ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 30 страница
ИДЕЙНОСТЬ искусства, литературы. И. — общий критерий иск-ва в сов. эстетике, суммирующий ряд качеств содержания худож. произв.: социальную, политич., филос. или этич. значимость темы, обществ, направленность или идеологич. тенденциозность (см. Тенденция в литературе), правдивость самой худож. идеи (см. Идея художественная).
Под И. в иск-ве и лит-ре понимают определенность обществ.-политич. взглядов художника, сознат. приверженность его к передовой идеологии — точнее его партийность (см. Партийность литературы).
В марксист, критике одним из первых понятие И. применил к иск-ву Г. В. Плеханов.
В эстетике социалистического реализма И. определяет обществ.-политич. смысл и направленность иск-ва, является неотъемлемым идеологич. критерием худож. творчества. К И. в иск-ве безразличны иди активно враждебны мн. формалистич. и декадентские течения (см. Декадентство, Формализм). Пренебрежение или безразличие к И. в иск-ве декларируют художники, полагающие, что иск-во “само себе цель” (см. “Искусство для искусства”), или же стремящиеся только к бесстрастной объективности изображения (см. Натурализм). Отрицание И. является выражением идей, противостоящих прогрес. идеологии и иск-ву.
• Батракова С., О природе идейности иск-ва, М., I960; Гей Н-, Пафос социалистич. реализма, 2 изд., М., 1973;? ρ ΰ рч е н к о М. Б., Творч. индивидуальность писателя и развитие лит-ры, 4 изд., М., 1977. Ю. 5. Смирнов.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произв. иск-ва.
Предметом худож. мысли всегда бывают такие индивидуальные явления жизни, в к-рых наиболее отчетливо и активно проявляются ее существ, особенности. Их называют характерными явлениями, свойствами жизни, социальными характерами людей. “Характерное” — взаимопроникающее единство общего и проявляющего его индивидуального. Однако худож. мысль не является созерцат, отражением ее предмета, хотя бы и во всей его глубине; она непременно заключает в себе активную идейную направленность — определенное идейное осмысление художником характерностей жизни и вытекающее отсюда эмоциональное отношение к ним (их оценку; см. также Пафос). Все эти стороны И. х. различал Н. Г. Чернышевский, полагавший, что иск-во выполняет следующие задачи: оно “воспроизводит жизнь”, чтобы “объяснить” ее значение и чтобы вынести ей свой “приговор”. В единстве своих сторон И. х. определяется особенностями мировоззрения художника. Выражается она, однако, не посредством отвлеченных рассуждений. Художник путем подбора и сочетания разл. индивидуальных черт и свойств в жизни и деятельности своих персонажей выделяет,
==114 ИДЕИ—ИДИО
развивает те стороны их характеров, к-рые представляются ему наиболее существенными, и выражает вместе с тем через это сочетание индивидуальных подробностей соответствующую эмоц. оценку характеров (в лит-ре также посредством семантики и лнтонац. настроенности худож. речи). Детали изображения, из к-рых складываются образы иск-ва, всегда имеют тем самым познавательно-э к с? ρ ε с? и в н о е значение.
В этом отношении И. х. образна. И не только в том смысле, что художник мыслит в осн. не отвлеченными понятиями, а живыми представлениями, имеющими обобщающий характер. Художник мыслит образами тогда, когда, выражая свое идейное осмысление и эмоц. оценку человеческих характеров, он типизирует их в своем произв. (см. Типическое в литературе), когда он находит при этом наиболее совершенное выражение своей идеи и в самом творч. процессе проясняет и углубляет ее. Огромное значение для реализации И. х. имеет творч. воображение, фантазия. Фантазия художника направлена на осуществление его творч. замысла, реализацию его образной мысли; с ее помощью он создает тот новый мир воображаемых личностей, отношений, переживаний, к-рые оказываются и более характерными и более выразительными, нежели те, к-рые художник знал, видел, переживал в реальной действительности.
И, х. по своему содержанию может обладать разной степенью достоинства, И так как это содержание сложно, многосторонне, то и критерий его достоинства не может быть простым. Важное значение имеет здесь, во-первых, вопрос о степени глубины понимания художником воспроизведенной им характерности жизни; во-вторых, вопрос об историч. правдивости идейноэмоц, направленности произведения, того “приговора”, к-рый художник “выносит” воспроизведенной им характерности жизни. Историч. правдивость заключается в том, что художник выражает в образах идейное оправдание, защиту тех социальных сил и форм обществ, жизни, к-рые действительно имеют прогрес. значение для обществ, развития, и идейное осуждение таких социальных сил и форм жизни, к-рые оказываются преградой на путях такого развития.
Правдивость идейной направленности произв., при глубине обобщающего осмысления жизни и эстетич. совершенстве образного выражения идеи, делает произв. высокохудожественным, дает ему общенац., нар., а иногда и всемирно-историч. значение. См. также Идеал эстетический. Идейность искусства, литературы, Партийность литературы. Тенденция в литературе.
• Чернышевский Н. Г., Эстетич. отношения иск-ва к действительности, Поли. собр. соч., т. 2, М., 1949; Ге г е л ь Г. В.?., Эстетика, т. 1, M., 1968; Поспелов?.Η., έстетическое и художественное, М-, 1965; Виноградов И. А., Вопросы марксист. поэтики, М., 1972. Г. Я. Поспелов.
ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion), жанровая форма буколической поэзии.
ИДИОЛЕКТ [от греч. idios — свой, своеобразный, особый и (диа)лект], индивидуальный язык, языковые навыки данного индивидуума в определ. период.времени. На основе совокупности И., объединенных отношением взаимопонимания, определяются, напр., разл. речевые общности: профессиональные, социальные и территориальные диалекты и жаргоны. И. — понятие условное, т. к. один и тот же человек, как правило, пользуется разными языковыми средствами в разных ситуациях общения. Вместе с тем понятие И. как речевой характеристики личности, не только “отдельного”, но и “индивидуального”, “особенного” в человеке необходимо дополняет понятие языка как “общего” социального явления (см. Язык художественной литературы). Говоря о худож., или поэтич., И., в совр. поэтике имеют в виду важнейшую составляющую индивидуального стиля, т. е.
идиостиля. В. П. Григорьев.
ИДИОМА (от греч. idioma — особенность, своеобразие), разновидность фразеологизмов; оборот речи, выражение, свойственное данному языку и не переводимое дословно на др. язык: “бить баклуши”, “коломенская верста”, “дело в шляпе”. Непереводимость И. обусловлена: 1) наличием в их составе непонятных с т. з. совр. рус. языка слов; “попасть в? ρ ξс а к”, •“точить ляс ы”; 2) наличием слов-реалий этнографич. характера, требующих этимология, и истррич. справки: “кричать на всю Ивановску ю”, “ехать в Тулу со своим самоваром”; 3) немотивированностью И.: “зарубить себе на носу”; 4) отсутствием живых синтаксич. связей в И,: “куда ни шло”, “почем зря”. Присущая И, образность повышает экспрессирность речи. Сфера употребления И. (помимо разг. стиля) — публицистич. и худож. лит-ра. В практике худож. перевода принято передавать И. одного языка при помощи И. др. языка с максимальным сохранением смысла, стилистич. окраски и возможной образности, н. п. Кабанова. ИДИОСТЙЛЬ (от греч. idios — свой, своеобразный, особый и стиль), то же, что индивидуальный стиль (см. Стиль лингвистический). Термин “И.” создан как соотносительный с термином идиолект и получил распространение в ряде совр. работ по лингвистич. поэтике. Отражая нек-рые интегрирующие тенденции в совр. филологии, он обладает определ. удобствами в плане выражения; ср., напр., возможность таких производных, как “идиостилевой” или “идиостилистический”, “идиостилистика”. В. п. Григорьев. ИЕНСКИЕ РОМАНТИКИ, кружок нем. романтиков 1797—1802 в г. Йена (Jena) (бр. А. и Ф. Шлегели, Новалис, Л. Тик, В. Г. Ваккенродер). Опираясь на
$илософию И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, создали илос., эстетич. и лит. теорию романтизма (в т. ч. теорию романтич. иронии), получившую европ. резонанс; противопоставили бурж. действительности идею преображения мира посредством иск-ва, “автономию” творческого “я”.
φ Αерковский Н. Я,, Романтизм в Германии, Л., 1973; Дмитриев А. С., Проблемы иенского романтизма, М., 1975; Лит. манифесты зап.-европ. романтиков, М,, 1980.
ИЗБОРНИК 1073 ГОДА, одна из древнейших рус. рукописей (ГИМ, Синодальное собр., JM° 31Д). Переписан для киевского кн. Святослава с болг. оригинала, составленного в нач. 10 в. Представляет собой своего рода “богословскую энциклопедию” из более 380 статей, принадлежащих 25 авторам [гл. обр. переводы визант. церк. писателей, но также первое слав. риторич. пособие — соч. “О образех” Георгия Хировоска, старейший список отреченных книг (см. Апокрифы), “Летописьць въкратъце от Авъгуста” и др.]. Известно 20 рукописей, частично или полностью совпадающих по составу с И.
Изд. и лит.: Изборник великого князя Святослава Ярославича 1073 г., СПБ, 1880 (факсимильное изд.); Изборник Святослава 1073 г., М., 1977; Старобългарска литература, кн. 5, София, 1979. Д. М. Буланин.
ИЗБОРНИК 1076 ГОДА, одна из древнейших рус. рукописей (ГПБ, Эрмитажное собр., №20). Составлен писцом Иоанном. Содержит переводы из соч. визант. церк. авторов, фрагменты из житий, “Стословец” патриарха Геннадия, соч. о “почитании книжном” и др. Источники нек-рых статей не установлены. Сохранился в единств, списке.
Изд. и лит.: Изборник 1076 г., М., 1965; Розов H.H., Книга Древней Руси XI—XIV вв., М., 1977. Д. М. Буланин.
“ИЗВЕСТИЯ АКАДЕМИИ НАУК СССР. Серия литературы и языка”, науч. журнал. Изд. в Москве с 1940 раз в два месяца, до № 3 за 1963 — под назв. “Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка” (“Известия АН СССР. ОЛЯ”). Печатает статьи по истории и теории лит-ры и языка.
ИЗВОД, 1) совокупность важнейших языковых и орфографич. особенностей, характерная для списка или списков памятников древней письменности, сложившаяся в процессе многократной переписки текста в определ. языковой среде, а также в результате применения орфографич. норм новой среды бытования.
8*
Напр., Остромирово евангелие 1056—57 и Мстиславово евангелие 1115—17, написанные рус. писцами, являются памятниками старослав. языка рус. И. В них наряду со многими южнослав. написаниями содержатся написания, отражающие языковые черты вост. славян. 2) (В текстологии) самый список или списки памятника древней письменности, отличающиеся от других его списков особенностями определенного И. в 1-м значении, л. п. Жуковская. ИЗДАТЕЛЬСТВА. В дореволюционной России большую часть худож. и лит.-критич. лит-ры выпускали универсальные изд-ва. Первыми печатными лит. произв. рус. авторов стали послесловия Ивана Федорова к двум изд. “Апостола” (1564 и 1374), а затем стих. о пользе грамоты, вошедшее в “Азбуку” (1634), изданную печатником Моск. печатного двора В. Ф. Бурцевым-Протопоповым. Верхняя типография в Моск. Кремле, осн. в кон. 1678 Симеоном Полоцким, в 1680—83 выпустила уже ряд изданий нравоучительно-худож. лит-ры: “Тестамент Василия царя греческого” с добавлением 75 двустиший, принадлежащих Симеону, его же “Псалтирь рифмотворную” и сб-ки проповедей “Обед душевный”, “Вечеря душевная”. В оформлении книги участвовали художники Симон Ушаков и Афанасий Трухменский.
Новая эпоха в рус. книгоиздат. деле связана с реформами Петра I. Введение гражд. шрифта (1708), выпуск мн. светских книг, первой печатной газеты (1702) содействовали прогрес. преобразованиям в стране, интенсивному распространению культуры. Однако произведений худож. лит-ры в совр. понимании в 1-й четв. 18 в. было напечатано немного: “История... о разорении... града Трои” Гвидо делле Колонне (М., 1709), “Апофегмата” Б. Будного (М., 1711), “Эсоповы притчи” (М-, 1712), перепечатывавшиеся затем в Петерб. типографии, “Разговоры дружеские” Эразма Роттердамского (СПБ, 1716), а также многочисл. панегирики в стихах и прозе, поев. Петру I, "Екатерине I, А. Д. Меншикову. В кон. 17 — нач. 18 вв. появляются лубочные книги со сказочными и героич. сюжетами (см. Лубочная литература), получившие большое распространение. Широкое издание худож. лит-ры впервые осуществила Петерб. АН и ее типография. Первым изданием такого рода стала “Езда в остров Любви” (1730) — аллегорич. роман П. Тальмана в пер. В. К. Тредиаковского, В сер. 18 в. Академия наук издает первые собр. соч.: “Собрание разных сочинений в стихах и в прозе” М. В. Ломоносова (1751), “Сочинения и переводы как стихами, так и прозою” Тредиаковского (1752).
60—70-е гг. 18 в. — годы подъема книжного дела: число названий на рус. яз. возрастает до 110 в год вместо прежних 20—30, расширяется состав авторов. В 1768 создается “Собрание, старающееся о переводе иностранных книг”. Выбор книг и их издание были поручены директору Академии наук В. Г. Орлову, А. П. Шувалову и секретарю Екатерины II Г. В. Козицкому. Они привлекли более сотни переводчиков. За 15 лет существования “Собрания” было выпущено 112 соч. в 173 тт., среди них — “Илиада” Гомера, “Энеида” Вергилия, “Метаморфозы” Овидия, книги Тацита, Цицерона, Плутарха, Иосифа Флавия, “Освобожденный Иерусалим” Т. Тассо, “Сид” П. Корнеля, “Путешествия Гулливера” Дж. Свифта, романы Г. филдинга, комедии К. Гольдони, “Кандид” Вольтера. Все эти книги были напечатаны в типографии Академии наук. Крупнейшим центром издат. дела во 2-й пол. 18 в. становится Моск. ун-т. Значит. часть его изданий составляли соч. рус. писателей: М. М. Хераскова, Д. И. Фонвизина, В. И. Майкова, И. Ф. Богдановича, Е. И. Кострова, а также произв. заруб, классики: М. Сервантеса, Эразма Роттердамского, Дж. Мильтона, Мольера, Ж. Ж. Руссо. В типографии Моск. ун-та была напечатана первая иллюстрир. книга рус. писателя — “Нума Помпилий, или Процветающий Рим” Хераскова (1768).
ИДИО—ИЗДА
==115
Наряду с гос.-ведомств. изд-вами в 60-х гг. появляются частные изд-ва; Важнейшую роль в рус. обществ.-лит. движении 2-й пол. 18 в. сыграл Н. И. Новиков. Его издат. деятельность началась в Петербурге в 1766. В 1772 он основал “Общество, старающееся о напечатании книг” — первое в России издат. товарищество (существовало 2 года). В 1779, взяв в аренду типографию Моск. ун-та, Новиков образовал “Дружеское ученое т-во”, замененное затем “Типографической компанией” (с 1784). С 1779 по 1792 Новиков и его товарищи (бр. Н. Н. и Ю. Н. Трубецкие, бр. И. В. и П. В. Лопухины, И. П. Тургенев, А. М. Кутузов и др.) издали ок. 900 назв. книг. Худож. лит-ра составила 384 назв.: соч. рус. писателей — А. П. Сумарокова, Хераскова, Н. П. Николева, переводы из Вольтера, Ж. Расина, Д. Дидро, Т. Дж. Смоллетта, Л. Стерна, О. Голдсмита, Ф. Г. Клопштока, Г. Э. Лессинга и мн. др. Указ 1783, разрешивший частным лицам заводить типографии, вызвал новый подъем книгоиздат. дела в стране: в 1786—90 выходит по 350—400 книг в год. Владельцами ряда частных типографий стали писатели или люди, близкие к лит-ре. Свою типографию в с. Казинке Тамбовской губ. завел И. Г. Рахманинов (ум. 1807), чтобы издавать произв. Вольтера. Только приобретя собств. типографию, А. Н. Радищев смог напечатать “Путешествие из Петербурга в Москву” (СПБ, 1790). В типографии, к-рую И. А. Крылов завел в 1792 вместе с А. И. Клушиным, актерами И. А. Дмитревским и П. А. Плавилыциковым, печатались журналы “Зрмгель” и ^Санкт-Петербургский Меркурий^, было издано ок. 20 книг, преим. переводных комедий и комич. опер.
В 1796 Екатерина II запретила частные типографии. Когда в нач. 19 в. они были вновь открыты, прекрасно оборудованную типографию заводит в 1802 в Москве П. П. Бекетов (1761—1836), где печатается преим. худож. лит-ра: первые собр. соч. Радищева (без “Путешествия...”), Н. И. Гнедича, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, И. И. Дмитриева. Крупной коммерч. фирмой было изд-во Глазуновых (издат. деятельность 1790—1917), выпустившее “Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах и прозе” (1815—17; 2-е исправл. изд. 1821—24), куда вошли произв. Ломоносова, Г Р. Державина, Я. Б. Княжнина, Фонвизина, Крылова, Карамзина и др. Фирме Глазуновых принадлежат миниатюрное изд. “Евгения Онегина” А. С. Пушкина (СПБ, 1837; последнее прижизненное издание поэта), первое издание “Героя нашего времени” М. Ю. Лермонтова и собр. его соч. (1842—44). В типографии моек. издателя С. И. Селивановского (1772—1835) были напечата ны первые издания “Древних русских стихотворений” Кирши Данилова (1804, 1818), “Дум” К. Ф. Рылеева (1825). Петерб. издатель И. В. Сленин (1789—1836) выпустил, в частности, первые книги альманахов •“Полярная звездам (1823) и •“Северные цветьч> (1824— 1830). Выдающимся издателем 2-й четв. 19 в. был А. Ф. Смирдин (1795—1857), напечатавший книги более 70 рус. писателей: серия “Полное собрание сочинений русских авторов”, состоящая из 70 томов 45 авторов, СПБ, 1846—55; альманахи и сб-ки “Новоселье”, “Сто русских литераторов”, первое издание “Бориса Годунова” (1831) и первое издание “Евгения Онегина” (1833) Пушкина, неск. изданий басен Крылова (1830—40). Заслугой Смирдина было широкое распространение книги в демократич. слоях рус. общества. Он впервые стал регулярно оплачивать писат. труд, чем способствовал превращению его в профессию.
Среди книгоиздателей-коммерсантов 50—70-х гг 19 в. видное место занимают Я. А. Исаков (1811— 1881), Ф. В. и А.Ф. Базу новы (издат деятельность 1835—70), Ф. И. Салаев (1820—79) с братьями, впоследствии В. В. Думнов (их деятельность 1828
1924) Базуновы издавали рус и заруб, худож. лит-ру
==116 ИЗДА
(собр. соч. И. В. Гёте и Г. Гейне, серия книг “Биб лиотека русских писателей”, “Записки из Мертвого дома” и “Преступление и наказание” Ф. М. Досто евского). Исаков, более 20 лет владевший правом на издание соч. Пушкина, выпустил в 1859 (под ред. Г. Н. Геннади) его полн. собр. соч. В серию “Классная библиотека”, изд. Исаковым, вошли произв. Еврипида, Гёте, Ломоносова, Фонвизина, Пушкина, А. С. Грибоедова.
В 60-х гг. 19 в. активную издат. деятельность вели революц. демократы. Н. А. Некрасов, в частности, предпринял в нач. 60-х гг. серию дешевых изданий для народа “Красные книжки”, в которых печатались преим. его стихи. Член об-ва “Земля и воля” Н. А. Серно-Соловьевич (1834—66) издал стихи поэта-революционера М. Л. Михайлова, “Невинные рассказы” и “Сатиры в прозе” М. Е. Салтыкова-Щедрина. Развернулась деятельность издателей-просветителей: К. Т. Солдатенкова (1818—1901), Ф. Ф. Павленкова (1839—1900) и др. Солдатенков (до 1862 его компаньоном был Н. М. Щепкин, 1820—86) выпустил в 1859— 1862 первое собр. соч. В. Г. Белинского, первые сб-ки стих. Некрасова (1856), Н. П. Огарева (1856), первое отд. издание романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” (1862), полное собр. драм У Шекспира в пер. Н. X. Кетчера. Павленков выпустил в 1866—69 первое собр. соч. Д. И. Писарева, дешевые издания (в первую очередь для демократии, читателя), собр. соч. Белинского, Г И. Успенского, Ф. М. Решетникова, Н. В. Шелгунова, однотомники соч. Пушкина и Лермонтова. Павленков приобрел право на издание первого собр. соч. А. И. Герцена, осуществленное преемниками (1905).
Во 2-й пол. 19 в. рус. книжный рынок оказывается в руках крупных капиталистич. фирм: М. О. Вольфа (1825—83), А.Ф. Маркса (1838—1904), A.C. Суворина (1834—1912), И. Д. Сытина (1851—1934). Основанные в 50—70-х гг. фирмы просуществовали до Окт. революции 1917. Гл. место в их продукции занимала худож. лит-ра. Изд-во Вольфа выпускало гл. обр. переводную лит-ру (собр. соч. Гейне, А. Мицкевича, Г. Э. Лессинга, В. Скотта, Ф. Купера и др.). Собр. соч. рус. авторов печатались в серии “Библиотека знаменитых писателей”, дет. книга — в сериях “Золотая библиотека”, “Зеленая библиотека”, “Розовая библиотека” и др. Изд-во А. Маркса выпускало соч. рус. и иностр. классиков, прежде всего в виде бесплатного приложения к журн. “Нива”. Суворин издал серию “Дешевая библиотека” (до 300 выпусков), соч. мн. рус. писателей, классиков заруб, лит-ры. В 1876 началась деятельность крупнейшего дореволюц. изд-ва Сытина, к-рое в огромном количестве выпускало лубочную лит-ру, а также дет. книги, подарочные издания, издания классиков, в т. ч. первое полное собр. соч. Л. Н. Толстого (1913). Нем.-рус. акц. об-во Брокгауз — Ефрон (1890—1929) издавало серию “Библиотека великих писателей” под ред. С. А. Венгерова (собр. соч. Пушкина, Мольера, Шекспира, Ф. Шиллера, Дж. Байрона). Худож. лит-ру, в т.ч. серию “Всемирная библиотека”, выпускало и т-во “Просвещение” (1896—1918). Помимо частных изд-в, соч. рус. писателей выпускала Академия наук. С 1909 выходила серия “Академическая библиотека русских писателей” (полн. собр. соч. Е. А. Баратынского, А. В. Кольцова, Грибоедова, Лермонтова).
Худож. лит-ру, рассчитанную на широкие слои на рода, выпускало изд-во “Посредник” (1884—1925), осн. Л. Н. Толстым и В. Г Чертковым. Прогрес. изд-во -“Знание” (1898—1919), одним из руководителей к-рого был М. Горький, выпустило 40 лит. сб-ков, в которых печатались новые произв. рус. писате лей-реалистов (значение этих сб-ков высоко оценивал В. И Ленин). П. П. Сойкин (1862- 1938) издал 25 собр. соч. рус. и заруб, писателей, в т ч. Н. А. Д бролюбова, Д. Л Мордовцева, Ж. Верна, Ч Дикке са, А Дюма,? Киплинга, А. К Доила, Ф Купера,
M. Рида; нек-рые из них до сих пор являются наиболее полными по составу. Выпущенная изд-вом М. В. и С. В. Сабашниковых (издат. деятельность 1890— 1934) серия “Памятники мировой литературы” включала соч. антич. авторов; неск. выпусков серии посвящены нар. эпосу —“Былины”, “Калевала”, “Эдда” и др. Демократич. изд-во H. E. Парамонова “Донская речь” (1903—07) выпустило сотни названий рус. и заруб, лит-ры, изданных в виде маленьких книжечек ценой по нескольку копеек: произв. Л. Толстого, В. Г. Короленко, К. М. Станюковича, Горького, Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, И. А. Бунина, Г. Гауптмана, О. Мирбо и др. В нач. 20 в. возникают изд-ва, выпускавшие произв. В. Я. Брюсова, А. А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова, Ф. Сологуба и др. писателей-символистов: “Скорпион” (1900—16), “Гриф” (1903—13), “Мусагет” (1910-17), “СирИН” (1912—15). С. Б. Люблинский, А.П. Толстяков.
Литературно-художественные издательства в СССР. Декрет СНК “О государственном издательстве” (29 дек. 1917) определил направления деятельности лит.-худож. изд-в в Сов. России. Декрет предусматривал национализацию авторского права на произв. крупнейших рус. писателей, издание гос-вом их соч. и субсидирование кооперативных и частных изд-в, признаваемых общеполезными. Созданный в целях реализации декрета Лит.-худож. отдел (ЛИТО) Наркомпроса за год деятельности (май 1918—май 1919) выпустил 115 назв. книг и брошюр, в числе к-рых были как собр. соч., так и отд. издания рус. писателей, включенные в серию “Народная библиотека”. Наряду с ЛИТО осенью 1918 М. Горьким было создано финансируемое гос-вом изд-во “Всемирная литература” (1918— 1924), призванное ознакомить рус. читателя с наиболее значит, произв. худож. творчества всех времен и народов. Благодаря субсидиям Наркомпроса функционировали и более мелкие изд-ва, объединявшие разл. группы писателей (“Алконост”, “ИМО”, “Геспериды”, “Полярная звезда” и др.). Значит, место занимала худож. лит-ра в планах универсальных изд-в. Благодаря массовому характеру изданий худож. лит-ры в первые годы Сов. власти их средний тираж по сравнению с дореволюционным возрос в 3,5 раза; средний объем был невелик — ок. 5 печатных листов.
Общий подъем нар,, х-ва, вызванный введением новой экономич. политики, благотворно сказался и на издании худож. лит-ры. Поскольку в тот момент крупнейшее изд-во страны — Госиздаг не могло уделять должного внимания выпуску худож. лит-ры, были образованы специализир. изд-ва. По решению ЦК РКП (б) летом 1922 создается важнейшее из них — артель писателей “Круг” (1922—29), объединившая значит, число писателей, принадлежавших к разл. группировкам (руководитель — А. К. Воронский). Почти одновременно возникли гос.-акционерное об-во “Земля и фабрика” (“ЗИФ”; 1922—30), выпускавшее преим. худож. лит-ру — отечественную и переводную, и основанное вначале как частное, а затем переданное Гос. ин-ту истории иск-в изд-во “Academia” (1922— 1937), отличавшееся высокой культурой худож. оформления изданий и их текстологич. подготовки. Выпущенные этим изд-вом серии “Сокровища мировой литературы”, “Классики мировой литературы”, а также издания памятников рус. худож. лит-ры и лит-ры народов СССР получили всеобщее признание. Несколько позднее образуется гос. издат. т-во “Недра” (1924—32), руководимое Н. С. Ангарским, объединявшее, как и “Круг”, писателей, входивших в разл. группировки (“пролетарские”— А. С. Серафимович, А. Веселый, Н. Н. Ляшко и др., “попутчики”— В. В. Вересаев, С. Н. Сергеев-Ценский, М. А. Булгаков и др.).
Большую роль в издании худож. лит-ры играли также изд-ва “Молодая гвардия”, созд. в I922 по решению 5-го Всерос. съезда комсомола, и находившееся при Главполитпросвете—“Красная новь” (1922— 1924), ориентированное преим. на крест, читателя.
Наряду с ними в 20-х гг. функционировали частные и кооп. изд-ва: “Альциона” (1910—23), принадлежавшее А. М. Кожебаткину, уделявшему особое внимание оформлению изданий; издат. акционер, об-во “М. и С. Сабашниковы”; руководимое Вересаевым и Ангарским “Книгоиздательство писателей в Москве” (1912—23), актив к-рого составили писатели, входившие в кружок ^Среда^; изд-во “Северные дни” (1918—21), объединявшее писателей, не примыкавших ни к каким группировкам (А. Н. Толстой, М. М. Пришвин, А. Соболь, И. А. Новиков, Г. И. Чулков и др.); руководимое E. Ф. Никитиной кооп. изд-во “Никитинские субботники” (1922—31). Особое место в их ряду занимало частно-кооп. изд-во “Время” (1922—34), возглавляемое И. В. Вольфсоном и Г. П. Блоком, к-рое, по словам М. Горького, было “наиболее интересным по подбору книг и по технике изданий”. Специализировавшись на выпуске иностр. лит-ры, “Время” опубл. авторизованные собр. соч. Р. Роллана и С. Цвейга.
В кон. 20-х гг. на внегрупповой основе было открыто кооп. “Изд-во писателей в Ленинграде” (1927—34), первые книги к-рого вышли в 1928. Изд-во начало широко известную серию •“Библиотека поэта”, выпустило ряд ценнейших мемуаров, объединило большую группу ленингр. писателей. Не так значительна роль более крупного по масштабам деятельности изд-ва “Федерация” (1929—33), являвшегося как бы восприемником “Круга”, но на более широкой основе — Федерации объединений сов. писателей. Дет. худож. лит-ру выпускали изд-во “Радуга” (1920—30), принадлежавшее Л. М. Клячко, и изд-во “На помощь деревне и школе” (1923—29) Г. Ф. Мириманова. С первым из них активно сотрудничали С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. С. Житков, В. В. Бианки, А. Л. Барто и др.
Благодаря усилиям как гос., так и частно-кооп. изд-в к 10-летию Сов. власти удалось достигнуть дореволюц. уровня в выпуске худож. лит-ры по числу изданий (тиражи сравнялись еще в 1923 и превышали выпуск 1913 более чем в два раза уже в 1925). Подлинным событием лит. жизни тех лет стали выпущенные в 20-х гг. в сотрудничестве с самими авторами собр. соч. М. Горького, Д. Бедного, В. В. Маяковского, С. А. Есенина (Госиздат), Ф. В. Гладкова, А. С. Неверова, А. С. Новикова-Прибоя, К. А. Тренева, В. Я. Шишкова и др. (“ЗИФ”).
С 1928 начинается перестройка издат. системы Страны, превратившая Госиздат РСФСР в крупнейшего издателя худож. лит-ры. Особое внимание уделяется выпуску произв. классиков, принимается пятилетний перспективный план выпуска классич. лит-ры (1928—32). К работе привлекаются крупнейшие сов. текстологи: С. М. Бонди, Н, К. Гудзий, Н. Н. Гусев, Б. Л. Модзалевский, В. С. Спиридонов, Б. В. Томашевский, К. И. Халабаев, Чуковский, Б. М. Эйхенбаум и др. Процесс типизации сов. изд-в, закончившийся в 1930 образованием ОГИЗ РСФСР (Объединение государственных книжно-журнальных изд-в при Наркомпросе РСФСР), привел к созданию двух крупнейших специализир. изд-в: -“Художественная литературам и ^.Детская литература*. Реорганизация лит.-худож. изд-в совпала с пост. ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций” (23 апр. 1932), сплотившим сов. писателей в единый творч. союз, что, в свою очередь, обусловило объединение изд-ва Моск. т-ва писателей и Изд-ва писателей в Ленинграде в кооп. изд-во ^.Советский писатель·”.
После реорганизации издат. дела центр внимания был перенесен на издание технич. и политич. лит-ры. В начале 30-х гг. удельный вес худож. лит-ры составлял по количеству изданий всего 6,1%, по тиражу
ИЗДА
==117
6,9% выпуска. К кон. 30-х гг. он увеличился соответственно до 11% и 15%. Сложившееся положение вызвало пост. ЦК ВКП(б) “О работе Гослитиздата и тематическом плане издания художественной литературы на 1940 г.”, наметившее ряд мер, призванных “обеспечить систематическое пополнение художественной литературой книжных фондов государственных библиотек и снабжение книжного рынка”. Война в значит, мере помешала реализации постановления. Однако и в труднейших условиях эвакуации многих центр, и респ. изд-в удельный вес худож. лит-ры в общем выпуске повышался. Количество вышедших изданий во время войны колебалось в пределах 2000—2500 книг в год.
Начиная с первых послевоен. лет выпуск худож. лит-ры постоянно увеличивался. В 1981 вышло 9,2 тыс. лит.-худож. изданий тиражом 822,7 млн. экз., что составило соответственно 11,1% и 43,3% общего выпуска книжной продукции. За годы десятой пятилетки (по сравнению с девятой) выпуск худож. и детской лит-ры увеличился на 12% по числу названий и на 30% по тиражам, несмотря на то, что прирост бумажных фондов составил всего лишь 12,8%. Наряду с такими крупными специализир. изд-вами, как “Художественная литература” и “Советский писатель”, лит.-худож. издания выпускают мн. универсальные изд-ва: центральные, республиканские и местные (всего — ок. 90 изд-в).
|