Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 44 страница





 

• Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. l, M., 1968, с. 205—26; Шоу Б., О драме и театре, пер. с англ., M., 1963; Волькенштейн В., Драматургия, 5 изд., M., 1969- M. H. Эпштейн.

 

КОНЦОВКА, заключит, компонент лит. произв. или его части. В поэзии К. называют завершающую афористич. строку лирич. стих. (“Мне грустно... потому что весело тебе”— стих. “Отчего” M. Ю. Лермонтова), финальное назидание в басне, неожиданный остроумный вывод в эпиграмме, а также рефрен (см. Припев). В драматургии К. может служить реплика “под занавес”— в финале акта или всей пьесы. В эпич. произв. К. не связана непосредственно с действием; это может быть финальная сентенция, финальный пейзаж и пр. И. Б. роднянская. КОНЪЕКТУРА (от лат. conjectura — догадка, предположение), восстановление не поддающейся прочтению или вовсе отсутствующей в оригинале (рукописи) части текста, к-рая вносится в текст при науч. описании. Реконструкция текста обосновывается историколингвистически, а также данными палеографии: предполагается определенная систематичность в использовании тех или иных элементов текста на протяжении одной рукописи (напр., единообразие оформления рукописи, ее орфография, закономерности употребления слов, синтаксич. форм и оборотов); в этом смысле могут быть полезны и выводы такой области совр. языкознания, как лингвистика текста, к-рая устанавливает общие правила текстообразования; возможна реконструкция и на основе более общих историч. и филол. данных (напр., о лит. нормах, реалиях и бытовом укладе эпохи, об определ. ритуалах).

 

КОПТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра егип. народа 4—18 вв. на копт. яз. Возникла с распространением в Египте христианства и развивалась преим. в монастырях. Первые копт. письм. памятники — переводы Священного писания с греч. яз., сочинения христ. богословов, гностиков и манихеев (см. Манихеиская литература). Ранние оригинальные произв. К. л.— монастырские уставы и проповеди Пахома, основателя первых монастырей, и его преемников Федора и Хорсиэсе (4 в.), а также многочисл. поучения и проповеди историч. деятеля, настоятеля Белого монастыря (у Атрибиса) Шенуте (333—451). К этому времени относится и возникновение на копт. яз. обширной

 

житийной лит-ры, оказавшей влияние на лит-ру европ. средневековья, особенно Византии. В 7 в., после араб. завоевания Египта, в К. л. появляются произв. светского характера. Интересен единственный в своем роде копт. анонимный “Роман о Камбисе”, сближающийся с егип. историч. романами, записанными демотич. письмом. В 10 в. наступает расцвет копт. поэзии; появляются песни сказочного и назидат. характера. С вытеснением копт. яз. арабским в 13— 14 вв. создавались соч. на уже мертвом копт. яз. (анонимная поэма “Триадой”, “Житие Иоанна Фаниджойского”). До 18 в. сочинялись церк. гимны.

 

• Т у рае в Б. А., Копт. лит-ра, в кн.: Лит-ра Востока, П., 1920; Leipoldt S., Geschichte der koptischen Literatur, в кн.: Literaturen des Ostens in Einzeldarstellungen, 2 Aufl., Bd 7, Abt. 2, Lpz., 1909, S. 133—83. А. И. Еланская.

 

ΚΟΡΑΗ (ΰраб. кур'ан, букв.— чтение), священное писание ислама и первый письм. памятник араб. лит-ры; собрание проповедей, обрядовых и юридич. установлений, заклинаний и молитв, назидат. рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме “пророческих откровений” в Мекке и Медине между 610 и 632 и положивших начало религ. учению ислама.

 

При жизни Мухаммеда тексты К. передавались гл. обр. по памяти, однако существовали записи отд. ^откровений”. Первые записи полного текста К. сделаны вскоре после смерти Мухаммеда в 632. Между 650 и 655 по приказу халифа Османа на основе имевшихся записей и свидетельств лиц, знавших проповеди наизусть, был составлен свод текста К. (т. н. Османова редакция), постепенно вытеснивший др. версии и затем признанный каноническим. Самые ранние сохранившиеся списки К. относятся к рубежу 7—8 вв. Османов текст К. содержит 114 сур (глав) разной величины, к-рые по времени и месту произнесения мусульм. традиция делит на <мекканские” (610— 622, Мекка, 90 сур) и <мединские” (с 622, Медина, 24 суры). Ми, суры включают “откровения” или их фрагменты, часто не связанные тематически и относящиеся к разным периодам пророчества. “Откровения” состоят из ритмических или смысловых отрывков, называемых стихами (айат).

 

Осн. содержание К.— осуждение язычества, проповедь идеи единого бога (аллаха) как первопричины жизни и первотворца мироздания, предупреждение о страшном суде, описания ада и рая, полемика с язычниками, иудеями и христианами, назидат. рассказы о гибели народов, отвергнувших своих пророков, осн. на апокрифич. иудео-христ. преданиях и др.-араб. фольклоре, религ.-правовые предписания, определяющие “угодный богу” образ жизни и поведения мусульман, нек-рые правила обрядности и отправления культа. Осн. религ.-филос. идеи К., сюжеты мн. рассказов и притч (напр., о сотворении мира, первородном грехе, об Адаме и Еве, егип. плене и исходе иудеев, легенда об Иосифе Прекрасном, об Иисусе Христе и др.) восходят к бытовавшим в Аравии сектантским формам иудаизма и христианства. Они рассматриваются в К. как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу; нек-рое влияние на идеологию К. оказали также зороастризм и манихейство.

 

Будучи по преимуществу религиозным и законода тельным памятником, К. является в то же время памятником мировой лит-ры. Лит-ры народов мусульманского Востока содержат цитаты из К., отголоски его мотивов и образов. К. и особенно коммента рии к нему явились источником популярных в средние века легенд на коранич. сюжеты (напр., легенда об Иосифе Прекрасном и жене егип. вельможи составила основу многочисл. вариантов повести “Юсуф и Зулейха”). Стилизация отд. стихов и сур К., поэтич. отклики на его мотивы содержатся и в произв. зап. европ. и рус. поэтов и писателей (напр., в “Западновосточном диване” И. В. Гёте, в “Подражаниях Корану” А. С. Пушкина).

 

Науч. изучение К. началось в Европе в 19 в, С текстом К. в Европе впервые познакомились по лат. обработкам 12—16 вв. В 1647 вы шел франц. перевод А. Дю Рие. Начало науч. переводам К. на европ. языки положил комментированный лат. перевод Л. Марраччи (Падуя, 1698). Лучшие совр. европ. переводы К.— Р. Бла шера (Париж, 1957—59) и? Парета (Штутгарт, 1963—66). В России араб. текст К. впервые издан в 1787; первые рус. переводы К.: П. Посникова (СПБ, 1716), анонимный (1-я четв. 18 в.), М. Веревкина (СПБ, 1790), A.B. Колмакова (СПБ, 1792), К. Николаева (М., 1864), основаны на зап.-европ. переводах. С араб. оригинала К. перевели Д. Богуславский (1871, не опубл.), Г С. Саблуков (Казань, 1878, и др. издания), А. Е. Крымский (<Суры старей шего периода”, М., 1905), И Ю. Крачковский

 

Тексты: ал-Кур'ан, Каир, 1896; 4 изд., 1928; Коран, Таш., 1960; Коран, пер. и комментарии И. Ю. Крачковского, М., 1963 (есть библ.).

 

• Барто льд В. В., Соч., т. 6, М., 1966; ПетруШев с к и и И. П., Ислам в Иране в VII—XV вв., Л., 1966 (есть бЯбй.); Массэ А., Ислам. Очерк истории, пер, с франц., М., 1961; 3 изд., М., 1982. П. А. Грязневич.

 

КОРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра кор. народа. До кон. 19 в. К. л. была двуязычной и создавалась как на офиц. лит. языке ханмуне (кореизир. форма кит. письм. языка вэньяня), так и на кор. яз. Истоки К. л. восходят к др.-кор. фольклору начала н. э. (мифы, предания, нар. и шаманские песни), мотивы и сюжеты к-рого легли в основу ранних образцов худож. прозы. Древнейшими образцами лит-ры на кор. яз. являются небольшие стихотв. хянга (“песни родной стороны”), датируемые 6—10 вв. В 9 в. была составлена антология “Самдэмок”, вобравшая хянга поэтов гос-ва Силла (не сохранилась). Традиции хянга были продолжены в Коре каё (“песнях Коре”, 12—14 вв.), создававшихся придворными поэтами и комедиантами; это были сравнительно длинные стихи, в осн. обрядового, дифирамбич. и любовного содержания. Одновременно развивалась поэзия на ханмуне. В ее становлении значит, роль сыграла пейзажная и филос. лирика Чхве Чхивона; его стихи также полны раздумий о судьбах народа и страны, раздираемой междоусобицами, о быстротечности жизни. Ранняя проза на ханмуне представлена в осн. историч. соч. (“Исторические записи трех государств” конфуцианского историографа Ким Бусика, 11 в.), житиями буддийских подвижников.

 

В 12—13 вв., в период ослабления централизованного гос-ва, монг. нашествия, экономич. упадка и смут на первый план выступают даосские представления о мире и человеке как части великой природы. Достигает расцвета пейзажная лирика на ханмуне, особенно в произв. поэтов-анахоретов, известных как “Семеро мудрых из Страны к востоку от моря”. Среди них выделяется Ли Инно, произв. к-рого стали программными для лит-ры буддийско-даосского направления. Ли Инно оказал влияние на мн. поэтов, в т. ч. Ли Гюбо, мастера пейзажной лирики, родоначальника жанра поэмы в К. л. Его стихи имеют обличит, характер, описывают бедственное положение земледельцев, направлены против иноземного нашествия. В 13—14 Вв. худож. проза постепенно отделяется от историч. лит-ры. Появляются я с а (“неофициальные истории”, напр. “Забытые деяния трех государств” буддийского монаха Ирена) и сб-ки пхэсоль (Ли Джехён и др.) — прозы малых форм, в к-рых отражены история, быт и нравы кор. народа; создаются “псевдобиографии” по типу историч. жизнеописаний, в к-рых героями выступают животные, растения и т. п. О ср.-вековых жанрах К. л. см. также в ст. Поэтика.

 

В кон. 14—15 вв. происходит укрепление централизов. гос-ва; важнейшим культурным событием в жизни страны было создание в 1444 кор. буквенно-зву кового письма, что ускорило развитие К. л. на родном языке. Первое произв. на кор. алфавите —“Ода Дракону, вознесшемуся в небеса” (1445). Вместе с тем засилье конфуцианских устоев в значит, мере препяТ ствовало распространению лит-ры на кор. алфавите, поэтому продолжала господствовать лит-ра на ханмуне, в к-рой по-прежнему сильны конфуцианские идеалы, но в изображаемое уже вносится эмоц. окрас ка, большее внимание уделяется отд. личности. В это время зарождаются поэтич. жанры на кор. яз.: сиджо (трехстишия) и коса (большие поэмы), выдающимися мастерами к-рых были Чон Чхоль и Юн Сондо. Как самостоят, жанр развивается новелла, выделившаяся из пхэсоль, гл. обр. плутовской В новеллах

 

ΚΟΡΑ — ΚОРЕ

 

==167

 

Ким Сисыпа наблюдается отход от традиционных сюжетов, даются образы простых людей, содержится острая сатира на феод. порядки и конфуцианскую мораль. Большую роль в развитии кор. сюжетной прозы сыграли также аллегории Лим Дже. В 1478 Со Годжоном была составлена обширная антология <Тонмунсон> (< Восточный изборник”), включившая лучшие образцы прозы и поэзии на ханмуне до нач. 15 в.

 

Заметное влияние на дальнейшее развитие К. л. оказали освободит, настроения, вызванные Имджинской отечеств, войной с Японией (1592—98) и сопротивлением маньчжурским завоевателям (1627, 1636). Непосредств. откликом на события войны явилась патриотич. лирика Пак Инно. В период ожесточенной борьбы придворных группировок в 16—17 вв. мн. литераторы вынуждены были искать пристанища вдали от столицы, на лоне природы. Отшельнич. настроения породили в поэзии на кор. языке “литературу рек и озер”. С социально-утопич. “Повестью о Хон Гильдоне” Хо Гюна связано начало ср.-век. повести на кор. алфавите. С распространением идейного течения сирхакпха (“школа практических наук”, 17 — нач. 19 вв.), представители к-рого выступали с критикой традиц. общества и призывали к просвещению и реформам в области управления, в К. л. постепенно усиливаются демократич. и реалистич. тенденции. В 17 в. появляются первые в К. л. романы Ким Манджуна, в центре к-рых — освобождение личности от пут конфуцианской морали, гневное обвинение сословного феод. общества, а также анонимные романы (“Сон в Нефритовом павильоне” и др.). Идеи сирхакпха наиболее полно отразились в сатирич. новеллах на ханмуне писателя-реалиста 18 в. Пак Чивона.

 

В 18—19 вв. особенно популярен был жанр повести на кор. яз.— сосолъ, гл. обр. анонимной: героич. “Имджинская хроника” (17 в.), лирические -“Повесть о Чхунхян” (18 в.; см. -“Чхунхян Джон”·), “Повесть о Сим Чхон” (кон. 18 в.) и др. В 18 в. на кор. алфавите распространились также “дворцовые дневники”, писавшиеся придворными дамами, анонимные многотомные романы (“Удивительное соединение двух браслетов”, “Им, Хва, Чон и Ен” и др.); поэзия на родном языке была собрана в антологии “Неувядаемые слова Страны зеленых гор” (ок. 1727) и “Песни Страны, лежащей к востоку от моря” (1763). Последними яркими представителями поэзии на ханмуне были идеолог сирхакпха Чон Ягён, поэт-скиталец Ким Саккат. Как лит. жанр оформляется лиро-эпич. песенный сказ — пхансори, реформатором к-рого выступил Син Джэхё. Ему принадлежит также большая заслуга в развитии муз. драмы ч? а н г ы к.

 

С подъемом антифеод, (крест, война 1893—94) и антиимпериалистич. борьбы в Корее в кон. 19 — нач. 20 вв. развертывается патриотич. культ.-просветит. движение, бурж.-демократич. по характеру. Кор. писатели знакомятся с рус. и зап.-европ. лит-рой. Ханмун перестает быть господствующим языком ху дож. лит-ры; кор. письмо переживает пору возрождения. Романы Ли Инджика, Ли Хэджо, пронизанные культурно-просветит. идеями, знаменуют собой этап т. н. новой прозы — син сосоль. Переходной формой от ср.-век. поэзии к совр. свободному стиху были ч? а н г а, злободневные по содержанию.

 

Рождение новой К. л. происходило в тяжелых условиях колон, ига, установившегося после аннексии Кореи Японией (1910). Начало совр. прозе положили ранние произв. (1917) идеолога бурж. национализма Ли Гвансу. Движение за “новую поэзию” возглавили в 10-х гг. Чхве Намсон и Ким Ок. После подавления нар. восстания в марте 1919 среди писа телей происходит размежевание: журн. “Чханджо” стал трибуной символистов, журн. “Пэкчо” объединил

 

==168 КОРЕ

 

романтиков, жури.' <Чосон Мундан”— натуралистов. Одновременно под влиянием марксизма формировалась пролет, лит-ра. Ее предшественницей явилась т. н. “школа нового направления” (синкёнхянпха). Среди видных ее представителей — Чхве Сохэ, для новелл к-рого характерна ярко выраженная патриотич. и социальная направленность. Реалистич. черты свойственны лирике Ким Соволя, воспевшего родную землю. В 1925 была создана Кор. федерация пролет. иск-ва (распущена в 1935 япон. колон, властями), отстаивавшая принцип партийности и классовый характер иск-ва. В нее входили известные прозаики (в т.ч. Ли Гиен, Чо Мёнхи, Сон Ен), поэты, критики. Развитие получил реалистич. роман о кор. деревне (Ли Гиен). С началом кит.-япон. войны 1937 произошло усиление япон. реакции, сопровождавшееся ужесточением цензуры, гонениями на прогрес. деятелей культуры и лит-ры. Одни писатели обратились к жанру историч. романа с детальным описанием кор. обычаев и быта (Хон Мёнхи, Ли Гвансу), другие — искали выход в утонченно-субъективистских настроениях, интеллектуализме (Ли Сан, произв. к-рого близки литературе “потока сознания”). В годы 2-й мировой войны 1939—45 лит. публикации на кор. яз. почти полностью были запрещены. В районах, охваченных в 30-х гг. антияпон. партиз. движением, популярностью пользовались революц. стихи, песни, одноактные пьесы.

 

С 1945 в Сев. Корее (с 1948 — КНДР) происходит становление социалистич. лит-ры, продолжавшей традиции кор. прогрес. лит-ры, особенно пролетарской. В 1946 была образована Ассоциация работников лит-ры и иск-ва Сев. Кореи. Осн. темы связаны с демократич. преобразованиями в стране. Среди поэтов популярностью пользовался Чо Гичхон, создавший эпич. поэму “Гора Пэктусан” об антияпон. партиз. движении 30-х гг. Отечеств, освободит, война 1950— 1953 обусловила появление героич. и патриотич. тем. Значит, место заняла воен. публицистика, рассказы, фронтовые стихи. В 1953 был учрежден СП Кореи. В 60-х гг. появились крупные историч. полотна Ли Гиена, Чхон Себона, Чхве Мёнъика, распространилась мемуарная лит-ра (гл. обр. о борьбе против япон. колонизаторов); в 70-х гг.— произв., созданные коллективами авторов по мотивам пьес периода антияпон. борьбы 30-х гг.: “Море крови” (1973), “Судьба охранника” (1977). В совр. лит-ре остаются ведущими темы мирного созидат. труда, борьбы за объединение родины, партиз. движения, антиимпериалистич. тема. Орган СП Кореи — журн. “Чосон мунхак” (с 1953).

 

В Южной Корее в первые годы после изгнания япон. колонизаторов (1945—48) мн. писатели выра жали надежды на воссоединение родины. После войны 1950—53 в южнокор. лит-ре усилились антикоммунистич. тенденции; на ее развитие сильное влияние оказали экзистенциализм, концепции “новой критики^, теории антиромана (см. “Новый роман”·). Преобладают темы войны, абсурда, одиночества, эротич. тема. После Апрельского восстания 1960 наметилось нек-рое оживление прогрес. гуманистич. тенденций; получила развитие т. н. лит-ра участия, содержащая критику южнокор. действительности (проза Ким Сонхана, поэзия Ким Джиха). В поэзии 60—70-х гг. господствуют эксперименталистские направления как модернист, толка, так и тяготеющие к возрождению традиц. стихотв. приемов. Издается неск. лит.-худож. журналов.

 

Изд.: Совр. кор. поэзия, М., 1950; Совр. кор. пьесы, М., 1957, Кор. классич. поэзия, пер, А. Ахматовой, 2 изд., М., 1958; История о верности Чхун Хян Ср.-век. кор. повести, М., 1960; Черепаховый суп Кор. рассказы XV—XVII вв., Л,, 1970; Бамбук в снегу Кор. лирика VIII—XIX вв., М.,1978; Классическая проза Д. Востока, М 1975, с. 229—368; Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи. Вьет нама, Японии, М., 1977; Кор. предания и легенды из ср.-век. книг М 1980: Сон в Нефритовом павильоне Роман. М, 1982

 

• Еременко Л., Иванова В., Кор. лит-ра. Краткий очерк, М-, 1964; Н-и к и т и н а М. И., Троцевич А. Ф., Очерки история кор. лит-ры до XIV в., М., 1969; Троцевич А. Ф., Кор. ср.-век. повесть, М., 1975; Елисеев Д. Д., Новелла кор. средневековья, М., 1977; Тэн?.Η., радиции реализма в кор. классич. лит-ре, А.-А., 1980; Никитина М. И., Древняя кор. поэзия в связи с ритуалом и мифом, М., 1982; Агеева Г. М., Кор. худож. лит-ра. Указатель переводов и критич. лит-ры..., 1945—1978, в. 1, M., 1980; Чосон мунхак тхонса, т. 1—2, Пхеньян, 1959; Пэк Чхоль,Ли Вен Г и, Кунмунхак чонса, Сеул, 1975. Л, Р. Концевич.

 

КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, см. в ст. Корейская литература.

 

КОСТАРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра костарик. народа. Развивается на исп. яз. В период исп. колон, господства письм. лит-ра почти не существовала; К.-Р. л. фактически зародилась после провозглашения независимости страны (1821). Первые значит. произв. созданы в кон. 19 — нач. 20 вв., в период распространения костумбризма (М. Гонсалес Селедон и др.). В творчестве X. Гарсии Монхе костумбрист. традиции постепенно уступают место реалистич. тенденциям (первые нац. романы “Сиротка” и “Дочери полей”). Его просветит, и публицистич. деятельность (издавал в 1919—58 лит. журн. “Repertorio Ameriсапо”) сыграла значит, роль в становлении лат амер. демократич. лит-ры 1-й пол. 20 в. В поэзии реалистич. течение, представленное гл. обр. поэтами (в т. ч. А. X. Эчеверрия), опубликовавшими коллективный сб. “ Костариканская лира” (1890—91), утверждалось с нач. 20 в. в борьбе с модернизмом (представителем к-рого был известный поэт и литературовед Р. Бренес Месен).

 

С 20—30-х гг. под влиянием успехов демократич. движения в стране в лит-ре активно разрабатывается социальная и политич. тематика; в творчестве ведущих писателей она сочетается с антиимпериалистич. направленностью (К. Гахини, X. Марин Каньяс). Интересы нар. масс, протест против империалистич. эксплуатации выразили в 40—50-х гг. писатели-коммунисты: прозаики Кармен Лира, К. Л. Фальяс, в романе к-рого “Мамита Юнай” впервые в центр.-амер. лит-ре прозвучала тема пробуждения классового сознания пролетариата, X. Гутьеррес, поэт и прозаик Ф. Доблес, поэт А. Монтеро Вега. Социально-критич. направленность характерна для творчества Ф. Амигетти, А. Кардоны Пеньи и др. В К. л. 60—70-х гг. утверждаются темы социально-классовой и революц. борьбы: Гутьеррес (романы “Умрем, Федерико?...”, “Ты помнишь, брат?”), поэт и прозаик А. Часе и др. Известна также интеллектуальная поэзия X. Дебраво.

 

φ Bonilla A., Historia y antologia de la literatura costarricense, v. l—2, San Jose, 1957—61; Poesia contemporвnea de Costa Rica, San Josй, 1973; Narrativa contemporвnea de Costa Rica.v. 1—2, San Josй, 1975. С. Н. Табунов.

 

“КОСТЕР”·, ежемес. журнал для детей. Орган ЦК ВЛКСМ, Центр, совета Всесоюзной пионерской орг-ции им. В. И. Ленина и СП СССР. Изд. в Ленинграде с 1936. В 1947—55 не выходил. Осн. по инициативе С. Я. Маршака. Печатает прозу, поэзию, публицистику для детей среднего школьного возраста. КОСТУМБРЙЗМ (исп. costumbrismo, от costumbre — нрав, обычай), направление в лит-ре и изобразит. иск-ве Испании и Лат. Америки 19 в. Родившись из интереса романтиков к нар. быту, К. выражал подъем нац. самосознания, явился поворотом к реалистич. изображению действительности. Для К. характерно стремление к максимально точным описаниям природы, особенностей нац. жизни, нередко — с идеализацией патриарх, нравов и обычаев. Писатели-костумбристы разрабатывали преим. жанр очерка, но писали также романы, драмы, стихи.

 

Утверждение К. в Испании связано с именами Р. Месонеро Романоса, М. X. де Ларры, С. Эстебанеса Кальдерона и др.; в 1843 опубл. коллективный сб. “Испанцы, изобразившие сами себя”, вызвавший мн. подражания. В Лат. Америке К. представляли X. X. Вальехо (Чили), X. Дьос Рестрепо и Т. Карраскилья (Колумбия), Р. Пальма (Перу), М. Пайво (Мексика) и др.

 

КОТ-ДИВУАР РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, см. Берега Слоновой Кости литература. “КОШЕЛЕК”, рус. еженед. журнал. Изд. в Петербурге с 8 июля по 2 сент. 1774 Н. И. Новиковым. Печатались гл. обр. соч. самого издателя, высмеивавшие невежество дворян-галломанов. “К.” защищал нац. рус. традиции и подлинную европ. культуру.

 

Изд.: Сатирич. журналы Н. И. Новикова, М.—Л-, 1951; Н. И. Новиков и его современники. Избр. соч., М., 1961.

 

“КРАСНАЯ НИВА”, лит.-худож. иллюстрированный массовый еженед. журнал. Выходил в изд-ве “Известия ВЦИК” (Москва) в 1923—31. Публиковал рус. и заруб, поэзию и прозу; хронику иск-ва, библиографию, информацию об изд-вах. Ред. журн. в разные годы: А. В. Луначарский, Ю. М. Стеклов, И. И. Скворцов-Степанов, В. П. Полонский и др.

 

“КРАСНАЯ НОВЬ”, первый рус. сов. “толстый” лит.-худож. и науч.-публицистич. журнал. Выходил в Москве с 1921 (первоначально — раз в два месяца, затем — ежемесячно). Создан при участии В. И. Ленина. Ответств. ред.— А. К. Воронский (до 1927). Первым ред. лит.-худож. отдела был М. Горький. Ведущее место в журнале занимал отдел прозы, вокруг к-рого группировались многие сов. писатели, гл. обр. т.н. попутчики. Последний номер “К.н.” вышел в авг. 1942.

 

КРАТКИЙ СЛОГ, элемент метрического стихосложения, слог, занимающий единицу времени — мору; см. также Античное стихосложение.

 

“КРИТИКА”, ежемес. журнал, поев. вопросам лит-ведения, критики и библиографии. Выходил на укр. яз. в Харькове в 1928—32 (его продолжение: в 1932—35 журн. “За марксо-лешнську критику”; в 1935—40 —“Лпературна критика”; последний выходил в Киеве).

 

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ, вид лит. творчества, оценка и истолкование худож. произведения, а также явлений жизни, в нем отраженных. Нередко рассматривается как одна из областей литературоведения. В отличие от истории литературы, К. л. освещает по преимуществу процессы, происходящие в совр. лит. движении, рассматривает текущую журнальную и книжную продукцию. Однако не столько материал, сколько сам подход, продиктованный совр. обществ, задачами и живым восприятием читателя, отличает К. л. даже в тех случаях, когда речь идет о классич. наследии, входящем в культурный обиход современности.

 

Слово критика происходит от греч. kritike— искусство разбирать, судить. Критич. суждения о лит-ре возникли одновременно с самим ее рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых, умудренных читателей. Выделившись уже в эпоху античности как отрасль лит. труда, К. л. еще долгое время сохраняла скромное “прикладное” значение — общей оценки произв., рекомендации его читателям, поощрения или осуждения автора. С развитием лит-ры цели и характер К. л. становятся сложнее, а требования к ней разнообразнее и ответственнее. Т. о., само теоретич. определение К. л. должно быть осознано исторически. Так, рус. критика допушкинской поры — в согласии с классицистской эстетикой — требовала лишь беспристрастной и основанной на здравом вкусе оценки произв. с указанием на отд. “красоты” и “погрешности”. Во времена В. Г. Белинского оценка произв. строится уже на истолковании его как худож. целого, в единстве его идей и образов, а сама деятельность писателя рассматривается в отношении к эпохе, обществу, лит. современности. Не удовлетворяясь лишь характеристикой произв. в свете идейного замысла автора, Н. А. Добролюбов выдвинул в качестве гл. задачи К. л. суждение о самой жизни, ее процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника, изображенных им картин. Не навязывая произв. смысла, какого в нем объективно не содержалось, “реальная критика” Добролюбова вместе с тем впервые приобретала откровенно публицистич. характер. Лучшие стороны просветит.

 

КОСТ—КРИТ

 

==169

 

(Г. Э. Лессинг и др.) и революц.-демократич. критики продолжены марксист, критикой, вооруженной пониманием осн. законов социально-историч. развития (см. Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе). В статьях и суждениях В. И. Ленина о лит-ре, в развитой им теории отражения принципы К. л. получили марксист. обоснование (см. Ленин В. И. о литературе).

 

В ходе идейно-лит, борьбы в разное время выдвигались также концепции “биографической критики” (tit. Q. Сент-Бёв и его последователи), “эстетической критики” (А. В. Дружинин и др.), “органической критики” (А. А. Григорьев) и пр. Эти теории отражали внимание к тем или иным существенным свойствам худож. произведения и творч. процесса, но взятым односторонне — без учета социальной функции иск-ва. С течением времени от К. л. обособились в отд. отрасли знания теория литературы и история литературы. Но и критика в узком смысле слова удержала те свойства, какие сопутствовали развитию литературоведения как науки,— историзм, теоретич. оснащенность, связь с общеэстетич. критериями.

 

Совр. марксист, критика стремится рассматривать худож. произв. в единстве всех его определений и качеств — с т. з. эстетической, социологической, этической и т. д. К. л., подобно самому худож. творчеству, служит, т. о., средством познания жизни и воздействия на нее. Однако достоинства передового мировоззрения и метода в критике — лишь самая общая предпосылка успеха. Как и в др. областях творчества, критику необходим талант, родственный талантам и художника, и ученого, хотя и не идентичный с ними, а также возможность широкого общения и взаимопонимания с читателем. Упадок или расцвет критич. жанров находятся в зависимости от обществ.-лит. атмосферы, меры активности читат. аудитории, представителем к-рой выступает критик. К. л. должна рассматриваться в ее взаимоотношениях как с писателем, так и с читателем. Критика, обращенная преим. к писателю (а тем более к собратьям по критич. “цеху”), обычно ставит перед собой узко профессиональные цели и имеет сравнительно небольшой диапазон обществ. влияния. Критика, адресующаяся к читателю, не теряя своих профессиональных качеств, становится в то же время как бы мерой обществ, признания произв. и часто бывает более убедительна для самого художника.

 

Обращаясь к читателю, критик не только истолковывает ему произв., но и вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного, дает возможность заново пережить худож. впечатления — на новом уровне понимания. В этом отношении талант критика предполагает качества, близкие самому иск-ву. Критик должен обладать высоким вкусом; И. С. Тургенев говорил даже об особом “инстинкте прекрасного” у Белинского. Способность рассматривать произв. как худож. целое, не упрощая его примитивным разбором, не омертвляя его ткань, стоит в связи с обостренной чуткостью к образному восприятию мира. Пытаясь уяснить себе и другим созданное автором, критик как бы воссоздает его вторично. Общие социальные и моральные проблемы он, вслед за художником, рассматривает в частных проявлениях и судьбах людей, а в конкретных этич. и эстетич. моментах произведения обнаруживает их обществ, содержание. В этом смысле критика, как и лит-ра, может быть отнесена к области “человековедения”. Это исключает субъективное своеволие критика по отношению к образному миру, созданному/художником. Обязанности критика перед автором заключаются в том, чтобы учитывать особенности образного мышления именно этого художника, законы, “им самим над собой признанные”

 

К оглавлению

 

==170 КРИТ

 

(А. С. Пушкин). Только доверчиво войдя в мир воображения писателя, почувствовав его личность, можно по заслугам оценить и сильные его стороны, и его слабости, противоречия, дать его образам и картинам более широкое социальное и эстетич. объяснение.

 

В совр. К. л. культивируются такие жанры, как статья, рецензия, обзор, эссе, литературный портрет, лит.-критич. диалог, полемич. реплика, библиографич. заметка. В зависимости от жанра и цели, начиная от простой информации читателя о вышедшей книге и кончая постановкой больших обществ, и лит. проблем, критика по-разному обнаруживает свои возможности и свойства. В целом же совр. критик соединяет в себе политика, психолога, этика, иногда экономиста с эстетиком и художником, и лишь в соединении этих качеств его фигура, по выражению А. В. Луначарского, становится законченной. В сов. критике особое значение приобретает партийная направленность критич. выступлений, основательность марксистско-ленинской подготовки критика. Доказательная и убедительная К. л. получает возможность влиять на ход развития лит-ры, последовательно поддерживая одни и отвергая другие тенденции. В свою очередь, критик не может не испытывать давления худож. материала, к-рый служит почвой его наблюдений и выводов. Следовательно, критик не только “учит” лит-ру, но и учится у нее. Чуткость к новому в иск-ве — необходимая черта К. л., гарантирующая ей внимание читателей и авторитет среди писателей. Субъективизм и догматизм — наиболее распространенные болезни критич. жанра. Субъективная, импрессионистская критика, полагая гл. свою цель в сохранении свежего, непосредств. восприятия произв., считает себя свободной от концепций и не стремится к выработке целостного взгляда на вещи. Своевольно группируя отд. наблюдения, критик субъективистского толка принимает в расчет только одного читателя — самого себя, собств. эмоции. Импрессионист, критике нередко сопутствуют изящество слога, парадоксальная манера изложения. Напротив, нормативная догматич. критика не доверяет непосредств. читательским впечатлениям, даже игнорирует их. Опираясь на некий свод правил, в той или иной мере оправданных традицией, прошлым опытом иск-ва или вовсе произвольных, она прибегает к шаблонным формулам оценки и оттого не может уловить гл. свойство иск-ва — его новизну. По этой причине она часто с большим отставанием признает истинные достижения иск-ва, зато легко удовлетворяется малозначит. эпигонскими соч., дающими лишь новые вариации знакомых сюжетов и образов. Если критика в целом представляет собой отражение суждений и интересов разл. читательских слоев, то нормативная критика опирается на наиболее консервативную, отсталую часть читателей, принимая и культивируя ее предрассудки. В борьбе с субъективизмом импрессионист, критики и догматизмом нормативной завоевывает себе авторитет критика, общественная по характеру, творческая по методу, аналитич. по приемам исследования, демократич. по связи с обширной читательской аудиторией.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 555. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия