Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 41 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 41 страница






 

Маньчжурское вторжение (1644) обусловило появление плеяды оппозиционно настроенных поэтов и мыслителей, для творчества к-рых характерны просветит. тенденции. Пороки общества обличаются в насыщенных фантастикой и иронией новеллах Пу Сунлина. У Цзинцзы в сатирич. романе “Неофициальная история конфуцианцев” клеймил с позиций “истинного” конфуцианства пошлость, карьеризм и консерватизм служилой интеллигенции. Вершиной классич. романа явился “Сон в красном тереме” Цао Сюэциня — психологически углубленное, окрашенное в пессимистич. тона повествование о несчастливой любви молодых героев, о моральном и экономич. упадке феод. аристократии. В дальнейшем, в обстановке усиливавшегося цензурного давления маньчжурских властей, привилегированное место в лит-ре вновь заняли “высокие” жанры ортодоксально-конфуцианской “тунчэнской школы”. Им противостояли соч. прогрес. мыслителей (Гун Цзычжэнь и др.), сатирико-фантастич. роман с элементами утопии “Цветы в зеркале” Ли Жучжэня, нар. пьесы, сказки, песни и др. произв. “низких” жанров позднего средневековья, игнорировавшиеся офиц. филол. наукой. О жанрах К. л. см. также в ст. Поэтика.

 

Лит-ра нового времени (сер. 19 в. — 1917) отразила освободит, движение против маньчжуро-кит. феодалов и экспансии капиталистич. гос-в Запада, упадок феод. общества и интенсивное знакомство с достижениями мировой культуры. Появляются многочисл. переводы, переработки произв. европ. классиков и совр. авторов, а также писателей Америки, Японии, Индии. Получили известность вольные переводы и пересказы произв. У. Шекспира, Л. Н. Толстого, В. Скотта, А. Дюма и др., сделанные Линь Шу. С 1909 появляются первые точные переводы рус. писателей, принадлежащие Лу Синю. Кит. романисты нач. 20 в. использовали нек-рые приемы зап. лит-ры. На фоне эпигонских соч. выделяется патриотич. лирика Хуан Цзуньсяня, к-рый выступал за обновление классич. поэтич. форм. Своеобразная лит-ра была порождена восстанием тайпинов (стихи, гимны нар. песни и предания), а также движением за реформы в 90-х гг. (Тань Сытун, выдвинувший лозунг “революции в поэзии”, Лян Цичао, внесший значит, вклад в развитие повествоват. прозы; как теоретик он утверждал ее высокое обществ, назначение). В романе господствовали направления, связанные с нравоописат.

 

КИТА

 

==155

 

и авантюрно-героич. традициями. В 1900—10-х гг. прозаич. произв. заполнили многочисл. лит. журналы. Значит, интерес представляют “обличительные романы” (напр., “Путешествие Лао Цаня” Лю Э). Наибольшей радикальностью отличается роман “Цветы в море зла” Цзэн Пу, в к-ром четко выражены антиманьчжурские и антиимпериалистич. взгляды, с симпатией изображаются кит. и рус. революционеры. Революц. подъем нач. 1900-х гг. получил отражение гл. обр. в прогрес. публицистике, в поэзии Цю Цзинь, Су Маньшу; на позициях борьбы с маньчжурской монархией стояло также поэтич. “Южное общество”. В период революции 1911—13 наступил кратковременный расцвет политически окрашенной прозы и драматургии, однако в годы юаньшикаевской реакции (1912—16) их сменила поверхностная развлекательная лит-ра.

 

Новейшая К. л. родилась в ходе антиимпериалистич., антифеод, борьбы, в период освободит, движения “4 мая” (1919), развернувшегося под влиянием Окт. революции в России. Черты новейшей К. л. (отрицание старого мира, демократичность идеалов, обновление языка, связь с передовой заруб., особенно рус., культурой) воплотились в творчестве ее основоположника Лу Синя, впервые сделавшего рядового человека гл. героем худож. произведения. В его рассказах, вошедших в сб-ки “Клич” и “Блуждания”, особенно в повести “Подлинная история А-кью” критич. реализм достиг зрелости. Реалистич. направление господствовало и в произв. участников созданного в 1921 “Литературного сообщества” (Е Шэнтао, Сюй Дишаня и др.), в числе основателей которого были Мао Дунь и Чжэн Чжэньдо, работавшие над изучением нац. и мирового лит. наследия и теории лит-ры. Большое место в деятельности “Литературного сообщества” занимали переводы, особенно из рус. лит-ры

 

19—нач. 20 вв. Группе “Творчество” (основана в 1922) были свойственны романтич. тенденции: стихи и драмы Го Можо, рассказы Юй Дафу и др. К нач.

 

20-х гг. новые формы поэзии на разг. языке почти полностью вытеснили классические (творчество Вэнь Идо, Чжу Цзыцина, Сюй Чжимо). Для “разговорного” театра создавали драмы Хун Шэнь, Тянь Хань и др.

 

По мере развития политич. борьбы происходило расслоение среди сторонников новой культуры; выделились бурж.-либеральное крыло (общество “Новолуние” и др.) и революц. течение, усилившееся в ходе революции 1925—27 (Цзян Гуанцы, Жоу Ши, Инь Фу, Ху Епинь). В кон. 20-х гг. начался процесс становления марксист, критики, на позиции к-рой перешел Лу Синь. Вместе с видным деятелем компартии Китая Цюй Цюбо он стал идейным руководителем пролет. Лиги левых писателей Китая (1930—36), к-рая вела борьбу с бурж.-националистич. и “надклассовыми” течениями в лит-ре, пропагандировала произв. сов. писателей. Среди ее членов были тяготевший к многоплановым социальным романам Мао Дунь, создательница социально-психол. повестей Дин Лин, авторы реалистич. рассказов Ай У, Ша Тин, поэт Пу Фэн, драматурги Тянь Хань, Ся Янь и др. Реалистич. направление в прозе представляли также Ба Цзинь, отобразивший тягу молодежи к радикальным переменам, сатирик и бытописатель Лао Шэ и Чжан Тяньи. Социально-психол. драмы большого эмоц. накала создал Цао Юй. Антиреалистич. модернист, течения не заняли большого места в К. л. Символизм, эстетизм и нек-рые др. декадент, направления, возникшие в поэзии, не получили в ней широкого распространения; молодые поэты смело овладевали новыми формами реалистич. отражения действительности (Цзан Кэцзя, Кэ Чжунпин).

 

Начало нац.-освободит, войны кит. народа против япон. захватчиков (1937) обусловило бурный рост патриотич. лит-ры малых форм—очерки, стихи для декламации, агитац. пьесы популярные у демократич.

 

==156 КИТА

 

аудитории (поэзия Ай Цина, Тянь Цзяня, Сяо Саня, драмы Лао Шэ, рассказы и очерки Лю Байюя и др.). Писатели-патриоты, объединившиеся в период войны против япон. захватчиков во Всекитайскую ассоциацию работников литературы и искусства по отпору врагу (март 1938), немало сделали для пробуждения в народе сознания опасности, угрожавшей стране, и ненависти к япон. империализму. С кон. 1938 политика подавления прогрес. лит-ры гоминьдановским пр-вом заставила писателей обращаться либо к истории (пьесы Го Можо), либо к сугубо бытовой проблематике. Лишь в нек-рых произв. (роман “Распад” Мао Дуня, рассказ “Господин Хуа Вэй” Чжан Тяньи) содержалась критика отрицат. сторон жизни гоминьдановского тыла.

 

После разгрома империалистич. Японии (1945) прогрес. К. л. развернула борьбу за демократич. развитие страны. В 1945—47 были созданы сатирич. стихи Юань Шуйпо, романы “Четыре поколения одной семьи” Лао Шэ и др. Однако в 1948 чанкайшистский террор снова вынудил большинство писателей замолчать или уехать с подвластной гоминьдановцам территории.

 

В освобожденных районах развивалась революд. лит-ра, неразрывно связанная с борьбой масс, впитав шая традиции нар. творчества. Ее ведущая тема — новые отношения между людьми: рассказ “Песенки Ли Юцая”, повесть “Перемены в Лицзячжуане” Чжао Шули, романы “Ураган” Чжоу Либо и “Солнце над рекой Сангань” Дин Лин. Появились первые произв. о рабочем классе: повесть “Движущая сила” Цао Мин. Большую популярность приобрели муз. драма “Седая девушка” Хэ Цзинчжи и Дин И, лирикогероич. поэма “Ван Гуй и Ли Сянсян” Ли Цзи и пер вая часть поэмы “Возница” Тянь Цзяня.

 

Победа нар. революции в 1949, создание КНР дали новый импульс лит. творчеству; появляются произв. о социалистич. стр-ве и воспитании нового человека. Жизнь рабочих и крестьян, героизм народа, руководимого коммунистами,— общая тема созданных в 50-х гг. романов “Деревня Саньливань” Чжао Шули, “Стальной поток” Чжоу Либо, рассказов Ли Чжуня, очерков Вэй Вэя и др. авторов. Разрабатывались историко-революц. сюжеты (роман “Битва за Яньань” Ду Пэнчэна). В поэзии 50-х гг. получили распространение темы борьбы за мир, дружбы с народами др. стран (стихи и поэмы Ай Цина, Тянь Цзяня). Приобрело известность творчество писателей, представляющих нац. лит-ры Китая,— монг., уйгур., казахскую и др. Поддерживались тесные связи с писателями социалистич. стран и прогрес. литераторами мира, широко переводились произв. сов. лит-ры и др. социалистич. стран. Но уже в кон. 50-х гг. начали нарастать сектантские и догматич. тенденции в культурной жизни Китая; критика пережитков бурж. и феод. идеологии приобретала примитивно-вульгаризаторский характер. Организовывались разного рода “проработочные кампании”, затронувшие писательницу Дин Лин, поэта Ай Цина, лит. критика Ху Фэна и др.

 

В 1958 ведущим творч. методом было провозглашено “сочетание революц. романтизма с революц. реализмом”. Осн. упор делался на самодеят. коллективное творчество. Правда, в нач. 60-х гг. еще продолжали появляться авторские произв., в т.ч. историкореволюц. роман “Лучшие люди эпохи” Оуян Шаня, роман о кооперировании деревни “Начало” Лю Цина, пьесы Го Можо и Цао Юя. Критич. отношение к отд. сторонам кит. действительности было в иносказат. форме выражено в драматургии Тянь Ханя, У Ханя и в публицистике Дэн То. В сер. 60-х гг., с началом “культурной революции”, издание новых худож. произв. и переводов практически прекратилось, за ис ключением публицистики и стихов, пропагандировавших политич. лозунги. Приостановилась также деятельность Союза кит. писателей (создан в 1953) В 1966 перестали издаваться такие лит. журналы, как “Жэньминь вэньсюэ”, “Вэньи бао”, “Цзюйбэнь”,

 

“Шикань”, “Шицзе вэньсюэ” и др. Выходили лишь журн. “Chinese literature” на англ. яз., рассчитанный на заруб, читателей, и армейский лит.-худож. журн. “Цзефанцзюнь вэньи”.

 

В нач. 1972 наметилось нек-рое оживление в лит. жизни Китая. Возобновился выход местных лит. журналов. Был выпущен ряд новых книг и переизданы старые (в огранич. количестве). Многие из вновь изданных книг были написаны “авторскими коллективами” и тесно увязаны с очередными политич. кампаниями. Отд. книги рассказывали о тяжелой доле народа при гоминьдановском режиме, о кооперации деревни, воспевали армию, пропагандировали ее особую роль в жизни страны.

 

Большинство кит. проф. литераторов включилось в творч. работу лишь после 1976. Началась реабилитация писателей, пострадавших в период “культурной революции” и в предшествовавшие политич. кампании (многие реабилитированы посмертно). Возобновился выход в свет осн. журналов, создан ряд новых. В 1979 на съезде работников лит-ры и иск-ва избран новый состав руководства Союза писателей. Стали издаваться произв. кит. и мировой классич. лит-ры, переводы совр. и заруб, авторов. Ведутся литературоведч. исследования. Были осуждены как “ультралевые” концепции периода “культурной революции”, восстановлены в правах такие понятия, как реализм, гуманизм, художественность. Появляются книги, в рамках критики “четверки” и “эксцессов культурной революции” показывающие правдивые картины совр. кит. действительности. Передовые кит. литераторы стремятся неприкрашенно отображать жизнь народа и страны.

 

Изд.: Антология кит. поэзии, кн. 1—4, M., [1958]; Кит. лит-ра. Хрестоматия, т. 1 [ст. Конрада Н.И., Краткий очерк истории кит. лит-ры], М., 1959; Кит. классич. проза, М., 1958; Рассказы кит. писателей, т. 1—2, М., 1959; Юэфу. Из ср.-век. кит. лирики, (М., 1969]; Классич. проза Д. Востока, М., 1975; Классич. драма Востока, М., 1976; Пурпурная яшма. Кит. повествоват. проза I—VI вв., М., 1980; Возвращенная драгоценность. Кит. повести XVII в., М., 1982; Заклятие Даоса. Кит. повести XVII в., М., 1982; Средний возраст. Совр. кит. повесть, М., 1985.

 

• федоренкоН.Т., Кит. лит-ра, М., 1956; его же, Кит. лит. наследие и современность, М., 1981; Сорокин В. Ф., Эйдл и н Л. 3., Кит. лит-ра, М., 1962; Жанры и стили лит-р Китая и Кореи. Сб. ст., М., 1969; Надеев И. М., <Культурная революция” и судьба кит. лит-ры, М., 1969; Рифтин Б. Л., Историч. эпопея и фольклорная традиция в Китае, М., 1970; Семанов В. И., Эволюция кит. романа, М., 1970; Черкасский Л.Е., Новая кит. поэзия (20—30-е гг.), М., 1972; его же. Кит. поэзия военных лет, 1937—1949, М., 1980; Судьба культуры КНР (1.949—1974), М., 1978; Сорокин В. Ф., Кит. классич. драма XIII—XIV вв., М., 1979; Л у Синь, Чжунго сяошо ши люэ, Пекин, 1953; Чжэн Чжэньдо, Чатубэяь чжунго вэньсюэ ши, т. 1—4, Пекин, 1957; Чжунго вэньсюэ ши, Чжунго кэсюзюань..., т. 1—3, Пекин, 1962; Чжунго сяньдай вэньсюэ ши, Пекин, 1979; Чжунго дандай вэньсюэ ши, Пекин, 1981. В. Ф. Сорокин.

 

КЙТЕЖСКАЯ ЛЕГЕНДА, Легенда о граде Китеже, памятник рус. лит-ры, цикл преданий о легендарном граде Китеже, будто бы погрузившемся в оз. Светлояр (ныне Воскресенский р-н Горьковской обл.) и таким образом укрывшемся от разорения монголо-татар. Цикл слагался на протяжении мн. веков; окончательно оформился в старообрядч. “Книге, глаголемой летописец” (1780—90-е гг.). К. л. привлекала к себе поэтов (А. Н. Майков, Н. А. Клюев, М. А. Волошин, С. М. Городецкий), прозаиков (П. И. Мельников-Печерский, М. Горький, Д. С. Мережковский, К. А. Федин), художников (В. М. Васнецов, Н. К. Рерих); Н. А. Римский-Корсаков создал оперу “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, где наряду с К. л. использованы мотивы др.-рус. ^Повести о Петре и Февронии”.

 

• Комарович В. Л., Китежская легенда..., М.—Л., 1936.

 

^^ Д. М. Буланин.

 

“КЛАРТЕ” (франц. clarte — ясность, свет), междунар. антиимпериалистич. объединение прогрес. писателей и деятелей культуры. Создано А. Барбюсом в 1919. В состав Междунар. руководящего комитета “К.” входили А. Франс, П. Вайян-Кутюрье, Р. Лефевр (Франция), Г. Уэллс, Т. Харди (Англия), В. Бласко Ибаньес (Испания), Г. Брандес (Дания), Э. Синклер (США). Объединение развернуло работу во Франции и за рубежом. В Австрии организатором движения был С. Цвейг, в Германии — Г. Манн,

 

 

в Турции членом “К.” был Назым Хикмет; во мн. странах возникли группы “К.”. Брошюра Барбюса “Свет из бездны. К чему стремится группа „Кларте"”, ставшая манифестом объединения, подчеркивала мировое значение Окт. революции, осуждала блокаду и иностр. интервенцию в Сов. Россию и определяла осн. цель “К.” как “революцию в умах”, т. е. борьбу за освобождение человечества от предрассудков, порождаемых бурж. обществом и религией. В окт. 1919 под одноим. назв. Барбюс издавал газету, с нояб. 1921 — журнал (выходил до 1928). В журнале печатались произв. В. И. Ленина, А. В. Луначарского, М. Горького, В. В. Маяковского.

 

КЛАССИКИ, писатели, признаваемые лучшими, образцовыми. В узком смысле—греч. и рим. писатели (в противоположность писателям нового времени), а также представители классицизма (ныне более употребителен термин “классицисты”). В широком смысле — все писатели определ. периодов, считающихся временем расцвета той или иной нац. культуры (напр., 5 в. до н. э. для Греции, 1 в. до н. э. для Рима, 17 в. для Франции, 19 в. для России), а также вообще все крупные писатели, творчество к-рых стало живым достоянием не только нац., но и мировой лит-ры. К понятию “К.” восходят такие условные термины, как “классическая традиция”, “классическая манера”

 

(в ИСК-ве). М. Л. Гаспаров.

 

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый), худож. стиль и эстетич. направление в европ. лит-ре и иск-ве 17 — нач. 19 вв., одной из важных черт к-рых являлось обращение к образам и формам антич. лит-ры и иск-ва как идеальному эстетич. эталону. Поэтика К. начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии (в поэтиках Л. Кастельветро, Ю. Ц. Скалигера), но как целостная худож. система К. сформировался лишь во Франции 17 в. в период укрепления и расцвета абсолютизма. Зачинателем поэзии и поэтики К. явился Ф. Малерб; проведенная им реформа языка и стиха была закреплена Французской академией, на к-рую была возложена задача создания общеобязат. языкового и лит. канона (см. также Французская литература).

 

Поэтика франц. К. складывается и осознается постепенно в борьбе с прециозной литературой и бурлеской, но законченно-системное выражение получает лишь в “Поэтическом искусстве” (1674) Н. Буало, обобщившего худож. опыт франц. лит-ры 17 В. Продолжая нек-рые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся и своеобразной антитезой ему; за внеш. гармонией в К. скрывается внутр. антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в иск-ве Ренессанса как единое гармонич. целое, в К. поляризуются. В основе эстетики К. лежат принципы рационализма, соответствующие филос. идеям картезианства. Они утверждают взгляд на худож. произв. как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип “подражание природе”, классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, к-рые почерпнуты из антич. поэтики (Аристотеля, Горация), иск-ва и определяют законы худож. формы, превращающей жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произв. иск-ва. Худож. преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт ее высшего познания — иск-во призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внеш. хаосом и беспорядком действительности. Разум, постигающий идеальную закономерность, выступает

 

КИТЕ—КЛАС

 

==157

 

как начало “высокомерное” по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетич. ценностью для К. обладает лишь непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, родовые, устойчивые черты (с этим связаны стремление совр. проблемы изобразить в зеркале антич. преданий, мифов и принципы типизации характеров, к-рые выступают как воплощение к.-л. социальных или духовных сил). Классич. образ тяготеет к образцу; он — особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф; он — торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Это отвечало и обществ.-воспитат. функции иск-ва, к-рой эстетика К. придавала огромное значение.

 

Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, к-рые делятся на “высокие” (трагедия, эпопея, ода; их сфера — гос. жизнь, историч. события, мифология, их герои — монархи, полководцы, мифол. персонажи, религ. подвижники) и “низкие” (комедия, сатира, басня), изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущим жанром К. была трагедия, обращенная к важнейшим обществ, и нравств. проблемам века. Обществ, конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравств. долгом и личными страстями. В этой коллизии отразилась наметившаяся поляризация обществ, и частного бытия человека, определявшая и структуру образа. Родовая, обществ, сущность, мыслящее, разумное “я” противостоит непосредственному индивидуальному бытию героя, к-рый, становясь на точку зрения разума, как бы извне обозревает себя,томится своей расколотостью, ощущает императив стать равным своему идеальному “я”. На раннем этапе (в трагедиях П. Корнеля) этот императив сливается с долгом перед гос-вом (и разумная воля героя всегда одерживает победу), а в дальнейшем (в творчестве Ж. Расина), по мере все усиливающегося отчуждения гос-ва, утрачивает политич. содержание и приобретает этич. характер. Внутр. ощущение надвигающегося кризиса абсолютист, системы сказывается в трагедиях Расина — в том, что идеально стройная худож. конструкция находится в противоречии с царящим в них хаосом слепых и стихийных страстей, перед к-рыми бессильны разум и воля человека.

 

Во франц. К. высокого развития достигли “низкие” жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало), комедия (Мольер). Именно в “низких” жанрах, образ к-рых строится не в идеальной дали историч. или мифол. прошлого, а в зоне непосредств. контакта с современностью, получило развитие реалистич. начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество к-рого вобрало в себя разл. идейно-худож. течения и во многом определило дальнейшее развитие лит-ры. Собственно у Мольера комедия перестала быть “низким” жанром; его лучшие пьесы получили назв. “высокой комедии”, ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие обществ., нравств. и филос. проблемы века. В рамках К. развивается и проза, для к-рой характерны типизация страстей, аналитич. характеристики, точность и ясность слога (проза моралистов Ф. Ларошфуко, Б. Паскаля, Ж. Лабрюйера, а также психол. роман Мари Мадлен Лафайет).

 

Вступив в полосу упадка в кон. 17 в., К. возрождается в эпоху Просветления. Новый, просветит. К. сосуществует на протяжении 18 в. с просветит, реализмом, а к концу века становится вновь господствующим худож. течением. Просветителям оказались

 

==158 КЛАС

 

близкими выраженные в К. позиция человека, сознательно относящегося к миру и к самому себе, способного подчинить обществ, и нравств. долгу свои стремления и страсти, пафос цивилизации, рационалистич. концепции худож. творчества. Однако социально-политич. ориентация просветит. К. меняется. В традициях классицизма Вольтер создает трагедии, проникнутые борьбой против религ. фанатизма, абсолютист, гнета, пафосом свободы. Обращение к античности как к миру идеальных первообразов, составлявшее суть К., в т. ч. и просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Сущность человека просветители искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе, идеальное воплощение к-рой они видели в антич. классике. С просветит. К. тесно связана лит-ра Великой франц. революции, к-рая облекала героич. устремления в антич. мифы и предания (творчество М. Ж. Шенье и др.).

 

Под влиянием франц. лит-ры К. развивается и в др. странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти У. фосколо), Германии (И. К. Готшед). Произв. Готшеда не оставили значит, следа в нем. лит-ре, и только во 2-й пол. 18 в. складывается новый нем. К. как оригинальное худож. явление (т.н. классицизм веймарский). В отличие от французского, на первый план он выдвигает нравств эстетич. проблемы. Основы его были заложены И. И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И. В. Гёте и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества; обращаясь к античности, они стремились создать новую, совр. лит-ру высокого стиля, способную выполнить задачу эстетич. воспитания гармонич. личности.

 

После Великой франц. революции К. приходит в упадок, господствующим стилем европ. иск-ва становится романтизм. Тем не менее как эпигонское течение он просуществовал во Франции до 30-х гг. 19 в.

 

К. в России. Рус. К. зародился во 2-й четв. 18 в. в творчестве зачинателей новой рус. лит-ры А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. С К. так или иначе связано творчество большинства крупных писателей 18 в. В эпоху К. рус. лит-ра освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевроп. лит. развитие, сохранив при этом свою нац. самобытность. В частности, рус. К. характеризуют сатирич. направленность (важное место в нем занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям рус. жизни), преобладание нац.-историч. тематики над античной (в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.), а также высокий уровень развития жанра оды (у Ломоносова и Г. Р. Державина и др.), в к-рой получил прямое лирич. выражение патриотич. пафос, характеризующий рус. К. в целом. Существ, место в рус. К. занимает и жанр поэмы—воен.-патриотич. (“Чесменский бой”, “Россияда” М. М. Хераскова) и филос.-дидактич. (“Письмо о пользе Стекла” Ломоносова, “Феоптия” Тредиаковского, “Плоды наук” Хераскова). В кон. 18—нач. 19 вв. рус. К. испытывает воздействие сентименталист. и преромантич. идей, что сказывается в поэзии Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражд. лирике поэтов-декабристов. См. также ст. Английская литература, Итальянская литература, Немецкая литература, Русская литература.

 

• Рус. лит-ра XVIII в. Эпоха классицизма. [Сб. ст.], М.—Л., 1964; Виппер Ю. Б., Формирование классицизма во франц. поэзии нач. XVII в., М., 1967; О б л ом и е в с ки и Д. Д., Франц. классицизм, М., 1968; Лит. манифесты зап.-европ. классицистов, М., 1980; Рус. и зап.-европ. классицизм. Проза, М., 1982; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, W., 1924; P е у re H., Cu'est-ce que le classicisme?. P., 1933. В. Я. Бахмугский.

 

КЛАССИЦИЗМ ВЕЙМАРСКИЙ, направление в нем. просветит, лит-ре 80—90-х гг. 19 в. Представлен произв. И. В. Гёте и Ф. Шиллера периода их творч. содружества в г. Веймар, теоретич. трактатами И. И. Винкельмана, В. Гумбольдта. Отвергая индивидуалистич. бунтарство “Бури и натискам, преодолевая односторонность руссоистского культа чувства,

 

К. в. обращался к античности как идеалу формирования гармонич., свободной и гуманной личности. Произв. К. в. отличаются стремлением к масштабности образов, простоте композиции, строгой завершенности формы. При этом, в отличие от франц. классицизма, эстетика К. в. не связывала себя никакими догмами; творчество великих веймарцев — Гёте и Шиллера — отмечено богатством и многообразием жанров, не канонических для классицизма. К. в. противостоял как тривиальной лит-ре (в частности, популярной в то время семейной драме), так и зарождавшемуся романтизму.

 

• Неустроен В. П., Нем. лит-ра эпохи Просвещения, М., 1958; История нем. лит-ры, т. 2, M., 1963; Т у рае в C.B., Классицизм в нем. лит-ре XVIII в., в кн.: Проблемы Просвещения в мировой лит-ре, М., 1970. С. В. Тураев.

 

КЛАУЗУЛА (лат. clausula — заключение), окончание стиха или прозаич. колона; обычно отличается повышенной ритмич. урегулированностью (в силлабич. стихе — тенденция к твердому расположению долгот или ударений, в силлабо-тонич. стихе — к обязат. ударности последнего икта), часто — рифмой. По числу безударных слогов после последнего ударения различаются К. мужские (молодой), женские (молодая), дактилич. (молодеющий), гипердактилич. (молодеющие) И Др. М. Л. Гаспаров.

 

КЛИМАКС (от греч. klimax — лестница), стилистич. фигура, вид градации.

 

КНИГА, важнейшая исторически сложившаяся форма закрепления информации, предназначенная для повторяющегося воспроизведения и передачи во времени и пространстве. Совр. К.— произв. печати в форме кодекса (свода) с определенным минимальным количеством страниц (в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО — свыше 3 печатных листов, т. е. не менее 48 страниц). К. играет огромную роль в качестве орудия политич. и идеологич. борьбы, науч. исследования и развития кульг/ры. Является осн. средством материального воплощения и распространения худож. лит-ры.

 

Отбор для полиграфич. воспроизведения и распространения произв. науки, лит-ры, иск-ва, их парт. и профессиональная оценка, подготовка для печати и выпуск — функции издательского дела. Множественное воспроизведение К. осуществляется полиграфич. промышленностью. Распространение и пропаганда К.— функции книжной торговли. Собирание, обработка и хранение К, осуществляются в рамках библиотечного дела. Целенаправленное информирование читателей о К. и др. произв. печати — задача библиографии (см. Библиография литературная). К. и книжное дело изучает комплексная науч. дисциплина — книговедение. Худож. К. и ее история изучаются и освещаются лит-ведением и лит. критикой.

 

В писательской практике термин “К.” иногда приобретает жанрообразующее значение (напр., “Книга песен” или “Книга Легран” Г. Гейне; “Открытая книга” В. А. Каверина; “книга про бойца” — так А. Т. Твардовский определил жанр своего “Василия Теркина”).

 

• Ленин и книга, М., 1964; Пятьсот лет после Гутенберга. 1468— 1968, M., 1968; 400 лет рус. книгопечатания, т. 1—2, M., 1964; Кацпржак Е. И., История книги, М., 1964; Книга. Исследования и материалы, сб. 1—41, M., 1959—80; Иск-во книги. [Альманах], в. 1-9, M., 1960-79.

 

“КНИГА И ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ”, ежемес. журнал марксистско-ленинской критики и библиографии; выходил в изд-ве “Правда” (Москва) в 1932—40 (вместо журн. “Книга и революция”, выходившего там же в 1929—30). Помещал статьи и'рецензии, а также обзоры и аннотир.библиографию лит-ры по всем отраслям знания, д. п. Муравьев. КНИГА ИОВА (или Йова) (др.-евр. 'Ijjobi, произв. др.-евр. поэзии, входящее в ветхозаветный канон Библии и принадлежащее к типу т. н. “литературы премудрости”; относится, вероятно, к 5—4 вв. до н.э. (позднейшие вставки—к 3 в. до н.э.). Притча об Иове основана на очень древнем семитском предании; в книге Иезекиила (14.14,20) Иов назван наряду с Ноем и Даниилом как один из трех образцовых праведников.

 

Представ перед престолом бога и вступив с ним в спор, сатана (“сатан”— букв. “противник”, “супостат”) утверждает, что Иов благочестив лишь потому, что благополучен. Желая испытать его праведность, бог истребляет имение и потомство Иова, поражает его жестоким недугом. Споря с друзьями-утешителями, настаивающими на виновности Иова и заведомой правоте бога (безупречно ортодоксальная идея), Иов требует справедливого суда над собой, где бог явился бы разом судией, истцом и ответчиком. В откровении свыше Иов постигает несоизмеримость могущества бога и человеческой немощи; его искренности и выстраданному благочестию воздается двойная награда, а отвлеченные умствования его друзей обличаются богом.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия