Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 36 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 36 страница






 

Политич. и социальная проблематика проникла и в театр; она занимает гл. место в творчестве крупнейших совр. драматургов А. Састре, А. Буэро Вальехо (автора пьес на историч. темы и произв., трактующих проблему иск-ва и власти, иск-ва и революции).

 

Демократии, преобразования, осуществляемые в стране после 1975, создали благоприятные условия для нового подъема прогрес. лит-ры.

 

Лит. журн.: “Revista de Espana” (с 1868), <Insula” (с 1946). И з д.: Хрестоматия исп. лит-ры с XII по XVIII вв., М., 1948; Хрестоматия исп. лит-ры, XIX в., М., 1949; Исп. повести и рассказы, М., 1958; Исп. новелла XX в., М., 1965; Исп. театр, М., 1969; Плутовской роман, М., 1975; Исп. поэты XX в., М., 1977.

 

, · Менеидес? и д а л ь Р., Избр. произв. Исп. лит-ра ср. веков и эпохи Возрождения, пер. с исп., М., 1961; Алексеев М. П., Очерки истории испано-рус, лит. отношений XVI—XIX вв., [Л.], 1964; Смирнов A.A., Ср.-век. лит-ра Испании, Л., 1969; Ясный В., Бегство в действительность. Совр. йен. роман, М., 1971; Тертерян И., Совр. исп. роман (1939—1969), М., 1972; ее же, Испытание историей. Очерки исп. лит-ры XX в., М., 1973; Штейн А. Л., История исп. лит-ры. Ср. века и Возрождение, М., 1976; Плавскин 3. И., Исп. лит-ра XVII—сер. XIX в., М., 1978; Силюнас В. Ю., Исп. драма XX в., М., 1980; Томашевс к и и Н. Б., Традиция и новизна. Заметки о лит-ре Италии и Испании, М., 1981.

 

Б а с к с к а я, галисийская, каталанская литературы, лит-ры нац. меньшинств Испании — басков, галисийцев, каталонцев. Развиваются соответственно на баскском, галисийском и каталанском языках во взаимодействии друг с другом и с исп. (кастильской) лит-рой. В раннее средневековье существовали преим. в форме устного (лирич. и эпич.) нар. творчества, немногочисл. записи к-рого сделаны позднее. Языком письм. лит-ры вначале была латынь. Баскская лит-ра до сер. 19 в. носила гл. обр. религ. характер. Каталанская мученая” поэзия до кон. 13 в. создавалась на прованс. яз. и была близка рыцарской лирике трубадуров. К нач. 12 в. под влиянием прованс. и нар. галисийской поэзии складывается галисийская “ученая” поэзия на галисийско-португ. диалекте, на к-ром писали также кастильские и португ. поэты. Образцы “ученой” и нар. лирич. поэзии представлены в сб-ках 15 в. “Кансьонеру”.

 

В 13—14 вв. провансальский яз. постепенно перестает быть языком каталанской лит-ры — вначале в историч. прозе (каталанские хроники), а затем и в худож. творчестве (крупнейший ср.-век. каталанский философ и писатель Раймунд Луллий). В 15 в. в условиях быстрого развития экономики и становления бурж. отношении в Каталонии формируется лит-ра Возрождения, ставшая проводником влияния итал. ренессансного иск-ва на лит-ры др. областей Испании. Петраркистская поэзия А. Марка предварила расцвет “итальянской” поэтич. школы в Кастилии. Рыцарский роман “Тирант Белый” (опубл. 1490) каталонцев Дж. Мартореля и Дж. де Гальбы способствовал популярности ренессансного рыцарского эпоса, а сатирич. роман в стихах “Книга о женщинах” (опубл. 1531) Дж. Ройга на каталанском яз. опередил исп. плутовской роман. С кон. 15 в., после образования единого исп. гос-ва на основе политич. и культурной гегемонии Кастилии, лит-ры нац. меньшинств пережили длит. упадок. Лишь с кон. 18 в. под воздействием просветит, идей, а в еще большей мере в 1-й пол. 19 в., когда в результате ранних бурж. революций в Испании складываются баскская, галисийская и каталанская нации, лит-ра вступила в период подъема. Почти на протяжении всего 19 в. господствующим направлением в этих лит-pax был романтизм: каталанские поэты В. Балагер и Дж. Вердагер; галисийские поэты Росалия Кастро, произв. к-рой свойственны народность и социальная направленность, и Э. Пондаль, воспевший героич. прошлое и природу родного края; баски — нар. поэт-импровизатор X. М. Ипаррагирре, чье стих. “Дуб Герники” (1851) стало гимном басков, и автор меланхолич. любовных и сатирич. социальных стихов И. Бискаррондо.

 

С 1880-х гг. в Испании и за ее пределами появляются многочисл. журналы и газеты на языках нац. меньшинств, расширяется печатание книг на этих языках, организуются ежегодные поэтич. конкурсы. Характерные для этого периода реалистич. тенденции обнаруживаются в социальной и антиклерикальной поэзии галисийца М. Курроса Энрикеса, в пьесах создателя каталанской драмы А. Гимера и др. Однако творчество большинства писателей этой поры развивалось в русле костумбризма. На рубеже 19—20 вв. в каталанской лит-ре возникла группа “ноусентистов” (девятисотников): Дж. Марагаль, Дж. Карнер и др., в творчестве к-рых противоречиво сочетались идеи европ. декаданса с поисками нац.-самобытных форм. В позднем творчестве “ноусентистов”, как и в сатирич. поэзии каталонцев К. Рибы, Дж. Оливера (псевд.— Пере Кварт), баскских лириков Э. де Уркиаги и X. де Аришимуньо и др. торжествует реалистич. начало.

 

После 1-й мировой войны мн. писатели обратились к “левому”, авангардист, иск-ву. Для одних (напр., для каталанского поэта Дж. Салвата Папасейта) оно стало средством выражения революц. протеста против социальной несправедливости, большинство же “левых” (каталонец Дж. В. Фойш, галисиец Мануэль Антонио) стремились создать свою особую, поэтическую реальность, не имеющую ничего общего с действительностью.

 

С установлением в 1939 фаш. диктатуры Ф. Франко лит-ры нац. меньшинств Испании были поставлены фактически вне закона; мн. писатели вынуждены были эмигрировать, другие — отказаться от лит. деятельности. Только с 1950-х гг. возобновилось печатание книг на нац. языках. Для баскской лит-ры этих лет характерна ориентация на патриархально-консервативные, хотя и патриотич. идеи (поэма “Баски” Н. де Ормаэчеа), усвоение опыта франц. ^нового романа”· и т. д.; в галисийской лит-ре большую роль играет группа “новотрубадуров” во главе с А. Кункейро Мора, возродившая традиции ср.-век. поэзии; в каталанской лит-ре модернист, лит-ра представлена экзистенциалист, романами и поэзией и пьесами в духе абсурда драмы. Вместе с тем довольно успешно развивается реалистич. поэзия и новеллистика, большое внимание уделяющая социальным темам: творчество баскского поэта, драматурга и прозаика Г. Арести, поэзия галисийца С. Э. Феррейро Мигеса, проза и поэзия крупнейшего совр. каталанского писателя С. Эсприу и др. Падение фаш. диктатуры в 1975 открыло перспективы для бурного развития гражд. и социально-критич. направления в лит-рах нац. меньшинств Испании.

 

И з д.: Огонь и розы. Из совр. каталон. поэзии, М., 1981.? Шишмарев В. Ф., Очерки по истории языков Испании, М.—Л., 1941; Плавскин 3. И., Многонац. лит-ра Испании, в сб.: Расы и народы, [в.] 10, М., 1980. 3. И. Плавскин.

 

ИСТОРИКО-ТИПОЛОГЙЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, совр. науч. теория в отечеств, фольклористике; основывается на признании универс. характера и решающей роли в истории фольклора народов мира закономерной повторяемости, обусловленной едиными закономерностями обществ, развития, единством истории народов и культуры человечества, типологией нар. быта, социальных институтов и представлений, а также общими закономерностями нар. творчества, его качеств. спецификой — коллективной природой, функцион. связями, способами трансмиссии и преемственностью традиций.

 

Для И.-т. т. обнаружение и сравнит, анализ типологич. общности и типологич. связей в жанрах, сюжетах, образах, категориях времени и пространства, в характере историзма, в историч. процессах фольклора разл. народов являются необходимым этапом в историч. изучении. Факты такой общности и таких связей осмысляются как моменты и ступени историкостадиального развития фольклора, позволяющие восстановить недостающие звенья процесса и представить вполне надежно предшествующие состояния жанров, систем, сюжетов и т. д., к-рые в рамках одной нац. традиции восстановить невозможно. (Так, сюжетика и ряд принципиальных особенностей былин разъясняются через сравнит, анализ с архаич. эпосом др. народов; классич. волшебная сказка европ. народов сопоставляется с мифол. сказками народов Африки и Океании и т. д.; сравнение эпосов разных стадий приводит к обнаружению закономерного развития форм эпич. историзма.) Такой подход оказывается эффективным благодаря тому, что факты фольклора разных народов соотносятся между собою в плане типологич. преемственности, т. е. отдельные нац. разработки общих сюжетных тем, “мировых” образов, жанровых систем и т. д. составляют последоват. закономерный ряд, связанный единством типологии и историч. процесса. Гл. задачи исследования фольклора

 

ИСТО

 

==137

 

И.-т. т. видит в решении проблем генезиса, историч. развития жанров, памятников, образов, в выявлении сложных отношений фольклора и действительности. Методика И.-т. т. строится на сочетании принципов историч. типологии и нац. специфики изучаемых явлений. Принципиально важным для И.-т. т. является не простое накопление массы параллелей и их систематизация, но сравнительный анализ, направленный на выявление фактов историч. типологии; при этом решающее значение получает не внешняя хронология (абсолютное время бытования, время фиксации), но историко-стадиальный фактор. Начало И.-т. т. было положено в 30-х гг. работами В. М. Жирмунского, В. Я. Проппа, И. И. Толстого, И. М. Тройского, О. М. Фрейденберг, Е. Г. Кагарова и др., преим. в области героич. эпоса и сказки. В 50— 70-х гг. она получила в сов. фольклористике дальнейшее развитие и теоретич. обоснование и была применена к изучению баллад, обрядового фольклора, несказочной прозы, необрядовой лирики и совр. фольклора. Явилась предметом оживленных дискуссий на IV и VI Международных съездах славистов. В заруб. фольклористике И.-т. т. односторонне и неверно воспринимается часто как альтернатива миграционной теории.

 

• Жирмунский В. М., Сравнит, лит-ведение. Восток и Запад, Л., 1979; Пропп В. Я-, Фольклор в действительность, М., 1976; Мелетинский Е. М., Происхождение героич. эпоса. Ранние формы и архаич, памятники, М., 1963; Путилов Б. Н., Методология сравнительно-историч. изучения фольклора. Л., 1976.

 

Б. Н. Путилов.

 

ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, раздел лит-ведения: изучение функционирования лит-ры в сознании публики, историч. динамики читательских “вариантов” лит. произведений, а также репутаций писателей. Материал, привлекаемый при И.-ф. и. л.,— это совокупность интерпретаций лит. произв., принадлежащих критикам, ученым, читателям-непрофессионалам, а также актерам, режиссерам, графикам и иным деятелям иск-ва. При историко-функциональном изучении лит-ра рассматривается в меняющихся социокультурных контекстах ее восприятия; лит. творчество познается в выполняемых им функциях, определяемых духовными позициями и эстетич. вкусами как самих творцов, так и совр. им публики и последующих поколений; произв. соотносится с “горизонтами” читательских ожиданий; прошлые прочтения произв. осознаются как необходимое условие его адекватного понимания. И.-ф. и. л. требует от ученого своего рода читат. протеизма — способности понять реакции на словесно-худож. текст людей разных взглядов, вкусов, традиций. И.-ф. и. л. подлежит, в частности, сегодняшнее бытование давно созданных произв.; обсуждая значимость классики для своего времени, историк лит-ры берет на себя миссию критика. Исходный принцип данной науч. дисциплины, смежной с социологией литературы (к-рая изучает не историю интерпретаций произв., а прежде всего вкусы и интересы разл. слоев читателей и, во-вторых, социально-историч. генезис лит. творчества) и психологией худож. восприятия,— понимание лит-ры не только как совокупности словесных текстов, но и в качестве коммуникативного процесса, в к-ром активная творч. роль принадлежит и воспринимающей публике (см. Литературный процесс и Читатель и писатель). И.-ф. и. л., подобно историко-генетич. рассмотрению лит-ры в “большом времени”, знаменует последоват. преодоление понимания лит. творчества как сопряженного т о л ь к о с его эпохой.

 

Восприятие лит-ры ее современниками характеризуется максимальной остротой реакций, будь то отталкивание или одобрение. Являясь прямым адресатом автора, читатель здесь находится с ним в одной и той же социокультурной ситуации, что предопределяет насущность, широту и пристрастность духовного контакта. Так, А. П. Чехов казался современникам “мерилом вещей”, его книги — •“...единственной правдой обо всем, что творилось вокруг” (Чуковский К., Собр. соч., т. 5, 1967, с. 594, 593). Вместе с тем освоению

 

==138 ИСТО

 

лит-ры ее первыми читателями нередко мешают консерватизм их вкусов, догматич. узость критики, групповая рознь, тенденциозная полемика. (все это определило, напр., длит. репутацию Н. С. Лескова как поверхностного “анекдотиста”), Жизнь произв. в сознании последующих поколений сопряжена с трансформацией его смысла (как утратами, так и приобретениями). С одной стороны, оно может восприниматься публикой менее напряженно и полно, чем современниками автора: непричастность жизненному, культурному и худож. “контексту” творчества затрудняет постижение худож. произведения. С др. стороны, ранее созданное с течением историч. времени постигается во все более глубоких, общечеловечески-значимых пластах своего содержания; при этом оно сопрягается читателями с идеологией и культурой их эпохи; воспринимаемое произв. как бы обогащается, явственнее обнаруживая свои надэпохальные черты. Предпосылки постижения общечеловеческой значимости лит-ры, принадлежащей далеким эпохам,— это, во-первых, наличие у читателя представлений о культурно-историч. корнях произв. в, во-вторых, осознание читателем своего места в истории. Жизнь лит-ры в веках — это нескончаемая цепь творч. опытов сопряжения эпох и культур и соответственно “...социальноидеологических переакцентуаций” произведений (Бахтин М. М Вопросы лит-ры и эстетики, 1975, с. 232).

 

Интерес публики к лит-ре прошлого (даже к классике) не бывает стабильно ровным; от эпохи к эпохе он то возрастает, то уменьшается. Особенно резко колеблются репутации писателей и оценки произв. в близком им историч. времени, когда гипертрофируется полемич. противостояние новых авторов их ближайшим предшественникам: лит. факт, первоначально воспринятый как оригинальный и масштабный, следующим поколением нередко осознается как не столь уж значительный, главное же — как устаревший и ставший оплотом рутины (Г. Р. Державин в пушкинскую эпоху; символисты в 10—20-х гг., когда имели успех футуристы и акмеисты). В интенсивной динамике лит. мнений и писательских репутаций решающая роль часто принадлежит отталкиваниям читателей от “кумиров” старших современников. Но исторически удаленная лит-ра, воспринимаемая как бесспорно ценная (см. Традиция и новаторство), столь острой полемики, как правило, не вызывает. В большом историч. времени репутации произв. и писателей становятся стабильнее, хотя и здесь имеют место изменения (таковы периодически возникающие “пики” интереса к великим художникам слова: У. Шекспиру, А. С. Пушкину, Ф. М. Достоевскому).

 

И.-ф. и. л., сосредоточенное прежде всего на жизни в веках лит. классики, вместе с тем призвано выявить закономерности, определяющие массовый интерес к тем произв., к-рые не обладают значит, достоинствами (В. Г. Бенедиктов, С. Я. Надсон, И. Северянин, имевшие огромный, хотя и кратковременный успех у публики; повести М. Комарова, находившие многочисл. читателей на протяжении всего 19 в.).

 

И.-ф. и. л. предпринималось уже в 19 в. (Александр Н. Веселовский об истолковании творчества Данте гуманистами-эрудитами кон. 14 в.; Ф. Ф. Зелинский о восприятии Цицерона). Позднее И. Н. Розанов писал о лит. репутациях Пушкина и Ф. И. Тютчева, В. М. Жирмунский о И. В. Гёте в рус. лит-ре, М. П. Алексеев о Шекспире в рус. культуре. Представления о предмете дисциплины и ее методологич. основах сложились в трудах Алексея Н. Веселовского, А. И. Белецкого, М. М. Бахтина, а также в работах заруб, ученых (Э. Геннекен, Я. Мукаржовский, Ф. Водичка). На рубеже 60—70-х гг. М. Б. Храпченко предложил самый термин “И.-ф. и. л.”.

 

• Веселовский Ал-др Н., Собр. соч., т. 3, СПБ, 1908; Зелинский Ф., Цицерон в истории европ. культуры, “Вестник Европы”, 1896, кн. 2, февр.; Веселовский Алексей Н., Этюды и характеристики, 4 изд., т. 2, М., 1912, с. 77—80; Розанов И. Н., Лит. репутации, М., 1928; Белецкий А. И., Избр. труды по теории лит-ры, М., 1964, с. 25—40; Бахтин М. М., Вопросы лит-ры и эстетики, М., 1975, с. 230—33; его же. Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 328—35; Храпченко М. Б., Творч. индивидуальность писателя и развитие лит-ры, 4 изд., М., 1977, с. 228—64; Рус. лит-ра в историко-функцион. освещении, М., 1979; Лит. произведения в движении эпох, М., 1979; Время и судьбы рус. писателей, М., 1981; НечкинаМ.В., Функция худож. образа в историч. процессе. [Сб. ст.], М., 1982; Аверинцев С., Две тысячи лет с Вергилием, “Иностр. лит-ра”, 1982, №9; Аннинский Л., Лесковское ожерелье, М., 1982; Ja u? H. R., Literaturgeschichte als Provokation, Fr./M., 1970, S. 169—99; Rezeptionsдsthetik. Theorie und Praxis, Munch., 1975. В. И. Масловский, В. Е. Хализев.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность науч. прозы. В антич мире различали большую форму историч. повествования, т. е. историю всех событий за сравнительно большой период времени, и малую форму — монографию, поев. к.-л. событию или лицу. События недавнего прошлого, объединенные общеисторич. концепцией, впервые описаны в “Истории” Геродота. Вершиной антич. историографии является “История Пелопоннесской войны” Фукидида.

 

Во 2 в. до н. э. складывается римская И. п.: летописные обзоры (“анналы”), монографии (соч. Саллюстия), публицистич. записки о своем времени (соч. Цезаря), большие сводные обзоры всей предшеств. истории (“Жизнь 12 цезарей” Светония, “Римская история от основания города” Тита Ливия, “История” Диона Кассия). И. п. эпохи Римской империи развивается по двум линиям: анналистическая, достигшая вершины у Тацита (нач. 2 в.), мастера драматич. композиции и психол. характеристики; биографическая — у Плутарха, избравшего предметом жизнеописания выдающихся людей классич. периода истории Греции и Рима. Плутарх вдохновил мн. писателей (в т. ч. У. Шекспира, Ж. Ж. Руссо).

 

Антич. И. п. была школой стиля для новоевроп. прозы. Она дала лит-ре нового времени большое количество сюжетов и образов в готовой худож. обработке и закрепила в сознании поколений выработанные поздними антич. историками представления о простоте и величии республик, о деятельности могуществ. монархов, о тирании императоров — представления, исторически во многом неверные, но все же сыгравшие свою роль в формировании гуманизма эпохи Возрождения, философии и эстетики классицизма 17 в. и Просвещения, лит-ры периода Великой франц. революции.

 

Для раннего этапа развития ср.-век. лит-ры характерна нерасчлененность И. п., включение в нее сказаний, историч. повестей, преданий.

 

Характер синтетич. лит. памятников, отражающих состояние культуры данной эпохи в целом, носят, напр., др.-рус. летописи (10—17 вв.), анонимная груз. летопись.“Обращение Картли” (9 в.), япон. летопись <Кодзики” (8 в.), ·< Исторические записки” кит. историка Сыми Цяня, -“История” араб. историка ат-Табари, “История Армении” Мовсеса Хоренаци. Достижения ср.-век. И. п. связаны также с созданием <Хронографии” Михаила Пселла, “Истории Дании” Саксона Грамматика, -“Истории Польши” Яна Длугоша. Лит. мастерством, свежестью, обилием деталей отмечены “Мемуары, или История и хроника христианнейшего короля Людовика Святого” Жана де Жуанвиля. Ценный источник изучения быта и нравов Италии на исходе средневековья — -“История Флоренции?- Джованни, Маттео и Филиппе Виллани. Крупнейшим летописцем своего времени был Жан Фруассар, автор “Хроники”, охватывающей события с 1325 по 1400.

 

Возрождение, ориентируясь на антич. образцы, обновило И. п., заложило основы бурж. историографии нового времени. Эта эпоха выдвинула ряд значит. мастеров И. п.: Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини в Италии, хронисты Р. Холиншед и Г. Холл в Англии, Брантом и?.Α. δ' Обинье во Франции и др.; их историч. соч., как и произв. ряда ср.-век. историков, служили источниками сюжетов, мотивов для поэтов (напр., Жофруа де Виллардуэн — для Т. Тассо; Саксон Грамматик, Холл и Холиншед — для У. Шекспира). Подняв И. п. на большую эстетич. высоту, Ренессанс вместе с тем отделил историографию от худож. лит-ры.

 

Значит, образцы И. п. выходят из-под пера Вольтера (“Век Людовика XIV”), Ф. Шиллера (“История отпадения соединенных Нидерландов от испанского владычества”), Н. М. Карамзина (“История государства Российского”); А. С. Пушкин написал “Историю Пугачева” и др. соч. И. п.

 

В кон. 18 — нач. 19 вв. представителями И. п. выступили Ф. Гизо и О. Тьерри во Франции, Т. Карлейль в Англии и др. Во 2-й пол. 19 и 20 вв. историография окончательно отделяется от лит-ры; однако историч. соч. П. Мериме, нек-рые труды Ж. Мишле, Т. Маколея, И. Тэна, Э. Ренана, рус. историков —

 

С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, сов. историков — Е. В. Тарле, А. 3. Манфреда стоят на высоком лит. уровне и могут рассматриваться как произв. худож. И. п. Образцами И. п. в 20 в. являются биографии великих людей, созд. А. Моруа, С. Цвейгом, жизнеописания серии “Жмзкь замечательных людей^.

 

М. Л. Гаспаров, А. Д. Михайлов.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в рус. фольклористике кон. 19 — нач. 20 вв. В отличие от мифологической школы и теории заимствования, И. ш. стремилась объяснить рус. фольклор, опираясь на рус. историю, выяснить, где и когда сложилось то или иное устно-поэтич. произв., какие историч. события лежали в его основе. Сторонники И. ш. (В. Ф. Миллер, А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, Н. С. Тихонравов, А. Д. Григорьев, Б. М. и Ю. М. Соколовы, Н. Е. Ончуков и др.), обследовав памятники др.-рус. письменности, извлекли многочисл. параллели к былинам и историческим песням, создали историч. географию рус. эпоса, осуществили ряд экспедиций, издали ценные сб-ки и антологии фольклора. В.былинах и историч. песнях сторонники И. ш. видели фрагменты устно переданной летописи, создававшейся, по их мнению, в княжеско-дружинном кругу; несовпадения содержания произв. с историч. событиями объяснялись “порчей” текстов в крест. среде. И. ш. оказала влияние на деятельность ученых ряда стран и при всех метод ологич. недостатках внесла свой вклад в фольклористику, собрав и систематизировав огромный материал, к. в. Чистов. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ русские эпич. и лиро-эпич. песни, жанр фольклора. Возникли в период борьбы с татарским игом (“Песня о Щелкане” и др.) как отклик на события обществ, и воен. истории. Первый крупный тематич. цикл И. п. рисует события 2-й пол. 16 в. (“Взятие Казани”, “Гнев Грозного на сына” и др.). В многочисленных (в т. ч. казацких) И. п. 17 в. — эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар (“Взятие Азова”, “Оплошность казаков”). В ряде И. п. 18 в. изображены Петр I, восстания К. Булавина (песни об Игнате Некрасове) и Е. Пугачева. Последний значит, цикл И. п. — об Отечеств, войне.1812. Ранние И. п. по стилю и масштабности эпич. повествования близки былинам; в 18—19 вв. сближаются с нар. лирич. песнями и песнями лит. происхождения (с историч. тематикой).

 

Изд.: Историч. песни XIII—XVI вв., М.—Л., 1960; Историч. песни XVII в., М.—Л., 1966; Историч. песни XVIII в., Л., 1971; Историч. песни XIX в., Л., 1973.

 

• Соколова В.К., Рус. историч. песни XVI—XV1H вв., М., 1960; Криничная H.A., Нар. историч. песни нач. XVII в., Л., 1974]

 

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, см. в ст. Литературоведение.

 

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ литературоведческое, вспомогат. литературоведч. дисциплина, изучающая источники истории и теории лит-ры, способы их разыскания, систематизации и использования. Особенно значительна роль И. для истории лит-ры, а также для текстологии и ее практич. применения в эдиционной работе (т. е. при подготовке к изданию и издании текстов).

 

Осн. источниками служат тексты самих лит. произв., окончательные и ранние (вплоть до первичных черновых набросков, планов, записей замыслов и т. п.). Литературоведч. источниками оказываются также переписка писателей, дневники, записные книжки, личные б-ки писателей, цензурные материалы, переписка и воспоминания современников. Кроме этих источников, на к-рых строится литературоведч. исследование, имеют значение пособия, необходимые для понимания и объяснения (комментирования) лит. произв.: труды классиков марксизма, критич. статьи, науч. исследования, справочные издания и пр.

 

ИСТО—ИСТО

 

==139

 

Одну из задач И. составляет разыскание и выявление необходимых для того или иного исследования источников. Теория таких разысканий носит наименование эвристики. Разл. видам источников (рукописные, печатные, предметы материального характера и др.) соответствуют разд. типы хранилищ: архивы, б-ки, музеи (эти учреждения собирают, хранят, описывают и публикуют источники). Описания личных архивов писателей, архивов книжных и журнальных издательств, цензуры и т. п. издаются: Гос. б-кой СССР им. В. И. Ленина, Центр, гос. архивом лит-ры и иск-ва СССР (ЦГАЛИ), Рукописным отделом ИРЛИ, Гос. публичной б-кой им.?. Ε. ΡалтыковаЩедрина, Центр, гос. историч. архивом в Ленинграде, Гос. историч. музеем и др. Выявляя печатные источники, И. тесно сплетается с библиографией литературной.

 

Другую задачу И. составляют науч. критика и экспертиза источника — для установления его подлинности, происхождения и отношения к первоисточнику, достоверности его показаний, степени сохранности источника и полноты несомой им информации. В случаях надобности производятся: атрибуция, датировка, локализация (установление места возникновения), раскрытие социального генезиса документа. Производится первичная интерпретация источника (уяснение прямого и иносказат. смысла сообщаемых в нем сведений); оценка источника с т. з. его ценности для литературоведч. построений.

 

Любое источниковедч. разыскание плодотворно в сочетании с всесторонним филол. исследованием. Анализ источника ведется в свете понимания идейноэстетич. сущности данного явления лит-ры на базе марксист, историзма. Вся деятельность источниковеда направляется на решение общих задач науки, хотя его конкретная задача уже задач историка и теоретика лит-ры. Как правило, источниковедч. разработку темы выполняют сами исследователи лит-ры — в качестве необходимой первичной стадии исследоват. работы.

 

Соотношение И. с др. вспомогат. науками литературоведч. цикла (археографией, библиографией, архивоведением, текстологией) неустойчиво и зависит от объекта и аспекта изучения; эти науки частично перекрещиваются и совмещаются. Процесс их размежевания и самоопределения в системе лит-ведения, по-видимому, еще не закончен. Такие дисциплины, как палеография, 4'илигранология, целиком включаются в И. Более глубокую разработку и прочные традиции источниковедение получило в историч. науке и в языкознании. И. литературоведческое имеет с ними много общего. Однако эстетич. природа лит. материала определяет специфич. характер И. литературоведческого и необходимость его специализации.

 

φ Αерков П. И., Введение в технику литературоведч. исследования, Л,, 1955; его же, Библиографич. эвристика, М., 1960; Источниковедение. Теоретич. и методологич. проблемы. Сб., М., 1969; Лихачев Д. С., О некрых неотложных задачах специальных, филол. дисциплин, <Вестник АН СССР”, 1976, № 4.

 

Л. Л. Гришунин.

 

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра итал. наро да на итал. яз. Ранний фольклор в Италии не сохранился. Ср.-век. лит-ра (6—12 вв.) создавалась на лат. яз. (преим. религ. гимны, легенды, хроники). Развитие городов способствовало появлению лит. памятников на нац. диалектах в кон. 12 — нач. 13 вв.: повествоват. религ. поэзия, светская и религ. лирика — песни Франциска Ассизского и др. Позднее образцы такой лирики создает Якопоне да Тоди. В 1-й пол. 13 в. возникла сицилийская поэтич. школа (Джакомо да Лентино и др.), подражавшая прованс. трубадурам. В Тоскане в связи с борьбой внутри города развивалась политич. лирика (Гвиттоне д'Ареццо и др.), а также аллегорико-дидактич. поэзия (Брунетто Латини). Образец прозы 13 в.— анонимный сб. новелл на тосканском диалекте “Новеллино”.

 

К оглавлению

 

==140 ИТАЛ

 

В кон. 13 в. возникла филос. поэзия •“Дольче стиль нуово^, к-рая воспевала возвышенную любовь и раскрывала психологию влюбленного (болонский поэт Г. Гвиницелли и флорентийские поэты Г. Кавальканти, молодой Данте Алигьери и др.). Антисословность и возвеличение человеческого чувства придавали этой поэзии черты Предвозрождения. Предгуманистич. движение представлено А. Муссато, писавшим на лат. яз. (трагедия “Эццелино”, в подражание Сенеке).

 

Создатель единого итал. лит. языка — Данте Алигьери, <”...последний поэт средневековья и...первый поэт нового времени” (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Гл. его произв.— повесть •“Новая жизнь” (1292), воспевавшая в прозе и стихах его любовь к Беатриче, и поэма -“Комедия” (закончена в 1321; названа в кон. 14 в. “Божественной”, изд. 1472) — один из величайших памятников мировой лит-ры, в к-рой ставятся актуальные проблемы времени — моральные, богословские, политические — и с огромной худож. силой изображены чувства и страдания человека.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 494. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия