Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 45 страница





 

Вследствие положения, занимаемого критиком в лит. процессе, его ответств. роли в судьбе книги и ее автора большое значение приобретает критич. этика. Всякого рода натяжки, передержки, необоснованные сближения, произвольное цитирование, тенденциозные придирки, голословные выводы несовместимы с самой сутью этой лит. профессии. Вместе с тем исключительно важно требование “искренности в критике”, выдвинутое Н. Г. Чернышевским. Критик призван проявлять высокую взыскательность, он должен быть свободен от гипноза известных имен, разрушать атмосферу лит. чинопочитания и сановничества. Прямота и резкость в суждениях о ремесленной, серой

 

лит-ре — качество, присущее передовой рус. критике со времен Белинского, писавшего: “Будь всё тихо и чинно, будь везде комплименты и вежливости, тогда какой простор для бессовестности, шарлатанства, невежества: некому обличить, некому изречь грозное слово правды!..” (Поли. собр. соч., т. 1, 1953, с. 70).

 

Постановления ЦК КПСС “О литературно-художественной критике” (1972), “О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства” (1982) подчеркивают необходимость сочетания партийности с объективностью, строгой взыскательности со взвешенностью суждений, указывают на необходимость постановки эстетич. проблем в тесной связи с жизнью народа, с решением коренных социальных проблем современности. В этом основа морального авторитета сов. критики, залог ее влияния на лит-ру.

 

φ.Λуначарский А. В., Критика и критики. Сб. ст., М., 1938; Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 1—2, Л., 1950—65; Сов. лит-ведение и критика. Рус. сов. лит-ра... 1917—62. Библиографич. указатель, М., 1966; то же, 1963—67, M., 1970; Рус. критика XVIII—XIX вв. Хрестоматия. Сост. В. И. Кулешов, М., 1978; Совр. лит. критика, М., 1977; Кулешов В. И., История рус. критики XVIII—XIX вв., 2 изд., М., 1978; Бурсов Б. И., Критика как лит-ра. Л., 1976; Проблемы теории лит. критики. Сб. ст., М., 1980; Актуальные проблемы методологии лит. критики, М., 1980. В. Я. Лакшин.

 

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, направление в реалистич. лит-ре и иск-ве 19—20 вв. (см. в ст. Реализм). КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, широкоупотребит. меткие слова, образные выражения, изречения историч. лиц, имена мифол. и лит. персонажей, ставшие нарицательными, и др. (ср. Афористика). Источники К. с.— антич. и библейские мифы, фольклор, худож. и науч. лит-ра, публицистика и др., напр.: “благоглупости” (M. E. Салтыков-Щедрин), “Пришел, увидел, победил” (Юлий Цезарь), “А все-таки она вертится” (Г. Галилей), “Лучше меньше, да лучше” (В. И. Ленин), “Кто был ничем, тот станет всем” (“Интернационал”). Среди К. с. есть такие, к-рые являются не подлинными цитатами из к.-н. источников, а образными выражениями, созданными на их основе и передающими обобщенный смысл, напр., “запретный плод” (из библейской мифологии), “потемкинские деревни” (из мемуаров 18 в.). Они давно потеряли непосредственную связь с источниками и переосмысливаются в каждый историч. период в соответствии с социально-историч. действительностью. К. с.— объект исследования фразеологии.

 

Изд.: АшукинН.С., АшукинаМ.Г., Крылатые слова. Лит. цитаты. Образные выражения, 3 изд., М-, 1966.

 

Г. В. Вентцелъ, КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра татар, живших до 1944 в Крыму и ныне проживающих гл. обр. на терр. Узб. ССР. Развивается на крымскотат. яз. Фольклор представлен эпич. и лиро-эпич. произв., легендами о природе и истории Крыма. Соприкосновение с культурами соседних народов сказалось прежде всего в песнях, “поражающих изящным соединением восточных и западных мелодий” (А. В. Луначарский). В период Крымского юрта Золотой Орды (13—15 вв.) создавали свои произв. Абдулмеджит (поэма “Юсуф и Зулейха”) и др. поэты. К периоду Крымского ханства (15—18 вв.) относятся произв. дидактич. характера. В 19—20 вв. изданы собрание сатир и од Гази-Герая “Роза и соловей”, стихи Досмамбета Азовского (оба — поэты 16 в.), “Диван” Ашик Умера, поэма “Сефернаме” Джанмухаммеда (оба — поэты 17 в.), историч. повествование писателя 18 в. Сеида Мухаммеда Ризы “Семь планет”. В нач. 20 в. развивается демократич. лит-ра. В годы Сов. власти в области поэзии, прозы, драматургии успешно выступили М. Сулейман, Б. Чобан-заде, Э. Шемьи-заде, Ш. Алядин, Ю. Болат. В кон. 50-х гг. в К. л. пришло новое поколение (С. Эмин, Р. Халид); с романами выступили Алядин,

 

 

Болат, сб-ки стихов и поэм опубл. Шемьи-заде. Писатели обращаются к историч. прошлому народа, Отечеств, войне, проблемам совр. жизни. В Ташкенте работает секция крымскотат. писателей.

 

Лит. периодика: журн. <Йылдыз> (с 1980). Р. Музафарое, “КУБАНЬ”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. альманах. Орган Краснодарской писательской орг-ции. Изд. в Краснодаре с 1945.

 

КУБИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра кубин. народа. Развивается на исп. яз. Сведений о лит. памятниках доколумбового периода (до 1492) и народном поэтич. творчестве индейцев, населявших Кубу и почти истребленных уже к кон. 16 в. йен. завоевателями, не сохранилось. Складывавшаяся в 16—18 вв. на острове лит-ра выходцев из Испании — креолов — носила подражат. характер по отношению к лит-ре метрополии. Развивалась также креольская нар. поэзия, возникшая на основе исп. поэтич. форм (особенно популярной была десима — десятистишие). Наиболее значительное произв. этого периода — эпико-героич. поэма “Зерцало терпения” С. де Бальбоа, в к-рой отразились зачатки нац. самосознания. Наряду с духовной и светской поэзией развивался жанр историч. хроники. Появление в 1723 первой типографии положило начало книгопечатанию. В кон. 18 в. передовые мыслители и публицисты, представители т. н. креольского Просвещения, сгруппировавшиеся вокруг газ. “Papel periodico de la Habana” (1790) и Экономического общества друзей страны (1793), развивали жанр лит филос. и политич. публицистики, проникнутой идеями свободолюбия и гражданственности. В поэзии распространился неоклассицизм.

 

Становление нац. лит-ры в 1-й пол. 19 в. происходило в обстановке усиления антиисп. настроений и было связано с ростом нац. самосознания. Основоположником нац. К. л. является поэт X. М. Эредия. Его творчество, проникнутое идеалами освободит, борьбы, высоким патриотизмом и стремлением отразить мироощущение простого народа, знаменовало переход от классицизма к романтизму. Романтич. направление, с к-рым было связано освоение нац. действительности, было ведущим в поэзии 19 в. вплоть до 80-х гг.

 

Значит, роль в развитии К. л. в 30—40-х гг. 19 в. сыграла деятельность поэта и публициста Д. дель Монте-и-Апонте. В созданном им лит.-обществ, кружке объединились мн. передовые поэты и прозаики, в творчестве к-рых романтич. поэтика сочеталась с просветительско-классицистич. идеями (Пласидо, X. X. Миланес и др.). Лирике крупнейшего поэта-романтика Пласидо присущи гражданственность и патриотизм. Романтич. мотивами проникнута лирика, проза и драматургия Хертрудис Гомес де Авельянеды. В сер. 19 в. в русле романтизма возникла школа т. н. сибонеизма, в основе к-рого лежало идиллич. изображение жизни индейцев-сибонеев. С “сибонеизмом” связано творчество X. К. Наполеса Фахардо, обратившегося в поисках нац. форм к креольской нар. поэзии. Усиление нац.-освободит, движения на Кубе начиная с сер. 19 в. способствовало утверждению гражд. мотивов в творчестве поэтов-романтиков (X. Л. Луасеса, Луисы Перес де Самбрана и др.).

 

В прозе с сер. 19 в. определяющей была бытотк-ательная тенденция—т.н. костумбризм. Крупнейший писатель 19 в. С. Вильяверде, выразивший протест против рабства в романе “Сесилия Вальдес, или Холм Ангела”, вышел за рамки костумбризма, реалистически воссоздав социальную атмосферу колон. Кубы. Значит, развитие со 2-й пол. 19 в. получила лит филос. публицистика. Большой вклад в развитие К. л. внес X. Марти, эстетич. кредо к-рого эволюционировало от романтизма к реализму (сб-ки “Свободные

 

КРИТ—КУБИ

 

==171

 

стихи”, “Простые стихи” и др.). Его новаторская поэзия внесла решающее обновление в поэзию Кубы. В эссеистике и политич. прозе Марти отразились антиимпериалистич. идеи.

 

Неприятие бурж. цивилизации, болезненная реакция интеллигенции на поражение кубин. народа в освободит. войне 1868—78 предопределили появление в 80-х гг. кубин. модернизма. В творчестве связанного с ним крупного поэта X. дель Касаля черты декаданса сочетались с поисками нац.-самобытных форм.

 

В первые годы после провозглашения республики (1902), в условиях усиления политич., экономич. и культурной экспансии империализма США, в К. л. сложилось т. н. первое республиканское поколение, к-рое представляли поэты и прозаики разл. направлений, сгруппировавшиеся вокруг жури. “Cuba Gontemporаnea” (1913—27). Среди них—поэты Р. Э. Боти, X. М. Поведа и др., творчество к-рых, отразившее разочарование в нац. действительности, обнаруживало модернист, черты. В прозе этого периода, отмеченной чертами натурализма, преобладает острая социальная критика (М. де Каррион, К. Ловейра, А. Эрнандес Ката, X. А. Рамос, Л. Ф. Родригес).

 

В 20—30-х гг. в условиях борьбы против империализма США развернулось передовое идейно-худож. движение, значит, роль в к-ром сыграли •“группа меньшинства” (или “группа миниористов”, 1923—29), возглавляемая Р. Мартинесом Вильеной, и жури. “Revista de Avance” (1927—30), осн. X. Маринельо и А. Карпентьером. С протестом против социальной несправедливости, разоблачением бесчеловечной эксплуатации трудящихся выступили поэты Р. Педросо и М. Наварро Луна, положившие начало революц. поэзии. В этот период возникает т. н. афро-кубинское (или негристское) направление, для представителей к-рого (Э. Бальягас и др.) характерны интерес к негритян. фольклору, стремление воссоздать в худож. образах мировосприятие и обычаи негров. Традиции социальной и афро-кубин. поэзии органично соединились в творчестве крупнейшего кубин. поэта Н. Гильена. С афро-кубин. направлением связано и начало творчества Карпентьера, одного из известных романистов Лат. Америки 20 в.

 

Активизация классовой борьбы на Кубе в 30—40-х гг. определила социальную и революц. тематику (проза Э. Серпы, П. де ла Торриенте Брау, проза и поэзия Ф. Питы Родригеса и др.). Отчетливую анти империалистич. направленность приобрело творчество Л. Ф. Родригеса Усилилось социальное звучание поэзии Гильена.

 

В 40—50-х гг. заметную роль в К. л. играли т.н. поэты-трансценденталисты во главе с X. Лесамой Ли мой, к-рые тяготели к усложненной системе образов. Выделяется также творчество А. Аухьера, внесшего в интимную лирику социальные мотивы. Проза была отмечена мотивами социального критицизма (Пита Родригес, О. X. Кардосо и др.) В эти годы начинает ся новый этап творчества Карпентьера, ставшего од ним из зачинателей т. н. нового лат.-амер. романа.

 

После победы Кубинской революции 1959 откры лись широкие возможности для развития лит-ры, мощ ный толчок к-рому дали мероприятия Революц. пр-ва в области культуры. Были созданы обществ.-лит. орг-ция Дом Америк (1959) и Союз писателей и деятелей культуры Кубы (1961). Большое место в К. л. за няла тема революции. Значит, развитие получила поэ зия Особенно плодотворный характер приобрело творчество Гильена, Наварро Луны, Питы Родригеса Поиски новых форм и худож. средств, адекватных от ражаемой революц. действительности, характерны для произв Ф Хамиса, Р. Фернандеса Ретамара С Витьера, Э Диего С Фейхоо и др

 

==172 КУЗН — КУЛЬ

 

Новаторскими чертами отмечена и послереволюц. проза, представленная романами Карпентьера, Доры Алонсо, X. Солера Пуига, Л. Отеро Гонсалеса, повестями и рассказами Кардосо, Питы Родригеса. Характерным жанром стала документально-публицистич. проза (т. н. тестимониос — жанр “свидетельств”). В 60—70-х гг. прозаики, показывая революц. действительность Кубы, строительство новой жизни, стремятся вскрыть социально-историч. корни революции, показать процесс формирования нового человека (М. Кофиньо, Г. Эгурен и др.).

 

Лит. периодика: журналы <Casa de las Americas” (с 1960), <Union> (с 1962), <Е1 Caiman Barbudo” (с 1966).

 

Изд.: Заря над Кубой. Стихи, М., 1962; Кубин. новелла XX в., М., 1965; Остров зари багряной. Кубин. поэзия XX в., М., 1968; Поэзия кубин. романтизма, М., 1971; Кубин. повесть, М-, 1976; Кубин. рассказ XX в., М., 1981; Антология кубин.поэзии XIX— XX вв., М., 1982; Кубин. публицистика. Сб., М., 1981.

 

• ПортуондоХ.А., Историч. очерк кубин. лит-ры, пер. с исп., М., 1961; Мамонтов С. П., Испаноязычная лит-ра стран Лат. Америки XX в., М., 1972; Гончарова Т., Призваны революцией. Заметки о кубин. лит-ре 70-х гг., <Лит. обозрение”, 1979, № 7; Henrlquez Urena M., Panorama historico de la literatura cubana, t. 1—2, [La Habana], 1967; Chaple S., Estudios de literatura cubana. La Hab., 1980; Diccionario de la literatura cubana, t. 1, La Hab., 1980; A I va re z Garcia J.. La novela cubana en el siglo XX, La Hab., 1980. С. Н. Табунов.

 

КУБОФУТУРЙЗМ, см. Футуризм. “КУЗНИЦА”, лит. группа, созданная в 1920 поэтами, вышедшими из Пролеткульта (В. Д. Александровский, М. П. Герасимов, В. В. Казин, С. А. Обрадович, С. А. Родов и др.). Оставаясь в рамках вульгарносоциологич. представлений Пролеткульта о путях развития новой послеоктябрьской культуры, “К.” вместе с тем больше внимания уделяла поэтич. практике, худож. мастерству. Творчество поэтов “К.”—характерный пример пролет, романтич. лирики периода воен. коммунизма. С наступлением нэпа мн. поэты “К.” испытали творч. кризис, а на первый план вышли прозаики-реалисты (Ф. В. Гладков, А. С. НовиковПрибой, В. М. Бахметьев и др.). “К.” выпускала журналы “Кузница”, “Рабочий журнал” и др. В 1931 влилась в РАПП (см. в ст. Ассоциации пролетарских писателей).

 

φ Βоронский А., Прозаики и поэты <Кузницы”, в его кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1963.

 

КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. culmen—вершина), момент наивысшего напряжения действия в произв., когда особенно ярко выявляются сюжетный конфликт, цели героев и их внутр. качества. Напр., сцена “мышеловки” в “Гамлете” У. Шекспира или сцена неудачного выстрела Войницкого в “Дяде Ване” А. П. Чехова. Все развитие конфликта произв. стремится к К., после к-рой действие движется к развязке. В произв. крупной формы, где переплетается неск. сюжетных линий, возможны и две и более К. (“Анна Каренина” Л. Н. Толстого). В. Л. Сапогов.

КУЛЬТУРА РЕЧИ, уровень речевого развития, степень владения нормами Языка или диалекта вместе с умением “обоснованно отступать” (Л. В. Щерба) от этих норм. Наука о К. р. (в ее нормативном лингвистич. статусе) опирается на учение о нормах совр. литературного языка. Эти нормы кодифицированы в грамматиках, толковых и иных словарях и пособиях с учетом стилистич. дифференциации норм в зависимости от разл. целей и содержания речи — книжной или разговорной. К. р. как правильность ре ч и и умение выбирать из уже имеющихся в языке синонимич. средств выражения тесно связана с понятием культуры языка, т. к. предполагает наличие в самой языковой системе, кроме развитых подсистем обозначений (в частности, терминологической) и пра вил их употребления, также ряда вариантов и соответственно оценку нормой каждого из них. Нормы лит языка как образцовой разновидности нац. языка, обслуживающей осн сферы деятельности об щества, " одной стороны, неизбежно характеризует

 

нек-рая жесткость, направленная против антинормализаторской стихии, с другой — нормам лит. языка непременно должны быть присущи вариантность и известная гибкость, иначе восторжествовал бы чрезмерный нормативизм, или пуризм.

 

Это относится ко всякой нормальной речевой деятельности, творчески использующей диалектику экспрессии и стандарта. Не менее существенно верное понимание роли норм лит. языка при обращении к <верхним этажам” К. р., начиная от своеобразной поэтики ежедневной газетной полосы или от борьбы вкусов вокруг стилистики речевых жанров в телевиз. передачах и кончая величайшими произв. словесного иск-ва с их особого рода <неправильностями”, природа к-рых определяется уже синтезом лингвистического и эстетического. Поэтому социальные оценки речевой деятельности как элемента К. р. приобретают особенно острую форму, ответственный и нередко противоречивый характер в критике литературной, т. е. в такой ^критике языка”, к-рая стремится утвердить тоже по-разному понимаемую культуру художественной речи. Многое зависит здесь не только от объективного уровня развития филологии как теории лит. критики, но и от систематич. соотнесения с этим меняющимся уровнем субъективных (а нередко попросту эклектических) позиций, отстаиваемых тем или иным критиком. Однако в совр. учении о языке художественной литературы, тесно связанном с теорией лит. языка, проблемы языковой критики пока еще только намечены и почти не разработаны.

 

Причины и следствия такого положения разнообразны. Прежде всего, в общеэстетич. плане недостаточно выяснены отношения между идиолектом и идиостилем художника слова. Между тем, напр., т. н. отрицательный языковой материал (отклонение от лит. нормы и др.), длит. время остающийся в творчестве ряда наиболее читаемых совр. писателей вне объективного анализа критикой, не может не сказаться на уровне самой критики и на состоянии К. р. и ее теории. Далее, филология сделала лишь первые шаги в изучении общей типологии стилей языка худож. лит-ры в связи с т. н. стилевыми течениями. В то же время несомненно, что требования общества к К. р. писателей существенно различны в зависимости от того стиля языка худож. лит-ры, на к-рый в осн. ориентируются конкретный писатель и его читатель. Так, напр., текст совр. лирич. песни адресован обычно “самому широкому читателю”, но этот последний в ряде случаев может оказаться и недостаточно требовательным к эстетике беллетристич. стиля, доступность к-рого часто сопряжена с легковесностью, терпимостью в отношении штампов, псевдонародностью и т.п. “Красота простоты”, т. о., имеет своим пределом простоватость и примитивизм К. р. С др. стороны, и более сложные стили языка поэзии (и прозы) не застрахованы от издержек “инерции стиля”, а “красота сложности” в пределе способна обернуться герметизмом, обнаружить тенденции к эстетич. элитарности и культурноречевому снобизму. Принципиальное пушкинское требование “соразмерности и сообразности” остается руководящей идеей К. р., хотя отд. художники слова существенно отступают от этой гармонич. формулы и лишь в конце концов доказывают непредвзятому читателю свое столь же принципиальное право на такие отступления “в меру таланта”, подкрепляя и общий тезис о том, что речь художественная представляет собой реальную и потенциальную область высших достижений К. р., не всегда очевидных, но тем более важных как проблема филологии.

 

• Винокур?.Ο., Κультура языка, 2 изд., М., 1929; Вопросы культуры речи. Сб., в. 1—8, M., 1955—67; Виноградов B.B., Рус. речь, ее изучение и вопросы речевой культуры, <ВЯ>, 1961, №4; его же, Проблемы культуры речи и нек-рые задачи рус. языкознания, там же, 1964, JMo 3; Пражский лингвистич. кружок. Сб. ст., М., 1967; Чуковский К. И., Живой как жизнь. [Разговор о рус. языке], 4 изд., М., 1968; Книга о рус. языке, М., 1969, с. 175—207; Актуальные проблемы культуры речи, М., 1970; Костомаров В. Г., Рус. язык на газетной полосе, М., 1971; Горбачевич К. С., Изменение норм рус. лит. языка. Л., 1971; О ж е г о в С. И., Лексикология. Лексикография. Культура речи, М., 1974; Мукаржовский Я'., Эстетич. функция, норма и ценность как социальные факты, в сб.: Труды по знаковым системам, в. 7, Тарту, 1975; Языковые процессы совр. рус. худож. лит-ры, [кн. 1 — Проза, кн. 2 — Поэзия], М., 1977; Григорьев В. П., Поэтика слова, М., 1979, гл. 1, 2; С к вор? о в Л. И., Теоретич. основы культуры речи, М., 1980; Калинин А. В., Культура рус. слова, М., 1984. В. П. Григорьев.

 

“КУЛЬТУРБУНД” (“Kulturbund”), объединение передовой интеллигенции ГДР (осн. в 1945; первый президент — И. Бехер), ставящее целью содействие развитию социалистич. культуры и духовное формирование человека социалистич. общества. Высший

 

орган — конгресс, избирающий президента, президиум и центр, ревизионную комиссию; входит в Нац. фронт ГДР, имеет фракцию в Нар. палате ГДР. Печатный орган—еженедельник “Sonntag” (с 1946).

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в лит-ведении, сложившееся в сер. 19 в. и представленное крупными учеными: И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон (Франция), Г. Брандес (Дания), В. Шерер, Г. Гетнер (Германия), Ф. де Санктис (Италия), М. Менендес-и-Пелайо (Испания), А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов (Россия) и др. Осн. импульсы К.-и. ш. получила от культурологии поздних нем. просветителей (И. Г. Гердер) и романтиков, от франц. романтич. историографии (Ф. Гизо, О. Тьерри, Ж. Мишле), от позитивист, философии О. Конта и отчасти от “биографического метода” в лит. критике (Ш.О. Сент-Бёв).

 

Принципиальная черта К.-и. ш.— ее историзм, сознательно возведенный в ранг метода. В противоположность нормативным теориям 17—18 вв., строившимся на вневременном противопоставлении “правильного”, допустимого иск-ва и иск-ва “неправильного”, “дикого”, незрелого, К.-и. ш. стала рассматривать худож. произведение как органич. запечатление “духа” народа в разл. историч. моменты его жизни (“...Искусства появляются и исчезают одновременно с определенными течениями в области мысли и нравов, с которыми они связаны”, Тэн И., Философия искусства, М., 1933, с. 6). Отсюда — принципиальное оправдание и утверждение равноправия иск-ва любого народа, эпохи, стиля, а также переориентация лит-ведения на изучение закономерностей, управляющих развитием культурно-историч. мира (история лит-ры “не навязывает правил, а констатирует законы”, там же, с. 8). Отсюда же и вторая черта К.-и. ш.— генетич. подход к худож. произведениям, разыскание их “причин”, стремление эмпирич. “видимости” лит. факта противопоставить стоящие за ним “невидимые”, “первоначальные силы”. Таковыми, по Тэну, являются “раса” (врожденный нац. “темперамент”), “среда” (природа, климат, социальные обстоятельства) и “момент” (достигнутый уровень культуры и “традиция”). Третья особенность К.-и. ш.— борьба против спекулятивных построений традиц. онтологич. философии истории и иск-ва (рапионалистич. учения 17—18 вв., а также эстетика И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга), позитивист, упор на опытный, конкретный характер социального знания и уподобление наук о “духе” наукам о природе. Отстаивая тезис о единстве науч. знания, мн. представители К.-и. ш. стремились распространить на обществ. явления естеств.-науч. методы, установить аналогию между худож. произведением и биол. организмом, перенести в историю лит-ры эволюционистские схемы (Брюнетьер).

 

Натуралистич. редукционизм (см. Натурализм), непонимание специфики гуманитарных объектов и гуманитарного знания (что немедленно подверглось критике со стороны духовно-исторической школы) заставили К.-и. ш. сводить иск-во к запечатленному в нем предмету (“Прекрасен не Гомер, прекрасна гомеровская жизнь, прекрасны те фазисы человеческого существования, которые описаны Гомером”, Ренан Э., Собр. соч., т. 1, К., 1902, с. 131), трактовать произв. как пассивный “документ”, “памятник” своей эпохи, подменять историю лит-ры историей обществ. мысли. В силу этого К.-и. ш. не замечала идеологич. самостоятельности и “обратного влияния” иск-ва на “жизнь”, недооценивала его худож. специфику, индивидуальность творца и пр. Мн. ученые (напр., Лансон)

 

НУЛЬ—КУЛЬ

 

==173

 

признавали практически равнозначными любые “причины”, влияющие на произв., и видели свою задачу в накоплении “фактов”, а не в выработке целостных концепций.

 

К заслугам К.-и. ш. относятся вклад в разработку историко-генетич. методологии, создание историй нац. лит-р (хотя и растворенных в истории обществ. психологии и материальной культуры народов), подготовка принципов сравнительно-исторического литературоведения и психологической школы, накопление огромного историко-культурного материала, опыта текстологич. анализа и науч. источниковедения.

 

В 20 в. К.-и. ш. распалась как направление, однако ее методологич. установки продолжали оказывать серьезное влияние на мн. ученых [П. Н. Сакулин, Н. К. Пиксанов (до сер. 20-х гг.) (Россия), В. Л. Паррингтон (США), Р. Менендес Пидаль (Испания), т. н. “университетская критика” во Франции (вплоть до 60-х гг.) и др.]. Марксист, лит-ведение, поддержавшее в период своего становления (Г. В. Плеханов, П. Лафарг) генетизм К.-и. ш., в принципе противостоит ее редукционист. тенденциям и подчиняет ее позитивный опыт задачам конкретно-историч. изучения лит-ры.

 

φ Γришунин А. Л-, Культурно-историч. школа, в кн.: лкадемич. школы в рус. лит-веденяи, М., 1975. Г. К. Косиков.

 

КУМЫКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра кумыков (см. Дагестана литературы). Развивается на кумыкском яз.' Письм. лит-ре предшествовал богатый фольклор: эпич. и лирич. песня (“Песня об Айгази”, “Картгочак”), сказки, предания и легенды. Поэт-просветитель М.-Э. Османов составил “Сборник ногайских и кумыкских народных песен”, к-рый был издан в Петербурге в 1883. Зачинатель К. л.— поэт Ирчи Казак создает в сер. 19 в. произв. демократич. направленности, в них звучат протест против социальной несправедливости, сочувствие к угнетенным. Необходимость широкого просвещения народа, а также образования для женщин отстаивает в нач. 20 в., вслед за просветителями, писатель Н. Батырмурзаев, автор первых повестей на кумыкском яз. В 1917—18 Н. Батырмурзаев и 3. Батырмурзаев издают в ТемирХан-Шуре журн. “Танг-Чолпан” (“Утренняя звезда”), где печатается публицистика, худож. лит-ра. 3. Батырмурзаев создает первые в К. л. пьесы. После Окт. революции расширяются тематич. и жанровые границы К. л., укрепляются ее связи с, рус. лит-рой и лит-рами др. народов Дагестана. Развиваются героико-романтич. лирика, драматургия, худож. проза, лит-ра для детей (А. П. Салаватов, А. Аткай, А. А. Аджиев, К. Д. Султанов).

 

• Мусаканова Г., Очерки кумык, дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1959. А. Алимова. КУПЛЕТ (франц. couplet), строфа песни, особенно вставной песни в водевиле, оперетте или эстрадном дивертисменте; обычно — с припевом. В поэтике классицизма куплетами назывались строфы в низких жанрах, стансами — в средних (элегии), собственно строфами — только в высоких (оды), м. л. r испоров. КУРДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра курдов, населяющих р-ны сев.-вост. и центр. Турции, Сев.-Зап. и Зап. Ирана, Сев. Ирака, Сев. Сирии, частично р-ны Арм. ССР, Груз. ССР, Азерб. ССР и Туркм. ССР. Развивается на курд. яз. Для К. л. характерна тесная связь с фольклором и эпосом, отразившими патриотизм курд. народа и его трагич. судьбу. История К. л. изучена недостаточно, мн. памятники не исследованы, нет точной датировки творчества нек-рых поэтов средневековья. Лит-ра 11—18 вв. развивалась на диалекте курманджи в р-не курд. феод. княжества (Турецкий Курдистан). Один из выдающихся поэтов раннего средневековья, писавший под влиянием суфизма (см. Суфийская литература), основатель первой лит. школы, автор большого дивана лирич. и филос. стихов — придворный поэт Мелае Джизри (12 в.). Легендарным стало имя нар. певца, поэта-философа

 

==174 КУМЫ — КЫРГ

 

и лирика Факи Тейрана (14 в.). В 17 в. с именем поэта Ахмеди Хани связаны появление просветит, идей, стремление отразить реальную действительность, в его произв. впервые в К. л. затронута нац. проблема курдов. Для газелей Ахмеди Хани характерен отказ от арабизмов, стремление к доступности поэзии.

 

К нач. 17 в. в Иранском Курдистане при дворе правителей курд. княжества Ардалан возникает другой лит. центр. Он объединял поэтов, писавших на диалекте гурани. Их творчество носит преим. суфийский характер. В кон. 18 — нач. 19 вв. лит. центр переместился в Сев. Ирак, лит. языком стал юж. диалект (сорани, мукри). В лит-ре этого периода сосуществовали произв. религ.-мистич., любовно-лирич. и патриотич. характера. Основоположник демократич. поэзии — участник и певец восстаний Хаджи Кадыри Койи (вторая пол. 19 — нач. 20 вв.). В нач. 20-х гг. 20 в. формируется новейшая К. л., связанная с нвц освободит. борьбой курдов. Большое влияние на совр. К. л. оказала Окт. революция и сов. поэзия. Из курд. поэтов — борцов за нац. и гражд. права наиболее известны А. Горан и А. Хажар. Развивается худож. реалистич. проза. Значит, событием в истории К- л. является издание “Антологии курдской поэзии” (Сулеймания, 1945, на араб. и курд. яз.), к-рая содержит произв. 124 курд. поэтов.

 

К. л. в СССР возникла после Окт. революции. Осн. центр ее — Арм. ССР. В 30-х гг. появились коллективные сб-ки “Первые произведения” (1932), “Курдские писатели” (1934), “Третья книга” (1935). Опубл. повести и романы А. Шамилова, рассказы Аджиэ Джинди, сб-ки стихов Аминэ Авдала, Джасмэ Джалиля, Везирэ Надри. Произв. курд. писателей в годы Великой Отечеств, войны проникнуты сов. патриотизмом, верой в победу. Являясь неотъемлемой частью всей сов. лит-ры, К. л. отражает совр. действительность, а также жизнь курдов за рубежом. Серьезных успехов достигла поэзия (Качахэ Мурад, Микаэлэ Рашид, К. Чачани). к. Чачани. КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от франц. courtois учтивый, вежливый), придворно-рыцарское направление в европ. лит-ре 12—14 вв. (в Провансе, Сев. Франции, Германии, позднее в Англии, Испании, Италии). Пафос К. л.— идеалы сословной чести и доблести, причем не во имя рода или страны, как в героич. эпосе, а личной славы и нравств. совершенства. Куртуазная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров обогатила поэзию новыми темами, жанровыми формами, стихотв. размерами, рифмой; рыцарский роман и новелла (ле) разрабатывали антич. и визант. сюжеты. В 'К. л. выделяется фигура творца, с чем связано прославление индивидуальных качеств, углу ление психол. характеристик, более тонкое восприятие природы, установка на занимательность, “авантюрность”, приверженность индивидуальной манере. К. л. оказала влияние на героич. эпос, гор. и клерикальную лит-ру.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 537. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия