Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 48 страница





 

• Горький. Сб. статей в воспоминаний, М.—Л., 1928, с. 270—301.

 

ЛЕФ, Левый фронт искусств, лит.-худож. объединение. Создано в Москве в кон. 1922 во главе с В. В. Маяковским. Членами Л. были поэты (Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов и др.; до 1927 —Б. Л. Пастернак), художники (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др.), критики и теоретики иск-ва (Б. И. Арватов, О. М. Брик, С. М. Третьяков, Н. Ф. Чужак, В. Б. Шкловский и др.). Близки к Л. были деятели кино (С. М. Эйзенштейн, Д.'Вертов и др.).

 

Лефовцы выдвинули идею иск-ва как <жизнестроения>, теорию <социального заказам (художник — только -“мастер”, выполняющий задания своего класса), а также “революции формы” (отсюда — отрицание худож.-познават. функций иск-ва, недооценка классич. наследия, формалистич. поиски). Л. призывал к созданию произв., имеющих определ. утилитарную функцию (программа производств. иск-ва), отрицал вымысел в лит-ре, противопоставляя ему документ, т. н. “литературу факта”.

 

Объединение издавало журналы “ЛЕФ” (1923—25) и “Новый ЛЕФ” (1927—28) под ред. Маяковского. В сер. 1928 Маяковский, осознав ошибки Л., вышел из объединения; в 1929 по инициативе поэта оно было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт искусств).

 

• СурмаЮ., Слово в бою. Эстетика Маяковского в лит. борьба 20-х гг., Л., 1963; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964; Перцов В. О., Маяковский. Жизнь и творчество, т. 2 (1918—1924).3 изд., М., 1976.

 

ЛИБЕРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Либерии. Народы кру, ваи, малинке и др., а также потомки амер. негров, говорящие на англ. яз., имеют богатый фольклор — сказки, легенды, басни, пословицы, поговорки, песни. В 30-х гг. 19 в. Масолу Дувалу написал на языке ваи первую историю своего народа. Совр. лит-ра развивается преим. на англ. яз. Наиболее известные литераторы — поэт Б. Мур, Р. Т. Демпстер, составивший антологию Л. л., писательница Дорис Бэнкс Хенрис, драматург Эдит Брайт. Лучшие стихи Мура^ Джин Холмс направлены против колониализма, подавляющего нац. культуру и иск-во африканцев, пронизаны любовью к Африке. Либер. драматич. и культурное общество стремится к возрождению лучших нар. традиций, развитию театра и драматургии, с. п. Картузов.

 

==182 ЛЕТО — ЛИВА

 

ЛИБЕРТЕНЫ, либертины (от лат. libertinus — вольноотпущенный), представители франц. свободомыслия (либертинажа), идеологич. течения, враждебного церкви и религ. догматам и игравшего важную роль в духовной жизни Франции 17 в. Среди ранних Л. выделяются поэт Т. де Вио, прославлявший земные радости, отвергая все, что стесняет личную свободу человека. С Л. связана материалистич. философия П. Гассенди, творчество, Ш. Сореля (“Франсион”) и С. Сирано де Бержерака (науч фантастич. романы, трагедия “Смерть Агриппины”). На протяжении 17 в. либертинаж как философия свободомыслия подвергался гонениям со стороны властей и церкви. Традиция Л. продолжала жить во франц. лит-ре (Мольер, Ж. Лафонтен, Ш. де СентЭвремон и др.), связывая передовые филос. учения эпохи Возрождения с философией просветителей.

 

• История франц. лит-ры, т. 1, М.—Л., 1946, с. 561—68.

 

Ю. Б. Виппер.

 

ЛИБРЕТТО (итал. libretto, букв.— книжечка; назв. связано с тем, что с кон. 17 в. оперные Л. выпускались для посетителей театров в виде книжечек), словесный текст оперы (в прошлом — и кантаты, оратории), лит. сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета.

 

ЛИВАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра ливан. народа. Развивается на араб. и частично на франц. языках. Составная часть общеараб. культуры (см. Арабская литература).

 

В 19 в. в Ливане, подобно Египту, Сирии и др. странам араб. мира, получили распространение просветит. идеи, возникло движение за обновление араб. культуры, идеологами к-рого были просветители Н. аль-Языджи, поборник раскрепощения женщины А. Ф. аш-Шидийяк, педагог и энциклопедист Б. альБустани, драматурги М. Наккаш, Исхак Адиб и др. Получила развитие публицистика. Проникнутые антифеод. и просветит, идеями, ливан. поэзия и проза 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. были еще тесно связаны с традициями араб. классич. словесности: публицистич. роман “Книга о жизни и приключениях Фариака” аш-Шидийяка, сб. макам “Собрание двух морей” и диваны стихов Н. аль-Языджи, творчество А. аль-Кавакиби, X. аль-Языджи. Эмигрировавшие в кон. 19 в. в Египет ливан. писатели-просветители стали зачинателями жанра историч. романа: Дж. Зейдан, Антун Фарах, Я. Сарруф (см. Египетская литература).

 

Незадолго до 1-й мировой войны 1914—18 начался новый этап в развитии Л. л., ознаменовавшийся отходом от традиц. форм, утверждением романтизма в поэзии и критич. реализма в прозе. Он связан с творчеством эмигрировавших в США и страны Юж. Америки X. Дж. Джубрана, А. ар-Рейхани, к-рые писали также на англ. яз. Участниками созданного этими писателями в 1920 в США лит. объединения “Ассоциация пера” был и М. Нуайме.

 

Превращение Ливана в 1920 в подмандатную терр. Франции разрушило надежды ливан. народа на обретение нац. независимости, вызвало пессимистич. настроения и декадент, явления в творчестве мн. писателей. В 30-х гг. популярными стали стихи Б. аль-Хури и С. Акля, призывавшие к социальной справедливости и борьбе с чужеземными угнетателями. Складывается революц.-демократии. направление, углубляется критика социального неравенства. Заметный вклад в развитие реалистич. Л. л. внесли О. Фахури, сумевший преодолеть влияние декадент. эстетики, Т. Ю. Аввад (сб. рассказов из жизни бедноты “Хромой мальчик”, патриотич. роман “Лепёшка”), М. К. Карам.

 

В годы 2-й мировой войны 1939—45 и в послевоен. годы прогрес. писатели Ливана группировались вокруг основанного Фахури, А. Табетом и Р. аль-Хури обществ.-политич. журн. “Ат-Тарик”. Видное место в культурной жизни Ливана заняли переводы и популяризация произв. рус. и сов. писателей, а также

 

прогрес. зап.-европ. и амер. авторов. Ведущими темами Л. л. становится борьба против фашизма, колониализма, критика социальной несправедливости. Тяжелому положению феллахов и судьбе ливан. молодежи поев. рассказы М. Аббуда. Сложные процессы социальной и политич. жизни араб. стран получили отражение в творчестве Ж. Ханны и С. Идриса. Героями новелл М. Дакруба стали люди рабочего класса. Поэт Р. аш-Шаххаль в 1950 создал поэму “Ленин”.

 

Проза 60—70-х гг. в осн. обращена к социальным и политич. проблемам совр. ливан. действительности, в т. ч. к теме борьбы против империализма и израильской агрессии: М. Айтани, Э. Бустани, Аввад, Идрис. В произв. Эмилии Насар Аллах, Лейли Баальбеки, Лейли Асаран, Ж. Ганема, Ю. Юнеса прослеживается влияние зап.-европ. модернист, лит-ры и философии экзистенциализма. Известны произв. А. Абу Саада. Нек-рые ливан. писатели пишут на франц. яз.: Ф. Хаик, Ф. Г. Наффах,,Ш. Горм, Ж. Шехаде. С обострением ближневост. конфликта в нач. 80-х гг. в Л. л. усиливается тема палестинского и араб. сопротивления: Дакруб, X. Мурувве, X. Садек, А. Сувейд и др. СП Ливана осн. в 1955.

 

Изд. журн. “Ат-Тарик” (с 1941), “Аль-Адаб” (с 1953).

 

• Крачковский И. Ю., Араб. лит-ра в XX в., Л., 1946; Лит-ра Ливана, в сб.: Совр. Ливан, М., 1963; Крымский А. Е., История новой араб. лит-ры. XIX—нач. XX в., М., 1971.

 

Д. И. Юсупов, В. Э. Шагаль.

 

ЛИВИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра ливийского народа на араб. яз. Возникновение Л. л. восходит к средним векам, когда на терр. Ливии развивалась общеараб. лит-ра (см. Арабская литература). В период тур. господства (с 16 в.) лит. жизнь в Ливии пришла в упадок. Движение за культурное возрождение охватило Ливию в 1-й пол. 20 в. Для Л. л. нач. 20 в. характерны освободит., антиколон., просветит, и социальные мотивы (касыды А. аш-Шарифа, М. Бен Зикри и С. аль-Баруни). В период итал. колонизации (1912— 1943) за национальное освобождение выступали поэты А. Р. аль-Махдауи, И. аль-Уста Умар и др. В поэзии были распространены также мотивы пессимизма и смирения.

 

После обретения независимости (1951) в Л. л. пришла группа поэтов (А. С. Абд аль-Кадер и др.), проявлявших интерес к обществ, проблемам, к жизни простого народа. Ливийская проза зародилась в 40—50-х гг., осн. лит. жанр — новелла, главные темы — борьба за социальное равенство, осуждение предрассудков и невежества; герои — бедуины, рыбаки, ремесленники и феллахи. Наиболее известные новеллисты: А. К. Абу Харрус, М. аль-Мисурати, X. ат-Тикбали, А. М. аль-Кувейри, А. И. аль-Факих, И. аль-Куни, Б. аль-Бахи. В 1959 в Ливии была создана Ассоциация деятелей культуры и иск-ва. СП Ливии осн. в 1977. Изд. журн. “Четыре времени года” (с 1978).

 

Ф Совр. Ливия. Справочник, М., 1965 (Раздел “Литература”); Крымский А. Е., История новой араб. лит-ры. XIX— нач. XX в., М., 1971; Фетисова Н., Ливийская вовелла, “Азия и Африка сегодня”, 1982, № 2., В. Э. Шагаль.

 

ЛИГА АМЕРИКАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (League of American Writers), объединение писателей США левой ориентации на базе общедемократич. и антифаш. движения в 30-х гг. 20 в. В центре внимания 1-го съезда Л. а. п. (апр. 1935) — вопрос об отношении писателя к обществ, жизни и фаш. угрозе. 2-й съезд (июнь 1937) прошел под знаком событий Нац.-революц. войны исп. народа (1936—39) и усиления антифаш. борьбы (выступление Э. Хемингуэя “Писатель и война”). На 3-м (июнь 1939) и 4-м (июнь 1941) съездах обсуждались гл. обр. узколит. проблемы. Л. а. п. перестала существовать осенью 1942.

 

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА, транслингвистик а, область совр. языкознания, к-рая ставит своей целью найти и описать систему категорий текста и определить специфические для него единицы формы и содержания. Возникла в кон. 40-х гг. 20 в. Л. т. устанавливает виды связи между отд. частями текста и регулярные правила языкового выражения этой связи.

 

Среди исследователей пока нет единого мнения относительно ин. исходных терминов и положений Л. т. Само понятие “текст” чаще употребляется в значении: законченная и правильно оформленная связная последовательность предложений, объединенных по смыслу (тематически). За минимальную единицу текста принимается обычно совокупность неск. предложений, связанных грамматически и объединенных общей микротемой (т. н. •“сложное синтаксич. целое”, или “сверхфразовое единство”).

 

Предметом анализа Л. т. являются, с одной стороны, формальные текстообразующие средства: разного рода лексич. и семантич. повторы, прономинализация (использование местоимений), артиклезация, порядок слов, актуализация, актуальное членение предложений. С другой стороны, Л. т. исследует важнейшие содержательные категории текста: связность, смысловое равновесие частей, предупоминание, выделение элемента текста, градация важности и пр. Л. т. стремится также установить общие правила текстообразования.

 

Применительно к худож. текстам Л. т. ставит своей задачей также изучение специфич. языковых средств, к-рые служат для передачи в произв. авторской позиции. Выводы Л. т. могут быть перспективными как в выявлении закономерностей организации текстов в отд. жанрах лит-р, так и в решении мн. традиц. вопросов общей поэтики.

 

φ Γиндин С.И., Сов. лингвистика текста. Нек-рые проблемы и результаты (1948—1975), “Изв. АН СССР. ОЛЯ”, 1977, т. 36, № 4 (имеется библ.); Новое в заруб, лингвистике, в. 8—9, М-, 1978— 1980; Current trends in textlinguistics, ed. by W. Dressier, B.—N. Y., 1978; PetofiJ.S., Garcia BerrioA., Linguistica del text y critica literaria, p. 2, Madrid, 1978. Я. П. Кабанова.

 

ЛИПОГРАММА (от греч. leipo — пренебрегаю, отказываюсь и gramma — буква), текст, написанный без употребления одного или неск. звуков (напр., “Соловей” и нек-рые другие стих. Г. Р. Державина, написанные без звука “р”). В европ. поэзии известна с древности (ода без “с” Ласа Гермионского, 6 в. до н. э.), но распространена мало, преим. в эпоху барокко; однако, напр., в др.-инд. лит-ре является обычным приемом фоники, м. л. Гаспаров. ЛИРИКА (от греч. lyra — муз. инструмент, под аккомпанемент к-рого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в к-ром первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В европ. эстетике взгляд на Л. как особый род лит-ры отчетливо сформулирован Г. Гегелем, выдвинувшим мысль о совмещении в Л. субъекта и объекта в одном лице: если в эпосе “... поэту служит содержанием отличный от него... герой”, то центр, “персонажем” лирич. произв. оказывается сам его создатель и прежде всего — его внутр. мир (“Эстетика”, т. 3, 1971, с. 501). При этом лирич. переживание, как правило, “заключенное в настоящем” (Жан Поль), способно вмещать общечеловеческий смысл: в лирич. высказывании потенциально может “узнать” собств. чувства и мысли любой читатель. И т. к. круг человеческих эмоций при всем несходстве мировосприятия людей разных эпох достаточно устойчив, в Л. разных времен выделяют т. н. вечные темы и проблемы (см. в ст. Мотив).

 

Поскольку в Л. первостепенно выражение точки зрения лирич. субъекта, изображение внешнего мира (картин природы, к.-л. предмета или события) также служит здесь целям самовыражения. Даже в тех случаях, когда отсутствует прямо выраженное “я” автора и на первом плане оказывается к.-л. объективное “описание”, в подтексте непременно ощутим субъективный взгляд, с точки зрения к-рого поэт рассматривает и оценивает объективный мир: “Предмет здесь не имеет цены сам по себе, но все зависит от того, какое значение дает ему субъект...” (Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, 1954, с. 46).

 

Формы лирич. высказывания различны. Переживания и мысли лирич. субъекта могут высказываться от первого лица в форме монолога или от лица введенного в текст персонажа (т. н. “ролевая лирика”: H.A. Некрасов—“Еду ли ночью по улице темной...”, A.A. Блок—“Я—Гамлет, Холодеет кровь...”); передаваться через предметное изображение (A.A. Фет—“Уснуло озеро...”); быть скрытыми в рассуждениях, где предметные образы играют подчиненную роль или принципиально условны (А. С. Пушкин —“Эхо”); могут объективироваться в диалог героев (Ф. Вийон —“Спор между Вийоном и его душою”); иметь форму обращения к к.-л. неопредел. лицу (Ф. И. Тютчев—“Silentium”); просвечивать сквозь сюжет'(что свойственно жанру баллады: М. Ю. Лермонтов —“Три пальмы”).

 

ЛИВИ—ЛИРИ

 

==183

 

В лит-ведении существуют классификации Л. по жанрам (см. ниже) и темам (любовная, гражд., филос., пейзажная); выделяют также Л. медитативную — размышления над вечными проблемами бытия (см. Медитативная лирика) и суггестивную, “внушающую”, сосредоточенную на передаче эмоц. состояния (см. Суггестивная поэзия). Тематич. классификация Л. носит заведомо условный характер; она отражает не эстетич. субстанцию лирич. произв., к-рое всегда, независимо от темы, в т. ч. ее конкретности или глобальности, несет в себе целостное мировосприятие поэта, а служит лишь рабочим приемом, отправной точкой анализа. В нар. творчестве лирич. произв. различались либо по бытовой функции (причитания свадебные, похоронные, рекрутские; песни плясовые, игровые, хороводные, свадебные, колядные т. д.), либо по напеву (протяжные, частые); в антич. лит-ре — по характеру исполнения (хоровая Л. — ода, дифирамб, эпиталама и др.; индивидуальная Л. — ямбы, элегия, эпиграмма); в лит-ре Возрождения и классицизма — по социальной предназначенности и той общей эмоции, к-рой подчинял себя в данном жанре поэт (ода, элегия, идиллия, эпиграмма и др.). Собственно лирич. жанром в европ. эстетике вплоть до 19 в. считалась ода (торжеств., духовная, анакреонтич. и т. д.) (см. в словаре Академии Российской: “Лирик, Стихотворец, упражняющийся в сочинении од”, т. 3, СПБ, 1814, с. 567). Это не значчит, что предшествующей лит-ре не были известны иные формы лирич. самовыражения: вершины индивидуальной Л. мы находим уже в др.-греч. поэзии (Сапфо), рим. (Катулл), в классич. арабской (Имру-ульКайс) поэзии и др. древних лит-рах народов Востока. Но теоретич. осмысление лирич. поэзия получила в Европе лишь в кон. 18— нач. 19 вв., что связано с развитием романтизма, выдвинувшего на первый план субъективное восприятие и переживание мира, основанное не на подражании классич. образцам (обязательное требование предшествующих поэтик), а на “произволе поэта”, “к-рый не должен подчиняться никакому закону” (Шлегель Ф., “Фрагменты”, см. в кн.: Лит. теория нем. романтизма, 1934, с. 173). В романтич. эстетике субъективное переживание сверхиндивидуально, ибо в человеке отражается космос: “поэт... — вселенная в малом преломлении” (Но вали с, “Фрагменты”, там же, с. 124). Ценность единичного для романтиков не только в личностной неповторимости, но и не менее в его универсальности и неисчерпаемости. Отсюда и убеждение, что “стихотворение должно быть совершенно неисчерпаемым, как человек или хорошее изречение” (там же, с. 127). Идея невыразимости “до конца” словом мира приводила романтиков к признанию принципиальной бесконечности внутреннего “я”, к мысли о неадекватности слова — миру (В. А. Жуковский: “Невыразимое подвластно ль выраженью?”; Тютчев: “Мысль изреченная есть ложь”).

 

В 19—20 вв. Л. перестала (как это было прежде) отождествляться с поэзией, чему способствовал бурный процесс самоопределения прозы в европ. лит-ре (см. Поэзия и проза). Именно на фоне размежевания событийной прозы и бессюжетной поэзии стали осознаваться такие гибриды, как лиро-эпич. поэзия (см. Лиро-эпический жанр) и лирическая проза.

 

Проецируя совр. понимание Л. (как выражения субъективного мировосприятия) на прошедшие эпохи, можно обнаружить лирич. точку зрения и там, ибо “менялось не мышление, а мировоззрение, политические взгляды, формы художественного видения, эстетические вкусы” (Лихачев Д. С., Поэтика древнерус. лит-ры, 1971, с. 58). Лирич. взгляд на мир возникает, когда автор (исполнитель, читатель, слушатель) выражает индивидуальное, личное отношение к окружающему его миру. Здесь не важна степень

 

==184 ЛИРИ

 

осознания человеком своей индивидуальности: и при исполнении лирич. фольклорной песни, и при сочинении авторского произв., выражающего душевное состояние его творца, и при заучивании наизусть чужого лирич. фрагмента работает механизм субъективного, данного “только мне” переживания. Поэтому можно говорить о лирич. точке зрения в еще более расширенном смысле — как о такой эстетич. способности человека, к-рая конденсирует его интимные переживания и в области иск-ва, и в сфере обыденной жизни. (Так, стихи поэта, обращенные к возлюбленной, в той же мере факт его биографии, как и творчества. В иных ситуациях действительность становится объектом прежде всего лирич. осмысления, напр. лирич. интерпретация А. А. Блоком образа своей возлюбленной, а затем жены — Л. Д. Менделеевой.)

 

Лирич. взгляд на мир проявляется по преимуществу в стихотв. формах, но возможен и в прозе, особенно там, где постулируется самим автором. Правомерно поэтому говорить о возможности лирич. самовыражения в произв., традиционно считающихся “чисто” эпическими или драматическими, хотя “лирика всегда остается здесь зависимым членом, говорит не за себя, но вторит целому” (Ж а н -? о л ь, Приготовительная школа эстетики, М., 1981, с. 276). Так, лиричны мн. монологи героев трагедий Ж. Расина, не говоря уже о позднейшей драматургии. Как бы ни были “объективны” цели драматургов, нередко речи их персонажей построены как самостоят, лирич. фрагменты (подобное соотношение наблюдается в опере, что определило возможность обособления оперных арий от оперы как худож. целого за счет особого муз. оформления). Поэтому нужно помнить о существовании лирич. голоса не только автора, но также и героя, и повествователя.

 

Этот голос узнается по его лирич. оформленности и может быть выражен разл. средствами: через проникновение в речь персонажа лирич. формул (элегич. клише в трагедиях А. П. Сумарокова); посредством введения в эпич. текст “чужих” лирич. фрагментов (разбойничья песня в “Капитанской дочке” Пушкина); с помощью лирич. произв., сочиненных самим героем (песни и стихи, сочиненные героями в “Генрихе фон Офтердингене” Новалиса, в “Годах учения Вильгельма Мейстсра” И. В. Гёте, в “Бесах” Ф. М. Достоевского); подчеркиванием в речи персонажа форм его лирич. самовыражения (напр., введение пятистопного ямба в собств. речь героини романа “Путешествие дилетантов” Б. Ш. Окуджавы; ср. с пародийным использованием такого приема — пятистопный ямб Васисуалия Лоханкина в “Золотом теленке” И. Ильфа и Е. Петрова).

 

Но лирич. точка зрения героя проявляется не только в стихотв. цитатах. Порою лирич. реминисценции служат выявлению лирич. интонации в прозаической речи объективиров. героев (такую роль играют, напр., пушкинские “клейкие листочки” и “кубок” для Ивана Карамазова в “Братьях Карамазовых” Ф. М. Достоевского). Лирич. точка зрения может постулироваться также заглавием, эпиграфом, предисловием, подзаголовком (так, при первой публикации повести “Сиерра-Морена” Н. М. Карамзин дал ей подзаголовок “Элегический отрывок из. бумаг?”, тем самым намеренно ориентируя читателя на особое восприятие текста), может возникать за счет авторской установки на лиризацию прозы (“Стихотворения в прозе” И. С. Тургенева). Своеобразным индикатором лирич. отношения к миру являются темы любви и природы. Понятно, что не всякий пейзаж и не всякое “я вас любил” — уже лирика: это лишь знаки лирич. голоса, сигналы о появлении лирич. интонации.

 

В лирич. стихотв. тексте особое значение имеет его интонационно-мелодич. оформленность, создающаяся при помощи ритма, метра, рифмы, аллитераций, ассонансов и т. д. Интонац. организация лирич. произв. (см. Интонация поэтическая) является не просто важным выразит, элементом словесного “оформления” текста, но нередко несет семантич. нагрузку. Так, 3-стопный хорей в рус. поэзии 19 в. имел прочную смысловую традицию, воплощавшуюся каждый раз, когда тот или иной поэт обращался к данному метру (см. Гаспаров М. Л., Метр и смысл. К семантике рус. трехстопного хорея, “Изв. АН СССР. ОЛЯ”, 1976, т. 35, № 4). Интонация смещает текст из области “чистого” смысла в акустич. сферу, сближая лирич. произв. с музыкальным. Смысл каждого отд. слова как бы стирается в разлитой по всему произв. интонации. Но вместе с этим в Л. налицо и противоположная тенденция — к повышению значимости каждого минимального элемента. (У романтиков таково было требование к слову вообще, и в поэзии и в прозе: “В настоящей прозе все слова должны быть подчеркнутыми”—Шлегель Ф., “Фрагменты”, в кн.: Лит. теория нем. романтизма, с. 182.) Мн. лирич.

 

высказывания тягртеют к афористичности, лирич. фразы становятся ходячими, заучиваются наизусть, воспроизводятся, подобно пословицам, “к случаю”— применительно к определ. настрою мыслей и душевному состоянию человека. Потенциальная “крылатость” ведет к целостности и законченности — высказанное в лирич. произв. есть некий максимум, каждый раз как бы последнее откровение высказывающегося. Лирическое высказывание, даже самое непритязательное, тяготеет к универсальности. Емкость лирич. содержания увеличивается также за счет ассоциативных связей лирич. слова (см. Ассоциативный образ), использования поэтич. тропов (метафоры, эпитета, параллелизма и т. д.), предельно расширяющих смысл лирич. высказывания. Сгущение семантики на малом словесном пространстве создает в Л. особый язык поэтич. формул, тех “нервных узлов”, “...прикосновение к которым будит в нас ряды определенных образов, в одном более, в другом менее; по мере нашего развития, опыта и способности умножать и сочетать вызванные образом ассоциации” (В е с е л о веки и Α.Η., Θсторич. поэтика, 1940, с. 376). Но ассоциативное восприятие лирич. произв. разрушает его внутр. замкнутость “в себе”. Конкретный лирич. текст — в известном смысле всегда фрагмент, адекватное понимание к-рого невозможно без учета того лирич. фонда, к-рый существует в памяти творца или воспринимающего. Каждое время вырабатывает свои поэтич. формулы, и для исторически верного прочтения лирич. произв. необходимо знание лит. и культу рно-историч. контекста эпохи, ибо подлинно лирич. текст более, чем любое объективированное повествование, апеллирует, помимо жизненного опыта, еще и к литературной памяти читателя.

 

Т. о., в основании Л. единство антитетичных начал: “единственность” переживания лирич. субъекта и общечеловеческий смысл этого переживания; эстетич. “самодостаточность” текста и важность знания его внетекстовых связей; повыш. смысловое значение каждого слова и его включенность в общую словесномузыкальную массу произв.; завершенность и целостность и — принципиальная (в указ. выше смысле) фрагментарность. При этом, однако, необходимо сознавать, что в истории мировой лит-ры сложились многообразные формы выражения лирич. взгляда. Каждая культурно-историч. среда создает свою особенную модификацию Л. “Похожие” в общеэстетич. плане фольклорные лирич. песни, библейские псалмы, араб. касыды, сонеты эпохи Возрождения, япон. хокку и танка, антич. элегии и т. д. совершенно непохожи в своем исторически неповторимом содержании и форме. Поэтому, имея в виду общность принципов лирич. самовыражения, всегда необходимо различать абсолютно разные способы лирич. мировосприятия, зависящие от того типа мировоззрения, к-рый свойствен данному народу в данный историч. момент. Так, напр., социальные катаклизмы 20 в. по-разному преломились в поэзии таких национально самобытных художников, как Пабло Неруда (Чили), Назым Хикмет (Турция), Ф. Гарсия Лорка (Испания).

 

Многонац. советской Л. на протяжении ее более чем полувекового развития при многообразии стилевых течений, жанровых и стиховых форм свойственно обостренное внимание к социальной проблематике, что в свою очередь обусловило активное проникновение в нее эпич. начала. Темы социалистич. Родины, личности и народа, обществ, долга, созидат. труда занимают заметное место в становлении и развитии Л. социалистического реализма. Ощущение поэтом своей причастности ко всему, что происходит в стране, чувство личной ответственности перед современниками и потомками составляют сердцевину лирич. позиции В. В. Маяковского, А. Т. Твардовского и др. Вместе с тем сов., в т. ч. совр., Л. отнюдь не отказывается от традиционно-лирич. тем и трагич. конфликтов лирич. героя: человек и природа, поиски смысла человеческого бытия, вечные темы любви, судьбы, страдания,

 

 

смерти (С. А. Есенин, Н. А. Заболоцкий). Концепция человека-творца, преобразователя природы и мира у мн. сов. поэтов по-новому расставила акценты и в вечных темах, способствовала раскрытию устремленности к высоким целям и идеалам нашего современника (см. Советская литература).

 

• Гегель Г.В. Ф., Эстетика, т. 3, M., 1971; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, M., 1954; Ов с я ни к о-К у л и к о в с к и и Д. Н., Лирика как особый вид творчества, в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 2, в. 2, СПБ, 1910; Сквозников В. Д., Лирика, в кн.: Теория лит-ры, [кн. 2], М., 1964; Гачев Г. Д., Содержательность худож. форм. Эпос. Лирика. Театр, М., 1968; Эйхенбаум Б., О поэзии, [Л., 1969]; Тимофеев Л. И., Основы теории лит-ры, 5 изд., М., 1976; Лотман Ю. М., Анализ поэтич. текста. Л., 1972; Гинзбург Л,, О лирике, 2 изд.. Л., 1974; её ж е, Частное и общее в лирич. стих., <ВЛ>, 1981, №10; Хализев B.E., Лирич. произв., в кн.: Введение в лит-ведение, М., 1976; Поспелов Г-Н., Лирика, М., 1976. A.M. Песков, Н. И. Иванов (сов. лирика).

 

ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, стилистич. разновидность худож. прозы, объединяющая произв. разл. жанров. В Л. п. присутствуют родовые черты как эпоса, так и лирики. От эпоса — определенная выраженность фабулы, персонажная многофигурность, элементы характерологии, за редким исключением — неритмизованная речь. От лирики — присутствие субъекта повествования (автор,рассказчик,герой), резкая выделенность к.-л. детали, отд. слова, а также особая значимость лейтмотива, к-рые при ослабленности фабулы вносят в Л. п. структурирующее начало. Взаимопроникновение лирического и эпического в Л. п. обусловлено специфич. ролью в ней субъекта повествования, к-рый, как правило, является композиц. центром произведения. Эпич. моменты (события, характеры) растворяются в потоке ассоциаций, лирич. отступлений, они как бы помещаются внутрь повествующего сознания, обрамляются им. Однако соотношения эпического и лирического в Л. п. могут значительно колебаться: от “субъективного эпоса” (М. Пруст) до стихотворений в прозе (“Senilia” И. С. Тургенева). К числу жанров Л. п. в совр. сов. лит-ре относятся лирич. дневники путешествий (“Владимирские проселки” В. А. Солоухина, “Ледовая книга” Ю. Смуула) и лирич. автобиография (“Дневные звезды” О. Ф. Берггольц). В. И. Масловский. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Л. г.— худож. “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирич. композиций (цикл, книга стихов, лирич. поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психол. отчетливостью внутр. мира, а подчас и чертами пластич. облика (хотя никогда не достигает пластич. завершенности литературного героя в повествоват. и драматич. жанрах). Понятие “Л. г.” впервые сформулировано в 1921 Ю. Н. Тыняновым применительно к творчеству А. А. Блока. Позднее термин широко вошел в лит-ведение, но его содержание и границы остаются спорными. Обычно подчеркивается, что отношение между биогр. личностью поэта и его Л. г. подобно отношению между житейским прототипом и худож. типом: эмпирич. факты эстетически претворяются и обобщаются, как при создании любого другого лит. характера. Л. г.—это “„я" сотворенное” (М. М. Пришвин). Вместе с тем такому авторскому образу сопутствует особая искренность и “документальность” лирич. излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом; значит, не ошибается и непосредств. читательское чувство, уверенное в реальном человеческом бытии Л. г. Работы Г. А. Гуковского, Л. Я. Гинзбург, Д. Е. Максимова позволили наполнить понятие “Л. г.” конкретным историч. содержанием и связать генезис стоящих за ним явлений с лирикой романтизма, с романтич. “открытием личности”, унаследованньм поэзией последующих лит. эпох.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 504. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия