Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 46 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 46 страница






 

К. л. представляют Прованс, трубадуры Джауфре Рюдель, Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, франц. труверы Конон де Бетюн, Кретьен де Труа, Мария французская и др. (см. Провансальская литература), нем. миннезингеры Вальтер фон дер фогельвейде, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшевбах. К. л. получила развитие и на Бл. Востоке (“романтический эпос” Низами Гявджеви). Уникальный образец К. л. на Д. Востоке—роман <ГэндзиМоногатари” (ок. 1001—06) япон. писательницы Мурасаки Сикибу.

 

φ BezzolaR., Les origines et la formation de la literature courtoise en Occident, [v. 1—3], P., 1944—63. A. Δ. Михайлов.

 

“КЫЗ-ЖИБЕК”, казах, нар. лирич. поэма. Сложилась прибл. в 17 в.

 

Названа по имени героина — красавицы Кыз-Жибек. Сюжет построен на утверждении брачного обычая левирата, по к-рому вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа; но этич. стержнем произв. является поэтизация верности в любви и дружбе, отваги, патриотизма. Это одно из лучших поэтвч. созданий казах, фольклора. Поэма исполнялась мн. акынами, неоднократно издавалась начиная с 1894.

 

Изд.: Кыз-Жибек. Тексты и переводы. А.-А., 1963.

 

“КЫРГЫЗСТАН МАДАНИЯТЫ” (“Культура Киргизии”), лит.-худож. еженед. газета. Орган СП и Мин-ва культуры Кирг. ССР. Изд. во Фрунзе с 1967 на кирг. яз.

 

 

00.htm - glava16

 

Л

 

 

ЛАКОНИЗМ (от греч. Iakonismos), лапидарность, предельная сжатость и точность языка, культивировавшаяся в древней Спарте (расположенной на территории Лаконии — отсюда назв.) и вошедшая в пословицу. Л. характерен для афористики, нар. пословиц, крылатых слов. м. л. гаспаров. ЛАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра лакцев на лакском яз. (см. Дагестана литературы). Фольклор с его многообразными темами и жанрами оказывал влияние на письм. лит-ру. Эпич. песни •“Парту Патима”, “Кайдар”, “Батыр Хучилов”, “Хан-Муртазаали”, “Бархаллал Давди” изображали важные историч. события, они исполнялись певцами-импровизаторами. Поэты-ученые 17—19 вв. писали стихи в осн. религ. содержания на араб. яз. Во 2-й пол. 19 в., после присоединения Дагестана к России, начался процесс демократизации Л. л. В 1862 создан алфавит на рус. основе. В нач. 20 в. появляются жанры революц. публицистики, первые произв. прозы и драматургии. После Окт. революции открылись широкие перспективы развития Л. л. Лирич. поэзия отмечена чертами романтизма и реализма. В 30-х гг. Л. л. становится на путь социалистич. реализма. Издаются сб-ки стихов А. Гафурова, Ю. Хаппалаева, пьесы М. Чаринова. В годы Великой Отечеств, войны 1941—45 всесоюзную известность приобрело творчество Э. Капиева. Л. л. послевоен. десятилетий обращается как к историч. прошлому, так и к совр. социальным и нравств. проблемам (Гафуров, Хаппалаев, Б. Рамазанов).

 

• Кассиев Э., Очерки лакской дореволюп. лит-ры, Махачкала, 1959; Гусейнаев А. Г. и Кассиев Э. Ю., Очерки лакской сов. лит-ры, Махачкала, 1064. А. Климова, ЛАОССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра лаосского народа. Развивается на лаосском яз. Ранние памятники эпиграфики, обнаруженные на терр. Лаоса, восходят к кон. 13 в. Первые произв. религиозного, а затем и светского содержания появляются после создания гос-ва Лансанг (14 в.) и распространения буддизма: поэма “Принц Хунг” о междоусобных распрях лаосских правителей, прозаич. “Сказание о Кхуи Боломе”— легендарном основателе одного из первых княжеств в Лаосе (предположительно 13—15 вв.) и др. Значит, воздействие на формирование Л. л. оказала др.-инд. лит-ра, в т. ч. разл. джатаки. Сюжеты др.-инд. лит-ры под влиянием местных фольклорных Традиций подверглись в Л. л. заметной переработке и переосмыслению. Вершина развития ср.-век. Л. л.— эпич. поэма “Синсай” Панкхама (16—17 вв.). К этому периоду относятся также религ.-дидактйч. и дидактикобытовые произв., в к-рых отразились этич. нормы И правовые отношения ср.-век. Лаоса. С 18 в. в результате распада гос-ва Лансанг (1707) и потери лаосскими территориями независимости (кон. 19 в.) Л. л. находилась в состоянии длит. застоя. Ее возрождение началось лишь после 2-й мировой войны 1939—45 и fi период подъема нац.-освободит, движения. После создания ЛНДР (1975) господствующее место заняла реалистич. лит-ра. Преобладают произв. малых форм. Наиболее значительные произв. совр. Л. л.— романы Кхамлиенга Фолсены и Сувантхонга Бупханувонга, Чантхи Дыансавана, поэмы Десакхампху Сомсй.

 

Лит. периодика: журн. <Ваннасин> (с 1979).

 

• Лаос. Справочник, М., 1980, с. 220—36. Л. Н. Морев.

 

“ЛАСАРЙЛЬО С ТОРМЕСА” (полн. назв.—“Жизнь Ласарильо, его невзгоды и злоключения”, “La vida de Lazarillo de Tormes y de sus fortunas y adversidades”), исп. анонимная повесть, изд. в 1554 в Бургосе, Алькала-де-Энаресе и Антверпене. Одно из наиболее ярких произв. ренессансной лит-ры, положившее начало плутовскому роману.

 

Рассказывает о мальчике, в жестокой борьбе с голодом и нищетой становящемся плутом. В 1559 была запрещена инквизицией и с 1573 до нач. 19 в. издавалась в искаженном виде. Продолжения и подражания повести появлялись с 1555 до сер. 20 в.; 2-я ч., выпущенная в 1620 X. де Луной, отличается острой антиклерикальной сатирой. На рус. яз. повесть впервые опубл. в 1775; в сов. время —· в 1955, a пер. К. Н. Державина.

 

• Томашевский Н., Традиция и новизна, М., 1981, с. 256—74; Macaya L a h m a nn E., Bibliografia del <Lazarillo de Tonnes”, San Josй, 1935. В. К. Ясный.

 

ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Зап. Европы после 5 в., развивавшаяся на лат. яз. Л. л. играла ту же историч. роль, что византийская литература в Вост. Европе: была связующим звеном между античностью и новыми нац. лит-рами. В раннее средневековье она была единственной, в зрелое средневековье — одной из ведущих письм. лит-р, в эпоху Возрождения — гл. школой усвоения “возрождаемой” культуры античности. В Л. л. средних веков преобладало религ. содержание (в прозе — жития святых, “видения”, проповеди, в поэзии — дидактич. эпос, лирич. гимны и секвенции), в Л. л. Возрождения — светское содержание в антич. жанровых формах (речи, письма, элегии, идиллии, стихотворные послания, сатиры, эпиграммы, стихи на случай). Рассчитанная на образованного читателя, Л. л. тем не менее пользовалась и нар. материалом, перерабатывая фольклорные повествоват. сюжеты и усваивая нар. песенные ритмы.

 

Основные этапы развития Л. л. 1) “Темные века” (сер. 6 — сер. 8 вв.): традиция светского обравоваиия прекращается, немногочисл. памятники анТИЧ. лит-ры продолжают читаться лишь в монастырях; писатели этого времени редки и разобщены (в Галлии — поэт Венанций Фортунат и историк Григорий Турский, 6 в.; в Испании — энциклопедист Исидор Севильский, 7 в.; в Англии — историк Беда Достопочтенный, 8 в.). 2) “Каролингское Возрождение” (или “вергилианское”) (сер. 8—9 вв.): при дворе Карла Великого (ок. 800) собирается придворная “академия” (историк и поэт Павел Диакон из Италии, повт и педагог Алкуин из Англии, поэт Теодульф из ЮЖ. Галлии; их ученики-франки — поэт Ангильберт, историк Эйнхард и др.), наследниками ее становятся монастырские школы (энциклопедист Храбан Мавр, философ Иоанн Скот Эриугена, поэт Валафрид Страбон, гимнограф Ноткер Заика), традиции светской культуры сохраняют придворная лирика Седулия Скота, “каролингские ритмы” о совр. событиях, героич. поэма “Вальтарий”. 3) “Оттоновское Возрождение” (или “горацианско-теренцианское”) (10 — нач. 11 вв.): центр его—императорский двор и германские монастыри, крупнейшие фигуры — поэтесса Хросвита (“комедии” на житийные темы) и историк Лиутпранд; в 11 в. появляется лат. любовная лирика (“Кембриджские песни”) и “Руодлиб”, первый европ. рыцарский роман в лат. стихах. 4) “Овидианское Возрождение” (кон. 11—12 вв.): осн. культурный центр перемещается во Францию, монастырские школы оттесняются епископскими, идеология духовенства подвергается влиянию рыцарской; оживает философия (П. Абеляр), филос. публицистика (Иоанн Солсберийский), религ.-филос. историография (Оттон Фрейзингенский), филос. эпос (Алан Лилльский); расцветают элегии, послания и дидактич. поэмы в манере Овидия (Хильдеберт Турский, Марбод Рейнский, Бальдерик Бургейльский), разрабатываются мифол., сказочные и сатирич. сюжеты (“Александреида” Вальтера Шатильонского, “Изенгрим” Ниварда Гентского, “Зерцало

 

ЛАКО—ЛАТИ

 

==175

 

глупцов” Нигела Вирекера); обновляется релит, лирика (Адам Сен-Викторский), создается религ. драма; наконец, по всей Европе распространяется оригинальная любовная и сатирич. поэзия вагангов, 5) Позднее средневековье (13—14 вв.): епископские школы оттесняются университетами, идеология духовенства испытывает воздействие бюргерства, осваивается переведенный с греч. и араб. языков Аристотель и на этой основе подводится итог всей средневековой философии (Фома Аквинский), перерабатываются для массового читателя своды житий (“Золотая легенда”) и притч (“Римские деяния”), усиленно развивается мистич. лит-ра (Рёйсбрук Дивный, Фома Кемпийский). 6) Ренессанс (сер. 14— 16 вв.): Л. л. переходит из рук схоластов в руки гуманистов, распространяется культ древних классиков, латынь из общедоступного средства общения становится достоянием изысканно эрудированных стилистов, культурный центр смещается в Италию; виднейшие авторы этого периода — Ф. Петрарка, Дж. Ф. Браччолини, Я. Саннадзаро, П. Бембо, Иоанн Секунд, К. Цельтис, Эразм Роттердамский, У. фон Гуттен, Т. Мор и др. 7) Начиная с 17 в. Л. л. постепенно иссякает, сохраняясь лишь в поэтич. упражнениях (от Дж. Мильтона до Дж. Пасколи), в науке (Б. Спиноза, И. Ньютон, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода), в обиходе католич. церкви.

 

Изд.: Памятники средневековой лат. лит-ры IV — IX вв., М., 1970; Памятники средневековой лат. лит-ры? — XII вв., М., 1972; Monumenta Germaniae Historica, ed. G. H. Pertz, t. l—7, Hannoverae, 1826 — 44 (MGH); Patrologiae cursus compпetus, ser. Latina, ed. J. P. Migne, v. l - 221, P„ 1844—64 (PL).

 

φ Γолениодев-Кутузов И. H., Влияние лат. лит-ры IV—V вв. на лит-ру средневековья и Ренессанса, <ВДИ”, 1964, ¹ l; R a by F.J.E., History of Secular Latin poetry in the middle ages v. 1—2, 2 ed., Oxf., 1957; Dronke P., Medieval Latin and the rise of European love-lyric, v. 1—2, Oxf., 1965—66 (есть библ.) М. Д. Гаспаров.

 

ЛАТИФА (араб., букв.— шутка, острота), жанр фольклора и лит-р Бл. и Ср. Востока, Ср. Азии, небольшой остроумный рассказ или анекдот. В устном нар. творчестве распространен очень широко; к этому жанру следует отнести, напр., многочисл. устные рассказы о Ходже Насреддине, бытующие у мн. народов, цикл нар. рассказов о туркм. поэте Кемине и т. п.

 

В письм. лит-ре Л. засвидетельствованы еще с 10 в. Известны сб-ки, составленные Мохаммедом Ауфи в 13 в.,—“Ожерелье анекдотов и блестки повествований” в <Радость после кручины” (последний — на основе араб. источника 10 в.), сб. <3анимательные рассказы о разных людях” (16 в.) Али Сафи, “Собрание анекдотов” (19 в.) Ахмада Суруша и мн. др.

 

ЛАТЫШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра латыш, народа на латыш, яз. Развитие самостоят, нац. Л. л. началось с сер. 19 в. одновременно с нац.-освободит. движением. Нем. феодалы, под игом к-рых Латвия находилась с 13 в., искусственно сдерживали это развитие: лишь в 16 в. были изданы первые книги на латыш, яз. (духовного содержания). Книги светского содержания появились в сер. 18 в. Создание нац. письменной Л. л. связано с движением младолатышей, к-рые боролись за самостоят, нац. развитие, самобытную латыш, культуру, лит-ру и язык. Л. л. опиралась на традиции нац. фольклора — нар. песен, сказок, легенд. Самое полное первое издание латыш, нар. песен—“Латышские дайны” (т. 1—6, 1894—1915)— составлено писателем и фольклористом К. Бароном. “Песенки” (1856) Ю. Алунана положили начало нац. письм. поэзии. Творчество представителей т. н. нар. романтизма — Аусеклиса и А. Пумпура, автора героич. эпоса <Лачплесис1>, носило ярко выраженный антифеод, характер; в нем отразились идеи нац.-освободит. борьбы. Первые значит, достижения латыш. прозы — роман “Времена землемеров” (1879) братьев Матиса и Рейниса Каудзит и рассказы Апсишу Екабса о жизни деревни. Творчество латыш, писателей испытывало влияние рус. реализма. Начало латыш, драматургии положил в 70—80-х гг. 19 в. А. Алунан.

 

==176 ЛАТИ—ЛАТЫ

 

Очередной этап развития в Л. л., начавшийся в 90-х гг. 19 в., связан с “новым течением” (“Яуна страва”), с ростом рабочего движения и возникновением марксист, мысли в Латвии. Начал свою лит. деятельность крупнейший латыш, поэт Я. Райнис. Гражд. мотивы звучат в романтич. творчестве поэтессы и драматурга Аспазии. Распространялись стихи революц. поэта Э. Вейденбаума, призывавшего свергнуть гнет поработителей. Развернулся талант мастера новеллистики и драматургии Р. Блауманиса, в произв. к-рого отражены жизнь крестьян и распад патриарх. отношений в деревне. В эти годы вошел в лит-ру и один из своеобразнейших латыш, романтиков поэт Я. Порук.

 

Огромное влияние на Л. л. оказала революция 1905—07. Ее провозвестником стал в Латвии Райнис: его стихотв. сб-ки “Далекие отзвуки синим вечером”, “Посевы бури” и др. в аллегорич. форме, романтически обобщенно выражали настроения масс, стремления революц. пролетариата. Борьбе народа за свободу поев. пьеса Райниса “Огонь и ночь” (1905). Им созданы также пьесы “Индулис и Ария”, “Вей, ветерок!”, “Иосиф и его братья”. Философски глубокие поэзия и драматургия Райниса обогатили Л. л. идейно и тематически. Мастером латыш, баллады стал В. Плудонис; в его аллегорич. поэме “В солнечную даль” отразилась вера в конечную победу революции. Если Райнис выражал социалистич. идеалы своим романтико-символич. иск-вом, то другой крупнейший латыш, писатель А. Упит шел по пути критич. реализма и закладывал основы социалистич. реализма в латыш, прозе и драматургии. Его повесть “Буржуа”, романы “Новые истоки”, “Золото” и др., новеллы показывают характерные типы эпохи, разоблачают капиталистич. строй. Реалистич. прозу обогатили также рассказы о латыш, деревне Э. БирзниекаУпита, творчество Судрабу Эджуса, писавших также и произв. для детей. С латыш, декадентами, к-рые активизировались после поражения Революции 1905—07, успешно боролась вступавшая в пору зрелости марксист, лит. критика (Упит, Р. Пельше и др.). После Окт. революции, когда в 1919 Латвия стала советской, родилась советская Л. л.?

 

В бурж. Латвии в 20—30-х гг. лит-ра развивалась в атмосфере острой классовой борьбы. Реакц. лит-ру характеризуют национал-шовинизм, прославление бурж. строя, идеализация хуторской жизни. В противовес ей писатели Л. Лайцен, Л. Паэгле, А. Балодис и др. призывали к борьбе против существующих порядков, за восстановление Сов. Латвии. Стихи Паэгле, проза Лайцена воплощают боевой дух революц. Л. л. Райнис опубл. 5 сб-ков стихов; значит. произв. создали Я. Судрабкалн, А. Чак, Я. Грот; в прозе крупнейшим мастером остается Упит (роман “На грани веков” и др.), выступивший также в новеллистике и жанре сатирич. комедии и историч. трагедии. В 30-х гг. в лит-ру приходит В. Лацис, с позиций критич. реализма изобразивший в своих романах жизнь латыш, тружеников — моряков, рыбаков.

 

Сов. Л. л. существовала в 20—30-х гг. за пределами Латвии в Сов. Союзе (Судрабу Эджус и др.), однако интенсивное ее развитие началось после восстановления в Латвии Сов. власти в 1940, чему способствовало включение в строительство новой жизни таких мастеров, как Упит, Лацис, Судрабкалн. В годы Великой Отечеств, войны развивалась поэзия (В. Луке, А. Григулис, Ю. Ванаг, Ф. Рокпелнис). В первые послевоен. годы центральной проблемой сов. Л. л. было отображение идейно-политич. роста человека, утверждение сов. действительности — в поэзии Судрабкална, Лукса, Грота, Чака, Балодиса, в прозе У пита, Лациса (романы “Буря”, “К новому берегу”), А. Саксе, Я. Гранта, А. Броделе, Я. Ниедре, Ж. Гривы, пьесах Григулиса.

 

t-BBp. Л. л. стремится к глубокому отражению реальной действительности, к многогранному раскрытию внутр. мира человека, к анализу острых жизненных конфликтов. Получила развитие многообразная по стилю поэзия. Широк диапазон филос., гражд. и любовной лирики поэтессы М. Кемпе. Развитие личности сов. человека, дружба народов, взаимосвязь судьбы человека и судьбы народа, повышение гражд. ответственности — эти актуальные проблемы волнуют латыш, сов. поэзию, представленную поэтами Луксом, А. Веяном, А. Скалбе, И. Аузинеи, Я. Петерсом, В. Белшевица, М. Чаклайсом, А. Элксне. Партийной страстностью, высокой гражданственностью, своеобразием стиля отмечена поэзия О. Вациетиса и И. Зиедониса.

 

В прозе темы современности — преим. в психол. и моральном аспектах — решают 3. Скуинь, И. Индране, Р. Эзера, А. Бэле, В. Ламе, А. Якубанс. Глубоким раскрытием социальных истоков человеческой психологии выделяются рассказы Э. Вилкса. Жизнь и борьба латыш, народа в оккупированной Латвии отразились в произв. М. Бирзе, Э. Лива, А. Янсона. Развивается биографич. роман (Ниедре, Я. Калнынь). Совр. драматургия представлена пьесами из жизни молодежи Г. Приеде, X. Гулбиса. СП Латв. ССР создан в 1940.

 

Лит. периодика: газ. “Литература ун максла”; журналы “Карогс”, “Даугава” (с 1977, на рус. яз.).

 

Изд.: Антология латыш, поэзии, Рига, 1955; Антология латыш. поэзии, т. 1—2, М.—Л., 1959.

 

φ Θстория латыш, лит-ры, т. 1—2, Рига, 1971; Берсоа И., Писатели Сов. Латвии [Справочник], Рига, 1976 (на латыш, яз.). В. А. Лабренце.

 

“ЛАЧПЛЕСИС”, латыш, героич. эпос, составленный (1888) на основе латыш, фольклора (сказок, преданий) и ср.-век. хроник А. Пумпуром (вслед за “Калевалой” Э. Лёнрота и ^Калевипоэгом.” Ф. Крейцвальда). “Л.” выдержан в осн. в размере латыш, нар. песен (хорей в сочетании с дактилем). Персонаж волшебных сказок Лачплесис (Раздирающий медведя) превращен Пумпуром в эпич. богатыря, нац. героя, предводителя народа в борьбе против нем. рыцарей. Пумпур использовал традиц. эпич. сюжеты: первый подвиг героя, героич. странствия (на зачарованный остров и т. п.), женитьба на деве — помощнице богатыря (Лаймдота), борьба с враждебным колдуном Кангаром и др. Лачплесис побеждает в поединке Темного рыцаря, но гибнет сам; народ ждет возвращения героя и окончат, освобождения от поработителей (ср. сходный мотив в “Калевипоэге”). “Л.” стал подлинно нац. эпопеей; на его основе возник вторичный фольклор (предания).

 

Изд.: Пумпур А., Лачплесис, М., 1975. В. П.

 

ЛЕ (франц. lai, заимствовано из кельт, языков), 1) песенная форма в ср.-век. франц. поэзии; развилась из. секвенции, поэтому состоит из длинных 2членных неповторяющихся строф (в отличие от виреле с 3-членными повторяющимися строфами, развившимися из плясовой песни). 2) Эпич. жанр в ср.-век. франц. поэзии: небольшой рассказ в 8-сложных стихах сперва на героич. и сказочные, потом на бытовые (ср. фаблио) темы.

 

• История франц. лит-ры, т. 1, М.—Л., 1946, с. 104—06.

 

ЛЕГЕНДА (от лат. legenda, букв.— то, что следует прочесть), 1) один из самых значит, жанров письменности на протяжении всего европ. средневековья (начиная с 6 в.); первоначально — житие святого, написанное для чтения в день его памяти, или патериковые рассказы (см. Патерик); сам термин возник в католич. письменности. Со временем Л. стали называть также разнообразные повествования религ. характера, благочестивые и поучит, в той же степени, как и первонач. Л. (биографии подвижников и раскаявшихся грешников, притчи о животных, растениях, предметах христ. культа и т. д.).

 

К 13—15 вв. в Европе сложились многочисл. сводные сб-ки христ. Л. на лат. яз., в т. ч. знаменитая “Золотая легенда” (“Legende aurea”, 13 в.) Якопо из Варавде, переведенная на большинство зап европ. языков и послужившая источником сюжетов и мотивов для ср.-век. эпоса (в т. ч. рыцарского романа), драмы (мистерии, школьной драмы), лирики и иконографии. В это же время многочисл. Л. перелагаются в стихотв. форму (поэма об Алексее божьем человеке). В зап.-европ. письменности различают Л. агиографические, куртуазно-религ. (напр., Артуровские легенды), Л.-“путешествия” (связанные с крестовыми походами), Л.-миракли.

 

О 12 ЛЭС

 

2) ϋ τольклоре Л.— вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе к-рого лежит чудо, фантастич. образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные. В отличие от предания Л. всегда фантастична по содержанию и повествует как о прошлом, так и о настоящем и будущем. В рус. фольклоре различают Л. космогонич., топонимич. (о происхождении стран, морей), этнографич. (о происхождении народов), христ. и религ апокриф ич., историч. и героические. Текст фольклорной Л. отличается неустойчивостью, сюжет может быть отрывочным.

 

Мотивы и фабулы как лит., так и фольклорных Л. широко использовали писатели: Новалис, Л. Тик, А. Мицкевич, В. Ирвинг, В. Скотт, Г. Флобер, Т. Манн; в России — А. И. Герцен, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, А. М. Ремизов и др.

 

В совр. обиходном значении Л. часто называют, независимо от жанра, произведение, отличающееся поэтич. и “сверхъестественным” вымыслом и одновременно претендующее на некую достоверность в прошлом (“Бог правду видит, да не скоро скажет” Л. Н. Толстого, “Девушка и смерть” М. Горького).

 

И зд. и лит.: Афанасьев?.Η., Νар. рус. легенды, 3 изд., М., 1916; Веселовский А., Опыты по истории развития христ. легенды, “ЖМНП”, 1875, №4—5; 1876, № 2—3; 1877, № 2, 5; Чисто в К. В., Рус. нар. социально-утопич. легенды XVII—XIX вв., М., 1967; Полякова C.B., Визант. легенды как лит. явление, в кн.: Визант. легенды. Л., 1972. К. В. Чистов.

 

“ЛЁГКАЯ ПОЭЗИЯ” (франц. poesie fugitive), понятие, относимое к франц. и рус. лирич. поэзии 18 (преим. конца) — нач. 19 вв. Возникло во Франции в нач. 18 в. как обозначение произв., выражавших, в отличие от “высоких” классицистич. жанров, личные страсти, проявления человеческой натуры (творчество корифеев “Л. п.” — Э. Д. Парни, Ш. Мильвуа, А. Шенье). В России “Л. п.” возникла, как и во Франции, в противоборстве с классицистич. канонами; родоначальником “Л. п.” в России считается И. Ф. Богданович, автор поэмы “Душенька” (1778), в основе к-рой — игровая и трогательная история любви Амура и Психеи. Вслед за Богдановичем в ду- ·" хе “Л. п.” писали А. Ф. Мерзляков, Д. В. Давыдов. н Наивысший ее расцвет — в творчестве К. Н. Батюш- v кова и молодого А. С. Пушкина.“Л. п.” оказала влияние на формирование лит. языка, освободив его от архаизмов и напыщенного многословия.?

 

φ омашевский Б. В., Пушкин и Франция, Л-, 1960.

 

Ε. Μ. Пулъхритудова.

 

ЛЕЗГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра лезгин (см. Дагестана литературы). Развивается на лезгин, яз. Стихи первых лезгин, поэтов - ашугов бытовали в устной передаче, в них преобладала сатира, заметно влияние восточной, преим. азерб., песенной культуры. Письм. традиция зародилась на араб., тур., азерб. языках. Впервые на лезгин, яз., пользуясь араб. графикой, стал писать Етим Эмин (19 в.). Его стихи распространялись в рукописных сб-ках. Зачинатель сов. Л. л. мастер политич. лирики и сатиры Сулейман Стальский в дореволюц. стихах изобличал носителей социального зла: богачей, чиновников, мулл. Он обогатил Л. л. новыми жанрами: торжеств, гимном, стихотв. приветствием, политич. эпиграммой. Л. л. стала развиваться более интенсивно после создания письменности на лезгин, яз. (1928). Новые жанры в Л. л. (поэма, новелла) разработал А. Фатахов; в 30-е гг. зародилась реалистич. проза и драматургия. Первые лезгин, романы появились в 60-х гг. Совр. поэзия тяготеет к лиро-эпич. формам (А. Саидов). л. Алимова. “ЛЕЙЛЙ И МЕДЖНУН”, лит.-фольклорный памятник народов Бл., Ср. Востока и Юго-Вост. Азии о трагич. любви юноши-поэта, прозванного Меджнуном (одержимым) и жившего якобы в кон. 7— нач. 8 вв. Все араб. источники, говоря о Меджнуне, имели в виду его поэтич. талант. Позднейшие распространители сюжета (гл. обр. персоязычные и тюркоязычные авторы) делали упор на вдохновлявшую поэта любовную коллизию. Низами — первый поэт, к-рый оформил разрозненные письм. и фольклорные материалы в стройную поэму на перс. яз. (завершена в 1188). Поэмы

 

ЛАЧП — ЛЕЙЛ

 

==177

 

под тем же назв. создали Амир Хосров Дехлеви и Абдуррахман Джами — на перс. яз., Алишер Навои — на староузб. яз., Физули — на азерб. яз. Туркм. поэт Нурмухамед-Гариб Андалиб придал своему подражанию форму дастана, в к-ром стихи перемежаются с прозой. Поэма прошла этап фольклоризации у мн. народов, также приняв форму дастана. Она оказала огромное влияние на развитие т. н. новеллистич. дастанов “Ашиг-Гариб”·, “Зохра и Тахир” и др.

 

И з д.: Низами Г., Лейли и Меджнун, М., 1957; Навои А., Лейла в Меджнун, Таш., 1957; Физули, Лейлч и Меджнун, М1958; А б д и-б е к Ш й.р а з и, Маджнун и Лайлй, М., 1966.

 

• Крачковский И.Ю., Ранняя история повести о Меджнуне? Лейле в араб. лит-ре, Избр. соч., т. 2, М.—Л., 1956; Вертел ь с Е. Э., Избр. труды. Низами и Физули, М., 1962.

 

X. Короглы.

 

ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, букв.—ведущий мотив), термин, заимствованный лит-ведением из музыки. В широком значении — преобладающее настроение, гл. тема, осн. идейный и эмоц. тон произведения, творчества, направления (ср. Мотив). В более узком значении — образ или оборот худож. речи, повторяющийся в произв. как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (напр., Л. в -“Вишневом саде” А. П. Чехова — отдаленный звук лопнувшей струны). В процессе повторения и варьирования Л. обрастает ассоциациями (см. Ассоциативный образ), обретая особую идейную, символич. и психол. углубленность. В поэзии отмечаются, помимо образных, звуковые, ритмич. и интонац. Л.

 

И. В. Роднянская.

 

ЛЕКСИКА (от греч. lexikos — относящийся к слову), совокупность слов языка или диалекта, а также определ. пластов словарного состава языка (спец. Л., книжная Л., разг. Л. и т. п.) и словарный состав тех или иных произведений. Л. совр. рус. языка представляет собой сложную систему, образуемую различными по происхождению, сфере употребления, стилистич. значимости группами слов.

 

С т. з. происхождения различаются исконно русские (“земля”, “ходить”, “красный” и т. д.) в заимствованные слова (древнейшие — “тетрадь”, “корабль”, “князь”, “кнут”, и недавние —“бульдозер”, “маникюр”, “робот”, “телетайп” и др.). В словарный состав литературного языка постепенно проникают также областные слова, употребление к-рых первоначально ограничивалось сферой диалектов (“пахарь”, “зеленя”, “шуршать”, “баламут”, “глухомань”). Значит. пласт совр. рус. лит. языка составляют т. н. внтернадионализмы (“революция”, “космос”, “социализм”). Наряду с общеупотребит. Л., составляющей основу словарного состава языка, выделяется Л., применение к-рой ограничено определ. условиями речевого общения (науч. Л., разг. Л., офиц.-деловая Л.); стилвстич, значимость мн. слов, как и их значение, не остается неизменной: слова, прежде считавшиеся книжными, становятся общеупотребительными, нек-рые устаревпше слова возвращаются в активный фонд словаря и т. д.

 

Особенность Л. по сравнению с др. сторонами языка — ее непосредственная обращенность к явлениям действительности. Появление новых предметов и понятий неизбежно влечет за собой появление их наименований, т. е. создание новых слов или видоизменение семантики слов, уже существовавших в языке. С исчезновением же определ. предметов или понятий их наименования выходят из активного употребления, а соответствующие слова в ряде случаев получают новые значения. Лексич. значение слова определяется не только способностью обозначать те или иные явления действительности, но и соотношением данного слова с др. словами (ср., напр., синонимич. и антонимич. связи; определ. роль играют и звуковые сближения). Именно в Л. проявляется возможность личного творчества (см. Неологизмы).

 

Д. Н. Шмелев.

 

ЛЕНИН В. И. о литературе. В своем понимании сущности худож. лит-ры Л. исходил из диалектич. и историч. материализма К. Маркса и Ф. Энгельса и традиций рус. революц.-демократич. эстетики и критики. В основе его взглядов на лит-ру лежала материалистич. теория отражения, согласно к-рой худож. лит-ра, как и наука, является особой формой отражения объективной действительности. Л. высоко ценил

 

==178 ЛЕИТ—ЛЕНИ

 

худож. лит-ру как могучее средство познания жизни и сильнейшее орудие социального, нравств., эстетич. воспитания. Однако познание действительности — процесс активный, и писатель, отражая действительность, неизбежно вносит в свое творчество идеи, настроения, идеалы своего времени, общества и класса. Отсюда — по· Л.— историч. и классовый характер лит-ры и ее партийность (см. Партийность литературы), роль мировоззрения в худож. творчестве.

 

Вместе с тем Л. решительно выступал против вульгарно-социологич. подхода к лит-ре (см. Вульгарный социологизм в литературоведении), к-рый, извращая марксизм и принцип партийности лит-ры, сводит на нет ее объективное содержание и познават. значение и не видит в ней ничего, кроме узкопонятых классовых интересов. Утверждая худож. лит-ру как часть общепролет. дела, Л. подчеркивал, что “t...в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию” (ПСС, т. 12, с. 101).







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 518. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия