, в Л. выделяют разл. творч. методы и стили. Определ. метод и стиль характерны для Л. целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творч. направления (см. Метод художественный, Направление и течение, Стиль).

 

Л. изучается разл. отраслями литературоведения. Текущий лит. процесс составляет осн. предмет критики литературной.

 

• Маркс К. и Энгельс Ф., Об иск-ве. [Сб. ст.], т. 1—2, 3 изд., M., 1976; Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве. [Сб. ст.], 6 изд., М., 1979; Белинский В. Г., Общее значение слова литература, Поли. собр. соч., т. 5, M., 1954; е г о ж е, Идея иск-ва, там же, т 4, M., 1954; Теория лит-ры. Осн. проблемы в историч. освещении, [кн. 1—З], М., 1962—65; Бахтин M., Вопросы лит-ры и эстетики, М., 1975. В. В. Кожинов.

 

“ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ”, науч.-методич. журнал. Орган Мин-ва просвещения РСФСР. Выходит в Москве с 1936 раз в два месяца (с сент. 1941 по 1945 не выходил). Предназначен для учителей лит-ры средней школы, преподавателей методики лит-ры пед. ин-тов, студентов-словесников.

 

“ЛИТЕРАТУРА И МАРКСИЗМ”, журнал теории и истории лит-ры. Изд. в Москве в 1928—31. Выходил раз в два месяца. В 1928—30 в редколлегию входи ли В. М. Фриче (ответств. ред.), В. Ф. Переверзев, П. И. Лебедев-Полянский и др. Журнал мало внимания уделял совр. лит. процессу, оставаясь в рамках академич. лит-ведения. После дискуссии в марте 1931 в журнале наметился пересмотр концепции вульгарного социологизма.

 

“ЛИТЕРАТУРА ИР МЯНАС” (“Литература и искусство”), еженед. газета. Орган творч. союзов Литов. ССР. Изд. в Вильнюсе с 1946 на литов. яз. “ЛИТЕРАТУРА УН МАКСЛА” (“Литература и искусство”), еженед. газета, орган творч. союзов Латв. ССР. Изд. в Риге с 1945 на латыш, яз. “Л1ТЕРАТУРНА УКРА1НА” (“Литературная Украина”), газета, орган СП УССР. Выходит на укр. яз. с 1927 под назв. “Л1тературна газета”; в 1941—45 — <Л1тература та мистецтво” (“Литература и искусство”, в Ворошиловграде, Уфе, Москве, Харькове, Киеве); с апр. 1945 — под назв. <Л1тературна газета”; с 1962 — под совр. назв.

 

“ЛИТЕРАТУРНАЯ АРМЕНИЯ”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал. Орган СП Арм. ССР. Изд. с 1958 в Ереване на рус. яз.

 

==188 ЛИТЕ

 

“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, рус. газета. Изд. в Петербурге раз в 5 дней с 1 янв. 1830 по 30 июня 1831. Ред.-издатель (по ноябрь 1830)—A.A. Дельвиг, затем (когда за отклики на Июльскую революцию во Франции ему было запрещено редактирование) О. М. Сомов (№ 65—72, 1830, № 1—37, 1831). Организована литераторами, объединившимися вокруг альманаха “Северные цветы”, при ближайшем участии А. С. Пушкина и П. А. Вяземского. Продолжала, насколько возможно, традиции декабристской литературы. Печатались произв. Пушкина (отрывки из “Путешествия в Арзрум”, “Арапа Петра Великого”, “Евгения Онегина”, стих. “Стансы”, “Арион” и др.), первые произв. Н. В. Гоголя (фрагменты из повести “Страшный кабан”) и А. В. Кольцова, стихи Е. А. Баратынского,?.Η. Γлинки, а также (без подписи) — сосланных декабристов А. А. Бестужева, В. К. Кюхельбекера, переводы из В. Скотта, Э. Т. А. Гофмана, П. Мериме, Стендаля, В. Гюго. Печатая писателей-романтиков, “Л. г.” вместе с тем критиковала эстетич. концепции романтизма (серия статей?.Α. Κатенина); отвечая на обвинение в “литературном аристократизме”, полемизировала с “Московским телеграфом”·,резко выступала против “Северной пчелы”·, произв. Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча, осуждала “торговое” направление в лит-ре.

 

• Блинова E. М., <Лит. газета” А. А. Дельвига и А. С. Пушкина, М., 1966. Д. Л. Муравьев.

 

“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА. Вестник наук, искусств, литературы, новостей, театров и мод”, рус. газета. Изд. в Петербурге в 1840—49; преобразована из “Литературных прибавлений к „Русскому инвалиду"” (1831—39). Изд. и основной ред. — А. А. Краевский, в разное время “Л. г.” редактировали Ф. А. Кони, Н. А. Полевой, В. Р. Зотов. До 1846 была близка к “Отечественным запискам”·, печатались статьи В. Г. Белинского, произв. А. В. Кольцова, Д. В. Григоровича, В. И. Даля, Н. А. Некрасова (под псевд. Наум Перепельский), И. И. Панаева, В. А. Соллогуба, помещались физиологич. очерки (см. Натуральная школа).

 

“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА”, орган правления СП СССР. Выходит с 1929 (в 1942—44 под назв. “Литература и искусство”; с 1967 — еженедельник). Гл. ред. были А. А. Сурков, К. М. Симонов, С. С. Смирнов и др.; с 1962 — А. Б. Чаковский. “Л. г.” печатает лит.-критич. статьи, театральные и кинорецензии, хронику лит. жизни, отрывки из худож. произв., публицистич. материалы по вопросам социологии, экономики, науч.-технич. прогресса, морали, междунар. жизни.

 

“ЛИТЕРАТУРНАЯ ГРУЗИЯ”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал. Орган СП Грузии. Выходит в Тбилиси на рус. яз. с 1957.

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЗАПИСЬ, запись к.-л. повествоват. материала (рассказа), сопровождающаяся его стилистич. и композиц. обработкой; в более широком смысле — форма соавторства “бывалого человека” и профессионального литератора. Примером Л. з. может служить “Кадетский монастырь” Н. С. Лескова — обработанная запись стенограммы воспоминаний бывшего кадета Г. Д. Похитонова. Значит, распространение в СССР и за рубежом Л. з. получила после 2-й мировой войны, особенно в мемуарной лит-ре (см.Мемуары).

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА, см. Критика литературная.

 

“ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ”, лит. еженед. газета. Орган правлений СП РСФСР и Моск. писательской орг-ции. Выходит в Москве с 1963 (вместо издававшейся с 1958 газ. “Литература и жизнь”).

 

“ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЕБА”, 1) лит.-критич. журнал. С 1930 выходил в Ленинграде, в 1935—41 — в Москве. Осн. М. Горьким с целью воспитания молодых кадров сов. лит-ры. Горький регулярно публиковал в журнале статьи, намечающие программу обучения молодежи лит. мастерству. 2) Лит.-критич. и обществ.-политич журнал СП СССР и ЦК ВЛКСМ.

 

Изд. в Москве с 1978, выходит раз в два месяца. Продолжает традиции журнала, осн. Горьким. Печатает прозу и стихи молодых писателей с последующими разборами, теоретич., критич. и литературоведч. статьи о классич. рус. и сов., а также заруб, лит-ре.

 

“ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО”, непериодич. сб-ки АН СССР, публикующие неизданные документ. материалы по истории рус. и сов. лит-ры и обществ. мысли. Издание существует с 1931, с 1960—орган Института мировой литературы имени М. Горького. Сб ки включают документы из сов. и заруб, архивов, исследоват. статьи, обзоры, библиографич. указатели, воспроизводят автографы, портреты, картины, фотографии и т. п. Содержание первых выпусков отражало лит.-эстетич. взгляды классиков марксизма, историю рус. лит-ры и освободит, борьбы в России 19 — нач. 20 вв. Позднее изданы тематич. сб-ки, поев. рус. писателям, критикам, публицистам, взаимосвязям рус. и заруб, лит-р, а также истории сов. лит-ры (“Пушкин”, “Толстой”, <Русская культура и Франция”). Начиная с первого выпуска “ЛН” в работе над изданием бессменно участвуют И. С. Зильберштейн (инициатор издания) и С. А. Макашин. До 1983 вышло 93 тома.

 

φ ΛомуповК., Уникальное издание (К 50-летию <Лит. наследства”), <ВД>, 1981, № 12.

 

“ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ”, лит.-критич. журнал. Орган СП СССР. Выходит с 1973 в Москве. Поев. проблемам развития сов. многонац. лит-ры и

 

критики. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ И ГАЗЕТЫ рус

 

с к и е. Подобно всей ранней рус. журналистике, начиная с ее рукописных предшественников — “вестовых писем” (или “курантов”) 17 в., а затем печатных петровских “Ведомостей”, первые рус. лит. журналы издавались правительств, учреждениями. С сер. 18 в., когда пр-во Елизаветы в качестве одного из прав дворянства допустило создание частных журналов, стала складываться передовая рус. журналистика. В своем развитии до 1917 рус. журналистика прошла ряд этапов, совпадающих с осн. этапами обществ, развития и освободит, движения в России. Поскольку наряду с прогрес. печатью всегда существовали журналы и газеты официозного, консервативного, либерального и т. п. направлений, история журналистики была историей непрекращающейся борьбы разл. идеологич. и лит.-эстетич. тенденций.

 

Русские литературные журналы до 1917. Первые рус. лит. журналы возникли как своего рода приложения к правительств, газ. “Санкт-Петербургские ведомости”, издававшейся с 1727 Академией наук и пропагандировавшей политику просвещенного абсолютизма. “Примечания к Ведомостям” (1728—42) были первым академич. науч.-популярным журналом. Наряду со статьями историч. и географич. содержания здесь печатались немногочисл. оригинальные и переводные стихи, прозаич. переводы из антич. и новоевроп. лит-р, статьи по истории лит-ры и театра. В созданном по инициативе М. В. Ломоносова журн. АН “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие” (1755—64) лит. часть уступала научной. Тем не менее журнал способствовал организации лит. сил, показал, что создание собственно лит. органа стало неотложной потребностью развития лит-ры. “Трудолюбивая пчелам А. П. Сумарокова была первым частным журналом с сильным элементом сатирич., политич. злободневности и выраженным лит. характером.

 

Высокого подъема рус. журналистика 18 в. достигла в сатирич. журналах 1769—74 с их острой лит обществ. полемикой, начатой журн. -“Всякая всячина” Екатерины II, к-рая предприняла попытку переключить обществ, недовольство с правительств, политики и “порочных лиц” на “общие” людские пороки. Полемизируя с правительств, журналистикой, передовые журналы этого времени — “Трутень” и “Живописец” Н.И. Новикова, “Смесь” (1769) Л. И. Сичкарева, отчасти “Адская почта:” Ф. А. Эмина выступали против своеволия “знатных господ”, взяточничества и др. социальных зол. В сатирич. журналах Новикова

 

был поднят и вопрос о положении крепостного крестьянства; в них вырабатывался лит. язык, подготовивший достижения лит-ры конца 18 в. Политич. реакция после восстания Е. И. Пугачева определила осторожный, бесцветный характер мн. журналов 70— 80-х гг. Среди них выделяются просветит. “СанктПетербургский вестник” (1778—81) и двойственный по своему направлению “Собеседник любителей российского слова*. Большой лит.-обществ, интерес представляли обличит, журналы И. А. Крылова “Почта духова, “Зритель”; “Санкт-Петербургский Меркурий”: Им противостояли, с одной стороны, академич. и близкие к ним “Российский магазин” (1792—94)?. 0. Туманского, “Новые ежемесячные сочинения” (1786—96), с другой—журналы сентименталист. направления. Наиболее значит, из них был “Московский журнал” Н. М. Карамзина, явившийся в известном смысле родоначальником рус. “толстых” журналов.

 

В кон. 18 в. возникли журналы и в провинции: “Уединенный пошехонец” и “Ежемесячное сочинение” (1787) в Ярославле, “Иртыш, преврагцающийся в Ипокрену” и “Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная...” (1793—94) в Тобольске. Итогом просветит, периода рус. журналистики было возникновение журналов, не зависевших от пр-ва, отражавших передовые течения рус. обществ, мысли и постепенное упрочение новых эстетич. воззрений, шедших на смену классицизму.

 

В 19 в. лит. журналы стали играть еще более важную роль в развитии рус. лит-ры. Выдающиеся произв. рус. писателей до выхода в свет отд. изданиями б. ч. печатались на страницах лит. журналов, вызывали критич. отклики в журнальных отделах критики и библиографии. Все это резко повысило интерес читателей к лит. журналам, число подписчиков ежегодно увеличивалось. В отличие от журналов 18 в., мн. журналы 19 в. существуют длит. время (“Вестник Европы”·, “Русский вестник”, “Сын отечества”; “Библиотека для чтения”; “Дело” и др.). Нек-рые журналы переходили в другие руки и, сохраняя прежнее назв., меняли идейное направление (“Современник”; “Отечественные записки”, “Северный вестник”·). В 19 в. почти не стало правительств, журналов (одно из существенных исключений —“Журнал Министерства народного просвещения”, 1834—1917, в к-ром большое место занимали историко-лит. темы), однако по временам усиливалось консервативное крыло лит. печати. Царское пр-во вело борьбу с прогрес. журналами средствами цензуры (см. Цензура и русская литература), вплоть до закрытия нежелат. изданий (“Европеец”, “Московский телеграф”, “Телескоп”, “Современник”, “Русское слово”, “Отечественные записки”), Способом борьбы с прогрес. журналистикой было и действовавшее до 1905 запрещение выдавать в публичных б-ках и обществ, читальнях “Современник” (за 1856—66), “Русское слово”, “Отечественные записки” (с 1867), “Дело”, “Слово”, “Русскую мысль” (1880—84), “Знание” (1870—1877), “Устои”.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 454. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия