ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 32 страница
В дальнейшем у Гамсуна, П. Альтенберга и нек-рых др. писателей нач. 20 в. И. в меньшей или большей степени обособляется от реалистич. принципов и превращается в особое видение и мироощущение (или метод), частично предвосхитившие лит-ру “потока сознаниям (творчество М. Пруста).
Культ “впечатления” замыкал человека в самом себе; ценным и единственно реальным становилось лишь то, что мимолетно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущений. Худож. образ строился на зыбких недосказанностях и туманных намеках, приоткрывавших “завесу” над роковой игрой бессознат. стихий в жизни человека. К сер. 20 в. И. как самостоят. метод исчерпал себя.
• Корецкая И. В., Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма, в кн.: Лит.-эстетич. концепции в России кон. XIX — нач. XX вв., М., 1975 (в ст. приводится обширная библ.); Андреев Л. Г., Импрессионизм, М., 1980 (библ.). Н. Р.
ИМПРОВИЗАЦИЯ (итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), особый вид творчества, при к-ром сочинение происходит непосредственно в процессе его исполнения (в музыке, танце, театр, иск-ве, поэзии и др.). Процесс вдохновенной поэтич. И. воссоздан в “Египетских ночах” А. С. Пушкина. Истоки И. восходят к нар. творчеству (др.-греч. аэды, зап.-европ. шпильманы, рус. сказители, укр. кобзари, казах, и кирг. акыны и др.). В поэзии И. обычно связана с заданностью темы; иск-вом И. прекрасно владели А. Мицкевич, В. Я. Брюсов и др. К И. относится жанр экспромта.
ИНВЕКТИВА [позднелат. invectiva (oratio) — бранная речь, от лат. invehor — бросаюсь, нападаю], резкое обличение (в частности, сатирич. осмеяние) реального лица или группы лиц; противостоит панегирику (в широком значении). Лит. формы И. многообразны: эпиграмма, полемич. статьи и речи (“Филиппики” Цицерона) и др. Пример И.— у М. Ю. Лермонтова в стих. “Смерть поэта”: “А вы, надменные потомки...”. ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — переворачивание, перестановка), фигура слова: нарушение “естественного” порядка слов. Два осн. вида И.— перестановка смежных слов (анастрофа) и разъединение их (гипербатон) для выделения их во фразе: “И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости” (т. е. гости сей чуждой земли, не успокоенные даже смертью) (А. С. Пушкин). Может эмфатически или логически выделять слово или часть предложения; применяется также в целях ритмико-мелодич. организации речи. По аналогии со стилистич. И. иногда говорят о ритмич. И. (см. Синкопа), о композиционной И. (перестановка временной последовательности событий в сюжете) и пр. м. л. Гаспаров. ИНГУШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра ингуш, народа. Как письм. лит-ра развивается после Окт. революции на ингуш, яз. в тесном взаимодействии с чеченской литературой, близкой ей по языку, фольклорным источникам и сходству историч. судеб ингуш, и чеч. народов. Первым печатным произв. И. л. была пьеса 3. Мальсагова, опубл. в 1923. В годы становления И. л. преобладают малые жанровые формы: стихи, очерки, рассказы (С. И. Озиев, Х.-Б. Муталиев, X. С. Осмиев). В период Великой Отечеств, войны на центр, место выдвигается патриотич. и антифаш. тематика (стихи Дж. Яндиева, пьесы И. Базоркина). С 50-х гг. И. л. вступает в период интенсивного роста.
ИМАЖ — ИНГУ
==121
Выходят сб-ки стихов, рассказов и повестей Муталиева, А. А. Веджизева, Б. X. Зязикова и др. Проблемам нравств. воспитания и борьбе с пережитками прошлого посвящен в И. л. роман “Золотые столбы” (1966) С. Чахкиева. На историко-революц. тему написаны романы Чахкиева, А. Бокова, М.-С. Плиева; история, эпопея Базоркина “Из тьмы веков” (1968) охватывает более ста лет жизни народа. Совр. ингуш. драматургия, зародившаяся в 20-х гг., представлена пьесами Базоркина, Чахкиева и др.
Издается альм. “Лоаман 1уйре” (на ингуш, яз., с 1958).
φ Ξчерк истории чеч.-ингуш, лит-ры, Грозный, 1963.
M. Д. Чентиева.
ИНДЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, устная и письм. поэ зия и проза индейцев Америки. Задолго до открытия Америки европейцами у индейцев сложились эпич. предания о судьбах племен [нек-рые из них сохранились в пиктография, (рисунчатой) записи], а также мифы, сказки, трудовые песни, пословицы. В Центр. Америке и Андах — областях, где возникло раннеклассовое общество, И. л. достигли наибольшего развития. Ведущими темами здесь стали прославление правителей и знати, воспевание воен. побед и всемогущества божеств; вырабатывались лит. каноны. Религ мифологич. представления пронизывали многие лит. произв.: гимны богам (у ацтеков, майя, инков и др.), стихотв. изложения мифов, молитвы, пророчества (кн. “Чипам-Балам”), дидактич. сочинения.
Становление классового общества дало толчок развитию светской лит-ры, изменило идеологич. направленность старых лит. жанров, напр. эпоса (“ПопольВух” киче). Хроники майя, ацтеков, чичимеков и др. излагают в ритмизов. прозе историю того или иного города-гос-ва. Последующие хронисты (Гарсиласо де ла Вега и др.), после завоевания Америки писавшие уже латиницей, широко использовали эти хроники. Большое распространение имели драматич. произв., мифол. и историч. по содержанию, тесно связанные с танцами. Сохранились “Рабиналь-Ачи” (майя) и “Апу-Ольянтай” (инки). Из поэтич. текстов дошли воен. песни, включающие мольбы богам о победе, поэмы о весне, стихи на темы краткости жизни и переменчивости судьбы, любовная лирика. Совр. нар. И. л. представлены драматич. балетами (гл. обр. на темы исп. завоевания и христ. легенд), сказками, лирикой. Влияние И. л. заметно в творчестве нек-рых совр. сев.-амер., мекс., гватемал. и перуан. писателей (М. А. Астуриас и др.).
φ Κультура индейцев, М., 1963; Кинжалов Р. В., Культура древних майя, Л., 1971; Голоса Америки. Из нар. творчества США, М., 1976. Р. В. Кинжалов.
ИНДИЙСКАЯ ДРЕВНЯЯ ЛИТЕРАТУРА, совокупность явлений лит.-историч. процесса у разных народов и народностей древней и раннесредневековой Индии, запечатленная в памятниках лит-ры, гл. обр. на санскрите и пракритах, с древнейших времен до 10— 12 вв. Представляет собой общее наследие всех нац. инд. лит-р.
Древнейшие из сохранившихся памятников -'- веды (кон. 2-го — 1-я пол. 1-го тыс. до н. э.), священные книги индуизма на др.-инд. яз. (ведийском санскрите): Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Они содержат религ. гимны и формулы. Важнейшая и древнейшая из них — Ригведа (окончательно оформилась к 10 в. до н. э.); Яджурведа и Самаведа приспосабливали ее гимны к потребностям ритуала. Веды — своеобразная антология древнейшей религ. и светской поэзии народов Индии. Среди гимнов Ригведы — образцы гимнологии, лирики, эпоса, драматургии, сатирич. произв., а также филос. лирики. Образцы собственно лит. произв., имеющихся в ведах, как бы фрагментарны они ни были, говорят о высокой ступени развития лит-ры, достигнутой народами Индии уже к рубежу 2—1-го тыс. до н. э. В ведич. гимнах причудливо переплетаются идеи, связанные как
==122 ИНД? — ИНДИ
с кочевым, скотоводч. бытом, так и с городской, хотя еще и примитивной, культурой. Веды, по преданию, передавались изустно из поколения в поколение, но уже в нач. 1-го тыс. до н. э. стали мало понятны и требовали подробных комментариев как для теологич., так и для филол. истолкования. Вокруг каждой веды появились произв.— брахманы, интерпретирующие содержание ведич. гимнов. Брахманы служили в осн. задачам культа и определяли, какие гимны в связи с какими жертвами должны читаться. Более широкое толкование содержание вед получило в араньяках.Ив брахманах и в араньяках встречаются легенды и сказки нар. происхождения, напр. сказание о потопе. Теологич. истолкование веды получили в прозаич. и стихотв. религ.-филос. трактатах — упанишадах (прибл. 7—3 вв.), осмысляющих вопросы взаимоотношения природы и божеств, начала. К собственно ведич. лит-ре примыкает также в е данга—группа произв., разъясняющих вопросы фонетики, этимологии, грамматики, стихосложения, астрологии и ритуала. Ныне считается, что осн. масса ведической литературы оформилась между 10—2 вв.
След. этап развития лит-ры народов Индии связан с созданием великих нар. инд. эпопей <Махабхараты^ и ^Рамаяны”. “Махабхарата” в своем совр. объеме сформировалась к 4—5 вв. н. э. Осн. сюжет, воспевающий торжество попранной справедливости, занимает пятую часть всего объема эпоса и оснащен многочисл. вставными эпизодами. Подобное нанизывание не только разных сказаний, но и филос. трактатов (Бхагавадгита и др.) или теоретич. рассуждений о проблемах права, морали, воен. дела и т. п. было следствием длит. усилий брахманской касты преобразовать нар. героич. эпос в религ. книгу. Связан с “Махабхаратой”, хотя и стоит несколько особняком, эпос “Рамаяна” (совр. вид приобрел ко 2 в. н. э.). Образ и подвиги справедливого царя Рамы составляют осн. содержание эпоса. Эпопея оказала большое влияние на развитие жанра эпич. поэмы не только в И. д. л., но и в нац. лит-рах народов Индии и нек-рых сопредельных стран, а также в Тибете и Монголии. Авторство ее приписывается полулегендарному Вальмики, “первому поэту”. Существует мнение, что первоначально “Махабхарата” и “Рамаяна” сложились на пракритах и лишь позднее переведены на санскрит. Важной частью эпич. традиции И. д. л. были также канонич. тексты индуизма? у? а н ы (древнейшие из них восходят к сер. 1-го тыс. до н. э.; дошедшие до нас тексты созданы во 2-й пол. 1-го тыс.). Наряду с многочисл. мифами и легендами пураны содержат отд. сказочные циклы, трактаты по поэтике, науч. и теологич. соч. и т. п. Каждая из пуран обычно связана с тем или иным течением индуизма и считается священной книгой.
В ряде древних гос-в Индии существовали, наряду с разными толкованиями индуизма, и др. религии, в т. ч. джайнизм и буддизм. Обе они, особенно буддизм, широко пользовались лит-рой как средством пропаганды своих идей и полемич. борьбы, одним из наиболее важных памятников раннего буддизма были джатаки (одноим. название носит сборник, входящий во 2-ю кн. буддийского канона на языке пали — “Типитака”, 5—2 вв. до н. э.). Многие сюжеты джатак в дальнейшем получили широкое распространение в мировой лит-ре. “Типитака” охватывает повествоват. произв., образцы религ.-филос. лирики, среди к-рых — “Дхаммапада”. По лит. памятникам буддизма можно судить, что фольклор того времени достиг высокого уровня и представлен разнообразными жанрами; в нем были четко разработаны композиция и стихосложение.
Важную роль для дальнейшего развития лит-ры сыграл “Великий сказ” (“Брихаткатха”) поэта Гунадхья, относящийся к 3—4 вв. н. э. и написанный на языке пайшачи. До нас он дошел в санскр. переработках, среди к-рых наиболее значительна “Океан сказаний” (“Катхасаритсагара”). Осн. сказание “Брихаткатхи” повествует о похождениях царевича Нараваханадатты и о его любви к дочери гетеры и царя
видьядхаров. Варианты “Брихаткатхи” сохранили многочисл. произв. нар. лит-ры, целые книги и повести, включенные в его состав. Замечат. нар. книга древней Индии — <Панчатантра^ (ок. 3—4 вв.) имеет характер социальной сатиры; она широко распространилась на Востоке и в Европе в средние века, т. к. ее содержание отвечало настроениям гор. плебса. Примерно в тот же период сложились “25 рассказов Веталы”, “32 рассказа царского трона”, а позднее — “70 рассказов попугая”. Они получили распространение в странах Востока; в Европе стали известны в переводах 19 в. Характерно, что при переводе или переработках эти др.-инд. книги нередко принимали иной нац. характер и превращались в явления той или иной нац. лит-ры. Для произв. нар. повествоват. лит-ры характерна контаминация, при к-рой в сюжет осн. рассказа вставляются или как-то увязываются с ним многочисл. вводные рассказы. Это построение ведет начало от складывавшихся в нар. среде фольклорных циклов и инд. эпич. традиций. Нар. книги древней Индии — предшественники инд. ср.-век. романа.
Ко 2 в. относится творчество Ашвагхоши, одного из выдающихся проповедников раннего буддизма. Ему принадлежат эпич. поэмы “Жизнь Будды”, “Саундарананда” и драма “Преображение Шарипутры”. Из произв., связанных с буддизмом, следует упомянуть также поэму “Джатакамала” Арьяшуры (не позднее 6 в.), находившегося под влиянием Ашвагхоши. Драматургия получила яркое развитие в творчестве Бхасы, Шудраки и Калидасы. Наиболее интересны драмы Бхасы “Увиденная во сне Васавадатта” и “Обет Яугандхараяны”, сюжеты к-рых основаны на сказании “Брихаткатха” о царе Удаяне и его супруге Васавадатте. Пафос этих драм — в попытке примирить гос. долг монарха с глубоким личным чувством. Драма Шудраки “Глиняная повозка” — одна из жемчужин мировой драматургии. Ее отличают глубокая индивидуализация действ, лиц, бичующая сатира, направленная против аристократич. верхушки и религ. ханжества, динамизм.
Упрочение империи Гуптов, обладавшей сильными абсолютист, тенденциями, создало благоприятные условия для развития лит-ры. Калидасе, крупнейшему драматургу раннего средневековья, гениальному поэту и мыслителю, принадлежат драмы, в т. ч. “Шакунтала”, эпич. и лирич. поэмы. Драмы и эпос Калидасы основывались на традиц. сюжетах, в к-рые он внес новое содержание, часто изменяя окраску и смысл использованного предания; гл. источник вдохновения для него — природа и жизнь совр. ему общества. Его поэма “Облако-вестник” послужила образцом для более чем 70 подражаний. Драматургии, канон И. д. л. сложился в значит, мере под влиянием пьес Калидасы.
Наступивший после распада империи Гуптов период длит. кризиса раннефеод. общества отмечен выдающимися лит. событиями, среди к-рых — драмы Харши. Для них характерны антибрахманские тенденции, психологически правдивые женские характеры. Драматург-сатирик Махендравикрама высмеял пороки совр. общества в фарсе “Маттавиласа”. Получила значит, развитие проза на санскрите и пракритах. Лучшие ее образцы — романы “Жизнь Харши” (едва ли не первый в Индии опыт политич. романа) и “Ка дамбари” Баны и “Похождения десяти принцев” Дандина. Роман Дандина близок европ. плутовскому роману: в нем сильно сатирич. начало, направленное против брахманства, джайнского и буддийского монашества. Дандин является также автором трактата по поэтике “Зеркало поэзии”. Наиболее решительно с критикой инд. общества раннего средневековья выступил Бхартрихари в сб-ках коротких лирич. стихов “Сто строф о мудрости житейской”, “Сто строф о страсти любовной” и “Сто строф об отвержении мира”. Лирич. характер творчества Бхартрихари,
высокий гуманизм, гражд. мужество и высокие худож. достоинства ставят его в один ряд с такими поэтами средних веков, как Данте, Низами и др. Заметным явлением было также творчество поэтов Бхарави и Магхи. Сюжетно связана с “Махабхаратой” эпич. поэма “Шишупалавадха” Магхи, в к-рой он проявил себя мастером формы и языка, хотя и увлекся изобретением новых, крайне сложных размеров.
Лирика на санскрите тесно связана своим происхождением с пракрит, лирикой, на развитие к-рой оказал решающее влияние фольклор. “Сто строф Амару” (не позднее 8 в.) — образец аристократич. любовной лирики. Амару исключает любовь из социального контекста, углубляется в нюансы взаимоотношений влюбленных. Один из значит, представителей санскр. драматургии — Бхавабхути (прибл. кон. 7— нач. 8 вв.), автор увлекат. пьесы “Малати и Мадхава” со сложной любовной интригой, обильно насыщенной фольклорными мотивами. В пьесах “Жизнь великого героя” и “Дальнейшая жизнь Рамы”, опираясь на сюжет “Рамаяны”, Бхавабхути проявил большую смелость и оригинальность в построении действия. Рама и др. персонажи показаны обычными людьми с богатым жизненным опытом, психологически точно обрисованными.
Вишакхадатта (прибл. 7 в.) внес серьезный вклад в развитие драматургии: в пьесе “Перстень Ракшасы” он разработал политич. сюжет; в его пьесе нет любовной интриги и даже женских ролей. Пьеса “Венисамхара” Бхаттанараяны (1-я пол. 8 в.), построенная на сюжете из “Махабхараты”, отличается натурализмом, содержит откровенный выпад против инд. материалистич. школы чарваков. Позднее материализм подвергся нападкам также в драме Кришна Мишры “Восход луны просвещения” (12 в.).
Кризис раннефеод. общества и обострившаяся классовая борьба усилили оппозиц. настроения в лит-ре; во 2-й пол. 1-го тыс. н. э. получила развитие сатирич. лит-ра, создававшаяся, в частности, в среде джайнов. Одно из первых таких произв.—“Повесть о плутах” Харибхадры (8 в.), к-рый, использовав фольклорную сатиру, подверг осмеянию индуистский канон, показав его иррациональность. Наиболее яркий памятник сатиры в драматургии — кн. “Четыре фарса”, объединившая произв. разных авторов, относящиеся к 7—10 вв. Сатирич. произведения санскр. и пракрит. лит-р были связаны с демократич. оппоэиц. идеями и зачастую с сектантскими вероучениями. Буддийская и особенно джайнская.религ. лит-ра сохранили немало образцов этого рода гл. обр. на пракритах. Одним из видных драматургов 9—10 вв. был Раджашекхара, автор драм “Баларамаяна” и “Балабхарата” на сюжеты “Рамаяны” и пьес из дворцовой жизни. Поэт-сатирик и филолог Кшемендра оставил богатое творч. наследие, в т. ч. сатирич. поэмы “Самаяматрика”, “Нармамала” и “Калавиласа”, краткую переработку “Брихаткатхи” и др. В 11 в. в Кашмире появилась сказочная эпопея “Оксан из потоков сказаний” поэта Сомадевы — обработка “Брихаткатхи”, наиболее полно отражающая содержание оригинала, но значительно раздвинувшая его рамки. Своеобразный жанр ср.-век. лит-ры на санскрите — ч а м π σ (соч., написанное прозой, чередующейся со стихами), появившийся не ранее 9 в., интерпретировал мифол. и эпич. сюжеты. Нек-рые авторы использовали чампу в полемич. и дидактич. целях; так, Сомадева Сури (10 в.) написал чампу “Яшастилака” с целью пропаганды джайнизма. Наряду с оригинальными появляются также соч. компилятивного характера: пьеса Дамодара Мишры (11 в.) “Хануманнатака”, в к-рую автор включил куски из пьес своих предшественников на сюжеты из “Рамаяны”.
ИНДИ
==123
В связи со становлением нац. языков и лит-р роль санскр. лит ры постепенно падает; все позднейшие соч. на санскрите следует рассматривать в прямой связи с развитием той или иной из нац. лит-р. Авторы, обращавшиеся к санскриту, хронологически выходя за рамки И. д. л., использовали преим. традиц. сюжеты и формы. И. д. л. стала почвой для развития нац. лит-р народов стран Южно-Азиатского субконтинента.
Поэтика в Индии начала развиваться сравнительно рано (точные даты первых работ не установлены). Нек-рые данные по поэтике обнаруживаются у древних инд. грамматистов Панини (прибл. 4—3 вв. до н. э.) и Патанджали (2 в. до н. э.); у них также имеются сведения о руководствах для актеров, написанных Шилали и Кришашвой. Труды по поэтике касаются определения жанров, стилей, тропов, лит. достоинств и недостатков, семантики, чувств и настроений, характеристики героев и т. д. В ходе развития санскр. поэтики выделилось неск. школ. Одни авторы утверждали, что душой поэзии являются чувства и настроения (рас а), другие видели главное в стиле (р и т и), третьи — в иносказаниях и фигурах (в а к? ο κ τ θ), четвертые — не в образах, а в тех ассоциациях, к-рые создаются ими (дхвани), и т.д. (подробнее см. в ст. Поэтика).
Перед исследователями Д. и. л. стоят две сложные проблемы — источники и хронология. Попытки применения методов, обычных для европ. лит-ведения, оказались безуспешными, т.к. конкретный историч. материал не был документирован. В связи с ростом нац. самосознания и успешным развитием нац. культуры и науки после достижения Индией независимости процесс пересмотра традиц. взглядов на И. д. л. осуществляется на основе новейших данных археологии и историографии Индии. Открытие культуры Мохенджо-Даро и Хараппы подорвало теорию арийского завоевания и создания культуры в Индии арийскими племенами, а также дало основание полагать, что зачатки собственно худож. лит-ры в Индии имелись уже в 4—3-м тыс. до н. э. Отвергнуты представления об изначальном единстве И. д. л.; произведения санскр. лит-ры стали соотносить с развитием нац. лит-р, применять к их анализу совр. науч. терминологию. Существ, успехов достигло изучение И. д. л. в СССР, где за последние десятилетия создан ряд обобщающих работ и переведены важнейшие памятники.
• Тринцер?.Α., Δр.-инд, эпос. Генезис и типология, М., 1974; Краткая история лит-р Индии, Л., 1974; СеребряковИ.Д., Очерки др.-инд. лит-ры, М'., 1971; его же. Лит. процесс в Индии (VII—XIII вв.), М., 1979; Эрман В. Г., Очерк истории ведийской лит-ры. М., 1980. И. Д. Серебряков.
ИНДИЙСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, совокупность нац. и межнац. лит-р Юж. Азии, типологически близких; одна из крупных макрообщностей в мировом лит. процессе. Уже в рамках индийской древней литературы определились нек-рые локальные лит-ры, предвещавшие будущее развитие нац. лит-р и лит. общностей др. типов. Неравномерность развития феодализма в разных р-нах Индии создавала условия, определявшие и неравномерность лит. развития ее народов и народностей, существ, особенностями к-рого были, с одной стороны, спонтанное развитие этнически детерминированных общностей и, с другой, развитие общеинд. лит-ры как совокупного культурного достояния народов Индии.
Объективные историч. факторы обусловили подъем и упадок нек-рых лит-р, время и условия их выхода на историч. арену. Так, если в Сев. Индии наряду с лит-рой на санскрите существовали лит-ры на местных яз., то на Ю. Индии преобладала лит-ра на чентамиле (др.-тамил, яз.), обладавшая столь большой степенью консолидированности, что практически исключала самостоят, развитие лит-р на др. дравидийских яз. вплоть до кон. 1-го тыс. н. э. И все же примерно в 7 в. наряду с лит-рой на санскрите и тамил.
==124 ИНДИ
яз. возникают лит-ры и на др. языках — дравидийских (каннада, малаяльская, телугу) и новоиндоарийских (ассамская, бенгальская литература, гуджаратская, маратхская, орийская, пенджабская литература, урду литература, хинди литература); позднее появились кашмирская, синдхская и пушту лит-ры и персоязычная лит-ра Индии.
Недостаточная изученность памятников не позволяет с должной полнотой проследить процесс перехода от общностей на ср.-век. языках к лит-рам на новоиндоарийских, дравидийских и др. языках. Наиболее ранние из известных произв., относящиеся к И. н. л., появились в 7—13 вв.: “ Сандешрасак” Аддахмана Мултани (пенджаб. лит-ра), анонимная “Чарья-гити” (сев.-вост. Индия), социальная лирика деятелей религ.-реформаторского движения натхов в ее регион. проявлениях и т. д. Эти соч. тесно связаны с ранней фольклорно-лит. традицией. Параллельно им в лит-ре на санскрите выявляются относительно самостоят. общности, в рамках к-рых общеинд. лит. опыт синтезировался с местными фольклорными традициями (напр., Кашмир, санскритоязычная лит-ра). Этот процесс также нашел выражение в лит-рах на ср.-инд. языках (пракритах, апабхрамша, авахаттха и др.). Так появились нек-рые общеинд. черты, характерные для дальнейшего развития нац. лит-р. Ими осваивались сюжеты эпич. и классич. лит-ры на санскрите, связанные преим. с мифол. сюжетами, с образами Шивы, Вишну, Кришны и др. божеств. Начиная с 8 в. И. н.л. вступает в соприкосновение с лит. традициями мусульм. народов — арабов, персов, таджиков, тюркоязычных народов, усиливающееся с установлением политич. господства мусульм. феодалов (Махмуд Газни, 11 в.). В ходе таких контактов возникли лит. общности на урду и перс. языках.
Значит, место занимают переработки и переложения классич. санскр. эпопей “Махабхараты^ и <Рамаяны^, выполнявшиеся в связи с потребностями зарождавшегося нац. самосознания и в соответствующих нац. формах: “Андхра Махабхарата> Наннаи Бхатты (нач. 11 в.) — основоположника классич. поэзии телугу и его продолжателей Тикканы (13 в.) и Ерапрагады (13—14 вв.); “Махабхарата” народа синдхи, известная в переложениях на араб. и перс. языках; поэма “Рамаяна” тамила Камбана (10—11 вв.); произв. поэтов каннара Понны и Ранны. Развиваются собственно нац. жанры: расо (сказания, баллады) у раджастханцев (“Притхвираджрасо” Чанда Бардаи, 12 в.; “Бисалдеврасо” Нарпати Нальха, 13 в.), пенджаб. вары, разл. жанры агиографич. лит-ры, связанной с джайнизмом и разными толками индуизма. Наряду с этим бытует также историч, традиция на санскрите (историч. поэма “Раджа-тарангини^ кашмирца Кальханы, 12 в.) и местных языках — буранджи (историч. хроники) у ассамцев, хроника “Мадалапанджи” (11 в.) у ория и т.д.
В лирич. поэзии И. н. л. в средние века выделяются три осн. потока: придворная поэзия; религ.-филос. лирика разных индуистских и мусульм. толков и сект; поэзия, представляющая собой синтез фольклорных и классич. санскр. традиций. Эта новая инд. поэзия включает произв. Пенджаб, поэта Фарида (12 в.), кашмир. поэтессы Лал Дед (13—14 вв.), писавшего на хинди поэта-ткача Кабира (15 в.). Кабир стал основателем мощного демократич. направления в поэзии народов Сев. Индии, связанного с религ.-реформаторским движением бхакти (букв. — преданность), к-рое противопоставляло сложной обрядности непосредств. общение верующего с божеством (Шивой, Вишну, Кришной и др.). В этом выразились острые социальные противоречия феод. строя, вылившиеся в борьбу против офиц. ортодоксии. В поэзии бхакти наряду с демократической (Кабир; Пенджаб, поэт Нанак, 16 в.; маратх. поэт Тукарам, 17 в.; поэты хинди Сурдас, 16 в., и Дадудайал, 16 в.) прослеживается и консервативная (поэт хинди Тулсидас, 17 в.) тенденции. Для первой характерен протест против социального
и кастового неравенства, религ розни; для второй осуждение пороков вообще, идеализация кастово то строя, конфессиональная ограниченность. Поэзия бхакти породила один из замечат. памятников лит-ры на живых инд. языках (гл. обр. на Пенджаб., брадже, маратхи) — “Адигрантх” (“Изначальная книга”) — обширную антологию реформаторской поэзии народов Сев. Индии. Созданная в нач. 17 в., она включа ла творчество крупнейших поэтов-бхактов, и прежде всего основателя религ.-реформаторского д ижения сикхизм (затем ставшего религией) Нанака и его последователей, а также Кабира, Фарида, Сурдаса, Джаядевы, Намдева и др. Антология свидетельствова ла о процессе синтеза инд. и мусульм. лит. традиций, чему способствовало развитие суфийской поэзии не только в персоязычной поэзии, но и в поэзии урду.
Для этого периода характерны также религиозно окрашенные лиро-эпич. поэмы — монголкаббо у бенгальцев (“Чондимонгол” Мукундорама Чокроборти, 16 в.), “Адхьятма Рамайанам” на языке малаялам Эжуттаччана (16 в.) и т.д., лиро-эпич. собрания строф, т. н. падавали, связанные преим. с культом Кришны (Биддепоти, 15 в.), вакхи (речения) Лал Дед.
Кризис феод. строя, крушение империи Mo голов в 18 в. остро сказались на лит-ре. Процесс консолидации народов Индии и их борьба против династии Великих Моголов породили новые явления: борьба маратхов против Моголов — жанр повады (героич. баллады); сикхизм, бывший выражением антифеод. протеста крестьян и торгово-ремесл. прослойки у пенджабцев, — '“Дасмешгрантх” (“Книга десятого гуру”), антологию лиро-эпич. поэзии, а также разные повествоват. жанры (в т. ч. автобиогр. поэму Говинда Сингха). “Дасмешгрантх” символизировал начало рационалистич. и критич. отношения к традиции, переход к светской лит-ре.
Усиливается интерес к формальной стороне поэзии: т. н. поэзии рити (букв. — стиль) свойственны пристрастие к изощренной, детализации, эротич. мотивы (Кешавдас, прибл. 16 в., писавший на хинди; Мотирам, 17 в., Бихарилал, 17 в.). Но и в рамках этого на правления нашли выражение нар. героич. мотивы поэт хинди Бхушан (17,— нач. 18 вв.) воспел нац. героя маратхов Шиваджи, боровшегося против Моголов. Возникают и принципиально новые лит явления. Наряду с тонкой, психологически углубленной лирикой поэтов-суфиев (Буллхе Шах) (см. Суфийская литература) появляется нац. патриотич. поэзия, порожденная освободит, антифеод, борьбой народов Индии, возникают новые жанры или возрождаются забытые (в Пенджаб, лит-ре — вары).
Англ. колон, господство (сер. 18 в. — 1947) затормозило естеств. духовное развитие народов Индии. С кон. 18 в. стало заметным воздействие европ. лит-ры. В то же время англ. политич. господство и колон, ограбление Индии стимулировали обращение к нац. религиям, связанным с ранним антиколон, дви жением. Так, в бенг лит-ре это выразилось в возрождении традиц. творчества странствующих поэтовпевцов. Бенг лит-ра более других подверглась европ. влияниям, особенно лит-ры эпохи Просвещения.
В освоении европ. лит. опыта значит, роль сыграла журналистика. Влияние классицизма, просветит, pea лизма, сентиментализма и романтизма сказалось при этом меньше, чем воздействие Просвещения. Инд. просветители в своем творчестве стремились сплавить прогрес. идеи зап. культуры с религ. реформаторством, что способствовало укреплению нац. самосознания. У истоков просветит, движения “Молодая Бенгалия” стояли первый инд. англоязычный поэт Г. Л. Дерозио и зачинатель бенг. прозы Раммохан Рай, творчество к-рого было осложнено религ -реформаторскими идеями; примечательна деятельность основоположника бенг сатирич. поэзии Ишшорчондро Гупто и писателя-публициста Ишшорчондро Бид дешагора. Развитие просветит, деятельности мн. пи сателей, Инд. нар. восстание 1857—59, породившее
собств. лит-ру, рост нац. самосознания инд. народов и в то же время осознание общих целей в борьбе с общим врагом — брит. колониализмом ускорили развитие инд. лит-ры. Писатели, выдвинутые нац.-освободит. движением, отказались не только копировать европ. образцы, но и следовать устаревшим религ традициям.
|